КАК УПРАВЛЯТЬ ТОЛПОЙ
Странник 18 Декабря 2010 в 16:40:58
Поведение толпы как весьма специфического субъекта изучают психологи всех стран.
Главное свойство толпы -- в ней легко распространяется так называемая циркулярная реакция
(специалисты еще называют ее эмоциональным кружением).
Это быстрая, заразительная передача эмоциональной информации -- истерического смеха, гнева, паники, ярости...
Психологи выделяют несколько разных видов толпы:
-окказиональную,
-конвенциональную,
-экспрессивную и так далее.
Не углубляясь в теоретические дебри, отметим лишь второе главное свойство толпы - обращаемость ее из одного вида в другой: толпа агрессивная может стать панической, экспрессивная -- экстатической...
По закону сохранения энергии накопленная эмоциональная энергия толпы просто так бесследно исчезнуть не может, но ее можно перевести в другую форму или направить на другой объект -- например, агрессивную энергию погрома перевести в энергию стяжательства (грабежи) или паники.
И грабеж и паника тоже не сахар, но все же лучше, чем резня.
Еще толпа имеет «географию».
Циркулярная реакция гомогенизирует (то есть объединяет) толпу, но в связи с тем, что эмоциональная реакция распространяется по толпе с разной скоростью, в толпе образуются неоднородности.
На снимках, сделанных с помощью аэрофотосъемки, видно, что толпа имеет как минимум одно плотное ядро и разреженную периферию.
В ядре находятся эмоциональные зерна, «заводилы» - психически неуравновешенные личности или провокаторы.
На периферии - случайные люди и зеваки, до которых еще не дошел эмоциональный пожар.
Психологически и логически воздействовать на толпу рекомендуется с периферии.
А вот эмоциональное управляющее воздействие нужно оказывать непосредственно в ядре с помощью внедренных агентов.
Например, если нужно рассеять агрессивную толпу, агенты в ядре толпы могут крикнуть испуганными голосами: «Они идут! У них оружие!»
Если еще при этом с периферии будут имитированы звуки выстрелов (например, через динамики), энергия агрессии перейдет в энергию паники,
и толпа просто разбежится, давя и сметая все на своем пути.
В 1970-е годы в странах «третьего мира» применялся следующий прием.
Агрессивная толпа шла громить политических противников.
Чтобы не допустить кровавой бойни, внедренные в толпу агенты этих самых политических противников в какой-то момент указывали пальцем на самый богатый дом по пути следования: «Они там!»
Толпа немедленно бросалась к этому дому, и начинался самый банальный грабеж - агрессивная толпа становилась стяжательной.
В 1991 году возбужденная победой демократическая толпа шла громить здание КГБ.
Тогда на площади Дзержинского скопились тысячи взведенных людей, ждали буквально щелчка,
чтобы броситься на штурм «советской Бастилии» - столь же бессмысленный, как и штурм Бастилии французской.
И когда казалось, что жертв не избежать, внимание толпы удалось переключить. На несчастного Дзержинского.
По толпе пустили старый слух, что Дзержинский отлит из золота высшей пробы: хитрый Сталин-де придумал таким способом спрятать золото партии.
«А вы думали, почему этот памятник единственный в Москве, к которому нельзя подойти?»
(Возле памятника была сплошная проезжая часть - круговое движение.)
Внимание толпы переключилось на приехавший автокран, и про штурм КГБ забыли.
Еще один известный способ воздействия на толпу -- использование ритма.
На бронетранспортер, предназначенный для борьбы с уличными беспорядками, вместо пушек ставятся динамики, которые передают во все стороны громкие музыкальные ритмы.
Под действием этих ритмов толпа из агрессивной превращается в экстатическую, и начинается то, что в Средние века называли пляской святого Витта -истерические танцы и подергивания.
Причем по своей воле соскочить с ритма практически никто не может.
Если музыку не прекратить, люди будут дергаться в истерическом танце до полной потери сил и падения на асфальт.
Не исключены и смертельные случаи.
Все американские посольства с 1960-х годов «вооружены» музыкальным оружием.
Америку в мире не любят, и, если в какой-то стране агрессивная толпа направляется к американскому посольству или просто следует мимо, врубается мощный рок.
Кстати, это средство воздействия взяли на вооружение и некоторые владельцы крупных супермаркетов, богатых салонов.
Правда, без советов специалистов пользоваться этим «оружием» не стоит, можно сделать только хуже,
потому что разные виды толп требуют разных видов ритмов.
Чтобы превратить агрессивную толпу в экстатическую, требуется рок, шейк или твист.
А вот для панических толп, сносящих все на своем пути, нужна совершенно другая музыка -- марши или гимны.
Паническая толпа вообще отдельная песня, панический ужас - очень сильная вещь.
Но и такой толпой можно управлять. Известно, что провоцируют панику звуки высокой частоты.
Женские и детские крики в стрессовой ситуации оказывают на психику разрушающее воздействие.
Примерно как на пеших воинов визг монгольской конницы.
Поэтому для предотвращения паники лучше всего подходят высокие звуки -- мужские голоса, например.
А также смысловой шок.
Был, например, случай, когда бежавших в полном безумии и панике солдат офицер остановил неожиданной командой:
«Стой! Снять сапоги! Снять сапоги!» Ошарашенные солдаты -- сначала один, потом другой -- садились на землю... и начинали снимать сапоги.
Этим гениально бессмысленным приказом командир убил панику и предотвратил бегство.
Не менее оригинально решил проблему паники наполеоновский маршал Ней.
Когда его солдаты в панике побежали с поля боя, он послал вдогонку с адъютантом приказ бежать без остановки ровно десять километров!
Без остановки! Ровно десять километров!.. Войска пробежали три и в недоумении остановились.
Если толпа еще не дошла да крайней точки возбуждения, ее можно «охладить».
Дело в том, что в толпе человек теряет чувство индивидуальности, становится безличным.
У него разом пропадают все его жизненные ролевые функции -- работник, отец, муж, сын, сосед, гражданин и так далее...
А вместе с ними исчезает и самоконтроль -- социальные регуляторы.
То, что никогда бы не сделал сын, муж, отец и гражданин, легко сделает животная безличность.
Поэтому для предотвращения оскотинивания используются специальные методы деанонимизации.
Специальные люди шныряют по толпе с фотоаппаратами или блокнотами и подчеркнуто фотографируют и записывают что-то.
Правда, этот способ весьма рискованный -- для агентов.
Сейчас есть более безопасные средства деанонимизации -- журналисты и телерепортеры.
Когда они подходят к толпе и начинают демонстративно снимать или же толпа видит, что на крышах зданий установлены камеры (которые специально делают более заметными),
толпа в лице отдельных своих представителей отрезвляется, и коллективный психоэффект не достигается.
Отрезвленные люди («сейчас снимут, потом найдут и засудят, черт побери!») служат как бы ингибиторами для циркулярной реакции.
А у Вас хватит смелости не следовать за толпой?
Главное свойство толпы -- в ней легко распространяется так называемая циркулярная реакция
(специалисты еще называют ее эмоциональным кружением).
Это быстрая, заразительная передача эмоциональной информации -- истерического смеха, гнева, паники, ярости...
Психологи выделяют несколько разных видов толпы:
-окказиональную,
-конвенциональную,
-экспрессивную и так далее.
Не углубляясь в теоретические дебри, отметим лишь второе главное свойство толпы - обращаемость ее из одного вида в другой: толпа агрессивная может стать панической, экспрессивная -- экстатической...
По закону сохранения энергии накопленная эмоциональная энергия толпы просто так бесследно исчезнуть не может, но ее можно перевести в другую форму или направить на другой объект -- например, агрессивную энергию погрома перевести в энергию стяжательства (грабежи) или паники.
И грабеж и паника тоже не сахар, но все же лучше, чем резня.
Еще толпа имеет «географию».
Циркулярная реакция гомогенизирует (то есть объединяет) толпу, но в связи с тем, что эмоциональная реакция распространяется по толпе с разной скоростью, в толпе образуются неоднородности.
На снимках, сделанных с помощью аэрофотосъемки, видно, что толпа имеет как минимум одно плотное ядро и разреженную периферию.
В ядре находятся эмоциональные зерна, «заводилы» - психически неуравновешенные личности или провокаторы.
На периферии - случайные люди и зеваки, до которых еще не дошел эмоциональный пожар.
Психологически и логически воздействовать на толпу рекомендуется с периферии.
А вот эмоциональное управляющее воздействие нужно оказывать непосредственно в ядре с помощью внедренных агентов.
Например, если нужно рассеять агрессивную толпу, агенты в ядре толпы могут крикнуть испуганными голосами: «Они идут! У них оружие!»
Если еще при этом с периферии будут имитированы звуки выстрелов (например, через динамики), энергия агрессии перейдет в энергию паники,
и толпа просто разбежится, давя и сметая все на своем пути.
В 1970-е годы в странах «третьего мира» применялся следующий прием.
Агрессивная толпа шла громить политических противников.
Чтобы не допустить кровавой бойни, внедренные в толпу агенты этих самых политических противников в какой-то момент указывали пальцем на самый богатый дом по пути следования: «Они там!»
Толпа немедленно бросалась к этому дому, и начинался самый банальный грабеж - агрессивная толпа становилась стяжательной.
В 1991 году возбужденная победой демократическая толпа шла громить здание КГБ.
Тогда на площади Дзержинского скопились тысячи взведенных людей, ждали буквально щелчка,
чтобы броситься на штурм «советской Бастилии» - столь же бессмысленный, как и штурм Бастилии французской.
И когда казалось, что жертв не избежать, внимание толпы удалось переключить. На несчастного Дзержинского.
По толпе пустили старый слух, что Дзержинский отлит из золота высшей пробы: хитрый Сталин-де придумал таким способом спрятать золото партии.
«А вы думали, почему этот памятник единственный в Москве, к которому нельзя подойти?»
(Возле памятника была сплошная проезжая часть - круговое движение.)
Внимание толпы переключилось на приехавший автокран, и про штурм КГБ забыли.
Еще один известный способ воздействия на толпу -- использование ритма.
На бронетранспортер, предназначенный для борьбы с уличными беспорядками, вместо пушек ставятся динамики, которые передают во все стороны громкие музыкальные ритмы.
Под действием этих ритмов толпа из агрессивной превращается в экстатическую, и начинается то, что в Средние века называли пляской святого Витта -истерические танцы и подергивания.
Причем по своей воле соскочить с ритма практически никто не может.
Если музыку не прекратить, люди будут дергаться в истерическом танце до полной потери сил и падения на асфальт.
Не исключены и смертельные случаи.
Все американские посольства с 1960-х годов «вооружены» музыкальным оружием.
Америку в мире не любят, и, если в какой-то стране агрессивная толпа направляется к американскому посольству или просто следует мимо, врубается мощный рок.
Кстати, это средство воздействия взяли на вооружение и некоторые владельцы крупных супермаркетов, богатых салонов.
Правда, без советов специалистов пользоваться этим «оружием» не стоит, можно сделать только хуже,
потому что разные виды толп требуют разных видов ритмов.
Чтобы превратить агрессивную толпу в экстатическую, требуется рок, шейк или твист.
А вот для панических толп, сносящих все на своем пути, нужна совершенно другая музыка -- марши или гимны.
Паническая толпа вообще отдельная песня, панический ужас - очень сильная вещь.
Но и такой толпой можно управлять. Известно, что провоцируют панику звуки высокой частоты.
Женские и детские крики в стрессовой ситуации оказывают на психику разрушающее воздействие.
Примерно как на пеших воинов визг монгольской конницы.
Поэтому для предотвращения паники лучше всего подходят высокие звуки -- мужские голоса, например.
А также смысловой шок.
Был, например, случай, когда бежавших в полном безумии и панике солдат офицер остановил неожиданной командой:
«Стой! Снять сапоги! Снять сапоги!» Ошарашенные солдаты -- сначала один, потом другой -- садились на землю... и начинали снимать сапоги.
Этим гениально бессмысленным приказом командир убил панику и предотвратил бегство.
Не менее оригинально решил проблему паники наполеоновский маршал Ней.
Когда его солдаты в панике побежали с поля боя, он послал вдогонку с адъютантом приказ бежать без остановки ровно десять километров!
Без остановки! Ровно десять километров!.. Войска пробежали три и в недоумении остановились.
Если толпа еще не дошла да крайней точки возбуждения, ее можно «охладить».
Дело в том, что в толпе человек теряет чувство индивидуальности, становится безличным.
У него разом пропадают все его жизненные ролевые функции -- работник, отец, муж, сын, сосед, гражданин и так далее...
А вместе с ними исчезает и самоконтроль -- социальные регуляторы.
То, что никогда бы не сделал сын, муж, отец и гражданин, легко сделает животная безличность.
Поэтому для предотвращения оскотинивания используются специальные методы деанонимизации.
Специальные люди шныряют по толпе с фотоаппаратами или блокнотами и подчеркнуто фотографируют и записывают что-то.
Правда, этот способ весьма рискованный -- для агентов.
Сейчас есть более безопасные средства деанонимизации -- журналисты и телерепортеры.
Когда они подходят к толпе и начинают демонстративно снимать или же толпа видит, что на крышах зданий установлены камеры (которые специально делают более заметными),
толпа в лице отдельных своих представителей отрезвляется, и коллективный психоэффект не достигается.
Отрезвленные люди («сейчас снимут, потом найдут и засудят, черт побери!») служат как бы ингибиторами для циркулярной реакции.
А у Вас хватит смелости не следовать за толпой?
|