Как Иван Кожедуб американцев сбил

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 08 Мая 2013 в 18:02:32
Под занавес Второй Мировой войны лучшему асу СССР пришлось дважды дать урок летного мастерства зарвавшимся "союзникам".

Кожедуб пополнил свой боевой счёт двумя американскими истребителями Ф-51 "Мустанг", которые по ошибке попытались атаковать его над Берлином, но были немедленно сбиты при отражении атаки. Как рассказывал мне сам Иван Никитович, 17 апреля 1945 года, встретив в воздухе "Летающие крепости" союзников, он заградительной очередью отогнал от них пару "мессершмиттов", но через секунду сам был атакован американскими истребителями прикрытия.


"Кому огня? Мне?! - с возмущением вспоминал Кожедуб полвека спустя. - Очередь была длинной, с большой, в километр, дистанции, с яркими, в отличие от наших и немецких трассирующими снарядами. Из-за большого расстояния было видно, как конец очереди загибается вниз. Я перевернулся и, быстро сблизившись, атаковал крайнего американца (по количеству истребителей в эскорте я уже понял кто это) - в фюзеляже у него что-то взорвалось, он сильно запарил и пошёл со снижением в сторону наших войск. Полупетлёй выполнив боевой разворот, с перевёрнутого положения, я отаковал следующего. Мои снаряды легли очень удачно - самолёт взорвался в воздухе...
Когда напряжение боя спало, настроение у меня было совсем не победным - я ведь уже успел разглядеть белые звёзды на крыльях и фюзеляжах. "Устроят мне... по первое число" - думал я, сажая машину. Но всё обошлось В кабине "Мустанга", приземлившегося на нашей территории, сидел здоровенный негр. На вопрос подоспевших к нему ребят, кто его сбил (вернее, когда этот вопрос смогли перевести) он отвечал: "Фокке-Вульф" с красным носом... Не думаю, что он подыгрывал; не научились ещё тогда союзники смотреть в оба...
Когда проявили плёнки ФКП, главные моменты боя оказались зафиксированы на них очень чётко. Плёнки смотрело и командование полка, и дивизии, и корпуса. Командир дивизии Савицкий, в оперативное подчинение которому мы тогда входили, после просмотра сказал: "Эти победы - в счёт будущей войны". А Павел Фёдорович Чупиков, наш комполка, вскоре отдал мне эти плёнки со словами: "Забери их себе, Иван, и никому не показывай".

Хотя на фронт будущий маршал авиации Иван Никитич Кожедуб попал лишь в 1943-м, его боевой счет выглядит впечатляюще. За два года – 366 вылетов на задание, 120 воздушных боев и 62 сбитых немецких самолета, при том, что самого Кожедуба не сбивали на разу. Более того, из публикаций последних лет видно, что реальный список побед советского аса еще внушительнее. Порочные принципы "социалистического коллективизма" зачастую вынуждали лучших летчиков делиться своими победами с менее способными товарищами, и в результате на фюзеляже истребителя Ла-7 под номером 27 оказалось куда меньше красных звездочек, чем полагалось. Об этом писали и однополчанин Ивана Никитича, прославленный летчик-испытатель Александр Щербаков, и ряд других авторов, однако по настоящему серьезных исследований тема пока не дождалась. Тем не менее, согласно некоторым данным, Кожедуб сбил не 62, а целых 107 вражеских самолетов, пять из которых принадлежали военно-воздушным силам США.

Начавшиеся во второй половине 1944 года столкновения между советскими и американскими авиагруппами отнюдь не были следствием традиционной для любой войны неразберихи. Уже тогда Штаты считали весь европейский континент своей зоной влияния. Однажды командующий американскими ВВС Спаатс даже демонстративно отказался обсуждать с маршалом Жуковым порядок полетов над советской зоной, нахально заявив, что "американская авиация всюду летала, и летала без всяких ограничений". (Г.К.Жуков. Воспоминания и размышления. М., 1971. С.670).

Демонстрируя свое право летать где угодно, штатовское командование заодно проверяло наших "на вшивость", а также отрабатывало методы тотального воздушного террора, ставшие визитной карточкой американской авиации в последующие десятилетия. Мало кому известно, что наряду с бессмысленным с военной точки зрения уничтожением жилых кварталов немецких и японских городов янки не менее свирепо бомбили Югославию. Начало воздушному геноциду положила "кровавая Пасха" 16 апреля 1944 года. В этот день целая авиадивизия тяжелых бомбардировщиков с характерным названием "Либерейтор" ("Освободитель") обрушила на югославские города тысячи бомб, от которых только в Белграде погибло 1 тыс 160 человек. Всего таких налетов было девять, а через 45 лет история, как известно, повторилась. И чтобы подчеркнуть сознательный выбор даты ударов, падающие на Белград бомбы украсила надпись "Счастливой Пасхи!".

Ну, а для первой атаки на Красную Армию четыре десятка тяжелых американских истребителя "Лайтнинг" выбрали тоже символическую дату – 7 ноября 1944 года. В результате штурмовки штаба 6 гвардейского стрелкового корпуса и аэродрома 866-го истребительного авиаполка у города Ниш погибли командир корпуса Герой Советского Союза Григорий Котов и еще 30 человек. Кроме того, были уничтожены два наших самолета и сожжено полтора десятка автомобилей. Лишь когда взлетевшие советские истребители в свою очередь сбили нескольких стервятников, остальные обратились в бегство. Впоследствии свидетель этого боя, летчик Борис Смирнов писал в своих мемуарах, что на карте, найденной в обломках одного из сбитых "Лайтнингов", Ниш был обозначен как воздушная цель. После чего официальной американской версии о потере курса уже мало кто верил.

Летавший над Германией заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиаполка 25-летний майор Кожедуб сталкивался с обнаглевшими "союзниками" дважды. Сначала 22 апреля 1945 года его машину атаковала пара американских истребителей типа "Мустанг", но вскоре им пришлось горько пожалеть о своей наглости. Не прошло и двух минут, как один из "Мустангов" разлетелся на куски, а пилот второго еле успел выпрыгнуть с парашютом.

Еще более жаркий бой с американцами Кожедуб выдержал перед самым Днем Победы, когда эскадрилья нагруженных под завязку бомбовозов типа "Летающая крепость", игнорируя предупредительные выстрелы, вошла в пространство советской оккупационной зоны. Вогнав в землю три многомоторных гиганта, майор обратил в бегство остальных, но включить их в официальный список своих побед ему не позволили. Командир полка Павел Чупиков лишь пошутил, что с американцами подраться придется очень скоро, и в первый же день следующей войны их сбитые машины припишут на его счет задним числом.

Однако и когда уже командующий одной из дивизий 64-го авиакорпуса генерал-майор Кожедуб атаковал штатовские эскадрильи, расчищавшие дорогу "миротворцам" ООН в Корее, новые звезды на его самолете так и не появились. Москва категорически запретило комдиву участвовать в боях, и потому все 264 уничтоженные самолета врага следует отнести на счет учеников Ивана Никитича.


640x260
( 22.74Кб)

640x251
( 22.07Кб)
Комментарии, по рейтингу, по дате
  sergei55 12.05.2013 в 00:53:15   # 269474
Контрагент Да, победили, более двух десятков миллионов наших соотечественников погибло и что?
Как живут старики-победители и побежденные? Не жаль стариков?
так какого черта ты их поливаешь грязью?! это твои великие немцы уничтожали под корень деревни и города, это представители высшей расы придумали газовые камеры и концлагеря где погибла не малая часть от 26 миллионов. и это наш народ поднимал страну из руин и восстановил вопреки, а не благодаря таким как ты
  Арманбек 12.05.2013 в 02:15:07   # 269480
Советский Союз потерял 25 млн человек. Из них непосредственно военные потери, то есть солдаты и офицеры павшие в боях - около 7 млн человек. А остальных просто-напросто истребили "цивилизованные немцы".
Вообще это точные данные, а не то что либератнутые пишут что якобы чуть ли не 45 млн мы потеряли, и то их всех Сталин лично расстрелял.
А вообще больше всех во Второй мировой войне потерял Китай - говорят 40 млн это как минимум. И практически все это истреблённые "утончёными" японцами мирные жители.
  robinson 12.05.2013 в 09:45:28   # 269487
Кожедуба подбили в 43 в начале его боевого пути, ему удалось посадить свой самолет.
По поводу сбитых наших и немцев. В 41-42 в небе господствовали немцы, чтобы заткнуть эту брешь в небе, наших курсантов выпускали из училищ с 8 часами летной практики (говорят, бензина было мало). Для многих из них первый боевой вылет становился последним. В 44-45 ситуация поменялась, в небе господствовали наши.Немецкие генералы жаловались летную практику для их курсантов сократили с 450 часов до 300. Кожедуб до отправки на фронт был не курсантом, а инструктором в училише, летной практики у него было больше.
  Контрагент 12.05.2013 в 12:53:59   # 269508
Sergei55, я - не немец и немцы не мои. 68 лет как война закончилась, геополитическая карта мира неоднократно изменилась, вчерашние союзники стали врагами, и наоборот, и не по одному разу, а вы до сих пор еще воюете, невесть с кем, как тот японский капрал в джунглях Филипин.
Познер, еврей, ненавидящий немцев за Холокост, отдает им должное за то, что они признают и искупают свою вину перед еврейским народом.
Надо уметь отдавать должное, даже бывшему врагу.
Далай-лама называет Мао-Цзэ-Дуна своим великим учителем, хотя период его правления ознаменовался для тибетцев потерей государственности, голодом, разрушением 6000 монастырей и гибелью более ста тысяч человек. Далай-лама говорит, что эта ситуация помогла ему "освободиться от бремени имущества и стать почти простым монахом".
  332-712 12.05.2013 в 15:23:54   # 269512
робинсон, Кожедуба не "подбивали". В его первый, по-настоящему, боевой вылет он вернулся на родной аэродром на изрешеченном самолете, не сбив ни одного самолета. можно сказать, присматривался к противнику))) зато в следующем бою открыл счет...
  arhar 12.05.2013 в 15:55:05   # 269515
Лысый
ты чё за билборд выставил???
  atheist 12.05.2013 в 20:08:02   # 269526
вам еще не надоело спорить? все равно история запутанная. особенно это было в СССР. не скажу что все, но многие факты мягко говоря были приукрашены.
все знают и верили, что в 17м был сделан залп с Авроры, но на самом деле там совсем другой расклад был.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь