Его Воздушество. 50 лет Майклу Джордану
Che 18 Февраля 2013 в 09:42:01
Не секрет, что отличительной особенностью выдающихся баскетболистов часто являются уникальные физические данные. Допустим, легендарный центровой Хаким Оладжьювон, отметивший 50-летний юбилей чуть раньше своего компаньона по драфту-1984, обладал неправдоподобно мягкими для человека 213-сантиметрового роста ладонями, которые помогали ему необыкновенно тонко чувствовать мяч.
Не берусь судить, были ли мягкими ладони Джордана – факт в том, что они были (и, собственно, и остаются) очень большими. Я бы даже сказал – необычайно большими, учитывая, что речь идет о человеке среднего роста применительно к баскетболу.
Уникальное строение рук и давало ему возможность на постоянной основе исполнять финт, который был в диковинку даже для НБА и даже для ее ветеранов. Так, 22 ноября 1992 года в выездной игре с «Финиксом» Майкл настолько талантливо имитировал бросок, что совершенно потерявший ориентацию в пространстве его визави Дэнни Эйндж (между прочим, игрок бывалый и заслуженный) машинально развернулся в сторону кольца. Развернулся – и, естественно, не обнаружил там мяч, который все это время был надежно запрятан у Джордана в руке. Через секунду, к слову, защитник «Чикаго» повторил данный финт на бис – вот только теперь его опекун остался недвижим. И зря, поскольку еще долю секунды спустя последовал восхитительный по мягкости и точности бросок, которому вконец загипнотизированный оппонент короля баскетбола даже и не подумал сопротивляться. К слову, по ходу первой половины встречи 23-й номер «быков» проделывал сей трюк еще трижды, всякий раз вызывая гул трибун. И даже трудно сказать, чего в подобном гуле было больше: неодобрения или восхищения.
Впрочем, лучшим в своем виде спорта Майкла, конечно, сделали не столько огромные руки, сколько умение летать (почти в буквальном смысле), до сих пор почитаемое многими за эксклюзивное. Хотя это, между прочим, не совсем верно, и в действительности подобное качество гораздо правильнее назвать редким. Эксклюзивность же Джордана заключалась в другом: только ему было доступно как умение менять направление движения, находясь непосредственно в воздухе, так и умение там еще и подолгу зависать. Что касается всех остальных игроков, то они обладали в лучшем случае одним из приведенных выше качеств.
Именно дар менять направление движения уже в ходе полета и позволил Майклу подготовить и блестяще исполнить бросок, который с технической точки зрения остается одним из наиболее сложных в истории НБА: собираясь поразить кольцо «Лейкерс» во втором матче финала-1991, успевший взмыть в воздух Джордан пару раз аккуратно переложил мяч с руки на руку.
Способность же в этом воздухе зависать позволила двукратному олимпийскому чемпиону реализовать свой самый знаменитый решающий бросок. Ну, хорошо – один из самых знаменитых – как-никак решающих бросков в карьере 23-го номера «Чикаго» было рекордно много. 7 мая 1989 года на последних секундах пятого и судьбоносного матча с «Кливлендом» в первом раунде плей-офф получивший мяч возле линии штрафных Майкл дал пролететь мимо себя защитнику «Кавальерс» Крэйгу Ило и мгновением позже поразил цель, отправив хозяев в отпуск, а «Буллс» – в четвертьфинал. Для этого броска, кстати, в США даже придумали специальное название – The Shot I. The Shot I – ибо 17 мая 1993-го был еще и The Shot II, когда Джордан точно так же одновременно с сиреной направил мяч в кольцо «Кливленда» по высоченной дуге через руки отчаянно прессинговавшего его защитника Джеральда Уилкинса и точно так же досрочно завершил для подопечных Ленни Уилкенса сезон.
Бросок с отклонением вообще был своего рода визитной карточкой лучшего снайпера в истории плей-офф НБА – по крайней мере, никто не пользовался им столь часто, да еще и с такими изяществом и разнообразием. Необыкновенно разнообразно Джордан действовал и тогда, когда находился спиной к кольцу, превратив данный стандартный и, в общем-то, достаточно схематичный элемент позиционного нападения в подлинное искусство. Тут надо сказать, что до конца семидесятых годов прошлого века так называемый post up move вообще не практиковался среди защитников, оставаясь прерогативой мощных форвардов и особенно центровых. Как следствие, когда этот прием все же стал частью моды, арсенал его первооткрывателей (Джорджа Гервина и Денниса Джонсона) был сравнительно беден: оба они, раз за разом пользовавшиеся превосходством в росте и полагавшиеся исключительно на бросок через руки оппонента, были здесь, в сущности, певцами одной песни.
Другое дело – Джордан с его многообразием вариантов. Среди них был и мгновенный разворот, оставлявший опекуна в недоумении, а самого Майкла – наедине с кольцом, и поразительно изящный бросок с отклонением, которое 23-му номеру «Чикаго» почти всегда заменял высоченный прыжок, буквально уносивший его от оппонента, и полет иного рода – только уже по направлению к кольцу. Наконец, в отличие от Гервина и Джонсона, практиковавших post up move лишь непосредственно вблизи щита или же в трехсекундной зоне, Джордан практиковал таковой еще много где – и, например, один из самых его красивых бросков с отклонением в поединке с «Лейкерс» 5 января 1993-го состоялся чуть ли не из-за трехочковой дуги.
Последнее выдающееся качество шестикратного чемпиона НБА, о котором я бы хотел рассказать, – его уникальная способность избегать травм. Пропустив из-за перелома ноги практически весь регулярный сезон-1985/86, Майкл за следующие 12 лет лишь пять раз оставался за бортом очередной игры по причине нездоровья. Нет, разумеется, его (особенно на поздних стадиях карьеры) оберегали арбитры, ему частенько доводилось выходить на матч сильно простуженным или даже через боль (как было в 5-й встрече финала-1997, когда после пищевого отравления он чувствовал себя плохо и до игры, и после нее, а в ходе нее самой набрал 38 очков и предрешил исход противостояния), но куда чаще Джордана выручало умение в мгновение ока перестроить свое тело и смягчить удар. Или же и вовсе свести его на нет.
Умение, вероятно, не самое зрелищное и заметное, однако тут надо помнить и понимать, что именно оно сберегло на долгие годы для баскетбола здоровье его несомненного короля.
http://www.eurosport.ru/basketball
Не берусь судить, были ли мягкими ладони Джордана – факт в том, что они были (и, собственно, и остаются) очень большими. Я бы даже сказал – необычайно большими, учитывая, что речь идет о человеке среднего роста применительно к баскетболу.
Уникальное строение рук и давало ему возможность на постоянной основе исполнять финт, который был в диковинку даже для НБА и даже для ее ветеранов. Так, 22 ноября 1992 года в выездной игре с «Финиксом» Майкл настолько талантливо имитировал бросок, что совершенно потерявший ориентацию в пространстве его визави Дэнни Эйндж (между прочим, игрок бывалый и заслуженный) машинально развернулся в сторону кольца. Развернулся – и, естественно, не обнаружил там мяч, который все это время был надежно запрятан у Джордана в руке. Через секунду, к слову, защитник «Чикаго» повторил данный финт на бис – вот только теперь его опекун остался недвижим. И зря, поскольку еще долю секунды спустя последовал восхитительный по мягкости и точности бросок, которому вконец загипнотизированный оппонент короля баскетбола даже и не подумал сопротивляться. К слову, по ходу первой половины встречи 23-й номер «быков» проделывал сей трюк еще трижды, всякий раз вызывая гул трибун. И даже трудно сказать, чего в подобном гуле было больше: неодобрения или восхищения.
Впрочем, лучшим в своем виде спорта Майкла, конечно, сделали не столько огромные руки, сколько умение летать (почти в буквальном смысле), до сих пор почитаемое многими за эксклюзивное. Хотя это, между прочим, не совсем верно, и в действительности подобное качество гораздо правильнее назвать редким. Эксклюзивность же Джордана заключалась в другом: только ему было доступно как умение менять направление движения, находясь непосредственно в воздухе, так и умение там еще и подолгу зависать. Что касается всех остальных игроков, то они обладали в лучшем случае одним из приведенных выше качеств.
Именно дар менять направление движения уже в ходе полета и позволил Майклу подготовить и блестяще исполнить бросок, который с технической точки зрения остается одним из наиболее сложных в истории НБА: собираясь поразить кольцо «Лейкерс» во втором матче финала-1991, успевший взмыть в воздух Джордан пару раз аккуратно переложил мяч с руки на руку.
Способность же в этом воздухе зависать позволила двукратному олимпийскому чемпиону реализовать свой самый знаменитый решающий бросок. Ну, хорошо – один из самых знаменитых – как-никак решающих бросков в карьере 23-го номера «Чикаго» было рекордно много. 7 мая 1989 года на последних секундах пятого и судьбоносного матча с «Кливлендом» в первом раунде плей-офф получивший мяч возле линии штрафных Майкл дал пролететь мимо себя защитнику «Кавальерс» Крэйгу Ило и мгновением позже поразил цель, отправив хозяев в отпуск, а «Буллс» – в четвертьфинал. Для этого броска, кстати, в США даже придумали специальное название – The Shot I. The Shot I – ибо 17 мая 1993-го был еще и The Shot II, когда Джордан точно так же одновременно с сиреной направил мяч в кольцо «Кливленда» по высоченной дуге через руки отчаянно прессинговавшего его защитника Джеральда Уилкинса и точно так же досрочно завершил для подопечных Ленни Уилкенса сезон.
Бросок с отклонением вообще был своего рода визитной карточкой лучшего снайпера в истории плей-офф НБА – по крайней мере, никто не пользовался им столь часто, да еще и с такими изяществом и разнообразием. Необыкновенно разнообразно Джордан действовал и тогда, когда находился спиной к кольцу, превратив данный стандартный и, в общем-то, достаточно схематичный элемент позиционного нападения в подлинное искусство. Тут надо сказать, что до конца семидесятых годов прошлого века так называемый post up move вообще не практиковался среди защитников, оставаясь прерогативой мощных форвардов и особенно центровых. Как следствие, когда этот прием все же стал частью моды, арсенал его первооткрывателей (Джорджа Гервина и Денниса Джонсона) был сравнительно беден: оба они, раз за разом пользовавшиеся превосходством в росте и полагавшиеся исключительно на бросок через руки оппонента, были здесь, в сущности, певцами одной песни.
Другое дело – Джордан с его многообразием вариантов. Среди них был и мгновенный разворот, оставлявший опекуна в недоумении, а самого Майкла – наедине с кольцом, и поразительно изящный бросок с отклонением, которое 23-му номеру «Чикаго» почти всегда заменял высоченный прыжок, буквально уносивший его от оппонента, и полет иного рода – только уже по направлению к кольцу. Наконец, в отличие от Гервина и Джонсона, практиковавших post up move лишь непосредственно вблизи щита или же в трехсекундной зоне, Джордан практиковал таковой еще много где – и, например, один из самых его красивых бросков с отклонением в поединке с «Лейкерс» 5 января 1993-го состоялся чуть ли не из-за трехочковой дуги.
Последнее выдающееся качество шестикратного чемпиона НБА, о котором я бы хотел рассказать, – его уникальная способность избегать травм. Пропустив из-за перелома ноги практически весь регулярный сезон-1985/86, Майкл за следующие 12 лет лишь пять раз оставался за бортом очередной игры по причине нездоровья. Нет, разумеется, его (особенно на поздних стадиях карьеры) оберегали арбитры, ему частенько доводилось выходить на матч сильно простуженным или даже через боль (как было в 5-й встрече финала-1997, когда после пищевого отравления он чувствовал себя плохо и до игры, и после нее, а в ходе нее самой набрал 38 очков и предрешил исход противостояния), но куда чаще Джордана выручало умение в мгновение ока перестроить свое тело и смягчить удар. Или же и вовсе свести его на нет.
Умение, вероятно, не самое зрелищное и заметное, однако тут надо помнить и понимать, что именно оно сберегло на долгие годы для баскетбола здоровье его несомненного короля.
http://www.eurosport.ru/basketball
|