Почему в Казахстане такой дорогой уголь

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
danilov 12 Октября 2021 в 09:51:16
Как при доставке с месторождения до домашней печки уголь становится вдвое дороже.
По запасам угля Казахстан занимает восьмое место в мире. Так почему же каждый год людям не хватает угля для отопления своих домов? И почему при доставке угля от месторождения до домов граждан его цена вырастает в 2-3 раза? Об этом говорили эксперты в студии популярного ток-шоу "Неге?".

С наступлением холодов в Усть-Каменогорске, как обычно, выстраиваются очереди за углём. И его не всем хватает, уже к обеду дефицитный товар заканчивается. Такая ситуация наблюдается и в других регионах страны.

Как формируется цена
По словам замначальника управления энергетики и ЖКХ Восточно-Казахстанской области Нурлана Рамазанова, с месторождения Каражыра, что находится близ Семея, тонна угля отгружается по 8 тысяч тенге за тонну. Около тысячи тенге за транспортировку берёт "Казахстан темир жолы", ещё примерно столько же накидывают владельцы вагонов. И на железнодорожных тупиках Усть-Каменогорска тонна стоит уже 10 тысяч тенге.

Там закупают оптовики. А к конечному потребителю уголь приходит уже по цене 15-20 тысяч тенге. То есть по дороге с месторождения до печки цена вырастает более чем вдвое.

Почему угля не хватает
Даже по таким ценам купить уголь удаётся далеко не всегда, в итоге люди мёрзнут. Нурлан Рамазанов поясняет: дефицит в Усть-Каменогорске образовался потому, что не хватает вагонов. Однако исполнительный директор ТОО "КТЖ – Грузовые перевозки" Нуржан Кельбулганов не согласился с представителем областного акимата.

"Из 64 тысяч вагонов 55%, или 35 тысяч вагонов, занимаются перевозкой угля, – сказал он. – Из них только 13 тысяч принадлежат "КазТемирТранс", входящей в состав КТЖ. Остальные – собственность частных предпринимателей. Поэтому я не соглашусь с тем, что не хватает вагонов".

Представитель КТЖ считает, что проблема вовсе не в нехватке вагонов, а в том, что "в связи с внутренними проблемами месторождения Каражыра вагоны не загрузили вовремя".

Экономист Максат Халык полагает, что причина вечного беспорядка в этой сфере – отсутствие госконтроля. По мнению эксперта, уголь – стратегически важный для населения продукт, и отдавать эту сферу полностью на откуп частникам неправильно.

"Здесь нужна система контроля. Вы сказали, что в рыночной экономике государство не должно вмешиваться в ценообразование. Я поддерживаю. У Адама Смита есть большой труд "Невидимая рука рынка", там говорится, что государство не должно вмешиваться в регулирование цен, их отбалансируют спрос и предложение. Но есть один важный момент. Уголь является очень важным товаром в зимнее время. Здесь уже затрагиваются интересы всего населения. Активизируются спекулянты, возникают ценовые сговоры. Их деятельность нужно пресекать. Если государство установит здесь жёсткие правила, то всё будет в порядке, цены не будут скакать", – отметил экономист.

Кроме того, по словам эксперта, нужна льготы при поставке социально значимых товаров в депрессивные регионы, где уровень доходов значительно ниже средних по стране. По официальным данным, средняя зарплата в Казахстане – 252 тысячи тенге, на самом же деле на селе зарабатывают меньше ста тысяч, у многих и вовсе минимальная зарплата (сейчас это 42 500, скоро будет 60 000 тенге). Так что покупка угля для сельчан – очень большая нагрузка.

Тренд на "зелёную" энергетику: должен ли Казахстан отказаться от угля
Сжигание угля наносит серьёзный ущерб окружающей среде и здоровью казахстанцев. Казахстан, как и весь мир, взял курс на построение "зелёной" энергетики. Для этого, в частности, работающие на угле теплоэнергоцентрали переводят на газ.

Однако полностью отказаться от угля пока невозможно. Уголь – самое доступное сырьё для получения тепла, и этого сырья в Казахстане очень много. С переводом ТЭЦ на газ тарифы на тепло и электричество вырастут.

Эколог Адиль-Касым Жарылкасынулы считает, что переход на газ необходим, другого пути у Казахстана быть не может.

"Тарифы могут вырасти. Но есть предложение о том, чтобы государство выделило субсидии. Возьмут ли на это средства из Нацфонда или же "Самрук-Энерго" возьмёт эти расходы на себя – работа ещё ведётся. Но переход нужен, потому что на первом месте – здоровье народа. Это гласит Конституция. Поэтому переход на газ обязателен, я считаю. Вопрос национальной важности", – отметил эксперт.

Однако, по его мнению, такой подход оправдан далеко не везде. Для густонаселенного и непродуваемого Алматы переход на газ жизненно необходим, для небольших же и хорошо проветриваемых населённых пунктов сжигание угля не представляет, по словам эксперта, большой угрозы.

"Возьмём Алматы – самый крупный город в Казахстане. Посмотрите, в какой местности он находится, его географическое положение. Всё надо учесть, газифицировать весь город. А в другой местности, тем более равнинной, пусть потребляют уголь", – сказал он.

Завершилась дискуссия в студии шоу "Неге?" словами ведущего передачи Ерканата Копжасара: "Казахстан занимает 9-е место в мире по площади. По запасам нефти мы на 11-м месте, а по запасам угля – на 8-м месте. По мнению экспертов, запасов угля нам хватит минимум на 300 лет. Народ, обладающий такими ресурсами, просто не должен знать, что такое дефицит угля. Проблема на личном контроле президента. Я думаю, что уже в следующем году она будет решена".

Комментарии, по рейтингу, по дате
  walker 12.10.2021 в 13:13:46   # 785171
Не читая можно ответить на этот вопрос.
Алчность и ангажированность в звене посредников.
  Manitu 12.10.2021 в 13:50:21   # 785173
Quote:
Проблема на личном контроле президента. Я думаю, что уже в следующем году она будет решена".

А на следующий год об этом обещании все забудут и пообещают ещё раз. Как всегда на следующий год.
  troll 12.10.2021 в 14:27:00   # 785178
цель- обобрать, разорить население.
  Кара Бас 14.10.2021 в 00:44:44   # 785223
Как сказал этот " специалист"- при переходе на газ- выросту тарифы! Оппа! С куяли? При теперешней цене на уголь и аппетитах КТЖ тонна экибастузского угля запредельная, а его ещё надо измельчить в муку, и он просто так не горит: нужен мазут или дизель( немного,но нужен) в итоге ГВт стоит очень не мало. С газом попроще: необходимо будет построить хранилища при ТЭС,ТЭЦ. А технологии перехода для многих электростанций готовы были ещё при СССР
  Leksus 14.10.2021 в 07:45:08   # 785226
Экибастуз давно в розничную продажу не идет. Продают Майкобе и Каражыра. И тот, и тот - дерьмо, а не уголь.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь