В хиджабе не допускают до ЕНТ?
admin 08 Апреля 2010 в 09:12:11
В Южном Казахстане не утихают страсти вокруг хиджабов в общеобразовательных учреждениях. На сей раз ученицы одной из школ города заявили, что из-за желания ходить с покрытой головой их не допускают к ЕНТ.
Наша газета уже поднимала эту тему (см. "ЭК" от 11.09.2009 "Бери хиджаб - иди домой, от 24.09.2009 "Хиджаб портфелю не помеха?", от 29.09.2009 "Ношение хиджабов в школах Казахстана запрещено", от 22.12.2009 "Страсти по хиджабу"). Как сообщалось, однозначного ответа на вопрос, можно ли школьницам носить хиджаб, представители государственных органов пока не дали. Министр образования и науки Жансеит Туймебаев считает, что хиджабам в школе не место. Глава же Минюста Рашид Тусупбеков заявил, что ношение их не ограничивается действующим в республике законодательством. Пока в министерствах не могут прийти к единому мнению, в школьных коридорах республики продолжают кипеть страсти по хиджабу.
Платок преткновения
В корпункт "ЭК" в Шымкенте позвонила ученица городской школы N 66 Эльмира Ташимова.
- Двух учениц нашей школы из-за хиджабов не допускают к ЕНТ, - сообщила по телефону девушка. - Когда они пошли в платках фотографироваться на пропуск для тестирования, одна из завучей нашей школы стала на них кричать. Наговорила им много обидных слов. Девочки отказались снять хиджаб, а в платке их не сфотографировали. Без фотографии они не смогут получить пропуск, а без пропуска не попадут на ЕНТ.
Не сумев убедить школьниц, представители администрации учебного заведения отправились к ним домой. Беседа с родителями Гульжазиры Маханбеталиевой оказалась для педагогов весьма результативной. Вняв словам учителей, мама девочки запретила дочери ходить с покрытой головой не только в школе, но и вообще.
- Они сказали ее родителям, что это вахабитская секта, - добавляет Эльмира. - что Гульжазира попала под дурное влияние и теперь боится ослушаться. Они также говорили, что не нужно разрешать дочери носить хиджаб, так как это не мусульманская одежда. Гульжазира читает намаз уже три года. Но после прихода учителей ее мама отругала дочь и запретила носить хиджаб. В расписке, которую с мамы Гульжазиры взяли учителя, написано, что ее дочь больше не будет ходить в школу в платке.
Были учителя и в семье Асии Сатыбалдиевой. Говорили те же слова, однако в вопросе ношения хиджаба родители остались на стороне дочери. Она также заявила, что, надев платок, она уже не сможет его снять, и если из-за этого ее не допустят к ЕНТ, то готова отказаться от участия в тестировании. Родители сумели ее понять.
- Нам говорят: "носишь хиджаб - иди в медресе, изучай религию", - вступает в разговор другая одиннадцатиклассница Гаухар Нурмаханова. - Но мы хотим получить высшее образование. При этом хотим жить, как мусульмане. Еще нам говорят, чтобы мы надевали хиджаб только за пределами школы. Но ведь это не какой-то обычный платок, который можно то снять, то надеть.
Кстати, Гульжазира - не единственная, кому пришлось отказаться от идеи ходить с покрытой головой. Десятиклассница Динара после нескольких конфликтов с учителями не только сняла хиджаб, но и была вынуждена перейти в другую школу.
Меж двух министров
Директор школы Ержан Толендиев наличия проблемы не скрывает. А вот точного алгоритма ее решения у первого руководителя нет, ведь, с одной стороны, в Казахстане декларируется свобода вероисповедания, с другой - действует закон "Об образовании", по которому в организациях образования запрещено ношение одежды, подчеркивающей принадлежность к определенной вере.
- Я тоже мусульманин, но здесь государственное учреждение, - говорит Ержан Толендиев. - Мы проводим государственную политику, в соответствии с ней ведем разъяснительную работу. Никто никого насильно не заставляет, но если завтра все наденут хиджаб, как мы будем учить детей? Это ведь ущемление прав других наций и религий. И потом, существуют внутренний распорядок школы, школьная форма. И школьники, и их родители с ним знакомы. Я говорю этим девочкам: "Ладно, сейчас вы носите хиджаб, но кем вы будете по окончании школы? Куда пойдете работать, ведь практически в каждой профессии есть определенные требования к форме одежды? В мечети работают только мужчины, какое будущее у вас?".
Что касается предстоящего ЕНТ, то здесь, по заверению Ержана Толендиева, проблем нет и не было.
- Во-первых, фотографируют их не в школе, а в центре тестирования, - поясняет директор. - Во-вторых, если такие проблемы из-за хиджаба у них действительно возникают, то пусть приходят ко мне.
В управлении образования Южно-Казахстанской области корреспонденту "ЭК" сообщили, что жалоб на действия руководства школ от родителей, чьи дети носят хиджаб, пока не поступало. Между тем таких детей в регионе уже немало.
- По нашим данным, их 106, - информирует заместитель начальника управления образования Сауле Жаркынбекова. - 40 процентов из них - оралманы, остальные - коренные жители области. Проблема действительно существует. С одной стороны, есть Конституция - главный документ страны, с другой - закон "Об образовании", который мы тоже обязаны соблюдать.
В управлении образования соглашаются, что пока будет существовать конфликт между свободой вероисповедания и внутренним уставом школы, найти решение этой проблемы будет сложно.
- Действительно, именно отсутствие четких ориентиров и порождает такого рода сложности, - соглашается специалист. - И мы ставили этот вопрос перед вышестоящими ведомствами. К сожалению, решения он пока не нашел.
Ирина ГАЛУШКО, Шымкент
Наша газета уже поднимала эту тему (см. "ЭК" от 11.09.2009 "Бери хиджаб - иди домой, от 24.09.2009 "Хиджаб портфелю не помеха?", от 29.09.2009 "Ношение хиджабов в школах Казахстана запрещено", от 22.12.2009 "Страсти по хиджабу"). Как сообщалось, однозначного ответа на вопрос, можно ли школьницам носить хиджаб, представители государственных органов пока не дали. Министр образования и науки Жансеит Туймебаев считает, что хиджабам в школе не место. Глава же Минюста Рашид Тусупбеков заявил, что ношение их не ограничивается действующим в республике законодательством. Пока в министерствах не могут прийти к единому мнению, в школьных коридорах республики продолжают кипеть страсти по хиджабу.
Платок преткновения
В корпункт "ЭК" в Шымкенте позвонила ученица городской школы N 66 Эльмира Ташимова.
- Двух учениц нашей школы из-за хиджабов не допускают к ЕНТ, - сообщила по телефону девушка. - Когда они пошли в платках фотографироваться на пропуск для тестирования, одна из завучей нашей школы стала на них кричать. Наговорила им много обидных слов. Девочки отказались снять хиджаб, а в платке их не сфотографировали. Без фотографии они не смогут получить пропуск, а без пропуска не попадут на ЕНТ.
Не сумев убедить школьниц, представители администрации учебного заведения отправились к ним домой. Беседа с родителями Гульжазиры Маханбеталиевой оказалась для педагогов весьма результативной. Вняв словам учителей, мама девочки запретила дочери ходить с покрытой головой не только в школе, но и вообще.
- Они сказали ее родителям, что это вахабитская секта, - добавляет Эльмира. - что Гульжазира попала под дурное влияние и теперь боится ослушаться. Они также говорили, что не нужно разрешать дочери носить хиджаб, так как это не мусульманская одежда. Гульжазира читает намаз уже три года. Но после прихода учителей ее мама отругала дочь и запретила носить хиджаб. В расписке, которую с мамы Гульжазиры взяли учителя, написано, что ее дочь больше не будет ходить в школу в платке.
Были учителя и в семье Асии Сатыбалдиевой. Говорили те же слова, однако в вопросе ношения хиджаба родители остались на стороне дочери. Она также заявила, что, надев платок, она уже не сможет его снять, и если из-за этого ее не допустят к ЕНТ, то готова отказаться от участия в тестировании. Родители сумели ее понять.
- Нам говорят: "носишь хиджаб - иди в медресе, изучай религию", - вступает в разговор другая одиннадцатиклассница Гаухар Нурмаханова. - Но мы хотим получить высшее образование. При этом хотим жить, как мусульмане. Еще нам говорят, чтобы мы надевали хиджаб только за пределами школы. Но ведь это не какой-то обычный платок, который можно то снять, то надеть.
Кстати, Гульжазира - не единственная, кому пришлось отказаться от идеи ходить с покрытой головой. Десятиклассница Динара после нескольких конфликтов с учителями не только сняла хиджаб, но и была вынуждена перейти в другую школу.
Меж двух министров
Директор школы Ержан Толендиев наличия проблемы не скрывает. А вот точного алгоритма ее решения у первого руководителя нет, ведь, с одной стороны, в Казахстане декларируется свобода вероисповедания, с другой - действует закон "Об образовании", по которому в организациях образования запрещено ношение одежды, подчеркивающей принадлежность к определенной вере.
- Я тоже мусульманин, но здесь государственное учреждение, - говорит Ержан Толендиев. - Мы проводим государственную политику, в соответствии с ней ведем разъяснительную работу. Никто никого насильно не заставляет, но если завтра все наденут хиджаб, как мы будем учить детей? Это ведь ущемление прав других наций и религий. И потом, существуют внутренний распорядок школы, школьная форма. И школьники, и их родители с ним знакомы. Я говорю этим девочкам: "Ладно, сейчас вы носите хиджаб, но кем вы будете по окончании школы? Куда пойдете работать, ведь практически в каждой профессии есть определенные требования к форме одежды? В мечети работают только мужчины, какое будущее у вас?".
Что касается предстоящего ЕНТ, то здесь, по заверению Ержана Толендиева, проблем нет и не было.
- Во-первых, фотографируют их не в школе, а в центре тестирования, - поясняет директор. - Во-вторых, если такие проблемы из-за хиджаба у них действительно возникают, то пусть приходят ко мне.
В управлении образования Южно-Казахстанской области корреспонденту "ЭК" сообщили, что жалоб на действия руководства школ от родителей, чьи дети носят хиджаб, пока не поступало. Между тем таких детей в регионе уже немало.
- По нашим данным, их 106, - информирует заместитель начальника управления образования Сауле Жаркынбекова. - 40 процентов из них - оралманы, остальные - коренные жители области. Проблема действительно существует. С одной стороны, есть Конституция - главный документ страны, с другой - закон "Об образовании", который мы тоже обязаны соблюдать.
В управлении образования соглашаются, что пока будет существовать конфликт между свободой вероисповедания и внутренним уставом школы, найти решение этой проблемы будет сложно.
- Действительно, именно отсутствие четких ориентиров и порождает такого рода сложности, - соглашается специалист. - И мы ставили этот вопрос перед вышестоящими ведомствами. К сожалению, решения он пока не нашел.
Ирина ГАЛУШКО, Шымкент
|