Президент Турции хочет закрыть лицеи в Казахстане
admin 24 Мая 2015 в 09:13:42
Глава Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган обратился к правительствам ряда стран, среди них Казахстан и Таджикистан, с просьбой запретить функционирование в своих странах турецких лицеев, которые финансируются со стороны главного политического противника Р. Эрдогана Фетхуллаха Гюлена.
Ранее казахстанские власти отмечали, что не намерены закрывать одни из лучших учебных заведений в стране.
Противник Р. Эрдогана был вынужден бежать из Турции и осесть в США из-за преследований в родной стране по политическим убеждениям. Он считается главным идейным противником автократичного турецкого лидера, который за последние годы практически на корню уничтожил любые проявления инакомыслия и оппозиционности. Живущий сейчас в США Ф. Гюлен обвиняется турецкой стороной в шпионаже, создании преступной группы и попытки свержения власти. Сам Эрдоган уверяет, что турецкие лицеи, функционирующие в десятках стран мира, распространяют идеи радикального ислама и растят религиозных фанатиков, специалисты называют их светскими учебными заведениями, в которых можно получить хорошее образование.
Закрывать не будут
В апреле 2014 года минобразование РК сообщило, что не намерено закрывать турецкие лицеи в Казахстане. Тогда директор департамента дошкольного и среднего образования МОН Казахстана Жаныл Жонтаева пояснил, что турецкие власти не могут повлиять на работу этих школ.
«Они финансируются из местного бюджета. Являются уполномоченным органом, администратором этих программ являются акиматы областные. Они работают по государственным учебным программам, которые разработаны Национальной академией имени Ыбрая Алтынсарина. Утверждены Министерством образования и науки. И он зарегистрирован в Министерстве юстиции. На сегодняшний день о закрытии вопрос вообще не стоит», - отметила она.
В Казахстане функционирует 30 турецких лицеев, входящих в сотню спецшкол для одаренных детей, где обучается свыше 8 тыс. учащихся.
На сегодня в республике открыто 30 казахстанско-турецких лицеев. Они входят в 100 специализированных школ страны для одаренных детей. В них обучается более восьми тысяч учащихся. Из восьмисот педагогов 86% являются казахстанскими кадрами.
"Проблема турецких школ за рубежом является злободневной на сегодня. Причиной тому стали письма с жалобами, написанные в зарубежных странах и порочащие Турцию. Раньше мы всячески поддерживали эти школы и при каждой поездке за границу посещали их. Сейчас же работающие за рубежом граждане и руководители неправительственных организаций пишут оскверняющие письма против Турции, против своей Родины. Теперь стало ясно, на кого они работают. И мы должны принять меры к ним", - ранее отмечал министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглы.
Неоднозначные лицеи
Исследователь Евразийского научно-исследовательского института Расул Арин сказал, что ситуация относительно этих школ весьма неоднозначная. Здесь переплетаются религия, политика и образование. И каждая сторона в силу своего восприятия видит лишь один из указанных аспектов. Он считает, что нужно признать качество знаний получаемых в стенах таких лицеев.
«Важно понимать и то, что эта организация не ограничивается лишь образовательной деятельностью и обладает высоким уровнем самоорганизации вне стен этих школ. То есть после окончания этих школ выпускники продолжают активно поддерживать отношения в виде своих сообществ, оказывая финансовую поддержку школам и учащимся. Даже не учитывая их количества, получаемые ими высокие знания и последующая возможность занятия высоких должностей, намного усиливают потенциал этого сообщества в качественном плане. Подобные примеры такой высокой самоорганизации и поддержки связей между выпускниками можно наблюдать в западных странах на примере закрытых университетских клубов, например, университеты Лиги плюща. Важным элементом тут является «структурная сила», которой обладают турецкие лицеи, представители определенной группы занимают важные и ответственные места в структуре государства и впоследствии могут влиять на процесс принятия государственных решений. Плохо это или хорошо покажет время. Но факт остается в том, что они не подчинены ни Казахстану, ни Турции, так как от них напрямую не зависят», - заметил Расул Арин.
Политолог Ерлан Саиров заметил, что в турецком обществе существуют глубинные традиции разного рода орденов, которые в той или иной мере влияли на политику государства. Личное противостояние Реджеп Эрдогана и Фетхуллах Гулена такого же порядка, но, «отзвуки» этой борьбы давно уже вышли за рамки самой страны и теперь коснулись и Казахстан. По его словам эти заведения создают в некотором роде альтернативу традиционной системе образования в стране, поэтому играют роль стабилизатора сферы среднего образования. Хотя взаимоотношения между двумя странами дружеские, носят стратегический характер, но по его словам, на столь радикальные шаги как закрытие лицеев власти Казахстана не пойдут. Уже укоренились традиции преподавания, выросли целые поколения выпускников турецких лицеев, которые работают в разных сферах РК, заметил г-н Саиров.
Уровень образования вне сомнений
Тюрколог, эксперт по странам Ближнего Востока Александр Сотниченко рассказал, что лицеи, работающие по системе Ф.Гюлена известны во всем мире как учебные заведения, предоставляющие действительно высококачественное образование.
«Мне приходилось неоднократно бывать в этих школах, встречаться с директорами, учениками и преподавателями. Как правило, эти заведения дают исключительно светское образование. Мои турецкие друзья, чьи дети посещают эти школы, напротив, жалуются на "излишнюю светскость" образования в таких школах. К сожалению, эти действительно хорошие образовательные учреждения стали жертвой политического противостояния в Турции. В целом, это довольно обычная ситуация. Часто общественные организации, занимающиеся культурой и образованием, а также торговые компании и производства становятся предметом диалога между правительствами государств. Для Казахстана наилучшим выходом было бы внимательное изучение практики деятельности турецких школ и создания собственной сети элитных лицеев, превосходящих их по качеству предоставляемого образования. Тогда никакие политические баталии не повлияют на статус образования в республике», - сказал он.
Заместитель генерального директора информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства Юлия Якушева не считает вопрос закрытия турецких лицеев принципиальным в отношениях Казахстана и Турции. Вряд ли отказ Казахстана от их закрытия окажет существенное негативное влияние на близкие союзнические отношения двух стран, заметила она. Это связано с тем, что Астана занимает особое положение в числе центральноазиатских партнеров Анкары, и может себе позволить иметь самостоятельную позицию по всем вопросом межгосударственных отношений.
«Турция, воспринимая Казахстан как равноправного партнера, и не станет «лезть в бутылку» и создавать зону напряженности. Это был бы контрпродуктивный непрагматичный шаг, несвойственный турецкой дипломатии. Кроме того, Анкара, обращаясь к государствам закрыть лицеи по политическим мотивам, не может не осознавать уязвимость своей позиции. Да и турецкие лицеи в Казахстане сложно заподозрить в политической ангажированности или тем более экстремисткой деятельности, поскольку эти учебные учреждения полностью вписаны в государственную образовательную систему и находятся под контролем власти», - сказала она.
Быть начеку
Расул Арин заметил, что турецкие лицеи уже закрыты в ряде соседних государств, но по разным причинам. Если в Узбекистане лицеи были закрыты после ухудшения узбекско-турецких отношений, то в прошлом году в Азербайджане президент Ильхам Алиев проявил свою лояльность близкому и стратегическому партнеру и закрыл неугодные уже самому правительству Турции школы.
«Как можно видеть в каждом государстве свои причины для сохранения или закрытия этих лицеев, то есть каждое государство исходить из своих личных соображений. Закрытие лицеев в Казахстане может показать лояльность РК Турции, а отказ, напротив, может означать самостоятельность Астаны от влияния Турции. Но также отказ от закрытия школ может быть воспринят как признак роста влияние сети выпускников школ в Казахстане. Хотя с практической точки зрения это также неэффективное решение, ведь через эти школы проходят большое количество одаренных и способных детей. Поэтому, на мой взгляд, несмотря на наличие некоторой угрозы, стоит сохранить эти школы, но с большим контролем государства и отслеживанием дальнейшей деятельности выпускников для предотвращения их усиления и сохранения баланса сил», - сказал Р. Арин.
http://www.kursiv.kz/news/details/vlast/erdogansterskoe_predlozhenie_prezident_turtsii_khochet_zakryt_litsei_v_kazakhstane/
Ранее казахстанские власти отмечали, что не намерены закрывать одни из лучших учебных заведений в стране.
Противник Р. Эрдогана был вынужден бежать из Турции и осесть в США из-за преследований в родной стране по политическим убеждениям. Он считается главным идейным противником автократичного турецкого лидера, который за последние годы практически на корню уничтожил любые проявления инакомыслия и оппозиционности. Живущий сейчас в США Ф. Гюлен обвиняется турецкой стороной в шпионаже, создании преступной группы и попытки свержения власти. Сам Эрдоган уверяет, что турецкие лицеи, функционирующие в десятках стран мира, распространяют идеи радикального ислама и растят религиозных фанатиков, специалисты называют их светскими учебными заведениями, в которых можно получить хорошее образование.
Закрывать не будут
В апреле 2014 года минобразование РК сообщило, что не намерено закрывать турецкие лицеи в Казахстане. Тогда директор департамента дошкольного и среднего образования МОН Казахстана Жаныл Жонтаева пояснил, что турецкие власти не могут повлиять на работу этих школ.
«Они финансируются из местного бюджета. Являются уполномоченным органом, администратором этих программ являются акиматы областные. Они работают по государственным учебным программам, которые разработаны Национальной академией имени Ыбрая Алтынсарина. Утверждены Министерством образования и науки. И он зарегистрирован в Министерстве юстиции. На сегодняшний день о закрытии вопрос вообще не стоит», - отметила она.
В Казахстане функционирует 30 турецких лицеев, входящих в сотню спецшкол для одаренных детей, где обучается свыше 8 тыс. учащихся.
На сегодня в республике открыто 30 казахстанско-турецких лицеев. Они входят в 100 специализированных школ страны для одаренных детей. В них обучается более восьми тысяч учащихся. Из восьмисот педагогов 86% являются казахстанскими кадрами.
"Проблема турецких школ за рубежом является злободневной на сегодня. Причиной тому стали письма с жалобами, написанные в зарубежных странах и порочащие Турцию. Раньше мы всячески поддерживали эти школы и при каждой поездке за границу посещали их. Сейчас же работающие за рубежом граждане и руководители неправительственных организаций пишут оскверняющие письма против Турции, против своей Родины. Теперь стало ясно, на кого они работают. И мы должны принять меры к ним", - ранее отмечал министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглы.
Неоднозначные лицеи
Исследователь Евразийского научно-исследовательского института Расул Арин сказал, что ситуация относительно этих школ весьма неоднозначная. Здесь переплетаются религия, политика и образование. И каждая сторона в силу своего восприятия видит лишь один из указанных аспектов. Он считает, что нужно признать качество знаний получаемых в стенах таких лицеев.
«Важно понимать и то, что эта организация не ограничивается лишь образовательной деятельностью и обладает высоким уровнем самоорганизации вне стен этих школ. То есть после окончания этих школ выпускники продолжают активно поддерживать отношения в виде своих сообществ, оказывая финансовую поддержку школам и учащимся. Даже не учитывая их количества, получаемые ими высокие знания и последующая возможность занятия высоких должностей, намного усиливают потенциал этого сообщества в качественном плане. Подобные примеры такой высокой самоорганизации и поддержки связей между выпускниками можно наблюдать в западных странах на примере закрытых университетских клубов, например, университеты Лиги плюща. Важным элементом тут является «структурная сила», которой обладают турецкие лицеи, представители определенной группы занимают важные и ответственные места в структуре государства и впоследствии могут влиять на процесс принятия государственных решений. Плохо это или хорошо покажет время. Но факт остается в том, что они не подчинены ни Казахстану, ни Турции, так как от них напрямую не зависят», - заметил Расул Арин.
Политолог Ерлан Саиров заметил, что в турецком обществе существуют глубинные традиции разного рода орденов, которые в той или иной мере влияли на политику государства. Личное противостояние Реджеп Эрдогана и Фетхуллах Гулена такого же порядка, но, «отзвуки» этой борьбы давно уже вышли за рамки самой страны и теперь коснулись и Казахстан. По его словам эти заведения создают в некотором роде альтернативу традиционной системе образования в стране, поэтому играют роль стабилизатора сферы среднего образования. Хотя взаимоотношения между двумя странами дружеские, носят стратегический характер, но по его словам, на столь радикальные шаги как закрытие лицеев власти Казахстана не пойдут. Уже укоренились традиции преподавания, выросли целые поколения выпускников турецких лицеев, которые работают в разных сферах РК, заметил г-н Саиров.
Уровень образования вне сомнений
Тюрколог, эксперт по странам Ближнего Востока Александр Сотниченко рассказал, что лицеи, работающие по системе Ф.Гюлена известны во всем мире как учебные заведения, предоставляющие действительно высококачественное образование.
«Мне приходилось неоднократно бывать в этих школах, встречаться с директорами, учениками и преподавателями. Как правило, эти заведения дают исключительно светское образование. Мои турецкие друзья, чьи дети посещают эти школы, напротив, жалуются на "излишнюю светскость" образования в таких школах. К сожалению, эти действительно хорошие образовательные учреждения стали жертвой политического противостояния в Турции. В целом, это довольно обычная ситуация. Часто общественные организации, занимающиеся культурой и образованием, а также торговые компании и производства становятся предметом диалога между правительствами государств. Для Казахстана наилучшим выходом было бы внимательное изучение практики деятельности турецких школ и создания собственной сети элитных лицеев, превосходящих их по качеству предоставляемого образования. Тогда никакие политические баталии не повлияют на статус образования в республике», - сказал он.
Заместитель генерального директора информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства Юлия Якушева не считает вопрос закрытия турецких лицеев принципиальным в отношениях Казахстана и Турции. Вряд ли отказ Казахстана от их закрытия окажет существенное негативное влияние на близкие союзнические отношения двух стран, заметила она. Это связано с тем, что Астана занимает особое положение в числе центральноазиатских партнеров Анкары, и может себе позволить иметь самостоятельную позицию по всем вопросом межгосударственных отношений.
«Турция, воспринимая Казахстан как равноправного партнера, и не станет «лезть в бутылку» и создавать зону напряженности. Это был бы контрпродуктивный непрагматичный шаг, несвойственный турецкой дипломатии. Кроме того, Анкара, обращаясь к государствам закрыть лицеи по политическим мотивам, не может не осознавать уязвимость своей позиции. Да и турецкие лицеи в Казахстане сложно заподозрить в политической ангажированности или тем более экстремисткой деятельности, поскольку эти учебные учреждения полностью вписаны в государственную образовательную систему и находятся под контролем власти», - сказала она.
Быть начеку
Расул Арин заметил, что турецкие лицеи уже закрыты в ряде соседних государств, но по разным причинам. Если в Узбекистане лицеи были закрыты после ухудшения узбекско-турецких отношений, то в прошлом году в Азербайджане президент Ильхам Алиев проявил свою лояльность близкому и стратегическому партнеру и закрыл неугодные уже самому правительству Турции школы.
«Как можно видеть в каждом государстве свои причины для сохранения или закрытия этих лицеев, то есть каждое государство исходить из своих личных соображений. Закрытие лицеев в Казахстане может показать лояльность РК Турции, а отказ, напротив, может означать самостоятельность Астаны от влияния Турции. Но также отказ от закрытия школ может быть воспринят как признак роста влияние сети выпускников школ в Казахстане. Хотя с практической точки зрения это также неэффективное решение, ведь через эти школы проходят большое количество одаренных и способных детей. Поэтому, на мой взгляд, несмотря на наличие некоторой угрозы, стоит сохранить эти школы, но с большим контролем государства и отслеживанием дальнейшей деятельности выпускников для предотвращения их усиления и сохранения баланса сил», - сказал Р. Арин.
http://www.kursiv.kz/news/details/vlast/erdogansterskoe_predlozhenie_prezident_turtsii_khochet_zakryt_litsei_v_kazakhstane/
|