Show Must Go On
danilov 09 Декабря 2017 в 09:15:39
Сегодня востребованы не реальные политики, а массовики-затейники
До конца 2017-го осталось три недели. Следовательно, уже можно подводить предварительные итоги и делать какие-то прогнозы: каким был уходящий и что ждет Казахстан в 2018 году? На эти вопросы нашему корреспонденту отвечает политолог Данияр АШИМБАЕВ.
- Я не могу сказать, что этот год для нашей страны был богат достижениями или провалами. По большому счету, можно, конечно, найти какие-то отдельные успехи, но они незначительные. На мой взгляд, за последнее время ничего экстраординарного - того, что отличало бы нынешний год от предыдущих, не было. Да, были политические конфликты, громкие коррупционные скандалы, громкие политические уголовные дела, не было выборов, была смена идеологического курса. Но все это нельзя назвать ни достижениями, ни провалами. Потому что каждое из этих событий имеет несколько граней.
Взять ту же историю с Киргизией, которая последний месяц является любимой темой в Казахстане. Здесь смешался большой подводный пласт и экономических, и криминальных проблем, а также давняя история взаимных претензий. Это все вырвалось наружу. И эта кампания по даче отповеди Алмазбеку АТАМБАЕВУ (с недавних пор уже экс-президент Киргизии. - Р. Б.) выглядит достаточно унылой и непродуманной, как, в принципе, и многие другие дела.
О многих вещах мы с вами уже неоднократно говорили. Тот же бензиновый кризис. Или непонятное движение бюджетных средств, странные процессы в квазигосударственном секторе. Каждое такое явление по отдельности можно как-то разобрать, проанализировать. Но какой-то единой логики или, более того, соответствия заявляемым принципам в последнее время не наблюдается. И нынешний год в этом плане, к сожалению, стал одним из наиболее скучных.
Другими словами, 2017 год не самый худший, но и далеко не самый лучший в истории Казахстана.
- Раз уж вы затронули отношения между Астаной и Бишкеком, хотелось бы остановиться на этой теме подробнее. Новый президент Кыргызстана Сооронбай ЖЭЭНБЕКОВ, вступивший в должность 24 ноября, на церемонии инаугурации заявил, что продолжит идти путем своего предшественника Атамбаева, и призвал соседей “не вмешиваться во внутренние дела Кыргызстана”. Как, на ваш взгляд, теперь будут развиваться отношения между нашими странами?
- Отношения наших стран всегда имеют две грани. С одной стороны, они добрососедские, поскольку Киргизия не может без Казахстана, да и Казахстан не может без Киргизии. С другой - есть масса старых обид как исторических, так и современных - претензий по торговле, экономике, пограничному режиму и т. д., которые периодически прорываются наружу.
Атамбаев уже перевернул свою президентскую страничку. Жээнбекову же нужно выстраивать отношения с Астаной заново. И для новичка-президента “лаять” на политического патриарха Назарбаева будет, мягко говоря, глупо. Ему нужно выстраивать более прагматичные и рабочие отношения.
- А что изменилось во внутренней политике Казахстана? Кто из политиков укрепил свои позиции, а кто, наоборот, их утратил?
- В идеологическом плане видно смещение приоритетов в связи со сменой руководства данным блоком и заменой, грубо говоря, социальной модернизации на духовную - без евразийства, но с латиницей.
Если рассматривать внутреннюю политику с точки зрения партийно-политического процесса, то ситуация осталась во многом прежней. С одной стороны, мы по-прежнему видим доминирование партии “Нур Отан”, которую с двух сторон подпирают КНПК и “Ак жол”, и практически окончательную деградацию мелких парторганизаций, о которых в последние годы практически ничего уже не слышно. С другой - мы видим, что “Нур Отан” пытается найти сейчас какую-то свою роль в этой системе.
Президент поставил задачу по модернизации партии, но не очень ее конкретизировал. В итоге партия для своего продвижения выбрала элементы шоу - собирает лайки от пользователей Facebook. Но реально в той системе власти, которая сложилась в Казахстане, президентская партия может играть только две роли: мобилизация президентского электората на выборах с акцентом на оглушительный результат голосования и/или дополнительная и личная вертикаль президентской власти, позволяющая контролировать эффективность исполнительной ветви. Как это было, к примеру, при Нурлане НИГМАТУЛИНЕ (первый зампред партии “Нур Отан” в 2009-2012 годах, ныне председатель мажилиса. - Р. Б.). Тогда “Нур Отан”, имея большинство в маслихатах, жестко подстегивал исполнительную власть, фактически играя роль и партии власти, и конструктивной оппозиции. Такая модель позволяла стабилизировать политическую систему, минимизировав политические и социальные риски.
Сейчас же вокруг партии возникла определенная пауза. Мухтар КУЛ-МУХАММЕД (зампред партии “Нур Отан”. - Р. Б.) имеет хороший потенциал и политический опыт, но ему явно не дают развернуться. Стало понятно, что роль дополнительной вертикали власти никто партии отводить не собирается, а выборов пока не предвидится. Поэтому “Нур Отан”, не являясь самостоятельным политическим институтом, может играть только имитационную роль, заполняя сцены нашей политической жизни различными тематическими шоу. И на этом пока ход мысли останавливается. Сейчас максимальным спросом наверху пользуются не реальные политики и специалисты, а массовики-затейники.
- Основным инициатором сбора лайков и, собственно, их сборщиком стал новый секретарь партии, в прошлом аким Шымкента Габидулла АБДРАХИМОВ. За месяц пребывания на новом посту он успел развить бурную деятельность по ее “модернизации”. Недавно заявил, что партия “Нур Отан” намерена выступить с несколькими предложениями. В частности, речь идет о создании онлайн-площадки для сбора петиций, об изменении подхода к назначению акимов, чтобы граждане могли предварительно голосовать за того или иного кандидата на эту должность, и потом уже фигуру победителя этого народного голосования предлагается согласовывать с администрацией президента. Третье предложение - сократить центральный совет “Жас Отана” (молодежное крыло партии) с 50 до 33 человек и ввести выборность членов этого совета. Как вы оцениваете эти инициативы?
- Карьера Абдрахимова долгое время шла по восходящей. Он вырос в команде Заутбека ТУРИСБЕКОВА (бывший высокопоставленный чиновник, экс-секретарь партии “Нур Отан”, ныне первый заместитель председателя Всемирной ассоциации казахов. - Р. Б.), дважды был председателем Агентства по делам госслужбы, потом перешел в команду Карима МАСИМОВА (бывший премьер-министр, ныне председатель Комитета нацбезопасности. - Р. Б.), возглавив канцелярию главы правительства. Затем Абдрахимов был назначен главой Агентства по защите конкуренции, работал замруководителя администрации президента. Однако позже оказался втянутым в скандальную историю (имеется в виду конфликт между Алиби ЖУМАГУЛОВЫМ и бизнесменом Кайратом ЖАМАЛИЕВЫМ, произошедший в 2015 году, к которому Абдрахимов якобы был причастен. Однако тогда же Абдрахимов в соцсетях опубликовал пост, заявив, что не имеет никакого отношения к этому делу. К слову, тогда же Абдрахимов заявил журналисту Гульнаре БАЖКЕНОВОЙ, что у него есть вторая жена. - Р. Б.), и был сослан в Шымкент.
Многие ожидали, что он станет акимом области, но он получил назначение на должность мэра облцентра, что по сравнению с его предыдущей должностью (не говоря уже о его амбициях) было серьезным понижением. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на посту акима Шымкента Абдрахимов развел активную деятельность по улучшению своего имиджа: рекламировал каждый свой шаг, побеждал в каких-то конкурсах и рейтингах и т. д.
Нынешнее же возвращение Абдрахимова в Астану имеет разные трактовки. Первая - “его попросили из области”, поскольку он не вписался в команду нового акима региона Жансеита ТУЙМЕБАЕВА (назначен в октябре 2016 года. - Р. Б.). Вторая - учитывая склонность Абдрахимова к самопиару, его перевели в “Нур Отан”, поскольку на общественно-политической сцене страны сейчас наблюдается дефицит “живых исполнителей”, которые сами себя разрекламируют, идеи какие-нибудь предложат да еще споют и станцуют. То есть приход Абдрахимова - попытка оптимизировать партию хотя бы с точки зрения пиара.
Инициативы, которые он выдвинул в партии, мягко говоря, несерьезные. Взять то же выдвижение кандидатов на должности акимов областных центров. У партии в этом процессе нет никакой роли, поскольку их назначение - это все же прерогатива акима области и администрации президента, и вряд ли им интересны итоги каких-то SMS-голосований за кандидатов. В этих заявлениях нет ничего, кроме саморекламы.
Что же касается реальной политики, то здесь ситуация достаточно интересная. Мы видим, что в последнее время идет усиление полномочий КНБ во главе с Каримом Масимовым, усиление полномочий и политического влияния руководителя администрации президента Адильбека ДЖАКСЫБЕКОВА, что делает две эти фигуры крайне ответственными за функционирование нынешней политической системы.
Есть масса вопросов к работе правительства, на которое в свое время возлагали большие надежды. Но текущая ситуация показывает, что правительство исправно наступает на одни и те же грабли в вопросах борьбы с инфляцией или в той же теме бензинового кризиса. Плюс провал некоторых поручений президента, в частности замораживание темы медицинского страхования, мораторий на некоторые нормы Земельного кодекса и т. д.
По сути, исполнительная власть, если брать каждого вице-премьера, акима или министра по отдельности, производит неплохое впечатление, но в целом правительство на текущий момент показывает себя как неэффективный орган управления. Ему явно не хватает прагматичности. Достаточно вспомнить недавние скандалы, сотрясавшие здравоохранение, культуру, социальное обеспечение, систему распределения бюджетных средств. Да и ситуация на финансовом рынке достаточно удручающая. Причем аффилированность крупных чиновников с финансовыми институтами с каждым днем становится все более очевидной, и это препятствует принятию здравых решений.
- Для решения этих проблем нужны кардинальные меры, такие как смена премьер-министра, или же достаточно обойтись заменой пары-тройки министров?
- Вопрос не в том, чтобы менять премьера или отдельных министров. Вопрос в том, есть ли у нас фигуры, способные проводить эффективный курс и брать на себя ответственность за это.
- Этой проблеме, на мой взгляд, уже лет 25…
- Да. На данный момент есть фигуры, способные принимать решения по острым вопросам, способные держать удар, имеющие свое видение бюджетной, макроэкономической и индустриальной политики. Но проблема в том, что многие из этого списка эффективных чиновников фигурируют и в другом списке - известных политических и коррупционных скандалистов. На данный момент, мне кажется, следует признать: других фигур в обойме у нас нет. И вот эта ситуация становится самовоспроизводящейся.
- Каким будет следующий год в политическом плане? Чего ждать?
- Сокращение так называемой кормовой базы будет провоцировать - и уже провоцирует - элитное противостояние. Намечается большое количество конфликтных зон, обусловленных борьбой за финансовые потоки, за рычаги распределения этих потоков, рычаги, способствующие приходу к власти в будущем. Вся эта борьба будет проходить на фоне максимального желания не переводить ее в публичную сферу. Одним словом, напряженность будет расти, страсти - накаляться, а ситуация в экономике вряд ли улучшится, ведь ни у кого не будет ни времени, ни желания этим заниматься. Вот почему давать какие-либо позитивные прогнозы на наступающий год очень сложно.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ
http://www.time.kz/articles/moment/2017/12/08/58132-show-must-go-on
До конца 2017-го осталось три недели. Следовательно, уже можно подводить предварительные итоги и делать какие-то прогнозы: каким был уходящий и что ждет Казахстан в 2018 году? На эти вопросы нашему корреспонденту отвечает политолог Данияр АШИМБАЕВ.
- Я не могу сказать, что этот год для нашей страны был богат достижениями или провалами. По большому счету, можно, конечно, найти какие-то отдельные успехи, но они незначительные. На мой взгляд, за последнее время ничего экстраординарного - того, что отличало бы нынешний год от предыдущих, не было. Да, были политические конфликты, громкие коррупционные скандалы, громкие политические уголовные дела, не было выборов, была смена идеологического курса. Но все это нельзя назвать ни достижениями, ни провалами. Потому что каждое из этих событий имеет несколько граней.
Взять ту же историю с Киргизией, которая последний месяц является любимой темой в Казахстане. Здесь смешался большой подводный пласт и экономических, и криминальных проблем, а также давняя история взаимных претензий. Это все вырвалось наружу. И эта кампания по даче отповеди Алмазбеку АТАМБАЕВУ (с недавних пор уже экс-президент Киргизии. - Р. Б.) выглядит достаточно унылой и непродуманной, как, в принципе, и многие другие дела.
О многих вещах мы с вами уже неоднократно говорили. Тот же бензиновый кризис. Или непонятное движение бюджетных средств, странные процессы в квазигосударственном секторе. Каждое такое явление по отдельности можно как-то разобрать, проанализировать. Но какой-то единой логики или, более того, соответствия заявляемым принципам в последнее время не наблюдается. И нынешний год в этом плане, к сожалению, стал одним из наиболее скучных.
Другими словами, 2017 год не самый худший, но и далеко не самый лучший в истории Казахстана.
- Раз уж вы затронули отношения между Астаной и Бишкеком, хотелось бы остановиться на этой теме подробнее. Новый президент Кыргызстана Сооронбай ЖЭЭНБЕКОВ, вступивший в должность 24 ноября, на церемонии инаугурации заявил, что продолжит идти путем своего предшественника Атамбаева, и призвал соседей “не вмешиваться во внутренние дела Кыргызстана”. Как, на ваш взгляд, теперь будут развиваться отношения между нашими странами?
- Отношения наших стран всегда имеют две грани. С одной стороны, они добрососедские, поскольку Киргизия не может без Казахстана, да и Казахстан не может без Киргизии. С другой - есть масса старых обид как исторических, так и современных - претензий по торговле, экономике, пограничному режиму и т. д., которые периодически прорываются наружу.
Атамбаев уже перевернул свою президентскую страничку. Жээнбекову же нужно выстраивать отношения с Астаной заново. И для новичка-президента “лаять” на политического патриарха Назарбаева будет, мягко говоря, глупо. Ему нужно выстраивать более прагматичные и рабочие отношения.
- А что изменилось во внутренней политике Казахстана? Кто из политиков укрепил свои позиции, а кто, наоборот, их утратил?
- В идеологическом плане видно смещение приоритетов в связи со сменой руководства данным блоком и заменой, грубо говоря, социальной модернизации на духовную - без евразийства, но с латиницей.
Если рассматривать внутреннюю политику с точки зрения партийно-политического процесса, то ситуация осталась во многом прежней. С одной стороны, мы по-прежнему видим доминирование партии “Нур Отан”, которую с двух сторон подпирают КНПК и “Ак жол”, и практически окончательную деградацию мелких парторганизаций, о которых в последние годы практически ничего уже не слышно. С другой - мы видим, что “Нур Отан” пытается найти сейчас какую-то свою роль в этой системе.
Президент поставил задачу по модернизации партии, но не очень ее конкретизировал. В итоге партия для своего продвижения выбрала элементы шоу - собирает лайки от пользователей Facebook. Но реально в той системе власти, которая сложилась в Казахстане, президентская партия может играть только две роли: мобилизация президентского электората на выборах с акцентом на оглушительный результат голосования и/или дополнительная и личная вертикаль президентской власти, позволяющая контролировать эффективность исполнительной ветви. Как это было, к примеру, при Нурлане НИГМАТУЛИНЕ (первый зампред партии “Нур Отан” в 2009-2012 годах, ныне председатель мажилиса. - Р. Б.). Тогда “Нур Отан”, имея большинство в маслихатах, жестко подстегивал исполнительную власть, фактически играя роль и партии власти, и конструктивной оппозиции. Такая модель позволяла стабилизировать политическую систему, минимизировав политические и социальные риски.
Сейчас же вокруг партии возникла определенная пауза. Мухтар КУЛ-МУХАММЕД (зампред партии “Нур Отан”. - Р. Б.) имеет хороший потенциал и политический опыт, но ему явно не дают развернуться. Стало понятно, что роль дополнительной вертикали власти никто партии отводить не собирается, а выборов пока не предвидится. Поэтому “Нур Отан”, не являясь самостоятельным политическим институтом, может играть только имитационную роль, заполняя сцены нашей политической жизни различными тематическими шоу. И на этом пока ход мысли останавливается. Сейчас максимальным спросом наверху пользуются не реальные политики и специалисты, а массовики-затейники.
- Основным инициатором сбора лайков и, собственно, их сборщиком стал новый секретарь партии, в прошлом аким Шымкента Габидулла АБДРАХИМОВ. За месяц пребывания на новом посту он успел развить бурную деятельность по ее “модернизации”. Недавно заявил, что партия “Нур Отан” намерена выступить с несколькими предложениями. В частности, речь идет о создании онлайн-площадки для сбора петиций, об изменении подхода к назначению акимов, чтобы граждане могли предварительно голосовать за того или иного кандидата на эту должность, и потом уже фигуру победителя этого народного голосования предлагается согласовывать с администрацией президента. Третье предложение - сократить центральный совет “Жас Отана” (молодежное крыло партии) с 50 до 33 человек и ввести выборность членов этого совета. Как вы оцениваете эти инициативы?
- Карьера Абдрахимова долгое время шла по восходящей. Он вырос в команде Заутбека ТУРИСБЕКОВА (бывший высокопоставленный чиновник, экс-секретарь партии “Нур Отан”, ныне первый заместитель председателя Всемирной ассоциации казахов. - Р. Б.), дважды был председателем Агентства по делам госслужбы, потом перешел в команду Карима МАСИМОВА (бывший премьер-министр, ныне председатель Комитета нацбезопасности. - Р. Б.), возглавив канцелярию главы правительства. Затем Абдрахимов был назначен главой Агентства по защите конкуренции, работал замруководителя администрации президента. Однако позже оказался втянутым в скандальную историю (имеется в виду конфликт между Алиби ЖУМАГУЛОВЫМ и бизнесменом Кайратом ЖАМАЛИЕВЫМ, произошедший в 2015 году, к которому Абдрахимов якобы был причастен. Однако тогда же Абдрахимов в соцсетях опубликовал пост, заявив, что не имеет никакого отношения к этому делу. К слову, тогда же Абдрахимов заявил журналисту Гульнаре БАЖКЕНОВОЙ, что у него есть вторая жена. - Р. Б.), и был сослан в Шымкент.
Многие ожидали, что он станет акимом области, но он получил назначение на должность мэра облцентра, что по сравнению с его предыдущей должностью (не говоря уже о его амбициях) было серьезным понижением. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на посту акима Шымкента Абдрахимов развел активную деятельность по улучшению своего имиджа: рекламировал каждый свой шаг, побеждал в каких-то конкурсах и рейтингах и т. д.
Нынешнее же возвращение Абдрахимова в Астану имеет разные трактовки. Первая - “его попросили из области”, поскольку он не вписался в команду нового акима региона Жансеита ТУЙМЕБАЕВА (назначен в октябре 2016 года. - Р. Б.). Вторая - учитывая склонность Абдрахимова к самопиару, его перевели в “Нур Отан”, поскольку на общественно-политической сцене страны сейчас наблюдается дефицит “живых исполнителей”, которые сами себя разрекламируют, идеи какие-нибудь предложат да еще споют и станцуют. То есть приход Абдрахимова - попытка оптимизировать партию хотя бы с точки зрения пиара.
Инициативы, которые он выдвинул в партии, мягко говоря, несерьезные. Взять то же выдвижение кандидатов на должности акимов областных центров. У партии в этом процессе нет никакой роли, поскольку их назначение - это все же прерогатива акима области и администрации президента, и вряд ли им интересны итоги каких-то SMS-голосований за кандидатов. В этих заявлениях нет ничего, кроме саморекламы.
Что же касается реальной политики, то здесь ситуация достаточно интересная. Мы видим, что в последнее время идет усиление полномочий КНБ во главе с Каримом Масимовым, усиление полномочий и политического влияния руководителя администрации президента Адильбека ДЖАКСЫБЕКОВА, что делает две эти фигуры крайне ответственными за функционирование нынешней политической системы.
Есть масса вопросов к работе правительства, на которое в свое время возлагали большие надежды. Но текущая ситуация показывает, что правительство исправно наступает на одни и те же грабли в вопросах борьбы с инфляцией или в той же теме бензинового кризиса. Плюс провал некоторых поручений президента, в частности замораживание темы медицинского страхования, мораторий на некоторые нормы Земельного кодекса и т. д.
По сути, исполнительная власть, если брать каждого вице-премьера, акима или министра по отдельности, производит неплохое впечатление, но в целом правительство на текущий момент показывает себя как неэффективный орган управления. Ему явно не хватает прагматичности. Достаточно вспомнить недавние скандалы, сотрясавшие здравоохранение, культуру, социальное обеспечение, систему распределения бюджетных средств. Да и ситуация на финансовом рынке достаточно удручающая. Причем аффилированность крупных чиновников с финансовыми институтами с каждым днем становится все более очевидной, и это препятствует принятию здравых решений.
- Для решения этих проблем нужны кардинальные меры, такие как смена премьер-министра, или же достаточно обойтись заменой пары-тройки министров?
- Вопрос не в том, чтобы менять премьера или отдельных министров. Вопрос в том, есть ли у нас фигуры, способные проводить эффективный курс и брать на себя ответственность за это.
- Этой проблеме, на мой взгляд, уже лет 25…
- Да. На данный момент есть фигуры, способные принимать решения по острым вопросам, способные держать удар, имеющие свое видение бюджетной, макроэкономической и индустриальной политики. Но проблема в том, что многие из этого списка эффективных чиновников фигурируют и в другом списке - известных политических и коррупционных скандалистов. На данный момент, мне кажется, следует признать: других фигур в обойме у нас нет. И вот эта ситуация становится самовоспроизводящейся.
- Каким будет следующий год в политическом плане? Чего ждать?
- Сокращение так называемой кормовой базы будет провоцировать - и уже провоцирует - элитное противостояние. Намечается большое количество конфликтных зон, обусловленных борьбой за финансовые потоки, за рычаги распределения этих потоков, рычаги, способствующие приходу к власти в будущем. Вся эта борьба будет проходить на фоне максимального желания не переводить ее в публичную сферу. Одним словом, напряженность будет расти, страсти - накаляться, а ситуация в экономике вряд ли улучшится, ведь ни у кого не будет ни времени, ни желания этим заниматься. Вот почему давать какие-либо позитивные прогнозы на наступающий год очень сложно.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ
http://www.time.kz/articles/moment/2017/12/08/58132-show-must-go-on
|