Десять фильмов, за которые Казахстану не стыдно
GoodZone 22 Октября 2014 в 10:07:37
Казахстанские фильмы часто участвуют в различных кинофестивалях, периодически получают призы, но, к сожалению, на Родине порой они не настолько известны.
Однако немало в отечественном синематографе таких работ, которые пользуются популярностью у зрителей, но кинокритики относятся к ним несколько скептически. Олег Борецкий, человек, кто посмотрел множество казахстанских фильмов, кинокритик, составил рейтинг картин, которые можно назвать лучшими за последние десять лет.
1. "Хозяева", А. Ержанов, 2014 год. Главные герои, семья из Алматы, вынуждены покинуть город и поселиться в селе, где мать завещала им дом. Однако сталкиваются на своем пути с братом местного главы, который пользуется домом незаконно, и возвращать хозяевам его не спешит. Картина была показана на каннском фестивале, но не в конкурсной программе, что не уменьшает почетности.
2. "Уроки гармонии", Э.Байгазин, 2013 год. Это история 13-летнего мальчика Аслана, который стремится к чистоте и совершенству, стремится контролировать все вокруг, вследствие скрытого расстройства личности. Картина "Уроки гармонии" получила престижный приз на Берлинском кинофестивале "Берлинале" за художественные достоинства.
"Это единственный подлинный казахский фильм по своему ритму, ментальности, по эстетике. Если поглубже в него заглянуть, то можно увидеть все наши пороки, язвы, которые там обыграны с иронией, сатирически. К сожалению, прокатная судьба и того, и другого фильма ("Уроки гармонии" и "Хозяева" не сложилась, и мы сейчас находимся в той ситуации, люди узнают о том или ином фильме от журналистов. А мы в основном всего этого не видели".
3. "Он и она", С. Жолдас, 2013. Он – алматинский студент, сценарист. Она – дерзкая, красивая и бесстрашная. Их встреча приносит в его жизнь хаос и неразбериху, но главное – любовь. Однажды она исчезает из его жизни…
"Хороший, с весенним настроением фильм, приятно снят, неплохой для дебюта. Мне понравилось, что картина, в отличие, от каких-то допотопных картин действительно сделана неплохо, она немного легче, но это не значит что, комедия не может быть в этом рейтинге", - объясняет кинокритик.
4. "Шал", Е. Турсунов, 2012 год. Фильм, снятый по мотивам повести Эрнеста Хэимингуэя "Старик и море". Третья часть ожидается в ноябре, и тогда, по словам Борецкого, можно будет оценить весь замысел режиссера.
"Шал" – оригинальная интерпретация известного сюжета, но сделана с национальным колоритом и проблем, которые касаются и современности. Мне нравится, что Ермек вывел на главную роль Ерболата Тогузакова, который до этого играл в эпизодических ролях, непрофессионального актера. По большому счету он не играл, а просто был собой, - рассказывает Олег Борецкий. – Также в фильме обыграна серьезная, принципиальная тема - идея последних лет, когда люди спорят на тему, какая истинно казахская - тенгрианство и ислам. Однако это разные вещи и сопоставлять их нельзя, так как тенгрианство - это мифология, она более древняя, а ислам - это религия. Мне кажется это достойная картина, которая во многом может претендовать на звание национального фильма".
5. "Келин", Е. Турсунов, 2009 год. Сюжет фильма развивается в доисламский период в 3-4 веках нашей эры. В картине можно увидеть шаманские обряды, а диалогов немного, причем герои разговаривают на древнетюркском языке. "Келин" – первая часть трилогии, задуманной режиссером.
6. "Заблудившийся", А. Сатаев, 2009 год. Семья вынуждена провести ночь в автомобиле, а наутро глава семейства обнаруживает, что его жена и сын пропали. Поиски приводят его в дом в степи, где живут старик и девушка. Герой Андрея мерзликина, сыгравшего главную роль, складывается ощущение, что эти люди знают про его семью и про него, но не хотят говорить. "Если мы говорим об Ахане Сатаева и о его картине "Заблудившийся", которая была не первым его фильмом и где удачно был выбран Андрей Мерзликин - это мистический триллер, который был актуален на то время".
7. "Баксы", Г. Омарова, 2009 год. Повесть о шаманке, которая живет недалеко от автострады в казахской степи. К ней обращаются за помощью люди даже из дальних аулов. Богатый бизнесмен решает выкупить клочок земли, на котором живет Айдай, но она не соглашается, ведь только на этой святой для нее земле она обладает силой. Когда мирные способы исчерпаны, наступает настоящая кровавая война.
"В картине Гуки Омаровой "Баксы" есть составляющие, которые корнями уходят в тот же шаманизм, может быть, какие-то народные традиции, просто элементарно какие-то человеческие чувства. И когда эти бАксы, которые слышатся кому-то в названии фильма, топчут человеческие чувства и застилают глаза, ты плюешь на многие фильмы. Гука Омарова несмотря на то, что она сняла казахскую картину, живет за рубежом, это жена режиссера Сергея Бодрова"
8. "Прощай, Гульсары", А. Амиркулов, 2008. Картина поставлена на основе одноименной повести Чингиза Айтматова. Действие фильма происходит в советском Казахстане, в 50-е годы, и рассказывает о нелегкой жизни киргизского крестьянина-коммуниста Танабая. Вторым главным персонажем в картине является конь Гульсары, верный спутник крестьянина. Фильм получил немало наград, а на V международном кинофестивале “Евразия" картина получила гран-при.
"В год выхода "Прощай Гульсары" не стало Чингиза Айтматова. Но даже если бы этого не произошло, не было бы "предворения" этого фильма, все равно я считаю, что грамотно рассказана человеческая драма, показан конь Гульсары".
9. "Подарок Сталину", Р. Абдрашов, 2008 год. Действие картины разворачивается в Казахстане в 1949 году, во время репрессий, казни, ссылок, но при этом герои фильма – женщина Верка, поляк Ежи, дунганин Фату и кореец Глеб - встречают на своем пути любовь и радость. К юбилею Сталина по Советскому Союзу готовятся подарки для вождя, однако уже готов лучший подарок, а все, что остается героям – жить и надеяться на лучшее.
10. "Немая прохлада", С. Утепбергенов, 2004 год. Фильм поднимает вопросы употребления наркотиков. Двое мужчин волею судьбы оказываются в тюремной камере, где проживает сверчок. сверчка держит в сигаретной пачке старый зек, как единственную связь с природой. Молодой наркоман начинает крючиться от "ломки", а старый заключенный мешает ему "ловить кайф". Между ними завязывается драка. Другой наркоман дает другу по несчастью большую дозу наркотического средства, а старый арестант в это время презрительно следит за его действиями.
***
Делитесь своим мнением в каментах, какой казахстанский фильм достоин быть в десятке
Однако немало в отечественном синематографе таких работ, которые пользуются популярностью у зрителей, но кинокритики относятся к ним несколько скептически. Олег Борецкий, человек, кто посмотрел множество казахстанских фильмов, кинокритик, составил рейтинг картин, которые можно назвать лучшими за последние десять лет.
1. "Хозяева", А. Ержанов, 2014 год. Главные герои, семья из Алматы, вынуждены покинуть город и поселиться в селе, где мать завещала им дом. Однако сталкиваются на своем пути с братом местного главы, который пользуется домом незаконно, и возвращать хозяевам его не спешит. Картина была показана на каннском фестивале, но не в конкурсной программе, что не уменьшает почетности.
2. "Уроки гармонии", Э.Байгазин, 2013 год. Это история 13-летнего мальчика Аслана, который стремится к чистоте и совершенству, стремится контролировать все вокруг, вследствие скрытого расстройства личности. Картина "Уроки гармонии" получила престижный приз на Берлинском кинофестивале "Берлинале" за художественные достоинства.
"Это единственный подлинный казахский фильм по своему ритму, ментальности, по эстетике. Если поглубже в него заглянуть, то можно увидеть все наши пороки, язвы, которые там обыграны с иронией, сатирически. К сожалению, прокатная судьба и того, и другого фильма ("Уроки гармонии" и "Хозяева" не сложилась, и мы сейчас находимся в той ситуации, люди узнают о том или ином фильме от журналистов. А мы в основном всего этого не видели".
3. "Он и она", С. Жолдас, 2013. Он – алматинский студент, сценарист. Она – дерзкая, красивая и бесстрашная. Их встреча приносит в его жизнь хаос и неразбериху, но главное – любовь. Однажды она исчезает из его жизни…
"Хороший, с весенним настроением фильм, приятно снят, неплохой для дебюта. Мне понравилось, что картина, в отличие, от каких-то допотопных картин действительно сделана неплохо, она немного легче, но это не значит что, комедия не может быть в этом рейтинге", - объясняет кинокритик.
4. "Шал", Е. Турсунов, 2012 год. Фильм, снятый по мотивам повести Эрнеста Хэимингуэя "Старик и море". Третья часть ожидается в ноябре, и тогда, по словам Борецкого, можно будет оценить весь замысел режиссера.
"Шал" – оригинальная интерпретация известного сюжета, но сделана с национальным колоритом и проблем, которые касаются и современности. Мне нравится, что Ермек вывел на главную роль Ерболата Тогузакова, который до этого играл в эпизодических ролях, непрофессионального актера. По большому счету он не играл, а просто был собой, - рассказывает Олег Борецкий. – Также в фильме обыграна серьезная, принципиальная тема - идея последних лет, когда люди спорят на тему, какая истинно казахская - тенгрианство и ислам. Однако это разные вещи и сопоставлять их нельзя, так как тенгрианство - это мифология, она более древняя, а ислам - это религия. Мне кажется это достойная картина, которая во многом может претендовать на звание национального фильма".
5. "Келин", Е. Турсунов, 2009 год. Сюжет фильма развивается в доисламский период в 3-4 веках нашей эры. В картине можно увидеть шаманские обряды, а диалогов немного, причем герои разговаривают на древнетюркском языке. "Келин" – первая часть трилогии, задуманной режиссером.
6. "Заблудившийся", А. Сатаев, 2009 год. Семья вынуждена провести ночь в автомобиле, а наутро глава семейства обнаруживает, что его жена и сын пропали. Поиски приводят его в дом в степи, где живут старик и девушка. Герой Андрея мерзликина, сыгравшего главную роль, складывается ощущение, что эти люди знают про его семью и про него, но не хотят говорить. "Если мы говорим об Ахане Сатаева и о его картине "Заблудившийся", которая была не первым его фильмом и где удачно был выбран Андрей Мерзликин - это мистический триллер, который был актуален на то время".
7. "Баксы", Г. Омарова, 2009 год. Повесть о шаманке, которая живет недалеко от автострады в казахской степи. К ней обращаются за помощью люди даже из дальних аулов. Богатый бизнесмен решает выкупить клочок земли, на котором живет Айдай, но она не соглашается, ведь только на этой святой для нее земле она обладает силой. Когда мирные способы исчерпаны, наступает настоящая кровавая война.
"В картине Гуки Омаровой "Баксы" есть составляющие, которые корнями уходят в тот же шаманизм, может быть, какие-то народные традиции, просто элементарно какие-то человеческие чувства. И когда эти бАксы, которые слышатся кому-то в названии фильма, топчут человеческие чувства и застилают глаза, ты плюешь на многие фильмы. Гука Омарова несмотря на то, что она сняла казахскую картину, живет за рубежом, это жена режиссера Сергея Бодрова"
8. "Прощай, Гульсары", А. Амиркулов, 2008. Картина поставлена на основе одноименной повести Чингиза Айтматова. Действие фильма происходит в советском Казахстане, в 50-е годы, и рассказывает о нелегкой жизни киргизского крестьянина-коммуниста Танабая. Вторым главным персонажем в картине является конь Гульсары, верный спутник крестьянина. Фильм получил немало наград, а на V международном кинофестивале “Евразия" картина получила гран-при.
"В год выхода "Прощай Гульсары" не стало Чингиза Айтматова. Но даже если бы этого не произошло, не было бы "предворения" этого фильма, все равно я считаю, что грамотно рассказана человеческая драма, показан конь Гульсары".
9. "Подарок Сталину", Р. Абдрашов, 2008 год. Действие картины разворачивается в Казахстане в 1949 году, во время репрессий, казни, ссылок, но при этом герои фильма – женщина Верка, поляк Ежи, дунганин Фату и кореец Глеб - встречают на своем пути любовь и радость. К юбилею Сталина по Советскому Союзу готовятся подарки для вождя, однако уже готов лучший подарок, а все, что остается героям – жить и надеяться на лучшее.
10. "Немая прохлада", С. Утепбергенов, 2004 год. Фильм поднимает вопросы употребления наркотиков. Двое мужчин волею судьбы оказываются в тюремной камере, где проживает сверчок. сверчка держит в сигаретной пачке старый зек, как единственную связь с природой. Молодой наркоман начинает крючиться от "ломки", а старый заключенный мешает ему "ловить кайф". Между ними завязывается драка. Другой наркоман дает другу по несчастью большую дозу наркотического средства, а старый арестант в это время презрительно следит за его действиями.
***
Делитесь своим мнением в каментах, какой казахстанский фильм достоин быть в десятке
|