Смешно дураку, что нос на боку. Лучшие фильмы Локарно
https://www.svoboda.org/a/29435718.html
...
Вторая часть фестиваля – огромная ретроспективная программа. Можно целый день проводить в кинотеатре GranRex и смотреть старое кино: киноманы, кочующие с фестиваля на фестиваль, так и поступают. В этом году показывали все фильмы Лео Маккери (1898–1969), прославившегося комедиями с Лорелом и Харди, братьями Маркс (знаменитый "Утиный суп") и незаслуженно позабытым Чарли Чейзом. Когда смотришь пять-шесть двадцатиминутных немых комедий подряд, начинаешь сходить с ума от
идиотских шуток: беспрестанно кого-то пинают, окунают в грязь и обливают водой. Чарли Чаплин и Бастер Китон делали то же самое, но не столь однообразно, зато Маккери отменил одно из правил жанра: в его фильмах не только отвратные бородачи, но и хорошенькие барышни подвергаются унижениям – их тоже сталкивают в лужи, сбивают с ног и мажут кремом.
Ревностный католик, американский патриот и антикоммунист Маккери снимал не только комедии, но и драмы и даже политические фильмы, и эта часть ретроспективы самая интересная. Герои его послевоенных фильмов – благородные христиане, современные святые. В драме "Сатана никогда не спит" (1962) католические священники сопротивляются безбожным маоистам в Китае. Красные негодяи готовы на любые мерзости, но хуже всех – советский эмиссар, карикатурный "жидобольшевик", приказывающий пытать американских пасторов. Не решусь обвинять Маккери в антисемитизме – в другом его фильме, "Однажды в медовый месяц", снятом в 1942-м, отважная американка не только спасает горничную-еврейку, без всяких колебаний отдавая ей свой драгоценный паспорт в захваченной нацистами Варшаве, но и сбрасывает мужа-нациста с корабля, не испытывая угрызений совести. Среди редчайших фильмов Маккери – "Ты можешь изменить мир" (1951), снятый по заказу католической организации The Christophers. Основатель движения, священник Джеймс Келлер, убеждает согласных с ним голливудских знаменитостей, в том числе Бинга Кросби, поддержать свое начинание и в качестве примера борьбы за свободу приводит историю учительницы советской школы в Нью-Йорке Оксаны Касенкиной, которая в 1948 году выпрыгнула из окна консульства и смогла остаться в Америке.
Во время маккартизма Маккери конфликтовал с левым Голливудом. Его драма "Мой сын Джон" (1951) отражает настроения этого времени. Джон, в отличие от честных братьев, отправляющихся воевать в Корею, тайно работает на Москву, но всячески это скрывает, отрицает членство в компартии и называет себя обычным либералом. Однако родители – простодушные провинциалы, ничего не читавшие, кроме поваренной книги и Библии, но чувствующие измену сердцем, – разоблачают сына. Джон гибнет от коммунистической пули, но перед смертью успевает раскаяться и записывает обращение к молодежи с призывом не повторять его ошибок. Забавно, что, когда этот обличающий левых интеллектуалов фильм, снятый почти 70 лет назад, показывали в Локарно, зрители принялись букать, хотя все его создатели давно в могиле, а исполнитель роли Джона, Роберт Уокер, умер прямо во время съемок, так что Маккери пришлось вставлять в финал кадры из "Незнакомцев в поезде" Хичкока, где Уокер тоже снимался.
...