Бюро национальной статистики обнародовало сборники «Образование в РК» и «Дети Казахстана». Анализируя данные, которые в них содержатся, можно прийти к выводу, что через пять лет в нашей стране количество студентов возрастёт более чем на треть, а через пятнадцать – почти в 1,7 раза. Между тем, отечественная вузовская система уже сегодня не справляется с нагрузкой – и в инфраструктурном плане, и с точки зрения обеспеченности квалифицированными преподавателями.
На протяжении последних лет приём в высшие учебные заведения Казахстана постоянно увеличивался, и в прошлом году первокурсниками стали 171,3 тысячи молодых людей – почти на двадцать тысяч больше, чем в 2020-м. На это повлияли не только объективные (демографические) факторы, но и субъективные.
В частности, профильным министерством были приняты решения о многократном проведении ЕНТ для желающих стать студентами (а чем больше попыток, тем выше шансы поступить хотя бы на платные отделения), о так называемом условном, но, по сути, фактическом зачислении в вузы тех, кто не набрал пороговые баллы. Кроме того, сказались увеличение объема государственного образовательного заказа и выделение дополнительных грантов для жителей западных и густонаселённых областей: этой возможностью воспользовалась часть тех юношей и девушек, которые не могли позволить себе платить за учёбу.
А тем временем к студенческому возрасту подобралось поколение родившихся в период «бэби-бума»: в нашей стране демографический подъём наступил в середине «нулевых» годов на фоне социально-экономического роста, вызванного в том числе резким повышением мировых цен на энергоносители и металлы. Если на начало прошлого года в Казахстане насчитывалось 276,7 тысячи тех, кому исполнилось 17, то в нынешнем их количество достигнет уже почти 300 тысяч, через пять лет – порядка 350 тысяч, а через пятнадцать существенно перевалит за 400 тысяч. Потом, правда, рост приостановится, поскольку после рекордного 2021-го, когда на свет появились 446,5 тысячи малышей, рождаемость снизилась. Но сегодня нас интересует обозримая перспектива, охватывающая ближайшие полтора десятилетия.
При сохранении нынешней тенденции, связанной с приёмом в вузы, через пять лет количество первокурсников может достичь 215 тысяч, а через пятнадцать – 260 тысяч. Значит, общее количество студентов с учётом четырёхлетнего цикла обучения, даже если не все окажутся в состоянии пройти его от начала до конца (будут отчислены или уйдут сами), приблизится к миллиону. Для сравнения: сегодня в казахстанских вузах обучаются около 600 тысяч.
К слову, именно этим обстоятельством была продиктована поддержанная правительством инициатива Министерства науки и высшего образования (МНВО) по внедрению добровольной накопительной системы «Келешек». Поскольку ежегодное увеличение госзаказа не поспевает за темпами роста числа потенциальных абитуриентов, родителям предложено самим копить на учёбу детей в вузах. Однако, принимая во внимание и менталитет большей части наших соотечественников, и их недоверие к финансовым институтам, и то, что многим попросту нечего откладывать (иначе мы вряд ли бы имели столь высокую степень закредитованности населения), в успех этого начинания верится слабо.
Дефицит на дефиците
То, что такое увеличение студенческого контингента может создать серьёзные проблемы, признали и разработчики Концепции развития высшего образования и науки в РК на 2023-2029 годы. Они констатировали, что это «приведет к перегруженности в организациях высшего и послевузовского образования (ОВПО), нехватке квалифицированного профессорско-преподавательского состава (ППС), дефициту мест в университетах и общежитиях, возрастанию актуальности формирования современной инфраструктуры, обновления лабораторной базы ОВПО».
Взять, например, ППС. Согласно данным официальной статистики, на начало 2022/23 учебного года в отечественных вузах на постоянной штатной основе работали 36,4 тысячи преподавателей – на две тысячи меньше, чем двумя годами ранее, хотя количество обучающихся за этот период возросло. Соотношение численности педагогов и студентов составило 1 к 16, а с учётом так называемых внешних совместителей – 1 к 13,5. Между тем, по действующим в нашей стране нормативам, на педагогических факультетах (а на них занимаются 28,1 процента от общего числа казахстанских студентов) оно должно быть не больше чем 1 к 10, на гуманитарных – 1 к 8, на медицинских – 1 к 6, на большинстве остальных – 1 к 12, а в магистратуре – 1 к 6.
Иными словами, уже сегодня ощущается дефицит преподавателей. Вызывает вопросы и уровень их подготовки. Около сорока процентов постоянных «штатников» имеют магистерскую степень (которая является не столько учёной, сколько академической, означающей прохождение второй ступени высшего образования), а ещё двадцать процентов не могут похвастать даже этим. В условиях ежегодного увеличения набора студентов многие университеты, особенно частные, чтобы хоть как-то соответствовать вышеупомянутым нормативам, привлекают к преподаванию, мягко говоря, не вполне подготовленных людей. Что, конечно, негативно сказывается на качестве обучения. А откуда они возьмут квалифицированных педагогов в случае ещё более значительного роста студенческого контингента?
Что касается вузовской инфраструктуры, то она большей частью была создана в советский период и, как констатировало само профильное министерство в сентябре 2023-го, устарела. Цитата: «Последние крупные госинвестиции в строительство корпусов были в 70-х годах прошлого века». (Хотя, конечно, кое-что возвели и позже). Но ведь с тех пор количество студентов в нашей республике увеличилось более чем вдвое – с 270 до 600 тысяч. А через пятнадцать лет, как уже говорилось, может достичь миллиона. Значит, появится необходимость в дополнительных учебных аудиториях, лабораториях, общежитиях. Между тем, например, в последних, по данным официальной статистики, на начало 2022/23 учебного года нуждались 118 тысяч иногородних студентов, в том числе 62 тысячи – в Алматы и Астане.
В состоянии ли мы построить столько зданий, если учесть, что страна испытывает острую нехватку и других объектов образования, особенно школ?
Количество без качества
При этом МНВО сохраняет курс на увеличение притока молодых казахстанцев в вузы. Мало того, оно, судя по всему, намерено ускорить темпы наращивания количества студентов. Такой вывод вытекает из текста разработанной им концепции на 2023-2029 годы. Там говорится, что сегодня в Казахстане «валовый охват высшим образованием (процент получающих высшее образование от общей численности населения пятилетней возрастной группы, следующей за окончанием средней школы) составляет 62%». Однако достигнутого уровня недостаточно, считают авторы документа. И приводят в пример страны, где этот показатель выше. С ними можно было бы согласиться, если бы не одно очень существенное «но».
…В 2018-м Казахстан принял участие в международном исследовании PIAAC, которое ещё называют «PISA для взрослых» и в ходе которого оценивались читательская, математическая грамотность, а также навыки решения задач в высокотехнологичной сфере. Им были охвачены около шести тысяч наших соотечественников из всех регионов РК. И что оно выявило?
Если в наиболее развитых странах мира, входящих в ОЭСР, разница в показателях двух возрастных групп – 25-34 года (молодые) и 55-65 лет (пожилые) – составила в среднем 28,6 балла в пользу первой, то в Казахстане их результаты оказались примерно одинаковыми. Это при том, что среди молодых участников от нашей республики доля лиц с высшим образованием превышала половину, а среди пожилых она была немногим больше четверти (27 процентов). Если казахстанцы предпенсионного и пенсионного возраста, выучившиеся в советскую эпоху, справились с тестовыми заданиями даже чуть лучше, чем их сверстники из государств, входящих в ОЭСР, то наша молодёжь очень много проиграла молодёжи из тех же стран.
И ещё одно очень любопытное сравнение. Если брать людей, не имеющих вузовских дипломов, то по читательской грамотности разница между средними показателями казахстанцев и жителей стран ОЭСР составила всего-то 2 балла, то есть статистически малозначимую величину. А вот среди окончивших университеты она оказалась более чем существенной – 32 балла. Разумеется, не в нашу пользу.
Исходя из этих и других полученных данных, организаторы исследования пришли к выводу, что увеличение доли людей с высшим образованием в Казахстане «не привело к соответствующему повышению квалификации взрослого населения – вероятно, из-за снижения качества образования». Как говорят в таких случаях казахи, «саны бар да, сапасы жоқ».