Крепостное право по-казахстански
https://www.zakon.kz/4769886-krepostnoe-pravo-po-kazakhstanski.html
Гульнур Идигеева,
участник группы НПМ по Актюбинской области, правозащитник
82 месяца держали в рабстве казахстанца Муканова (фамилия изменена) в Айтекебийском районе Актюбинской области. За почти 7-летнее лишение свободы и эксплуатацию труда 47-летний житель села Белкопа Досжан Купжасаров отделался штрафом. С 20 января 2007 года по 23 ноября 2013 года он принуждал Муканова работать в своем крестьянском хозяйстве.
По статье «Торговля людьми» подсудимому грозило наказание от 3 до 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Но сообщается, что Купжасаров полностью возместил потерпевшему нанесенный ущерб, который оценили в 500 тысяч тенге. А на суде заключили процессуальное соглашение в виде признания вины. Айтекебийский районный суд постановил прекратить дело в связи с примирением сторон и освободил Купжасарова от уголовной ответственности.
Это далеко не единичный случай современного рабства в Казахстане, но далеко не в каждом таком случае потерпевший получает хоть какую-то компенсацию.
Решение проблемы трудовой эксплуатации или хотя бы ее минимизация возможны. Так, информационные кампании и ужесточение уголовной ответственности за незаконное использование труда могут принести результат. Совместно с компетентными органами необходимо проводить разъяснительную работу, желательно в интерактивной форме, в каждом районном центре с руководителями крестьянских хозяйств - по легализации трудовых отношений и предупреждении об уголовной и административной ответственности за нарушение законодательства.
А также разработать предложения по внесению изменений в санкции статьи 128 части 1 УК РК, согласно статьи 11 пункта 4 УК РК от характера и степени общественной опасности квалифицировать данное преступление как тяжкое во избежание возможности применения статьи 68 ч. 1 УК РК.
В конце 2014 года был опубликован доклад глобального движения против современного рабства и торговли людьми Walk Free Foundation (WFF), в котором сообщается, что более 35 миллионов человек во всем мире оказались в ловушке современной формы рабства, и подчеркнута распространенность принудительного труда, торговли людьми, принудительных браков, долговой кабалы и коммерческой сексуальной эксплуатации. Ежегодно WFF публикует Глобальный индекс рабства, согласно которому в 2014 году Казахстан занимает 93-е место среди 167 стран мира (против 85-го места среди 162 стран мира годом ранее). По расчетам WFF, в 2014 году число лиц в Казахстане, вовлеченных в орбиту всех форм торговли людьми, включая принудительный труд, составило 58 791 человек
В Актюбинской области по официальной статистике в 2014 году выявлены всего 4 факта торговли людьми. Речь идет о трудовой эксплуатации, когда руководители крестьянских хозяйств незаконно удерживали своих работников в трудовом рабстве. Всего 4 факта были доведены до суда, но осужденных по этим делам нет. «Работодатели», которые много месяцев не выплачивают заработную плату своим рабочим, умудряются мирно решить исход дела. По словам начальника УБОП ДВД Актюбинской области Жулдыбая Аюпова, людям обещают хорошую зарплату, но в итоге ничего не платят.
Автором статьи проведен опрос руководителей крестьянских хозяйств на предмет выявления причин проблемы трудовой эксплуатации. Основные: незнание об уголовной ответственности за трудовую эксплуатацию/ нежелание заключать трудовые договора во избежание дополнительных затрат; недостаточно жесткое наказание за незаконную трудовую эксплуатацию/ возможность избежать уголовную ответственность; незащищенность жертв торговли людьми в случае обращения к правоохранительным органам
Большинство опрошенных руководителей крестьянских хозяйств отмечают, что никто не проводит с ними работу по разъяснению трудового законодательства. Только двое из опрошенных 12 руководителей крупных крестьянских хозяйств (имеющие 200-500 крупного рогатого скота) ответили, что легализовали трудовые отношения с работниками, но эти хозяйства расположены близко к областному центру (в 70-80 км от города Актобе) и тесно сотрудничают с Центрами занятости.
С отдаленными хозяйствами проблема стоит остро. Практически все ссылаются на то, что работники приходят сами, просят работу и соглашаются на любые условия труда и форму оплаты. Фермеры им «помогают продуктами питания, решают иногда их социальные проблемы и тем самым компенсируют заработную плату». Об уголовной ответственности они не в курсе, но знают что, в случае выявления нарушения они оплатят штраф и решат таким образом проблему.
Как следует из примеров, очень часто пострадавший может даже не сознавать себя жертвой, он просто считает, что в данном случае у него нет других альтернатив. Важно также отметить, многие жертвы принудительного труда остаются незамеченными, поскольку при проведении полицейских рейдов основной упор делается на выявление жертв торговли людьми, подвергающихся сексуальной эксплуатации.
Таким образом, жертвы принудительного труда остаются вне поля зрения полиции. Кроме того, жертвы торговли людьми зачастую оказываются изолированными в географическом смысле. Например, они могут работать на фермах в отдаленных районах, где полиция обычно не ведет их поиск. К тому же географическая изолированность затрудняет обращение пострадавшего за помощью и содействием.
Трудовая деятельность граждан, выбор ими профессии, вида и характера занятости (в том числе и не связанной с выполнением оплачиваемой работы, например, воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, общественная деятельность и т.п.) основывается на исключительной их добровольности. Не допускаются любые формы административного и иного принуждения граждан к труду, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами. Запрещение принудительного труда предусмотрено международно-правовыми актами. Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г.) в ст. 8 закрепляет положение о том, что никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду. Особое внимание вопросам принудительного труда уделяется в конвенциях Международной Организации Труда (МОТ). В Конвенции № 29 «О принудительном труде» (1930 г.), ратифицированной Парламентом РК, дается понятие принудительного труда, которое положено в основу ст. 8 ТК РК. Декларация МОТ 1998 г. «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» предусматривает введение новых механизмов реализации данной Декларации, в том числе упразднение всех форм принудительного или обязательного труда.
Принудительный труд имеет определенные особенности. Для принудительного труда характерно, с одной стороны, отсутствие добровольности лица на выполнение той или иной работы (службы), с другой - угроза каким-либо наказанием за отказ от выполнения данной работы (службы). В первой части речь идет о психологическом воздействии на сознание человека (под угрозой наказания) выполнять какую-либо работу против его воли, во второй части имеется в виду реальная возможность физической расправы. Поэтому деяния, связанные с привлечением человека к принудительному труду, противозаконны и наказуемы.
20 января 2016