Китай готов перевернуть мир
walker 12 Февраля 2013 в 08:20:03
Изменения, происходящие в экономике Китая, продолжают удивлять экспертов. Так, по последним данным, в минувшем году КНР удалось обогнать в области мировой торговли США, удерживающие лидерство в этой сфере с конца Второй мировой войны.
Так, для США сумма экспорта и импорта в прошлом году составила $3,8 трлн (примерно четверть ВВП, по данным 2011 года), тогда как для Китая – $3,8 трлн, что равняется более чем половине объема ВВП. Крупнейшим экспортером мира Китай стал еще в 2009 году. Звание же ведущего мирового импортера продолжают удерживать США. Так, в 2012 г. в КНР были ввезены товары на $1,8 трлн, в США – на $2,3 триллиона.
В то же время само китайское руководство не испытывает особого восторга от растущей вовлеченности страны в международный торговый оборот. Напротив, на данном этапе оно в большей степени заинтересовано в росте внутреннего потребления. Это необходимо для изменения характера экономики страны и повышения ее устойчивости к потрясениям, вызванным глобальным экономическим кризисом.
По данным Главного таможенного управления (ГТУ) КНР, в 2012 г. зависимость Китая от внешней торговли снизилась на 3,1 процентного пункта по сравнению с 2011 г. – до 47%. При этом зависимость от экспорта снизилась до 24,9%, а от импорта – до 22,1%. Зависимость от внешней торговли, которая отражает зависимость экономики от международных рынков, определяется как доля общего объема внешней торговли в ВВП.
Как отмечает ГТУ Китая, зависимость страны от внешней торговли устойчиво снижается с рекордно высокого уровня в 67%, зафиксированного в 2006 году. И это свидетельствует о переходе экономики Китая к форме, когда рост в большей степени обусловливается внутренними факторами. В то же время, по данным ГТУ, этот показатель все еще значительно выше 30%, то есть уровня, на котором находится внешнеторговая зависимость таких стран, как США, Япония и Бразилия. Это значит, что в экономике имеется значительное пространство для снижения зависимости от внешней торговли за счет стимулирования внутреннего потребления.
И в этом китайскому руководству уже удалось достигнуть существенных успехов. Сегодня в Китае наблюдается рост уровня и улучшение структуры потребления: от дешевой продукции до дорогих брендов, от товарного спроса до потребностей в сервисе, от закупок за рубежом через агентов до выезда за рубеж за покупками. По данным Всемирной туристической организации, по объему зарубежных покупок в 2011 г. китайские туристы заняли третье место в мире – $72,6 млрд, – уступив лишь немцам и американцам.
Процветает интернет-торговля. В китайских онлайн-магазинах можно купить практически все не выходя из дома. Одежду, электронику, бытовую технику, товары для дома. Фирменные электроинструменты лучше всего покупать в интернет-магазине Bosch .
Все это является частью политики китайского руководства, пытающегося оградить страну от опасностей и рисков, обусловленных особенностями нынешней китайской экономики. Более того, оно пытается обеспечить стране переход из ее нынешней начальной фазы, на более высокую, как это в свое время удалось проделать Японии и государствам Европы.
В связи с этим особый акцент китайским руководством делается на двух базовых моментах, которые должны будут определять вектор развития страны в ближайшие годы. Во-первых, из-за увеличения стоимости трудовых ресурсов и необходимости сохранения окружающей среды, а также повышения курса юаня китайские производители будут вынуждены переносить часть своих производственных мощностей за пределы страны – в Юго-Восточную Азию, Африку и другие регионы. Тем самым предполагается создать новую модель хозяйствования, когда на территории Китая будут осуществляться исследования и разработки, а производство и маркетинг перенесут за рубеж.
Во-вторых, Китай ускорит переход от статуса державы-производителя к статусу сверхдержавы-производителя. Это предполагается осуществить посредством поощрения собственных предприятий к развитию капиталоемких, техникоемких и сервисоемких отраслей, производящих продукцию с более высоким соотношением цена – качество.
Понимая, что модель “мануфактуры мира” близка к исчерпанию, руководство страны намерено обеспечить переход от действующей индустриальной модели к инновационной постиндустриальной. То есть, по сути, Китай готовится стать Америкой. Если ему удастся справиться с этой задачей, велика вероятность, что мир в его современном виде может перевернуться на 180 градусов, и тот, кто был крупнейшим производителем товаров и импортером идей и технологий, станет экспортером идей и импортером товаров.
Впрочем, при кажущейся правдоподобности подобного сценария существует несколько моментов, которые могут помешать его реализации. Роковое противоречие может возникнуть по линии “коммунистический авторитарный режим – демократические свободы, необходимые для существования инновационной модели”. Однако в обозримой перспективе расстаться с авторитарной политической системой КНР не сумеет.
Так, для США сумма экспорта и импорта в прошлом году составила $3,8 трлн (примерно четверть ВВП, по данным 2011 года), тогда как для Китая – $3,8 трлн, что равняется более чем половине объема ВВП. Крупнейшим экспортером мира Китай стал еще в 2009 году. Звание же ведущего мирового импортера продолжают удерживать США. Так, в 2012 г. в КНР были ввезены товары на $1,8 трлн, в США – на $2,3 триллиона.
В то же время само китайское руководство не испытывает особого восторга от растущей вовлеченности страны в международный торговый оборот. Напротив, на данном этапе оно в большей степени заинтересовано в росте внутреннего потребления. Это необходимо для изменения характера экономики страны и повышения ее устойчивости к потрясениям, вызванным глобальным экономическим кризисом.
По данным Главного таможенного управления (ГТУ) КНР, в 2012 г. зависимость Китая от внешней торговли снизилась на 3,1 процентного пункта по сравнению с 2011 г. – до 47%. При этом зависимость от экспорта снизилась до 24,9%, а от импорта – до 22,1%. Зависимость от внешней торговли, которая отражает зависимость экономики от международных рынков, определяется как доля общего объема внешней торговли в ВВП.
Как отмечает ГТУ Китая, зависимость страны от внешней торговли устойчиво снижается с рекордно высокого уровня в 67%, зафиксированного в 2006 году. И это свидетельствует о переходе экономики Китая к форме, когда рост в большей степени обусловливается внутренними факторами. В то же время, по данным ГТУ, этот показатель все еще значительно выше 30%, то есть уровня, на котором находится внешнеторговая зависимость таких стран, как США, Япония и Бразилия. Это значит, что в экономике имеется значительное пространство для снижения зависимости от внешней торговли за счет стимулирования внутреннего потребления.
И в этом китайскому руководству уже удалось достигнуть существенных успехов. Сегодня в Китае наблюдается рост уровня и улучшение структуры потребления: от дешевой продукции до дорогих брендов, от товарного спроса до потребностей в сервисе, от закупок за рубежом через агентов до выезда за рубеж за покупками. По данным Всемирной туристической организации, по объему зарубежных покупок в 2011 г. китайские туристы заняли третье место в мире – $72,6 млрд, – уступив лишь немцам и американцам.
Процветает интернет-торговля. В китайских онлайн-магазинах можно купить практически все не выходя из дома. Одежду, электронику, бытовую технику, товары для дома. Фирменные электроинструменты лучше всего покупать в интернет-магазине Bosch .
Все это является частью политики китайского руководства, пытающегося оградить страну от опасностей и рисков, обусловленных особенностями нынешней китайской экономики. Более того, оно пытается обеспечить стране переход из ее нынешней начальной фазы, на более высокую, как это в свое время удалось проделать Японии и государствам Европы.
В связи с этим особый акцент китайским руководством делается на двух базовых моментах, которые должны будут определять вектор развития страны в ближайшие годы. Во-первых, из-за увеличения стоимости трудовых ресурсов и необходимости сохранения окружающей среды, а также повышения курса юаня китайские производители будут вынуждены переносить часть своих производственных мощностей за пределы страны – в Юго-Восточную Азию, Африку и другие регионы. Тем самым предполагается создать новую модель хозяйствования, когда на территории Китая будут осуществляться исследования и разработки, а производство и маркетинг перенесут за рубеж.
Во-вторых, Китай ускорит переход от статуса державы-производителя к статусу сверхдержавы-производителя. Это предполагается осуществить посредством поощрения собственных предприятий к развитию капиталоемких, техникоемких и сервисоемких отраслей, производящих продукцию с более высоким соотношением цена – качество.
Понимая, что модель “мануфактуры мира” близка к исчерпанию, руководство страны намерено обеспечить переход от действующей индустриальной модели к инновационной постиндустриальной. То есть, по сути, Китай готовится стать Америкой. Если ему удастся справиться с этой задачей, велика вероятность, что мир в его современном виде может перевернуться на 180 градусов, и тот, кто был крупнейшим производителем товаров и импортером идей и технологий, станет экспортером идей и импортером товаров.
Впрочем, при кажущейся правдоподобности подобного сценария существует несколько моментов, которые могут помешать его реализации. Роковое противоречие может возникнуть по линии “коммунистический авторитарный режим – демократические свободы, необходимые для существования инновационной модели”. Однако в обозримой перспективе расстаться с авторитарной политической системой КНР не сумеет.
|