Казахстан готов к третьей волне кризиса?
dead 21 Сентября 2011 в 12:45:34
Про ВВП, ЖКХ, Нацфонд и БВУ
Экономисты прогнозируют третью волну мирового кризиса. Раздаются голоса, что очередной волной с карты мира смоет объединенную Европу. Однако Казахстан, как всегда, «готов противостоять новым вызовам». Так, по крайней мере, заверил нас премьер-министр Масимов. Что кроется за радужной картинкой счастья по-масимовски, в которой к 2016 году ВВП на душу населения будет не менее 15 тысяч долларов США? Хватит ли на всех средств Нацфонда? Что делать с неэффективными госпрограммами по развитию экономики? Об этом в комментарии для «j» кандидата экономических наук Мухтара Тайжана, президента фонда им. Болатхана Тайжана.
Мантры Масимова с заседания парламентской фракции правящей партии:
pic«Мы готовы противостоять новым вызовам и на собственном опыте знаем, насколько успешен решительный коллективный прорыв.
Наш елбасы поставил задачу: ВВП на душу населения к 2016 году должен составлять не менее $15 тыс.
Новый трехлетний бюджет 2012–2014. Около Т400 млрд направляются на жилищное строительство и модернизацию ЖКХ.
Валовые резервы Национального банка и средства Национального фонда в августе 2011 года составили $76,3 млрд.
Новый трехлетний бюджет 2012–2014 годов. Т238 млрд направляются на развитие системы водоснабжения и водоотведения.
Средняя заработная плата бюджетников в 2011 году превысила 67 тыс. тенге. Вклады населения в БВУ в июле 2011 года превысили Т2,5 трлн».
Мухтар Тайжан:
— Мировая экономика сейчас находится в неважном состоянии, особенно ее европейская часть. Там на протяжении последних десяти лет наблюдаются большие государственные расходы в связи с образованием общей валюты, высоких социальных и государственных обязательств. Там доходы с расходами не уравниваются, причем уже много лет. И главный локомотив европейской экономики — Германия, чья доля составляет примерно 30% от экономики Еврозоны — уже не справляется с такими нагрузками: замедляется темп экономического роста. Почему европейская экономика находится в таком состоянии? Потому что у них низкое качество государственных расходов. Это видно по состоянию бюджета Греции, Италии, Испании, Португалии, которые в последнее время получили снижение кредитного рейтинга. Самая главная опасность для мировой экономики исходит от европейского континента. Американская экономика имеет проблемы, но не такие серьезные, как в Европе. Каким образом это может коснуться Казахстана?
1Во-первых, Европа является главным потребителем наших ресурсов, сырья. Это главный и крупнейший наш торгово-экономический партнер на сегодняшний день. Если там замедлится рост экономики, естественно снизится и спрос на нашу сырьевую продукцию. Значит произойдет снижение валютных поступлений от экспорта нашего сырья. А если снизятся поступления, то пополнение Национального фонда, являющегося на 30% донором нашего бюджета, замедлится. На сегодняшний день у нас примерно на треть доходная часть бюджета формируется за счет прямых трансфертов из Нацфонда, а это 1,2 триллиона тенге. Подушка безопасности в виде Нацфонда у нас действительно большая. Но средства Нацфонда мы потихонечку проедаем, потому что на треть мы живем за счет будущих поколений.
Каким образом может нас коснуться прогнозируемая Масимовым третья волна мирового кризиса? Мы были достаточно крупным бенефициаром европейских кредитных ресурсов. За последние годы задолженность наших банков значительно сократилась: примерно с 45 миллиардов долларов США до почти 17. В том числе и в результате проведенных реструктуризаций и выплат. Сейчас наш бизнес и люди не так сильно закредитованы, как в 2007 году. То есть те, кто должен был обанкротиться — обанкротились, кто смог, тот погасил долги. Большого количества новых кредитов у нас нет, соответственно внешняя задолженность нашего банковского сектора перед Европой невелика на текущий момент. С этой точки зрения я не вижу угроз для казахской экономики.
В принципе, вот все угрозы. Что нам делать, чтобы увеличить подушку безопасности в связи со всеми возможными волнами кризиса? Нужно максимально сократить государственные расходы. Особенно в части институтов развития, которые, по данным Счетного комитета, со своими задачами не справились. Они убыточны. Но почему-то все эти институты развития передали в управление профильным министерствам, хотя я бы предложил закрыть их вообще. Просто создать ликвидационные комиссии, которые бы занимались судебно-претензионной исковой работой по взысканию уже выданных ранее кредитов и так далее. И больше денег им не выдавать, потому что мы убедились в абсолютной бесполезности их работы. То есть государственные средства у нас расходуются глупо.
Дальше. У нас есть программа ФИИР (программа форсированного индустриально-инновационного развития). Нужно очень внимательно посмотреть, насколько там участвуют государственные средства. Там реально существует высокая вероятность потери государственных денег. Ясно, что именно сверхвысокие госрасходы привели к проблемам в Европе. Мы на эти грабли не должны наступать. Госрасходы нужно сокращать! Ну, а то, что там говорится о повышении доходов на душу населения, то это, как говорится, средняя температура по больнице. Мы можем добывать не 80, как сегодня, а 100 миллионов тонн нефти в год. Но делить это просто-напросто арифметически на количество населения и получать ВВП на душу населения — не совсем корректно. Потому что еще нужно принимать во внимание коэффициент Джинни. Он у нас очень высокий. То есть у нас разрыв между бедными и богатыми очень большой. И этот простой математический показатель расчета ВВП на душу населения не отражает реальной картины благосостояния граждан. Поэтому сокращение госрасходов и справедливое распределение доходов от продажи ресурсов — лучшее средство от любого кризиса. А пока население Казахстана в основной своей массе остается бедным.
Нам действительно необходимо модернизировать ЖКХ. У нас износ сетей кое-где доходит до 90%! Но другое дело, как распределение и освоение этих денег будет осуществляться в действительности. Мы все знаем, что, допустим, уже сейчас задействована вторая программа по питьевой воде. Первую программу правительство само признало неэффективной. То есть деньги-то уже израсходованы, а воды в регионах нет! Там тоже выделялось около трех миллиардов долларов. Однако аул до сих пор на 40 процентов сидит без воды. Главное ведь, не сколько выделено, а как эффективно эти деньги будут использованы. А по вкладчикам, то это тоже известный факт, что вкладчики у нас в основном одни и те же. В основной массе население не располагает возможностями иметь в банках какие-то крупные счета, совершать большие вклады. У нас 80% вкладов физлиц принадлежит 1% населения. То есть данные, приведенные Масимовым, не являются показателем благосостояния народа. В основном, у людей ни депозитов, ни денег нет.
По поводу совокупного валового резерва Нацбанка и средств Нацфонда на август — 76,3 миллиарда долларов. Эта сумма при правильном распределении нефтяных доходов могла быть гораздо выше, что не так уж и много. Мы в год добываем 80 миллионов тонн нефти. Если даже в среднем взять 100 долларов за баррель, то в год мы зарабатываем примерно 40 миллиардов. Это только за счет продажи нефти. Есть ведь еще металлы, уголь, газ, другие полезные ископаемые. Нам от этого куша остается мало. Большая часть принадлежит иностранным компаниям. То есть цифра не очень высокая. В Норвегии сумма Нацфонда исчисляется 500 миллиардами долларов. И там живет всего 4 миллиона жителей. Так что это не такие уж большие цифры, какие могли бы быть.
http://www.guljan.org
Экономисты прогнозируют третью волну мирового кризиса. Раздаются голоса, что очередной волной с карты мира смоет объединенную Европу. Однако Казахстан, как всегда, «готов противостоять новым вызовам». Так, по крайней мере, заверил нас премьер-министр Масимов. Что кроется за радужной картинкой счастья по-масимовски, в которой к 2016 году ВВП на душу населения будет не менее 15 тысяч долларов США? Хватит ли на всех средств Нацфонда? Что делать с неэффективными госпрограммами по развитию экономики? Об этом в комментарии для «j» кандидата экономических наук Мухтара Тайжана, президента фонда им. Болатхана Тайжана.
Мантры Масимова с заседания парламентской фракции правящей партии:
pic«Мы готовы противостоять новым вызовам и на собственном опыте знаем, насколько успешен решительный коллективный прорыв.
Наш елбасы поставил задачу: ВВП на душу населения к 2016 году должен составлять не менее $15 тыс.
Новый трехлетний бюджет 2012–2014. Около Т400 млрд направляются на жилищное строительство и модернизацию ЖКХ.
Валовые резервы Национального банка и средства Национального фонда в августе 2011 года составили $76,3 млрд.
Новый трехлетний бюджет 2012–2014 годов. Т238 млрд направляются на развитие системы водоснабжения и водоотведения.
Средняя заработная плата бюджетников в 2011 году превысила 67 тыс. тенге. Вклады населения в БВУ в июле 2011 года превысили Т2,5 трлн».
Мухтар Тайжан:
— Мировая экономика сейчас находится в неважном состоянии, особенно ее европейская часть. Там на протяжении последних десяти лет наблюдаются большие государственные расходы в связи с образованием общей валюты, высоких социальных и государственных обязательств. Там доходы с расходами не уравниваются, причем уже много лет. И главный локомотив европейской экономики — Германия, чья доля составляет примерно 30% от экономики Еврозоны — уже не справляется с такими нагрузками: замедляется темп экономического роста. Почему европейская экономика находится в таком состоянии? Потому что у них низкое качество государственных расходов. Это видно по состоянию бюджета Греции, Италии, Испании, Португалии, которые в последнее время получили снижение кредитного рейтинга. Самая главная опасность для мировой экономики исходит от европейского континента. Американская экономика имеет проблемы, но не такие серьезные, как в Европе. Каким образом это может коснуться Казахстана?
1Во-первых, Европа является главным потребителем наших ресурсов, сырья. Это главный и крупнейший наш торгово-экономический партнер на сегодняшний день. Если там замедлится рост экономики, естественно снизится и спрос на нашу сырьевую продукцию. Значит произойдет снижение валютных поступлений от экспорта нашего сырья. А если снизятся поступления, то пополнение Национального фонда, являющегося на 30% донором нашего бюджета, замедлится. На сегодняшний день у нас примерно на треть доходная часть бюджета формируется за счет прямых трансфертов из Нацфонда, а это 1,2 триллиона тенге. Подушка безопасности в виде Нацфонда у нас действительно большая. Но средства Нацфонда мы потихонечку проедаем, потому что на треть мы живем за счет будущих поколений.
Каким образом может нас коснуться прогнозируемая Масимовым третья волна мирового кризиса? Мы были достаточно крупным бенефициаром европейских кредитных ресурсов. За последние годы задолженность наших банков значительно сократилась: примерно с 45 миллиардов долларов США до почти 17. В том числе и в результате проведенных реструктуризаций и выплат. Сейчас наш бизнес и люди не так сильно закредитованы, как в 2007 году. То есть те, кто должен был обанкротиться — обанкротились, кто смог, тот погасил долги. Большого количества новых кредитов у нас нет, соответственно внешняя задолженность нашего банковского сектора перед Европой невелика на текущий момент. С этой точки зрения я не вижу угроз для казахской экономики.
В принципе, вот все угрозы. Что нам делать, чтобы увеличить подушку безопасности в связи со всеми возможными волнами кризиса? Нужно максимально сократить государственные расходы. Особенно в части институтов развития, которые, по данным Счетного комитета, со своими задачами не справились. Они убыточны. Но почему-то все эти институты развития передали в управление профильным министерствам, хотя я бы предложил закрыть их вообще. Просто создать ликвидационные комиссии, которые бы занимались судебно-претензионной исковой работой по взысканию уже выданных ранее кредитов и так далее. И больше денег им не выдавать, потому что мы убедились в абсолютной бесполезности их работы. То есть государственные средства у нас расходуются глупо.
Дальше. У нас есть программа ФИИР (программа форсированного индустриально-инновационного развития). Нужно очень внимательно посмотреть, насколько там участвуют государственные средства. Там реально существует высокая вероятность потери государственных денег. Ясно, что именно сверхвысокие госрасходы привели к проблемам в Европе. Мы на эти грабли не должны наступать. Госрасходы нужно сокращать! Ну, а то, что там говорится о повышении доходов на душу населения, то это, как говорится, средняя температура по больнице. Мы можем добывать не 80, как сегодня, а 100 миллионов тонн нефти в год. Но делить это просто-напросто арифметически на количество населения и получать ВВП на душу населения — не совсем корректно. Потому что еще нужно принимать во внимание коэффициент Джинни. Он у нас очень высокий. То есть у нас разрыв между бедными и богатыми очень большой. И этот простой математический показатель расчета ВВП на душу населения не отражает реальной картины благосостояния граждан. Поэтому сокращение госрасходов и справедливое распределение доходов от продажи ресурсов — лучшее средство от любого кризиса. А пока население Казахстана в основной своей массе остается бедным.
Нам действительно необходимо модернизировать ЖКХ. У нас износ сетей кое-где доходит до 90%! Но другое дело, как распределение и освоение этих денег будет осуществляться в действительности. Мы все знаем, что, допустим, уже сейчас задействована вторая программа по питьевой воде. Первую программу правительство само признало неэффективной. То есть деньги-то уже израсходованы, а воды в регионах нет! Там тоже выделялось около трех миллиардов долларов. Однако аул до сих пор на 40 процентов сидит без воды. Главное ведь, не сколько выделено, а как эффективно эти деньги будут использованы. А по вкладчикам, то это тоже известный факт, что вкладчики у нас в основном одни и те же. В основной массе население не располагает возможностями иметь в банках какие-то крупные счета, совершать большие вклады. У нас 80% вкладов физлиц принадлежит 1% населения. То есть данные, приведенные Масимовым, не являются показателем благосостояния народа. В основном, у людей ни депозитов, ни денег нет.
По поводу совокупного валового резерва Нацбанка и средств Нацфонда на август — 76,3 миллиарда долларов. Эта сумма при правильном распределении нефтяных доходов могла быть гораздо выше, что не так уж и много. Мы в год добываем 80 миллионов тонн нефти. Если даже в среднем взять 100 долларов за баррель, то в год мы зарабатываем примерно 40 миллиардов. Это только за счет продажи нефти. Есть ведь еще металлы, уголь, газ, другие полезные ископаемые. Нам от этого куша остается мало. Большая часть принадлежит иностранным компаниям. То есть цифра не очень высокая. В Норвегии сумма Нацфонда исчисляется 500 миллиардами долларов. И там живет всего 4 миллиона жителей. Так что это не такие уж большие цифры, какие могли бы быть.
http://www.guljan.org
|