Болат АТАБАЕВ: «СТРАХ ВЛАСТИ ПОРОЖДАЕТ СБОЙ В СИСТЕМЕ»

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 03 Августа 2007 в 12:08:41
Все больше нынешняя ситуация вокруг выборов в Казахстане напоминает спектакль, уже наскучивший большинству зрителей. Однако все повторяется вновь и вновь. Предвыборные кампании партий проводятся старыми методами, программы кроятся по прежним лекалам. Слова ЦИКа можно предугадать почти со стопроцентной точностью, как и итоги выборов. Оценку режиссуре казахстанских выборов дает известный режиссер Болат АТАБАЕВ.

«Истина, как бы она ни была светла, не может изгнать самых неверных заблуждений, когда они освещены временем»

Чокан Валиханов

- Классик сказал, что весь мир – театр, в политике тоже очень много от театра, игры. На ваш взгляд, многое ли в нынешней предвыборной ситуации напоминает, хорошо ли, плохо ли поставлен спектакль, конец которого известен?

- Вообще, мне нынешняя ситуация напоминает большой поезд имени вечнозеленых казахстанских помидоров. Нам всем выдали билеты, кому – плацкарту, кому – СВ, кому – купейный, кому - общий. И все политические партии заняли свои места в этом поезде. Оппозиции отведено место в багажном отсеке, без окон, и двери открываются только по разрешению Центризбиркома. Известная партия заняла СВ. И как в такой ситуации играть актерам? Естественно, ни о чем подобном речи быть не может. Рельсы проложены, маршрут уже указан, и всем нам отведена роль обслуживающего персонала, своим присутствием подтверждающего наличие демократии, мы играем в заказную игру. Это меня гложет, возмущает. Но сидеть и просто возмущаться – сколько можно? Поэтому я как могу, работаю с населением. Гражданское общество еще не сложилось у нас, к сожалению. Мы очень пассивны, еще не усвоили всю палитру нашего бытия в политическом смысле. Поэтому играем в правила игры власти. Какие прогнозы будут – у меня тоже спрашивали. Уже понятно, конечно, что оппозиция в Парламенте присутствовать будет, но в весьма ограниченном количестве. Их будет очень мало. Я не могу сейчас сказать, что ощущаю себя гражданином… В режиссуре есть такое понятие – предлагаемые обстоятельства. Ведь и Бог, прежде чем создать человека, создал предлагаемые обстоятельства: землю, небо, воздух, воду, животных, леса, поля, а потом уже - человека. А у нас даже по этой модели я не могу сказать, что созданы все условия для полноценной политической игры. И все воспринимается пока, к сожалению, только как игра, а не как достижение каких-то целесообразных целей. Мы просто статисты.

- Вы по-прежнему придерживаетесь идеи бойкота выборов?

- Да, такие игры, на мой взгляд, надо бойкотировать. К жизни относиться, как к театру, нельзя. И в жизни, и в театре мы должны придерживаться вечных ценностей. Ну кто отменил такие вечные ценности, как дружба, любовь, честь, порядочность, долг? Когда они нивелируются, естественно, происходит крушение. Скоро и у нас последует Вавилон, потому что мы дезориентировали наших людей – электорат, телезрителей. Мы не прививаем высокий вкус, не работаем над уровнем сознания. Отсюда идет у нас такая социальная апатия, социальная пассивность населения, хотя очень хочется, чтобы они поняли, что от них зависит многое. Сейчас везде пишут: «…от твоего голоса зависит твое будущее», но это просто буквы. А смысла за ними никто не ищет. И везде я вижу пассивность, многие мои соседи, двор, круг общения не хотят идти на выборы. Они считают, что все останется так же.

- Но в чем-то они правы. Если все заранее срежиссировано, вряд ли их голос что-то изменит.

- Ну, понимаете, вот так сидеть и ныть, плеваться в телевизор – это не выход. Надо поднять свою пятую точку и самому что-то делать, чтобы что-то изменилось. Нужно говорить, если тебе что-то не нравится, активно участвовать в окружающей жизни, искать себе подобных, потому что изменить что-то одному трудно. Пора перестать быть диссидентом. Надо уходить в системную оппозицию. Только таким путем можно чего-то добиться.

- Вы как раз и принадлежите к такой системной оппозиции?

- Да, я - член незарегистрированной партии «Алга!» В этой партии я состою еще со времен ДВК.

- И сколько лет вы в политике?

- Я не политик. Абсолютно не политик. Политика и Атабаев – это вообще несовместимо.

- А почему? Политика – грязное дело?

- Нет, политика – это не грязное дело. К сожалению, эту мысль вбивают нам в голову. Политика – это искусство. У грязного политика и политика будет грязной. Поэтому надо всегда добиваться нравственности в подтексте политики. Она должна быть нравственной. Помните собрание, которое провели в цирке ДВКшники? Это было что-то необыкновенное, какой-то очищающий момент. Я почувствовал глоток свободы. Вот с ними мне по пути. И моя внутренняя патетика, внутренний пафос привели меня в ДВК. Но, к сожалению, у многих моих единомышленников, хотя они состоят в партии, я чувствую какую-то скованность. Они не могут высказывать свои мысли и чувства свободно и дать волю себе. Самоконтроль, внутренняя цензура сидит во многих.

- Чем это вызвано, как вы думаете?

- Осторожностью, желанием не навредить, это вызвано благородной целью, конечно. Но я сам по натуре максималист и хотел бы максимализма. И поражает меня еще неискренность многих лидеров политических партий: говорят одно – делают другое. Но это уже по инерции идет, потому что все мы родом из СССР, у нас КПСС была такой номенклатурной. К сожалению, партия власти и к ней приближенные решают свои карьерные вопросы через партию. Хотят занять хорошие кресла.

- Художник, писатель, режиссер в своих творениях концентрированно передают жизнь. Не было желания передать то, что вы чувствуете, глядя, как у нас проходят выборы?

- Я уже поставил «Коварство и любовь» Шиллера. Хотя действие там происходит в XVII веке, но я говорил и о сегодняшнем дне.

- На ваш взгляд, почему политическая сатира в Казахстане столь слабо представлена?

- Ее вообще нет. Все потому, что этот жанр не востребован, не оттого, что народ не хочет. А оттого, что людей, которые способны творить в таком жанре, сдерживает страх. В них тот же внутренний цензор сидит. Власть создает такие прецеденты, что люди боятся. Теперь мы все видим, что участи преследуемого, гонимого не могут избежать даже близкие родственники Президента. А рядовые казахстанцы прежде всего боятся потерять работу. Понимаете, уйти в оппозицию и остаться при этом востребованным профессионалом, не так легко. Почему я не в государственном театре? Во-первых, я сам не хочу там работать, во-вторых, будет постоянная оглядка, люди в государственных учреждениях работают по инерции. Поэтому и образовал свой театр и ставлю то, что я хочу.

- Часто, говоря об успехах власти, правительства, звучат заявления, что мы добились заметного экономического роста. Мол, не все сразу. И в деле проведения демократических реформ мы должны идти постепенно, шаг за шагом. Вы такие слова тоже не раз слышали…

- Прежде всего должна идти нравственность, духовность, культура. Как может бездуховный человек проводить реформы? Руководить силовой структурой? Рассуждать о первичности экономики - это все равно, что говорить своим рукам: реформируйтесь! А голова-то функционирует по-старому. И когда ты отвернешься, эта рука залезет тебе в карман. Поэтому в первую очередь нужно голову реформировать. И это, конечно, нравственные вопросы. Когда говорят об экономике, то она тоже должна быть нравственной. В ней тоже есть этот аспект. Культура, духовность, честность – вот что должно идти впереди. А за ними – политика, экономика и все остальное. Возьмите Махатму Ганди в Индии. Не пролив крови, он провел реформу. Освободил свою страну от английских колонизаторов. И став премьером, вел аскетический образ жизни, он был с народом. И люди в него поверили. Так что нравственность – это большая сила. К сожалению, у нас двойные стандарты везде. Нравственность вступает в силу только тогда, когда дело касается моей семьи, моего ближнего. Быть безнравственным и быть коррупционером у нас стало нормальным. И спросите сейчас 10-12-летних ребятишек, кем они хотят быть. Они хотят быть чиновниками, нефтяниками, хотят взойти на лакомые места, где можно получить большие деньги, помимо зарплаты. Все перевернуто. Поэтому у нас формируется общество кривых зеркал. Банальная проституция во всем – в политике в том числе. И так банально это все, так устаешь от этого. Все продается и все покупается - наступил фундаментализм денег. В Европе он существует давно. В основном, когда говорят о фундаментализме, подразумевается ислам.

Но нет. Сейчас для нас гораздо большую опасность представляет фундаментализм капитала. И денежный человек становится диктатором, он диктует моду, вкус, все вокруг себя. Посмотрите на наших акимов. Даже если художник, скульптор по заказу акимата ваяет скульптуру какого-нибудь батыра, из этого предмета в конце концов выходит банальнейшая вещь, потому что аким, не имея вкуса, диктует художнику свое видение. И имеет полное право просто потому, что он - представитель власти. Ко мне тоже не раз обращались с просьбой провести городские, районные мероприятия. Придумаешь интересную форму подачи, работаешь, пишешь, а приходишь к акиму, и он говорит: «Это что такое? Такого не бывает, я такого не видел, поэтому будем делать то, что я видел». И – все усредняется. Праздник получается только для VIP-персон, а народ ничего не видит.

Поэтому от уровня познания и вкуса акимов тоже очень многое зависит. К сожалению, страна наша пока мне напоминает, как я уже сказал, страну вечнозеленых помидоров. Когда покраснеют? Сейчас у меня такой приступ пессимизма. У меня в работе наступил вынужденный перерыв. И я теперь жду, когда уйду в творческую эмиграцию. Хотя это тоже минус. Такого состояния не должно быть. Если хочешь изменений в этой стране, надо говорить, вмешиваться, делать.

- Получается, нужно менять человека, а это нелегко…

- Да, человеческий фактор присутствует. Существует проблема безнравственности, которая насаждалась еще во времена партноменклатуры при Советском Союзе. И если копнуть глубже, то в религии тоже ведь авторитет Бога. Мы из Аллаха сделали карательный орган. Он обязательно покарает – вбили в головы людей. Хотя Аллах или Бог - это не карательный орган.

- Но получается, что иные сегодня и Бога не боятся.

- Богобоязненные люди есть. Просто сейчас популярно стало быть верующим. Нет-нет, я вижу казахскую молодежь, девушек, укутанных в платки.

- Как вы к этому относитесь?

- Это их дело, но внутри, конечно, хотелось бы, чтобы они были более открытыми. Уйти в веру – это значит на жизнь смотреть только с позиции «больного пальца». Отрешиться от всего земного. К сожалению, хотя с исчезновением КПСС отдел пропаганды и агитации канул в Лету, но это осталось в мыслях у людей. Мы сейчас все пытаемся разработать и насадить идеологию, но идеология – это любовь к одной идее. Она всегда пагубна. Там, где идеология, всегда смерть инакомыслия, другой идеи. И когда сегодня требуют развивать национальную идеологию, я опасаюсь. Не бывает демократической идеологии. Фашистская – да, но демократическая – это нонсенс. Демократия и идеология несовместимы. К сожалению, мы сами не владеем тем предметом, которым занимаемся. Поэтому и говорю – я не политик. Просто интуитивно чувствую: я там, где меньшинство.

- Может, потому что политическая культура у нас пока на низком уровне развития?

- Политическая культура у нас есть, какая бы ни была. Воли нет, чтобы ее формировать и повышать. К сожалению, господствующий вкус пагубно влияет на формирование гражданского общества. Я Абая прекрасно понимаю сейчас. Пока мы серьезно не займемся образованием, здравоохранением, вообще систему не поменяем, ничего у нас не получится. Мне эти лозунги, декларации об экономическом процветании страны напоминают следующую ситуацию: мы сидим в комнате, зима, нам холодно, и мы стучим по батарее - эй, дайте нам тепло. И нам не хватает образования, чтобы пойти и самим разобраться, куда ведет труба Из дома в подвал, из подвала в теплосеть, оттуда – в областную теплосеть, и так далее. Значит, дело не в батарее, значит, надо менять систему. Вообще, наша система напоминает мне систему «ниппель». Когда качаешь воздух в камеру велосипеда, он идет только в одну сторону, чтобы камера не сдувалась. У нас то же самое. Все идет только в одну сторону. Оттуда – ничего.

И вот… Куда приедет этот поезд? Какие остановки? Останавливаемся только по требованию машиниста. Сегодня у меня, можно сказать, приступ пессимистических настроений.

- Но если завтра у вас настроение изменится, вы не станете говорить по-другому?

- Могу. Но я по натуре такой человек, что все равно буду в оппозиции. Если завтра оппозиция победит в борьбе за власть, я буду в оппозиции новой власти.

- Но гражданин своей страны, наверное, так и должен поступать?

- Не знаю, каким он должен быть, но я знаю одно. Власть имеет одну особенность: она становится слепой. У нее есть страх, который ее неотступно преследует. Страх потерять власть, быть раскрытыми, уличенными в своих преступлениях.

Страх власти передается населению катаклизмами. Система дает сбои, потому что изначально, в основе лежит безнравственность. Честный человек ничего не боится, страх преследует того, кто поступает безнравственно, и он передается населению. Именно населению, а не народу.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь