Мамбеты. Кого мы так называем?

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 22 Сентября 2008 в 09:50:05

– Слушай, объясни мне, пожалуйста, что такое “мамбетизм”? Я думала, что все “измы” знаю, а, оказывается, – нет. Слышала, как мужик в супермаркете возмущался: “Мамбетизм неискореним!” А таксист орал на “подрезающего” его водителя: “Мамбет!” Я так поняла, что это то же самое, что колхозник, или, как говорят у нас в Техасе, – redneck (красношеий). Но на Зеленом базаре один колхозник, торгующий овощами, обзывал мамбетом своего же коллегу-овощника. Значит, получается, что мамбет от мамбета отличается не по классовым признакам, а по каким-то другим? У нас рэднек – это тот, кто живет на ферме (колхозник, по-вашему). А у вас один колхозник обзывает другого мамбетом. Значит, он уверен, что сам не мамбет. Странно…

Я стала копаться в Интернете. Оказалось, что это очень больная тема, компромиссов тут нет, доходит до нецензурщины! Приводится несколько версий происхождения этого слова. От древнетюркского, означающего “коренное население”, до видоизмененного имени пророка.

В силу нашего восточного менталитета – не замечать за собой плохого, мы о мамбетизме вслух не говорим. И в газетах не пишем. Хотя для горожан, и в первую очередь, алматинцев, а если быть совсем точным, для алматинских казахов, мамбетская тема – предмет для кухонных излияний желчи.

С легкой руки американской соплеменницы, я попыталась раскрыть тему. Объективности ради призвала в соавторы разных людей. На разговор они соглашались с готовностью, но своих фамилий просили не называть.

Нурлан К., финансист:

– Тема мамбетизма очень актуальна в наше время. Однако довольно щепетильная и болезненная для любого казаха. Я бы не стал говорить, что мамбеты – это только выходцы из аулов. Знаю много мамбетов из городской среды. Понимаешь, мамбет – это диагноз. Мамбетизм – это когда для человека внешние проявления важнее сути. Бедные мамбеты носят одежду псевдоадидас, а богатые мамбеты выстраивают себе особняки, которые просто вызывают оторопь. Один такой перед воротами поставил каменных львов, перед крыльцом – бронзовых барсов, а на козырьке второго этажа – мраморных орлов. На пятиметровом заборе у него – кованый герб с инициалами хозяина, и счастлив. Потрясенные взгляды гостей он искренне принимает за восхищение, а иронические замечания расценивает как проявление зависти.

Этот бывший чиновник, а ныне бизнесмен, устроил в своем доме настоящую картинную галерею. Если так можно назвать большое помещение, увешанное картинами весьма специфическими. Конечно, о вкусах не спорят, но обнаженные фигуристые красотки, возлежащие на ярко-оранжевых леопардах трехметрового размера… О! Это впечатляет! А убивает наповал такой шедевр: он – в образе Наполеона, в парадном мундире и на коне, она – в тронном платье императрицы Екатерины II.

– То, о чем ты рассказываешь, в России, например, считается темой “новых русских”. Может, и твой пример – это из жизни “новых казахов”? Разбогатевшие малокультурные люди так распоряжаются своими материальными возможностями…

– Да, скорее всего. Наверное, это не очень удачный пример мамбетизма. Хотя быть “новым казахом” в анекдотическом понимании этого выражения – это тоже мамбетизм.

Мамбетизм простых людей – это агрессивное неприятие всего чужого и слепое почитание своего. Традиции и ритуалы порой навязываются именно с агрессией. Пару раз попадал в такие ситуации, когда подавался бесбармак, а к нему не подавались вилки. “Мы, казахи, бесбармак едим руками!” – со скрытым садизмом сообщалось растерянным городским казахам.

Или еще случай. Помню, проводилась конференция. В зале – представители разных национальностей. В президиуме – только казахи. Председатель президиума спокойно начинает читать свой доклад по-казахски. Доклад длинный. В какой-то момент из зала выкрикивают: “Мы не понимаем!” Председатель спокойно отвечает: “Вы живете в Казахстане – должны понимать”. И продолжает читать доклад. Эту реплику многие в зале посчитали обидной, стали вставать со своих мест и покидать зал. Видя такое дело, председатель перестроился и продолжил доклад на вполне сносном русском.

Вот такое агрессивное навязывание своих правил я и считаю мамбетизмом. Конечно, я за то, чтобы каждый казахстанец знал казахский язык, но при помощи хамства не заставишь его выучить.

Мамбетизм – это лицемерие, подмена настоящих народных традиций каким-то суррогатом. Вот, например, девушка-продавщица на базаре суетится вокруг пожилой апашки в лучших правилах восточного почитания старших и в то же время бессовестно ее обдуривает.

Мамбетство – когда издалека приезжают к вам в гости и поселяются на неопределенное время, не считаясь ни с вашими планами, ни с вашими возможностями. Зачастую такие “родственники” по большому счету и вовсе не родственники. Про таких еще говорят: “Простота хуже воровства”. Так вот, со всей широкой степной простотой такие люди считают, что от тебя не убудет, если они поживут пару-тройку месяцев, а может быть, и пару-тройку лет. В ауле-то жизни никакой нет…

Конечно, кто-то скажет, что вещизм, лицемерие, хамство свойственно и нам, алматинцам. И, наверное, я с ним соглашусь. В каждом из нас живет свой “мамбет”. Но я стараюсь выдавить из себя мамбета. По капле.

Анвар С., бизнесмен:

– Знаешь, почему в казахском обществе возникла такая проблема, как мамбетизм? Потому что казахи – уникальная нация. Фактически за одно поколение мы сменили три формации: феодально-родовой строй, коммунизм, капитализм. Люди старшего поколения еще помнят, как кочевали со своими родителями, а их дети – уже владельцы заводов, газет, пароходов… Или же, наоборот, наемные работники, гнущие спину на эксплуататоров. В результате такого скачка многие понятия трансформировались, спрессовались и приняли причудливые, а порой и уродливые формы.

Сознание еще не избавилось от патриархального образа мыслей, а ситуация требует современного мышления. Кто-то перестроился, кто-то не успел. И раздвоилась казахская нация. Прибавь к этому нашу национальную беду, трагедию – незнание городскими казахами родного языка. Вот эта трещина между двумя социумами одной нации и превратилась в пропасть. Прогрессивные казахи называют патриархальных мамбетами, а патриархальные прогрессивных – манкуртами. Мамбет, мамба, мамбик – значит отсталый. Манкурт – значит не желающий знать своих корней. Это из Чингиза Айтматова. У него в романе зомбировали людей, превращали в рабов и называли манкуртами.

– А себя ты относишь к мамбетам или к манкуртам?

– Я – манкурт, к сожалению.

– Сожалеешь, что не мамбет?

– Что ты?! (смеется и стучит по дереву).

– Ну а можно не быть мамбетом и не превращаться в манкурта?

– Конечно. Есть такие, кто прекрасно знает родной казахский язык и так же хорошо русский и английский. В меру придерживается лучших традиций и своего народа, и общемировых…

– Но, вероятно, таких людей не много, судя по тому, что ты считаешь проблему, о которой мы говорим, довольно острой?

– Увы… Об этом много уже говорилось и писалось. Когда я учился в школе, в почти миллионной тогда столице Алма-Ате была всего лишь пара казахских школ. Среда у алма-атинских детей-казахов была русскоязычная. И даже наши казахскоязычные родители старались говорить по-русски, чтобы совершенствовать главный в то время язык, без знания которого невозможно было выбиться в люди.

Ерлан, студент:

– Я мамбетов вижу за километр. В те места, куда ходят мамбеты, я не хожу.

– А что, существуют такие места?

– Конечно. Город ведь поделен, алматинская молодежь прекрасно знает, какие кафе и дискотеки мамбетские, какие – нет. Ты когда-нибудь проходила вечером мимо общежития женского института, где учатся аульные девчонки? Нет? Тогда пройди для интереса, посмотри. Только аульные парни ждут своих девчонок. Городских среди них близко нет. Девушки выходят, и мамбетские парочки отправляются гулять. У них – своя среда. У нас – своя. Мы никогда их не впустим в свою компанию, а они – нас в свою среду, потому что мы не умеем сидеть на корточках и плеваться сквозь зубы.

– Получается, что у девушки из аула нет шансов выйти замуж за городского парня?

– Почти нет. Если разве только за старика. Или за мужика в возрасте, который позарится на молодую. А за парня-ровесника вряд ли. Представляешь, как на него будут смотреть его знакомые, друзья! Он женился на мамбе! У него что, крыша отъехала? А как можно жить, стесняясь перед всеми своей жены? Я и под дулом пистолета не женюсь на мамбетке!

– А разве не может быть девушка из аула симпатичной и неглупой?

– Не знаю, я к ним не присматривался. Если вижу, что мамбетка, сразу теряю интерес.

Канат Д., строитель:

– Два года назад я приехал в город из аула, но мамбетом себя не считаю. Хотя я живу в вагончике, шабашу на разных стройках, но стараюсь быть человеком. Содержу родителей, младших сестренок, учусь у кровельщика, чтобы хоть какую-то профессию получить. Вот я работал недавно на одного хозяина. У него крутой коттедж. Сам он себя считает культурным, а когда наступил расчет за работу, заплатил всего половину суммы. Нагло заявил: “Больше нету!” И выгнал нас. Он не мамбет, да? Он воспитанный городской интеллигент. Мы полгода на него пахали. За эти полгода у него самого, у жены и у сына были дни рождения. И на все праздники звал по сто человек гостей и устраивал мощные салюты. Это что, не мамбетизм – самому себе салют делать? В нашей бригаде никто материться не умеет, как его жена. Это тоже не мамбетизм, да? Тогда что такое мамбетизм – бедность, аульное происхождение и плохое образование. А жадность, грубость и подлость не считаются грехами, если человек городской и богатый?

Аскар М., преподаватель вуза:

– Я считаю, что проявление мамбетства – издавать книжки о своем роде, преувеличивать в них значение в истории собственных предков, приукрашивать события, наделять своих родственников несуществующими героическими качествами, талантами, расписывать подвиги, которых не было.

Мамбетизмом считаю чванство, бахвальство, нескромность. Один чиновник дарит дочке куклу в платье, расшитом бриллиантами, – вот это мамбетизм. Другой собирает важных гостей на свадьбе сына и поет им подхалимские дифирамбы, приписывая качества, которых и в помине нет. Каждому гостю дает такую оценку, будто тот является ключевой фигурой в истории государства. Гипертрофия собственной значимости и значимости своего окружения и преуменьшение значения других, не близких тебе людей – еще одна черта мамбета.

Сауле К., домохозяйка:

- Мамбет приходит в дом, здоровается двумя руками, говорит с пафосом о национальной гордости, о патриотизме, о традициях, о религии… При этом у него воняют носки…

***

Давно укатила в свои Штаты любопытная американка с казахскими корнями, обозначившая тему, которую, наверное, невозможно раскрыть, разъяснить до конца и поставить точку. Потому, что у каждого свое понятие.И свое приятие или неприятие ее как таковой. Не выносить сор из своей избы – хорошее правило. Но куда его тогда девать в своей избе? Прятать и хранить, что ли?

Алия МАМБЕТОВА
"МК в Казахстане
28.1.2004
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 22.09.2008 в 13:03:00   # 4970
прятать и хранить не получится, это как шило в мешке...
у меня свой взгляд на мамбетизм, пусть и несколько неожиданный для кого-то
думаю, что мамбетизм как вид индивидуальной системы ценностей, может носить представитель любой национальности
а отличает егоименно все то, что было перечислено в статье: правовой нДАИШизм и проистекающие из него хамство, ханжество, абсолютное невнимание к окружающим, бескультурье и т.п.
  Гость 22.09.2008 в 13:33:37   # 4971
Думаю МАМБЕТ можно перевести на русский как БЫДЛО
  Гость 22.09.2008 в 13:51:43   # 4972
Вам в тему:
  STEM 22.09.2008 в 22:09:50   # 4988
К сожалению,упомянув всколзь тему мамбетизма автор не удосужилась узреть фактические корни этого понятия.
"до видоизмененного имени пророка"- вот где же собака зарыта.
Мамбет- Махамбет-Мухаммед(ГСС)
Обидно и больно ,когда не зная о чем говорим потакаем насмешкам иноверцев.
Невольно вспоминается родственница жены из аула,которая любила к месту ,и посто так вставлять словечко ПОХИ,в значении "А нам все равно!
И представьте ее шок,когда объяснил,что ОНА говорит
Аффтара в топку,тема не раскрыта!
  Гость 23.09.2008 в 09:38:00   # 4990
Многие слова притерпели изменения.

Из Википедии:

«Мамбе́т» — это довольно распространенное в 19-м и в начале 20-го века на территории Центральной Азии имя. В Казахской литературе нередко встречаются герои с таким именем. Как и многие имена у казахов и соседних народов, имя Мамбет может иметь частично рабские "корни", а так же применялось в сочетании с "именными суффиксами", например, Абулмамбет.

История

В конце 20-го века в Казахстане слово мамбет стали использовать для обозначения сельских казахов, хлынувших в города, преимущественно в Алматы (бывшую столицу), который до сих пор является крупнейшим городом, городом куда стремится каждый житель республики. Однако, "новое оскорбление" применяли не столько к лицам низкообразованным, сколько к лицам старающимся всячески продемонстрировать неуважение к окружающим, спровоцировать на конфликт или избить/ограбить.

Студентов ВУЗов, не промышляющих рэкетом и неконфликтных, таким словом как правило не нарекали.

Позже слово приняло обще-оскорбительный характер, которому можно сопоставить русское "дерёвня", а также претерпело изменения в словах "Мамбо", "мамбич", обрело синонимы, как "калх".

Учитывая "пестрый" национальнй состав населения Казахстана, подобные оскорбления в общественом месте могли легко спровоцировать массовую драку на основе национальной розни.

Сам факт возникновения такого оскорбления является доказательством актуальности социальных проблем молодежи, наиболее остро вставших в середине-конце 90-х: недостаток образования, резкие перемены в нестабильной экономике, "желание каждого жить хорошо ничего не делая" спровоцированное хлынувшей информационной пропагандой в СМИ и всеобщей постсоветской криминогенной обстановкой - все это поставило сельскую молодежь перед фактом необходимости выживания.

В анекдотах "богатым мамбетам" приписывали то же бескультурие, что и "новым русским", лишь немного изменяя детали.

После оскорбление ошибочно стали приписывать людям, отдающим предпочтение национальным традициям и предпочитающим общаться "на своем в кругу своих", отрицательно относящихся к проблеме манкуртизма в Алматы.
  Гость 27.09.2008 в 10:04:22   # 5048
Гость
22.09.2008 13:33:37
Думаю МАМБЕТ можно перевести на русский как БЫДЛО+5!
  Гость 29.09.2008 в 14:22:30   # 5067
и в самом Чимкент их навалом, этих мамбетов. Мое понятие мамбетства это те люди которые приходят со своих аулов и начинает доказывать что он кто-то кто. Со словами шешенамы. Вот это мамбетство. Местные казахи, русские, узбеки, и др национали Чимкента все дружные, а вот когда появляются эти мамбеты это уже что-то. и еше многое это было коротко
  Гость 20.11.2008 в 14:37:48   # 6225
mambet это типа гопота!
  Гость 10.12.2008 в 18:17:50   # 6992
МАМБЕТЫ-ЭТО СИЛА!!!!!!!
  Гость 11.12.2008 в 23:25:55   # 7025
мамбет - это стиль жизни. и проблема их в том, что они не хотят менятся а наоборот пытаются выжить и искоренить тех, кто не похож на них... с этим надо бороться!
  Гость 25.12.2008 в 21:26:01   # 7540
мамбеты в алмате-это типа кавказцы в москве
  Nurlanoff 30.12.2008 в 15:14:33   # 7692
Мамбеты - это внутренне состояние человека. Ну не виноват человек в том что он родился в дали от прогрессирующих собратьев<censored> Чем мы отличаемся от них? Восприятием мира!!!!, мы приняли то что нам навязывали на протяжений нескольких веков, а они нет, ну конечно мы же граммотные, умеем писать , читать, мы цивиллизованные, одеваемся так как нам диктуют моду западные страны. И при всем при этом мы теряем свои родные корни, Нельзя делить нацию на касты. Мы ведь великая нация !!нас всего в мире не больше 18 млн, "Мен казакпын - деген ол абырой".
Мы вот тут делимся на манкуртов и мамбетов, а ты друг выиди за пределы страны родной, и независимо от того кто ты у себя на родине в другом месте ты ЧУРКА!!!<censored> Должно быть национальное единение. Я не за мамбетов и не против них, просто надо понимать, кто ты и откуда твои корни.
  Гость 01.01.2009 в 22:41:48   # 7752
согласен с nurlanoff .разве можно так ненавидеть свои корни.
  Гость 09.02.2009 в 17:53:01   # 9472
У Нас В Чимкенте 85 % Мамбосы
Городу п**дец настал!
они **** из аула приехали - без контроля старших превратильсь в стаю шакалов!
Короче в подъездах нужду по малому и Большому справляют
Завидуют городским Казачкам и ненавидят Русских!
Понятий и них вообще нах нету
Таких тупых поискать , только в Мозамбике!
А самое интересное , что городские казахи у нас в Чиме потихоньку, потихоньку сами становятся Калхами
  Гость 09.02.2009 в 19:15:02   # 9475
Quote:
А самое интересное , что городские казахи у нас в Чиме потихоньку, потихоньку сами становятся Калхами
Это те же, только пытаются под городских косить.
А вообще всё может быть, как говорится: "с кем поведёшься..."
  KOKauH 09.02.2009 в 19:31:54   # 9478
Согласен полностью, каждый раз приезжая в Чимкент после Алматы не можешь одуплится, прям в глаза бросается, что большая половина населения Чимкента - моральные уроды, или мамбеты, кому как больше нравится. У них нет нравственных понятий, они ненавидят более культурных, им насрать на стариков, которые не относятся к их родственникам. По большому счету им насрать на все, кроме своего брюха, кармана и еще одного органа )) И почему-то всех таких уродов как будто тянет в мой родной Чимкент... Он так изменился за последние 10 лет, просто стал Шешемкент какой-то... Поэтому я живу теперь в Алмате )
  Гость 09.02.2009 в 22:52:38   # 9487
а мне Чимкент все равно нравится.. без мамбетов, город потеряет какой то "колорит".. ну не представляется мне этот город, с поголовно порядочными людьми, культурными водителями, и вежливыми соседями по столу в ресторане.. "люди Х" как я их называю, должны существовать в природе.. разговаривать с ними в принципе можно.. только правда когда у тебя "ствол" в кармане..))
  Гость 09.02.2009 в 23:43:53   # 9492
ДОМОХОЗЯЙКЕ САУЛЕ К. : .. а зачем вы его носки нюхаете?
  Гость 10.02.2009 в 00:05:25   # 9501
Muaaahhhaaaa!
  Гость 10.02.2009 в 00:07:42   # 9502
Мамбет - это как Алёша?
  Гость 10.02.2009 в 00:14:36   # 9508
Алёша это ЛОХ!
А вот Быдло, как сказали выше, равняется мамбету
  Гость 10.02.2009 в 00:18:08   # 9510
Значит мамбет - это превосходная степень от алёши?%)
  KOKauH 15.02.2009 в 08:04:00   # 9859
Дааа, немец везде разумничался. Слышь, ганс, тебя в Шымкент к моим пацанам на денек, мы бы тебе пояснили за Алеш, мамбетов и заодно как Родину любить )))
  Гость 21.02.2009 в 23:40:05   # 10171
мамббет это есть жи такой адам каторый <censored>

..............вот кто ттакой мамбет
  Гость 07.03.2009 в 23:21:00   # 10976
<censored>
  net_mambetam 14.06.2009 в 02:19:28   # 16620
Ерлан - в хлам мамбет. Кто он такой? Настоящий мамбет , который ничего в своей жалкой жизни не видел. И у него ДЕШЕВЫЙ ГАЛИМЫЙ ПОНТ- мамбетский понт
  Скин 22.06.2009 в 21:53:19   # 17003
<censored>
  Амир 01.07.2009 в 00:14:28   # 17504
Больно смотреть на свой народ, который по своему невежеству делится на городских и аульных, северян и южан, джузы и куче других отсталых предрассудков. Какие люди мы стали мелкие. Вы обратите внимание на себя со стороны, просто вызывает отвращение написанные здесь антисоциальные статьи. Я вот хороший, а остальные на меня не похожи. И кто честно по совести может сказать, что он пример для остальных. Большинство людей берут и дают взятки, коррумпированность достигла таких размахов, что это уже в порядке вещей. Все продается и покупается – дипломы, рабочие места, совесть. На работу мы устраиваем своих бестолковых родственников. Распутство - и с этим мы тоже почти смирились, и у многих это затронутая тема вызовет ухмылку, только когда это не касается его лично или его сестер и дочерей. Мы забыли литературный язык, общаемся на каком-то уличном жаргоне, правильно его называют собачьим языком. Редкий праздник обходится без спиртного, мы превращаемся в нацию алкоголиков и не важно, откуда ты из города или аула. Девушки - каждая вторая курит, это модно и прогрессивно. Мы перестали читать классиков, ну все ли казахи читали «Путь Абая». Сейчас все берут информацию из телевизора в готовом виде, чем пичкают нас так и существуем, думать совсем не хотим. Да мы превращаемся в невежд без нравственных устоев, нам уже чужды слова: этика, честь, целомудрие, интеллигентность. Для нас важны только материальные ценности, а духовно мы пустышки.
Посмотрите на Японию, живут на острове, нет ни каких природных ресурсов в отличие от нас, все ими достигнуто за счет своего интеллекта и трудолюбия. И не забывайте, что их страна пережила ядерную войну, их нацию поставили на колени. Но за последние пятьдесят лет Япония стала великой державой.
Если мы сейчас не прекратим склоки между собой, не перестанем делиться на разные группы и не будет дальше кичиться своим невежеством. То нас просто разорвут на части, а страна останется сырьевым придатком для других. Чем заниматься пустыми спорами и болтовней, навешиванием ярлыков друг на друга, лучше займитесь полезным делом, образованием, читайте книги, изучайте историю. Возьмите ответственность за себя, за свой подъезд, дом, аул, город, страну.
Господа Казахи! Создавайте цивилизованное, высоконравственное общество, не ждите, за нас этого никто не сделает.

  Нео 01.07.2009 в 08:20:00   # 17509
"Мы перестали читать классиков, ну все ли казахи читали «Путь Абая». Сейчас все берут информацию из телевизора в готовом виде, чем пичкают нас так и существуем, думать совсем не хотим." а я читал и ТВ у меня нету. Ненавижу этот лживый предмет. Правда есть одно НО - я чуть-чуть не казах.

"Господа Казахи! Создавайте цивилизованное, высоконравственное общество, не ждите, за нас этого никто не сделает."
уже сделали за вас. тем кому продали все что можно - они построили и живут.
  Гость 01.07.2009 в 09:02:56   # 17511
И уже на много лет вперёд страна продана
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь