Российский журналист о русских в Казахстане
NBE 03 Августа 2017 в 10:00:28
Редактор БАБРа делится мнением относительно судьбы русских в Казахстане.
Я побывал в Казахстане осенью 2016 года. Ездил, ходил, смотрел, говорил с людьми. Посетил Петропавловск, Щучинск, Кокшетау, Караганду, Астану, Алматы. По итогам турне в голове сложилось достаточно емкое виденье положения славянского и русскоязычного населения в этой большой и сложно устроенной стране.
Две означенные темы надо четко разделять и разводить: есть вопрос этнических славян, проживающих в Казахстане, и есть проблема русскоязычного населения в целом. Темы смежные, но прямо не пересекающиеся.
Дискриминация по языку
На словах все хорошо. Русский язык является вторым государственным: все вывески, дорожные знаки, указатели и т.д. продублированы на русском. Есть русскоязычные печатные СМИ, телерадиовещание, Интернет-порталы, онлайн-сервисы.
Официально русский язык никак не ущемляется.
На практике все, разумеется, менее радужно. Казахстан четко разделен на Север и Юг. На севере и востоке живут славяне и "северные" казахи - полностью обрусевшие, отличающиеся от южан даже внешне. Соответственно, юг и запад страны населяют узбеки и "южные" казахи.
Языковая и этническая дифференциация по территориальному признаку в Казахстане выпукла и наглядна - чем дальше на юг, тем меньше русского говора.
Север и восток страны это типичная постсоветская территория, мало отличающаяся, скажем, от Западной Сибири или Алтая. Те же поля, церквушки, заброшенные заводы, бедные деревни с наличниками на окнах и огородами в каждом дворе.
Юг Казахстана более азиатский. Вместо деревень - кишлаки, вместо церквушек- мечети, вместо засеянных полей - жаркая полупустыня с дрожащими миражами на горизонте.
Особняком стоят две столицы: Астана и Алматы. Это многонациональные, двуязычные города-милионники, для которых проблема языка стоит не так остро в силу высокой концентрации образованного и обеспеченного населения, регулярно выезжающего в Россию и дальнее зарубежье.
После получения независимости центральная власть в Казахстане начала проводить негласную линию поощрения именно южного, архаичного уклада. В этом смысле президент Назарбаев мало отличается от других лидеров среднеазиатских республик бывшего Союза. В ассортименте опора на "традиционные" ценности, мягкую исламизацию и языковую идентичность.
Как поведал мне отставной полковник из местных, двадцать лет назад почти все ключевые посты в стране занимали русские или русскоговорящие. Если ты говорил на казахском, но не знал русского, - ты был маргиналом, провинциальной недорослю. Сейчас все ровно наоборот: ты можешь говорить только на казахском и чувствовать себя полноценным гражданином, ты можешь владеть обеими языками и бед не знать, но если ты говоришь только по-русски - у тебя начинаются большие проблемы.
С одной стороны это естественный процесс: возрастное, советское, поголовно русскоговорящее поколение сходит со сцены, уступая место национально ориентированной, пассионарной молодежи, для которой знание русского является делом добровольным, а вовсе не обязательным. Для успешности сегодня куда важнее знать английский, нежели русский.
Эта аксиома, к слову, верна не только для Казахстана, но и для Белоруссии, Украины и других наиболее продвинутых стран советского блока. Россия быстро теряет статус культурной и экономической метрополии для развитых стран - выходцев из СССР. Мы все еще "центр мира" для нищих Таджикистана или Киргизии, но уже не для относительно богатых Казахстана или Азербайджана.
Однако, как и было сказано, вытеснение русского языка в Казахстане имеет не только естественную природу. Безусловно, можно говорить об осознанной государственной политике по дерусификации страны. В Астане правят умные и осторожные ребята, здесь нет дураков вроде Ющенко, никто не насаждает казахский силой. В тоже время ползучая языковая национализация, кажется, давно приобрела необратимый характер.
В чем это проявляется? В мелких, но важных деталях. Например, невозможно устроиться на высокий государственный пост, не зная казахского. Нельзя изучить многие законодательные акты в русском варианте - их просто отказываются переводить (особенно на муниципальном и региональном уровнях) . Сложности возникают и у бизнесменов, вынужденных нанимать казахоязычных нотариусов для оформления тех или иных сделок, документооборот по которым проходит только на языке титульной нации.
И так далее и тому подобное. В стране умело создается атмосфера "закрытых дверей" для русскоговорящих. К населению приходит понимание, что без знания казахского ты автоматически попадаешь в неуютное и притесняемое языковое гетто. А жить в гетто, понятное дело, мало кто хочет.
Вариантов на поверку всего два: учить казахский или уезжать в Россию.
Большое северное переселение
Здесь мы переходим к вопросу собственно славянского населения Казахстана. Все достаточно просто и печально: русские уезжают. Конечно, это не повальное бегство, как в Узбекистане или Туркмении, но тем не менее.
В 1989 году на территории Казахстана жило 6,2 миллиона русских и 6,5 миллионов казахов в пропорции 38% на 40% от общего населения. К 2016 году число русских уменьшилось до 3,5 миллионов, а число казахов возросло до 11,5 миллионов. Сегодня русскими себя называют только 20% жителей страны. Это все еще очень много, однако тренд очевиден и выглядит он, как приговор.
Люди перебираются в Россию без большой охоты, зачастую, вынужденно и очень неторопливо. Никто их не гонит и не заставляет. Но и не отговаривает. Дело в том, что русские в Казахстане преимущественно одноязычные и де-факто попадают в то самое языковое гетто. Социальные лифты для них закрыты.
Все русские, с кем мне удалось переговорить в Казахстане, или уже перевезли семьи в Россию, или собираются это сделать в обозримой перспективе. Подчеркну - я говорю не об отдельных случаях, но о ярко очерченной тенденции, имеющей глубокие экономические и политические корни.
Русские живут компактно на севере и востоке Казахстана. Прежде всего, речь идет о Петропавловске, Павлодаре, Костанае, Усть-Каменогорске. Много славян в столичных Астане и Алматы, а также в старом промышленном центре региона - Караганде.
На юге ситуация обратная - славяне здесь не в чести. Наглядное сравнение. Петропавловск, негласная столица "русского" Казахстана: казахи - 25% населения, русские - 64%. Тараз, исторический центр южной части страны: казахи- 64%, русские - 20%.
После "крымской весны" и войны на Донбассе национальный вопрос в Казахстане резко и недвусмысленно обострился. У каждой из сторон здесь, как водится, своя правда.
Русским не нравится языковая дискриминация, казахизация общественно-политической повестки. Русские не привыкли быть меньшинством , национальной окраиной, в них силен имперский комплекс. Они чувствуют себя разделенным народом и не связывают свое будущее с казахским государством. Они смотрят Первый канал и ждут новогоднее обращение Путина.
По сути можно говорить о существовании огромной, трехмиллионной резервации русских в Казахстане.
Претензии казахов к русским тоже совершенно понятны. "Почему они (русские) носят наши паспорта, но отказываются учить казахский? - задается вопросом дальнобойщик-казах. - Почему не хотят адаптироваться? У нас свое государство и они должны его уважать. Вместо этого они гоняют по Петропавловску на машинах с российским флагами и открыто призывают к сепаратизму в Павлодаре". Исчерпывающе.
Еще один аспект - экономический. Легко заметить, что весь север и восток Казахстана окружен мощными российскими городами-милилонерами. Это Новосибирск, Челябинск, Омск, Екатеринбург. Прибавим сюда развитые Барнаул, Курган, Тюмень и получим абсолютное демографическое и культурное доминирование России в конкретном регионе.
Перед глазами любого русского, проживающего на севере Казахстана, стоят успешные города Сибири и Урала, уровень жизни в которых на порядок выше жизни в небогатых казахских городках. В Сибири есть работа, перспективы, возможность вести дела на родном языке. В этих условиях у русского провинциала в Казахстане не возникает вопроса куда податься - в Новосибирск или Астану. Только на север, в Россию.
Конец империи
Казахстан и другие республики бывшего СССР отпустили Россию. Мы больше не гегемон, не империя, не властительница умов. Мы просто большая региональная держава, с мнением которой считаются и к чьей позиции прислушиваются. И не более того.
Пора и нам отпустить Казахстан и прочий "русский мир". Этот мир существует в культурном пространстве, но не в политическом. Среднеазиатские республики строят свои национальные государства - данность, которая будет определять их существование на блажащие десятилетия. Мы должны это понять и принять. Иных вариантов просто нет.
Уверен, через 20-30 лет "русский вопрос" в Казахстане исчезнет сам по себе, просто в силу того, что доля этнических славян в населении станет незначительной. Казахстан идет своей дорогой, на которой все больше мечетей, мощенных китайским юанем, и все меньше газопроводов, отлитых из русского металла.
Всем русским в Казахстане совет простой: учите казахский или уезжайте.
http://www.newsbabr.com/?IDE=154830
Я побывал в Казахстане осенью 2016 года. Ездил, ходил, смотрел, говорил с людьми. Посетил Петропавловск, Щучинск, Кокшетау, Караганду, Астану, Алматы. По итогам турне в голове сложилось достаточно емкое виденье положения славянского и русскоязычного населения в этой большой и сложно устроенной стране.
Две означенные темы надо четко разделять и разводить: есть вопрос этнических славян, проживающих в Казахстане, и есть проблема русскоязычного населения в целом. Темы смежные, но прямо не пересекающиеся.
Дискриминация по языку
На словах все хорошо. Русский язык является вторым государственным: все вывески, дорожные знаки, указатели и т.д. продублированы на русском. Есть русскоязычные печатные СМИ, телерадиовещание, Интернет-порталы, онлайн-сервисы.
Официально русский язык никак не ущемляется.
На практике все, разумеется, менее радужно. Казахстан четко разделен на Север и Юг. На севере и востоке живут славяне и "северные" казахи - полностью обрусевшие, отличающиеся от южан даже внешне. Соответственно, юг и запад страны населяют узбеки и "южные" казахи.
Языковая и этническая дифференциация по территориальному признаку в Казахстане выпукла и наглядна - чем дальше на юг, тем меньше русского говора.
Север и восток страны это типичная постсоветская территория, мало отличающаяся, скажем, от Западной Сибири или Алтая. Те же поля, церквушки, заброшенные заводы, бедные деревни с наличниками на окнах и огородами в каждом дворе.
Юг Казахстана более азиатский. Вместо деревень - кишлаки, вместо церквушек- мечети, вместо засеянных полей - жаркая полупустыня с дрожащими миражами на горизонте.
Особняком стоят две столицы: Астана и Алматы. Это многонациональные, двуязычные города-милионники, для которых проблема языка стоит не так остро в силу высокой концентрации образованного и обеспеченного населения, регулярно выезжающего в Россию и дальнее зарубежье.
После получения независимости центральная власть в Казахстане начала проводить негласную линию поощрения именно южного, архаичного уклада. В этом смысле президент Назарбаев мало отличается от других лидеров среднеазиатских республик бывшего Союза. В ассортименте опора на "традиционные" ценности, мягкую исламизацию и языковую идентичность.
Как поведал мне отставной полковник из местных, двадцать лет назад почти все ключевые посты в стране занимали русские или русскоговорящие. Если ты говорил на казахском, но не знал русского, - ты был маргиналом, провинциальной недорослю. Сейчас все ровно наоборот: ты можешь говорить только на казахском и чувствовать себя полноценным гражданином, ты можешь владеть обеими языками и бед не знать, но если ты говоришь только по-русски - у тебя начинаются большие проблемы.
С одной стороны это естественный процесс: возрастное, советское, поголовно русскоговорящее поколение сходит со сцены, уступая место национально ориентированной, пассионарной молодежи, для которой знание русского является делом добровольным, а вовсе не обязательным. Для успешности сегодня куда важнее знать английский, нежели русский.
Эта аксиома, к слову, верна не только для Казахстана, но и для Белоруссии, Украины и других наиболее продвинутых стран советского блока. Россия быстро теряет статус культурной и экономической метрополии для развитых стран - выходцев из СССР. Мы все еще "центр мира" для нищих Таджикистана или Киргизии, но уже не для относительно богатых Казахстана или Азербайджана.
Однако, как и было сказано, вытеснение русского языка в Казахстане имеет не только естественную природу. Безусловно, можно говорить об осознанной государственной политике по дерусификации страны. В Астане правят умные и осторожные ребята, здесь нет дураков вроде Ющенко, никто не насаждает казахский силой. В тоже время ползучая языковая национализация, кажется, давно приобрела необратимый характер.
В чем это проявляется? В мелких, но важных деталях. Например, невозможно устроиться на высокий государственный пост, не зная казахского. Нельзя изучить многие законодательные акты в русском варианте - их просто отказываются переводить (особенно на муниципальном и региональном уровнях) . Сложности возникают и у бизнесменов, вынужденных нанимать казахоязычных нотариусов для оформления тех или иных сделок, документооборот по которым проходит только на языке титульной нации.
И так далее и тому подобное. В стране умело создается атмосфера "закрытых дверей" для русскоговорящих. К населению приходит понимание, что без знания казахского ты автоматически попадаешь в неуютное и притесняемое языковое гетто. А жить в гетто, понятное дело, мало кто хочет.
Вариантов на поверку всего два: учить казахский или уезжать в Россию.
Большое северное переселение
Здесь мы переходим к вопросу собственно славянского населения Казахстана. Все достаточно просто и печально: русские уезжают. Конечно, это не повальное бегство, как в Узбекистане или Туркмении, но тем не менее.
В 1989 году на территории Казахстана жило 6,2 миллиона русских и 6,5 миллионов казахов в пропорции 38% на 40% от общего населения. К 2016 году число русских уменьшилось до 3,5 миллионов, а число казахов возросло до 11,5 миллионов. Сегодня русскими себя называют только 20% жителей страны. Это все еще очень много, однако тренд очевиден и выглядит он, как приговор.
Люди перебираются в Россию без большой охоты, зачастую, вынужденно и очень неторопливо. Никто их не гонит и не заставляет. Но и не отговаривает. Дело в том, что русские в Казахстане преимущественно одноязычные и де-факто попадают в то самое языковое гетто. Социальные лифты для них закрыты.
Все русские, с кем мне удалось переговорить в Казахстане, или уже перевезли семьи в Россию, или собираются это сделать в обозримой перспективе. Подчеркну - я говорю не об отдельных случаях, но о ярко очерченной тенденции, имеющей глубокие экономические и политические корни.
Русские живут компактно на севере и востоке Казахстана. Прежде всего, речь идет о Петропавловске, Павлодаре, Костанае, Усть-Каменогорске. Много славян в столичных Астане и Алматы, а также в старом промышленном центре региона - Караганде.
На юге ситуация обратная - славяне здесь не в чести. Наглядное сравнение. Петропавловск, негласная столица "русского" Казахстана: казахи - 25% населения, русские - 64%. Тараз, исторический центр южной части страны: казахи- 64%, русские - 20%.
После "крымской весны" и войны на Донбассе национальный вопрос в Казахстане резко и недвусмысленно обострился. У каждой из сторон здесь, как водится, своя правда.
Русским не нравится языковая дискриминация, казахизация общественно-политической повестки. Русские не привыкли быть меньшинством , национальной окраиной, в них силен имперский комплекс. Они чувствуют себя разделенным народом и не связывают свое будущее с казахским государством. Они смотрят Первый канал и ждут новогоднее обращение Путина.
По сути можно говорить о существовании огромной, трехмиллионной резервации русских в Казахстане.
Претензии казахов к русским тоже совершенно понятны. "Почему они (русские) носят наши паспорта, но отказываются учить казахский? - задается вопросом дальнобойщик-казах. - Почему не хотят адаптироваться? У нас свое государство и они должны его уважать. Вместо этого они гоняют по Петропавловску на машинах с российским флагами и открыто призывают к сепаратизму в Павлодаре". Исчерпывающе.
Еще один аспект - экономический. Легко заметить, что весь север и восток Казахстана окружен мощными российскими городами-милилонерами. Это Новосибирск, Челябинск, Омск, Екатеринбург. Прибавим сюда развитые Барнаул, Курган, Тюмень и получим абсолютное демографическое и культурное доминирование России в конкретном регионе.
Перед глазами любого русского, проживающего на севере Казахстана, стоят успешные города Сибири и Урала, уровень жизни в которых на порядок выше жизни в небогатых казахских городках. В Сибири есть работа, перспективы, возможность вести дела на родном языке. В этих условиях у русского провинциала в Казахстане не возникает вопроса куда податься - в Новосибирск или Астану. Только на север, в Россию.
Конец империи
Казахстан и другие республики бывшего СССР отпустили Россию. Мы больше не гегемон, не империя, не властительница умов. Мы просто большая региональная держава, с мнением которой считаются и к чьей позиции прислушиваются. И не более того.
Пора и нам отпустить Казахстан и прочий "русский мир". Этот мир существует в культурном пространстве, но не в политическом. Среднеазиатские республики строят свои национальные государства - данность, которая будет определять их существование на блажащие десятилетия. Мы должны это понять и принять. Иных вариантов просто нет.
Уверен, через 20-30 лет "русский вопрос" в Казахстане исчезнет сам по себе, просто в силу того, что доля этнических славян в населении станет незначительной. Казахстан идет своей дорогой, на которой все больше мечетей, мощенных китайским юанем, и все меньше газопроводов, отлитых из русского металла.
Всем русским в Казахстане совет простой: учите казахский или уезжайте.
http://www.newsbabr.com/?IDE=154830
|