Незаконная остановка узаконена или основания для остановки инспектору больше не нужны
Olega 25 Января 2013 в 22:01:48
Не так давно в одной из статей я писал о незаконной остановке инспектором ДПС автомобиля. К сожалению, на данный момент статья потеряла свою актуальность. Связано это с тем, что вступила в действие новая «Инструкция органов внутренних дел Республики Казахстан по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденная приказом Министра внутренних дел РК от 01.09.2011 №455 .
Из новой инструкции удалили пункт, в котором говорилось об основаниях для остановки инспектором транспортных средств. Как объясняют официальные лица “в связи с оперативной обстановкой в стране”, а так же “для профилактики скрытых преступлений и правонарушений, визуально не определяемых и выявляемых только в ходе выборочных проверок”.
О какой оперативной обстановке в стране говорится мне, например, не совсем понятно. Случается, конечно, время от времени, что то какой то отморозок с гранатометом по городу бегает, то шахтерам зарплаты не хватает на проживание и они за это елки жгут, а заодно и автомобили, но в целом, на мой взгляд, все достаточно спокойно и стабильно. Слава Богу не в Ливии и не в Египте живем. Ну да ладно, им, официальным лицам, виднее. Раз сказали, что оперативная обстановка в стране, так и будем считать.Так вот, по новой инструкции никаких оснований для остановки автомобиля у инспектора дорожной полиции теперь быть не должно. Захотел — остановил. Не захотел — езжай дальше и радуйся, что у него сегодня хорошее настроение. И спрашивать его почему тебя остановили особого смысла нет. «Оперативная обстановка в стране!» – вот и весь ответ.
Сколько эта обстановка будет длиться не понятно, но с ее окончанием вряд ли кто станет переписывать инструкцию и дописывать исключенные из нее пункты. Поэтому думаю ближайшие несколько лет нам придется жить с этим документом именно в этой редакции.
Таким образом, в настоящий момент, сложилась ситуация, когда сам термин «незаконная остановка» в теории как бы есть, но вот на практике он случится как бы не может. При каких бы обстоятельствах инспектор не остановил автомобиль, она всегда будет законной, потому, что инспектор ничего не нарушил, и у водителя не будет никакого повода утверждать, что это было незаконно.
Но это еще не все. Бегло ознакомившись с новой инструкцией я не увидел в ней еще одного пункта, который в старом варианте был под номером 125 и звучал так: Сотрудник дорожной полиции может предложить водителю выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях:… и далее перечислялись все эти самые случаи. Как вы наверное уже догадались, эти самые случаи из новой инструкции опять таки таинственным образом исчезли. Так что на просьбу инспектора выйти из автомобиля водитель теперь вряд ли сможет ответить: «Спасибо, я лучше в машине посижу», потому, что эта часть взаимоотношений между инспектором и водителем теперь в инструкции не оговаривается. А водитель, в свою очередь, должен руководствоваться пунктом 2.3.2 Правил дорожного движения, согласно которому по требованию об остановке транспортного средства поданного с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство с одновременным сигналом свистка водитель обязан остановиться в указанном ему месте и выполнить его указания. Именно просьба выйти из автомобиля и может стать таким указанием. Пойди потом, докажи, то ли это просьба была, то ли указание.
Незаконная остановкаВообще пункт 2.3.2 правил дорожного движения РК интересен сам по себе в отдельности. Мне очень нравится та его часть в которой говорится «…водитель обязан выполнить указания инспектора». На мой взгляд, здесь отсутствует одно очень важное слово: законные, то есть законные указания. Причем слово законные в этом предложении должно быть ключевым. Ведь если следовать логике пункта 2.3.2 водитель должен выполнить любое указание инспектора. То есть на просьбу инспектора дать ему 1000 тенге водитель не может ответить отказом, так как это будет квалифицироваться по статье 355 КоАп РК, как неповиновение и получить за это штраф или угодить на 15 суток. Я конечно утрирую, но чего только в нашей жизни не бывает, почему бы и такому не случиться.
Таким образом, в настоящее время инспектор ДПС может остановить автомобиль без всяких на то оснований и эта остановка будет считаться абсолютно законной. Кроме того, просьбу инспектора ДПС выйти из автомобиля водителю скорее всего придется выполнить, так как это может быть квалифицировано как неповиновение сотруднику полиции.
Я понимаю, что новая инструкция была утверждена для того, чтобы полиции легче было выявлять нарушителей, бандитов, террористов и других нехороших людей и, чтобы граждане, соответственно, чувствовали себя спокойней и безопасней. Но будут ли они себя так чувствовать, если каждый инспектор ДПС будет останавливать их по поводу и без, проверять документы, вытягивать из машины т.д. Я в этом не уверен и думаю многие водители меня в этом поддержат.
http://oo-osa.org/
Из новой инструкции удалили пункт, в котором говорилось об основаниях для остановки инспектором транспортных средств. Как объясняют официальные лица “в связи с оперативной обстановкой в стране”, а так же “для профилактики скрытых преступлений и правонарушений, визуально не определяемых и выявляемых только в ходе выборочных проверок”.
О какой оперативной обстановке в стране говорится мне, например, не совсем понятно. Случается, конечно, время от времени, что то какой то отморозок с гранатометом по городу бегает, то шахтерам зарплаты не хватает на проживание и они за это елки жгут, а заодно и автомобили, но в целом, на мой взгляд, все достаточно спокойно и стабильно. Слава Богу не в Ливии и не в Египте живем. Ну да ладно, им, официальным лицам, виднее. Раз сказали, что оперативная обстановка в стране, так и будем считать.Так вот, по новой инструкции никаких оснований для остановки автомобиля у инспектора дорожной полиции теперь быть не должно. Захотел — остановил. Не захотел — езжай дальше и радуйся, что у него сегодня хорошее настроение. И спрашивать его почему тебя остановили особого смысла нет. «Оперативная обстановка в стране!» – вот и весь ответ.
Сколько эта обстановка будет длиться не понятно, но с ее окончанием вряд ли кто станет переписывать инструкцию и дописывать исключенные из нее пункты. Поэтому думаю ближайшие несколько лет нам придется жить с этим документом именно в этой редакции.
Таким образом, в настоящий момент, сложилась ситуация, когда сам термин «незаконная остановка» в теории как бы есть, но вот на практике он случится как бы не может. При каких бы обстоятельствах инспектор не остановил автомобиль, она всегда будет законной, потому, что инспектор ничего не нарушил, и у водителя не будет никакого повода утверждать, что это было незаконно.
Но это еще не все. Бегло ознакомившись с новой инструкцией я не увидел в ней еще одного пункта, который в старом варианте был под номером 125 и звучал так: Сотрудник дорожной полиции может предложить водителю выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях:… и далее перечислялись все эти самые случаи. Как вы наверное уже догадались, эти самые случаи из новой инструкции опять таки таинственным образом исчезли. Так что на просьбу инспектора выйти из автомобиля водитель теперь вряд ли сможет ответить: «Спасибо, я лучше в машине посижу», потому, что эта часть взаимоотношений между инспектором и водителем теперь в инструкции не оговаривается. А водитель, в свою очередь, должен руководствоваться пунктом 2.3.2 Правил дорожного движения, согласно которому по требованию об остановке транспортного средства поданного с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство с одновременным сигналом свистка водитель обязан остановиться в указанном ему месте и выполнить его указания. Именно просьба выйти из автомобиля и может стать таким указанием. Пойди потом, докажи, то ли это просьба была, то ли указание.
Незаконная остановкаВообще пункт 2.3.2 правил дорожного движения РК интересен сам по себе в отдельности. Мне очень нравится та его часть в которой говорится «…водитель обязан выполнить указания инспектора». На мой взгляд, здесь отсутствует одно очень важное слово: законные, то есть законные указания. Причем слово законные в этом предложении должно быть ключевым. Ведь если следовать логике пункта 2.3.2 водитель должен выполнить любое указание инспектора. То есть на просьбу инспектора дать ему 1000 тенге водитель не может ответить отказом, так как это будет квалифицироваться по статье 355 КоАп РК, как неповиновение и получить за это штраф или угодить на 15 суток. Я конечно утрирую, но чего только в нашей жизни не бывает, почему бы и такому не случиться.
Таким образом, в настоящее время инспектор ДПС может остановить автомобиль без всяких на то оснований и эта остановка будет считаться абсолютно законной. Кроме того, просьбу инспектора ДПС выйти из автомобиля водителю скорее всего придется выполнить, так как это может быть квалифицировано как неповиновение сотруднику полиции.
Я понимаю, что новая инструкция была утверждена для того, чтобы полиции легче было выявлять нарушителей, бандитов, террористов и других нехороших людей и, чтобы граждане, соответственно, чувствовали себя спокойней и безопасней. Но будут ли они себя так чувствовать, если каждый инспектор ДПС будет останавливать их по поводу и без, проверять документы, вытягивать из машины т.д. Я в этом не уверен и думаю многие водители меня в этом поддержат.
http://oo-osa.org/
|