Узбекистан не против вступления в Таможенный союз: перспективы восточного партнерства
admin 14 Ноября 2013 в 11:12:13
Узбекистан рассмотрит возможность присоединения к Таможенному союзу. "Мы относимся к такой перспективе положительно", – цитирует председателя сената Олий Мажлиса Узбекистана Ильгизара Собирова узбекский информационный портал 12uz.com. Идея была высказана в ходе встречи главы сената Узбекистана и председателя Совета Федерации России Валентины Матвиенко.
![](load_theme/files/2013111411122552845bb988812.png)
Это заявление представляется важным, если учитывать, какое место во властной иерархии занимает руководитель сената. Согласно законодательству республики спикер верхней палаты парламента формально является вторым человеком в государстве. А если учесть еще и личный вес спикера, то заявление вполне можно обозначить как крайне важное. Впрочем, нужно учитывать и бэкграунд, на фоне которого прозвучало заявление Собирова: по мнению ряда наблюдателей, в ходе протокольной встречи с российским коллегой Валентиной Матвиенко слова спикера узбекского сената можно расценивать и как "дежурные".
С последним тезисом согласно абсолютное большинство из опрошенных "Радиоточкой" по этому поводу экспертов. Они считают, что вступление Узбекистана в Таможенный союз сродни интеграции объединения с Турцией или Сирией. Не менее категоричны и представители государства на различных участках работы: в частности, один из активных среди чиновников средней номеклатуры игроков, близкий к работе МИД, заявил на условиях анонимности, что до вступления в Таможенный союз Узбекистану предстоит решить ряд важных вопросов. В частности, проговаривает он, речь идет о сложных взаимоотношениях Узбекистана с Таджикистаном и Киргизией.
Официальный Бишкек, к слову, сейчас на стадии принятия "дорожной карты" по вступлению в Таможенный союз. Но как же будет решаться вопрос с визовым режимом и заминированной границей? Это чуть ли не самые важные в настоящий момент межгосударственные проблемы между Узбекистаном и его соседями – Таджикистаном и Киргизией. Кроме того, на этой территории довольно часто случаются приграничные конфликты, которые тоже не имеют пока решений, поскольку главной причиной неурегулированных конфликтов являются спорные участки границы между Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией.
Впрочем, эксперты отмечают и положительные стороны вступления РУз в Таможенный союз. Например, у Казахстана буквально в августе возникли проблемы с экспортом муки в Узбекистан. Ташкент в одностороннем порядке поднял акцизы на муку на 15%, на ввоз макаронных изделий с 20% до 30%. Позднее вопрос был урегулирован. Однако нет никаких гарантий, что пошлины не поднимут снова. Только в этот раз из-за узбекского эмбарго Казахстан потерял почти полмиллиарда долларов. Вступление Узбекистана в Таможенный союз позволило бы решить проблемы такого порядка, поскольку эти вопросы регулируются специальными нормативно-правовыми актами объединения.
Кроме того, стоит отметить и рост товарооборота между Казахстаном и Узбекистаном: за январь-июль 2013 года он составил более миллиарда долларов США. Здесь стоит отметить, что статьи экспорта и импорта между странами выгодно совпадают. Например, Ташкент заинтересован в зерновых Казахстана, в то же время Астана заинтересована в овощах и фруктах из Узбекистана. И это тоже один из положительных моментов вероятного вступления РУз в Таможенный союз.
Тем не менее говорить о вступлении Узбекистана в интеграционное объединение преждевременно. Так, очень важно, что в заявлении председателя сената Олий Мажлиса Узбекистана Ильгизара Собирова не было никакой конкретики. Единственный и весьма скромный шаг Ташкента к интеграции - это факт присоединения Узбекистана к Договору о зоне свободной торговли в рамках СНГ.
При этом примечательно, что тема расширения Таможенного союза на восток – это одна из самых трендовых в последние месяцы. И речь идет не только о прозвучавших 25 октября в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета в Минске инициативах о принятии новых парадоксальных членов в Таможенный союз, таких как, к примеру, Сирия или Турция. Речь идет о вполне трендовых предложениях двигать Таможенный союз в сторону Юго-Восточной Азии. Дискуссии на этот счет имеют довольно солидную базу: например, Южная Корея намекает, что она тоже является частью Евразийского континента – и президент России Владимир Путин даже обсуждает с корейскими чиновниками вопрос расширения Таможенного союза в сторону Страны утренней свежести. Да и вообще, если такой аналитик, как Федор Лукьянов предлагает приглядеться в том направлении, значит, в России уже есть чиновничьи и бизнес-сообщества, интересы которых совпадают с обозначенным вектором.
По этой причине рассматривать расширение Таможенного союза не только на Узбекистан, который является реальным противовесом Казахстану в Средней Азии, но и на Индию и Вьетнам представляется вполне логичным. Это особенно важно, если учитывать географическое расположение Казахстана, которому может быть выгодно любое движение в восточном направлении. И в этом контексте лучше всего было бы заранее знать выгоды, которые сулит восточный вектор. А если учесть, что в коллегии Евразийской экономической комиссии есть данные, что к расширению взаимодействия со странами Таможенного союза проявляют интерес 36 государств – перспективы открываются вполне конкретные и осязаемые. Их надо только понять.
http://www.radiotochka.kz/news/full/1130.html
![](load_theme/files/2013111411122552845bb988812.png)
Это заявление представляется важным, если учитывать, какое место во властной иерархии занимает руководитель сената. Согласно законодательству республики спикер верхней палаты парламента формально является вторым человеком в государстве. А если учесть еще и личный вес спикера, то заявление вполне можно обозначить как крайне важное. Впрочем, нужно учитывать и бэкграунд, на фоне которого прозвучало заявление Собирова: по мнению ряда наблюдателей, в ходе протокольной встречи с российским коллегой Валентиной Матвиенко слова спикера узбекского сената можно расценивать и как "дежурные".
С последним тезисом согласно абсолютное большинство из опрошенных "Радиоточкой" по этому поводу экспертов. Они считают, что вступление Узбекистана в Таможенный союз сродни интеграции объединения с Турцией или Сирией. Не менее категоричны и представители государства на различных участках работы: в частности, один из активных среди чиновников средней номеклатуры игроков, близкий к работе МИД, заявил на условиях анонимности, что до вступления в Таможенный союз Узбекистану предстоит решить ряд важных вопросов. В частности, проговаривает он, речь идет о сложных взаимоотношениях Узбекистана с Таджикистаном и Киргизией.
Официальный Бишкек, к слову, сейчас на стадии принятия "дорожной карты" по вступлению в Таможенный союз. Но как же будет решаться вопрос с визовым режимом и заминированной границей? Это чуть ли не самые важные в настоящий момент межгосударственные проблемы между Узбекистаном и его соседями – Таджикистаном и Киргизией. Кроме того, на этой территории довольно часто случаются приграничные конфликты, которые тоже не имеют пока решений, поскольку главной причиной неурегулированных конфликтов являются спорные участки границы между Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией.
Впрочем, эксперты отмечают и положительные стороны вступления РУз в Таможенный союз. Например, у Казахстана буквально в августе возникли проблемы с экспортом муки в Узбекистан. Ташкент в одностороннем порядке поднял акцизы на муку на 15%, на ввоз макаронных изделий с 20% до 30%. Позднее вопрос был урегулирован. Однако нет никаких гарантий, что пошлины не поднимут снова. Только в этот раз из-за узбекского эмбарго Казахстан потерял почти полмиллиарда долларов. Вступление Узбекистана в Таможенный союз позволило бы решить проблемы такого порядка, поскольку эти вопросы регулируются специальными нормативно-правовыми актами объединения.
Кроме того, стоит отметить и рост товарооборота между Казахстаном и Узбекистаном: за январь-июль 2013 года он составил более миллиарда долларов США. Здесь стоит отметить, что статьи экспорта и импорта между странами выгодно совпадают. Например, Ташкент заинтересован в зерновых Казахстана, в то же время Астана заинтересована в овощах и фруктах из Узбекистана. И это тоже один из положительных моментов вероятного вступления РУз в Таможенный союз.
Тем не менее говорить о вступлении Узбекистана в интеграционное объединение преждевременно. Так, очень важно, что в заявлении председателя сената Олий Мажлиса Узбекистана Ильгизара Собирова не было никакой конкретики. Единственный и весьма скромный шаг Ташкента к интеграции - это факт присоединения Узбекистана к Договору о зоне свободной торговли в рамках СНГ.
При этом примечательно, что тема расширения Таможенного союза на восток – это одна из самых трендовых в последние месяцы. И речь идет не только о прозвучавших 25 октября в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета в Минске инициативах о принятии новых парадоксальных членов в Таможенный союз, таких как, к примеру, Сирия или Турция. Речь идет о вполне трендовых предложениях двигать Таможенный союз в сторону Юго-Восточной Азии. Дискуссии на этот счет имеют довольно солидную базу: например, Южная Корея намекает, что она тоже является частью Евразийского континента – и президент России Владимир Путин даже обсуждает с корейскими чиновниками вопрос расширения Таможенного союза в сторону Страны утренней свежести. Да и вообще, если такой аналитик, как Федор Лукьянов предлагает приглядеться в том направлении, значит, в России уже есть чиновничьи и бизнес-сообщества, интересы которых совпадают с обозначенным вектором.
По этой причине рассматривать расширение Таможенного союза не только на Узбекистан, который является реальным противовесом Казахстану в Средней Азии, но и на Индию и Вьетнам представляется вполне логичным. Это особенно важно, если учитывать географическое расположение Казахстана, которому может быть выгодно любое движение в восточном направлении. И в этом контексте лучше всего было бы заранее знать выгоды, которые сулит восточный вектор. А если учесть, что в коллегии Евразийской экономической комиссии есть данные, что к расширению взаимодействия со странами Таможенного союза проявляют интерес 36 государств – перспективы открываются вполне конкретные и осязаемые. Их надо только понять.
http://www.radiotochka.kz/news/full/1130.html
![]() |
![]() |
|