ТАК, ГОСПОДА, ВРАТЬ НЕЛЬЗЯ!
admin 22 Июня 2009 в 10:04:12
Большая часть нашей творческой интеллигенции очень не любит Советскую власть. Чего-то она им недодала: кому - «свободы самовыражения», кому - поездок за рубеж, кому - материальных благ. И затаили мастера искусств злобу на Советскую власть, да такую лютую, что иногда она их доводит до полной потери памяти и помрачения ума. Появляются тогда на страницах печати буйные их фантазии на тему «ужасов тоталитаризма».
Обласканный советским государством актер и режиссер Олег Табаков (народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и премии Московского комсомола, награжден двумя советскими орденами - Трудового Красного знамени и Дружбы народов) в интервью еженедельнику «Аргументы и факты» (20 октября 2008г.) сказал о нынешнем времени: «...россияне наконец поверили, что жизнь может меняться к лучшему. На моей памяти (а мне 73 года), это, пожалуй, впервые».
В этой фразе верно лишь упоминание о возрасте ее автора. По Табакову выходит, что в Советском Союзе царило беспросветное уныние, а советские люди никогда не верили, что «жизнь может меняться к лучшему». К реалиям советской страны это не имеет никакого отношения. Вот что писал о социальном оптимизме довоенного населения СССР великий немецкий писатель, лауреат нобелевской премии Лион Фейхтвангер в книге «Москва, 1937»: «...между патриотизмом советских людей и патриотизмом жителей других стран существует одно различие: патриотизм Советского Союза имеет с рациональной точки зрения более крепкий фундамент. Там жизнь человека с каждым днем явно улучшается, повышается не только количество получаемых им рублей, но и покупательная сила этого рубля. Средняя реальная заработная плата советского рабочего в 1936 году поднялась по сравнению с 1929 годом на 278 процентов, и у советского гражданина есть уверенность в том, что линия развития в течение еще многих лет будет идти вверх...», «...советские граждане ... видят, что ныне именно так, как и обещано, они располагают множеством вещей, о которых еще два года тому назад они едва осмеливались мечтать... И тот факт, что руководящие лица сдержали свое слово, служит для населения залогом дальнейшего осуществления плана улучшения жизни с каждым месяцем...», «...Средний гражданин Союза живет пока еще хуже, чем средний гражданин в некоторых других странах, но он чувствует себя более спокойным, более довольным своей судьбой, более счастливым...».
Ну, положим, в 1937 году Табаков по малолетству (ему было всего 2 года) ничего не понимал, а книгу Лиона Фейхтвангера он никогда не читал. Но неужели после Великой Отечественной войны он не замечал, что советские люди не только надеялись на лучшую жизнь, но были абсолютно убеждены, что только так оно и будет? И Советская власть их не разочаровывала: народное хозяйство быстро восстанавливалось, жизнь становилась все лучше и лучше. Зарплата росла, а цены снижались. Миллионы людей каждый год радостно отмечали переезд в новые квартиры, бесплатно предоставленные государством. Так было и в пятидесятые, и в шестидесятые, и в семидесятые годы прошлого столетия. Советские люди были уверены в том, что «жизнь будет лучше, если только американцы не помешают». Американцы таки, в конце концов, помешали. С приходом во власть Горбачева контуры будущего страны стали тускнеть, а при Ельцине вообще исчезли, а с ними пропали и надежды россиян на лучшую жизнь. В XXI веке ничего принципиально не изменилось: из выпавшего на страну обильного дождя «нефтедолларов» трудящемуся населению достались жалкие капли (о социальном самочувствии 38 миллионов репрессированных пенсионеров вообще речь не идет - их пенсии до сих пор не дотягивают до прожиточного минимума). Поэтому тезис Табакова о том, что «россияне наконец поверили, что жизнь может меняться к лучшему», далек от действительности. Даже на пике официального экономического оптимизма, в апреле 2008 г. по опросу ВЦИОМ только 23-24% россиян считали, что через год они будут жить лучше. Но это было в апреле 2008 года, а сейчас число оптимистов резко убавилось - оно стремительно приближается к нулю.
* * *
Еще более, чем Олег Табаков, усыпанный советскими наградами артист балета Владимир Васильев (народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола, награжден тремя советскими орденами - Ленина, Трудового Красного знамени и Дружбы народов), отвечая на вопросы анкеты «Комсомольской правды» (15 мая 2008 г.), сказал: «А ненавистна мне в советском прошлом ложь». И эмоционально ее охарактеризовал: «Это зло страшное. Чудовищное зло».
Что же это за ложь такая зверская? Оказывается, Васильева возмущает якобы ложь о преимуществах советского общественного строя. Он об этом так говорит: «Полное отсутствие подлинной информации, и мы верили: то, что происходит с нами, и есть самое лучшее. Представить трудно: даже в первые годы моих поездок за рубеж я там пытался доказывать преимущества нашей системы».
Признаться, меня обескуражили абсурдность и тоталитаризм суждений артиста. Фраза о «полном отсутствии подлинной информации» просто нелепа. В современном мире такого быть не может в принципе. В стране публиковались десятки тысяч книг, сотни тысяч (а, может, и миллионы) статей о капиталистических странах, и что - ни словечки правды в них не было? Ну, ладно, абсолютно не верит Васильев советским авторам (хотя такие ярые антисоветчики, как, например, Генрих Боровик или Владимир Познер, вправе обидеться - уж они-то так старались представить западные страны «белыми» и «пушистыми»). Но ведь, в СССР издавалось большое число книг известных писателей западных стран - Дж. Д. Сэленджера, Джеймса Олдриджа, Джона Апдайка, Курта Вонненгута, Айзека Азимова и др. Они тоже все врали?
Я задал своим знакомым вопрос: что принципиально нового и положительного о европейских странах и США они узнали в период «реформ»? Все опрошенные ничего такого не вспомнили. Наоборот - после чудовищных по безнравственности и жестокости военных акций против Югославии, Афганистана и Ирака разумные люди уже не воспринимают западные страны в качестве «развитых» и «цивилизованных».
Теперь о преимуществах советского строя. Они, вопреки мнению Васильева, существовали: отсутствие безработицы, бесплатное образование, бесплатная медицина, бесплатное предоставление жилья, отсутствие рабства и многие другие. Конечно, для обласканного и советской, и нынешней властями Васильева и его окружения, видимо, все перечисленное неактуально. Безработица их не касается. Бесплатные блага тоже им не нужны - деньги у них есть, потому что в Россию вновь вернулись нравы, о которых знаменитый русский поэт 18 века Панкратий Сумароков написал точную эпиграмму:
«Танцовщик! Ты богат.
Профессор! Ты убог.
Конечно, голова в почтеньи меньше ног».
Но ведь Васильев считает себя интеллигентным человеком, а у русских интеллигентов всегда на первом месте стояло благо народа. Или наша «творческая элита» так низко пала, что уже забыла об этой черте русской интеллигенции?
Наконец, изумляет инфантильность Васильева. Такое впечатление, что он не замечает лжи в современной России. Не видит, что ее стало гораздо больше, чем в Советском Союзе. Причем на всех уровнях. На уровне высших государственных должностных лиц мы слышали вранье о том, что ликвидация Советского Союза на народах страны никак не скажется, что отпуск цен в 1992 году приведет к их незначительному росту, что ваучер по стоимости равен двум автомобилям «Волга», что монетизация льгот выгодна пенсионерам и т.д. и т.п. На бизнес-уровне нам лгала и продолжает лгать армия основателей бесчисленных финансовых пирамид, учредителей всевозможных компаний долевого строительства и других мошеннических структур. На бытовом уровне непрерывно врут торговцы, всучивающие нам некачественные, просроченные продукты и фальшивые лекарства.
Ложь, обман и мошенничество нас сейчас преследуют везде. О масштабах сегодняшней лжи известный сатирик Виктор Трушков выразился так: «Люди уже ничему не верят, даже сигналам точного времени. Их обманывают на каждом шагу, вот они и не верят...» («Аргументы неделi», 15 мая 2008г.).
...Владимир Васильев о советском прошлом не сожалеет: «...я бы никогда не хотел, чтобы оно вернулось. Никогда». Да и на здоровье. Но зачем же так врать о нем, о советском прошлом?
* * *
Маститый актер театра «Современник» и ведущий телепередачи «Жди меня» Игорь Кваша (тоже «народный артист», правда, не СССР, а РСФСР) в интервью еженедельнику «Аргументы неделi» (24 января 2008г.) заявил: «В течение 70 лет Советской власти чувство сострадания убивалось в людях сознательно. Даже было расхожее выражение: «Жалость унижает человека».
Это какая-то чушь несусветная. Как Кваша себе представляет «сознательное убийство в людях сострадания»? Это что, вся классическая русская литература, главнейшей идеей которой является сострадание, была в советское время под запретом? Надо полагать, что Кваша все же учился в советской школе. Но антисоветизм так его пришиб, что не помнит он, видимо, как учил в школе «Му-му» И.С. Тургенева, «Каштанку» и «Ваньку Жукова» А.П. Чехова. И напрочь забыл о пионерском тимуровском движении, сущность которого состояла именно в сострадании (в современной России ничего подобного тимуровскому движению до сих пор нет).
На самом деле все наоборот: именно в советское время сострадание было нормой. Система образования в стране воспитывала сострадание с помощью как русской литературы ХIХ-начала ХХ веков, так и советской литературы. Сохранившийся у меня ученический билет суворовца содержал несколько разделов, в том числе, естественно, раздел «Обязанности суворовца». Так вот, среди прочих обязанностей есть и такая: «уважать старших, быть внимательным и предупредительным к старикам, маленьким детям, слабым, больным, уступать им дорогу, место, оказывать им всяческую помощь».
Сострадание было обычным делом в советском быту. После Великой Отечественной войны жизнь была трудной, но все друг другу помогали. На нашей одноэтажной улице, на окраине г.Запорожья, жили две вдовы фронтовиков: у одной было три несовершеннолетних сына, а у другой - такого же возраста три дочери. В начале 50-х годов я был маленьким ребенком, но хорошо помню, что этим женщинам помогали все соседи, кто чем мог. И я ни разу нигде не слышал, чтобы кто-то говорил: «Жалость унижает человека». А вот выражение «Сам погибай, а товарища выручай» звучало повсюду: и в школе, и на улице, и дома.
О разнице в уровне сострадания советского и нынешнего общества говорит и такой бросающийся в глаза факт: в советское время было нормой уступать места в общественном транспорте инвалидам, больным старикам и просто пожилым людям, а сейчас это практически не встречается.
Кстати, сострадательная телепередача «Жди меня» - это, ведь, калька (сейчас говорят - «римейк») советской телепередачи «От всей души», которую вела замечательная ведущая Валентина Леонтьева.
* * *
Не отстают от «мэтров» и более молодые «мастера искусств». Кинорежиссер Егор Кончаловский в газете «Аргументы и факты» (N39, 2006г.) как-то брякнул: «Во времена Советской власти, когда снималось и активно навязывалось зрителю огромное количество удивительно доброго и светлого коммунистического барахла, насилия в стране было в разы (!!! - В.Л.) больше, чем сейчас».
Ну, положим, Егор ничего не читает и потому не знает, что по статистике в 1990г. в стране было совершено 1 млн. 839,5 тыс. преступлений, а в 2007г. - 3 млн. 583 тыс., т.е. почти в 2 раза больше. Но ведь он уже не мальчик, ему более сорока лет от роду. Значит, в Советском Союзе он жил более четверти века и вполне мог бы сравнить некоторые бытовые детали, характеризующие уровень насилия в обществе. Не составляет труда, например, сопоставление экипировок советской и российской милиции. До 1991 г. в Москве милиционера с автоматом не то что увидеть, но и представить себе было невозможно: у советских милиционеров даже дубинок не было, не говоря уже об автоматах, бронежилетах, касках, щитах и других средствах самообороны и устрашения, которыми оснащены современные стражи порядка. Или такая характерная бытовая деталь - металлические двери и решетки на окнах. Их в советское время практически не было, а сейчас они установлены везде.
Вот еще один антисоветский «перл» Егора Кончаловского. В заметке «Почему не вешаются наши бизнесмены и чиновники» («Аргументы и факты», N34, 2007 г.) он утверждает: «...На протяжении существования СССР у нас был режим, который методично уничтожал само понятие «Личность...».
Это же до какой степени антисоветского озлобления нужно дойти, чтобы не видеть, насколько в постсоветский период обмельчала личностями, например, родная Егору профессиональная среда - кинематографическая. Кто из нынешних поколений актеров и режиссеров по личностным качествам может сравниться с Борисом Бабочкиным и Игорем Ильинским, Михаилом Жаровым и Ангелиной Степановой, Тамарой Макаровой и Сергеем Герасимовым, Любовью Орловой и Григорием Александровым, Николаем Черкасовым и Борисом Андреевым, Игорем Горбачевым и Павлом Кадочниковым, Леонидом Быковым и Алексеем Смирновым, Василием Лановым и Татьяной Дорониной и многими, многими другими великолепными актерами, режиссерами и настоящими советскими людьми? Да практически никто: ну, может, одна-две настоящих личности найдется в современной кинематографической тусовке. Большинство же - мелочь пузатая, лишь деньгами и сексом озабоченная. И современные фильмы и сериалы отражают ничтожность личностей их создавших: если в советских фильмах герои были чуть-чуть лучше большинства реально живущих людей, то персонажи нынешних фильмов и сериалов, как правило, грубее, бестактнее, невежественнее, злее, безжалостнее, в общем, значительно хуже, чем живущие сейчас люди.
* * *
Другой, сравнительно молодой «мастер искусств» - театральный режиссер Сергей Женовач в одном из интервью («Аргументы и факты», 24 марта 2004г.) заявил, что дух семьи «...выколачивался из нас в течение многих лет. Советская власть превращала семью из места духовного спасения в безликую «ячейку общества»». Откуда это Сергей Женовач взял про «выколачивание» духа семьи? Наоборот - Советская власть для укрепления института семьи прилагала большие усилия. Советские законы стимулировали создание семей (неженатые мужчины платили довольно значительный так называемый «холостяцкий налог» - сейчас такого налога нет), поощряли рождаемость (многодетные матери награждались медалями «Материнская слава» и орденами «Мать-героиня» и имели существенные льготы - в современной России эти меры только сейчас принимаются), создавали благоприятные условия жизни (квартиры все семьи получали бесплатно, а многодетные семьи получали квартиры большой площади вне очереди - сегодня об этом уже никто и не мечтает). В стране была создана атмосфера поощрения семейных отношений, общественное мнение негативно относилось к разводам, пропагандировались уважение и взаимопомощь в семье. И это на всем протяжении советской эпохи давало положительные результаты. Мои родители, например, после Великой Отечественной войны поселились в г. Запорожье. В нашей семье было шесть человек (папа, мама, бабушка по папиной линии, две мои старшие сестры и я, только что родившийся). Кормильцем семьи был только отец: бабушке было около семидесяти лет, сестры учились в школе, мама нянчилась со мной. Жили, конечно, бедно, но, тем не менее, у нас еще жили две родственницы: племянницы мамы и папы. Они были равноправными членами семьи и жили с нами несколько лет, пока не поступили в ФЗУ (фабрично-заводские училища) и не перешли в общежития этих учебных заведений.
Дух семьи исчезает именно сейчас, при обнищании народа и упорном навязывании обществу принципов западного индивидуализма. Писатель из Перми Алексей Иванов в «Российской газете» (20 апреля 2007г.) по этому поводу пишет: «...в наших условиях традиционная семья перестала быть ячейкой общества. Двое родителей не могут прокормить себя и двоих детей, обеспечить семью пристойным уровнем быта. В глобальном обществе семья из кирпичика превратилась в молекулу, а дом строится из кирпичей, а не молекул...». Довольно известный «демократ», профессор психологического факультета МГУ Александр Асмолов добавляет: «...пока в России можно наблюдать лишь моральный кризис семейных ценностей - взять хотя бы катастрофически быстрый рост числа социальных сирот» («Аргументы и факты», N18, 2008г.).
* * *
Мне неведомо, чем конкретно обидела советская власть каждого из фигурантов этой статьи, но никакие обиды не могут оправдать их бессовестную антисоветскую ложь. Так, господа, врать нельзя!
В.Литвиненко
http://www.iraq-war.ru/tiki-read_article.php?articleId=199848
Обласканный советским государством актер и режиссер Олег Табаков (народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и премии Московского комсомола, награжден двумя советскими орденами - Трудового Красного знамени и Дружбы народов) в интервью еженедельнику «Аргументы и факты» (20 октября 2008г.) сказал о нынешнем времени: «...россияне наконец поверили, что жизнь может меняться к лучшему. На моей памяти (а мне 73 года), это, пожалуй, впервые».
В этой фразе верно лишь упоминание о возрасте ее автора. По Табакову выходит, что в Советском Союзе царило беспросветное уныние, а советские люди никогда не верили, что «жизнь может меняться к лучшему». К реалиям советской страны это не имеет никакого отношения. Вот что писал о социальном оптимизме довоенного населения СССР великий немецкий писатель, лауреат нобелевской премии Лион Фейхтвангер в книге «Москва, 1937»: «...между патриотизмом советских людей и патриотизмом жителей других стран существует одно различие: патриотизм Советского Союза имеет с рациональной точки зрения более крепкий фундамент. Там жизнь человека с каждым днем явно улучшается, повышается не только количество получаемых им рублей, но и покупательная сила этого рубля. Средняя реальная заработная плата советского рабочего в 1936 году поднялась по сравнению с 1929 годом на 278 процентов, и у советского гражданина есть уверенность в том, что линия развития в течение еще многих лет будет идти вверх...», «...советские граждане ... видят, что ныне именно так, как и обещано, они располагают множеством вещей, о которых еще два года тому назад они едва осмеливались мечтать... И тот факт, что руководящие лица сдержали свое слово, служит для населения залогом дальнейшего осуществления плана улучшения жизни с каждым месяцем...», «...Средний гражданин Союза живет пока еще хуже, чем средний гражданин в некоторых других странах, но он чувствует себя более спокойным, более довольным своей судьбой, более счастливым...».
Ну, положим, в 1937 году Табаков по малолетству (ему было всего 2 года) ничего не понимал, а книгу Лиона Фейхтвангера он никогда не читал. Но неужели после Великой Отечественной войны он не замечал, что советские люди не только надеялись на лучшую жизнь, но были абсолютно убеждены, что только так оно и будет? И Советская власть их не разочаровывала: народное хозяйство быстро восстанавливалось, жизнь становилась все лучше и лучше. Зарплата росла, а цены снижались. Миллионы людей каждый год радостно отмечали переезд в новые квартиры, бесплатно предоставленные государством. Так было и в пятидесятые, и в шестидесятые, и в семидесятые годы прошлого столетия. Советские люди были уверены в том, что «жизнь будет лучше, если только американцы не помешают». Американцы таки, в конце концов, помешали. С приходом во власть Горбачева контуры будущего страны стали тускнеть, а при Ельцине вообще исчезли, а с ними пропали и надежды россиян на лучшую жизнь. В XXI веке ничего принципиально не изменилось: из выпавшего на страну обильного дождя «нефтедолларов» трудящемуся населению достались жалкие капли (о социальном самочувствии 38 миллионов репрессированных пенсионеров вообще речь не идет - их пенсии до сих пор не дотягивают до прожиточного минимума). Поэтому тезис Табакова о том, что «россияне наконец поверили, что жизнь может меняться к лучшему», далек от действительности. Даже на пике официального экономического оптимизма, в апреле 2008 г. по опросу ВЦИОМ только 23-24% россиян считали, что через год они будут жить лучше. Но это было в апреле 2008 года, а сейчас число оптимистов резко убавилось - оно стремительно приближается к нулю.
* * *
Еще более, чем Олег Табаков, усыпанный советскими наградами артист балета Владимир Васильев (народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола, награжден тремя советскими орденами - Ленина, Трудового Красного знамени и Дружбы народов), отвечая на вопросы анкеты «Комсомольской правды» (15 мая 2008 г.), сказал: «А ненавистна мне в советском прошлом ложь». И эмоционально ее охарактеризовал: «Это зло страшное. Чудовищное зло».
Что же это за ложь такая зверская? Оказывается, Васильева возмущает якобы ложь о преимуществах советского общественного строя. Он об этом так говорит: «Полное отсутствие подлинной информации, и мы верили: то, что происходит с нами, и есть самое лучшее. Представить трудно: даже в первые годы моих поездок за рубеж я там пытался доказывать преимущества нашей системы».
Признаться, меня обескуражили абсурдность и тоталитаризм суждений артиста. Фраза о «полном отсутствии подлинной информации» просто нелепа. В современном мире такого быть не может в принципе. В стране публиковались десятки тысяч книг, сотни тысяч (а, может, и миллионы) статей о капиталистических странах, и что - ни словечки правды в них не было? Ну, ладно, абсолютно не верит Васильев советским авторам (хотя такие ярые антисоветчики, как, например, Генрих Боровик или Владимир Познер, вправе обидеться - уж они-то так старались представить западные страны «белыми» и «пушистыми»). Но ведь, в СССР издавалось большое число книг известных писателей западных стран - Дж. Д. Сэленджера, Джеймса Олдриджа, Джона Апдайка, Курта Вонненгута, Айзека Азимова и др. Они тоже все врали?
Я задал своим знакомым вопрос: что принципиально нового и положительного о европейских странах и США они узнали в период «реформ»? Все опрошенные ничего такого не вспомнили. Наоборот - после чудовищных по безнравственности и жестокости военных акций против Югославии, Афганистана и Ирака разумные люди уже не воспринимают западные страны в качестве «развитых» и «цивилизованных».
Теперь о преимуществах советского строя. Они, вопреки мнению Васильева, существовали: отсутствие безработицы, бесплатное образование, бесплатная медицина, бесплатное предоставление жилья, отсутствие рабства и многие другие. Конечно, для обласканного и советской, и нынешней властями Васильева и его окружения, видимо, все перечисленное неактуально. Безработица их не касается. Бесплатные блага тоже им не нужны - деньги у них есть, потому что в Россию вновь вернулись нравы, о которых знаменитый русский поэт 18 века Панкратий Сумароков написал точную эпиграмму:
«Танцовщик! Ты богат.
Профессор! Ты убог.
Конечно, голова в почтеньи меньше ног».
Но ведь Васильев считает себя интеллигентным человеком, а у русских интеллигентов всегда на первом месте стояло благо народа. Или наша «творческая элита» так низко пала, что уже забыла об этой черте русской интеллигенции?
Наконец, изумляет инфантильность Васильева. Такое впечатление, что он не замечает лжи в современной России. Не видит, что ее стало гораздо больше, чем в Советском Союзе. Причем на всех уровнях. На уровне высших государственных должностных лиц мы слышали вранье о том, что ликвидация Советского Союза на народах страны никак не скажется, что отпуск цен в 1992 году приведет к их незначительному росту, что ваучер по стоимости равен двум автомобилям «Волга», что монетизация льгот выгодна пенсионерам и т.д. и т.п. На бизнес-уровне нам лгала и продолжает лгать армия основателей бесчисленных финансовых пирамид, учредителей всевозможных компаний долевого строительства и других мошеннических структур. На бытовом уровне непрерывно врут торговцы, всучивающие нам некачественные, просроченные продукты и фальшивые лекарства.
Ложь, обман и мошенничество нас сейчас преследуют везде. О масштабах сегодняшней лжи известный сатирик Виктор Трушков выразился так: «Люди уже ничему не верят, даже сигналам точного времени. Их обманывают на каждом шагу, вот они и не верят...» («Аргументы неделi», 15 мая 2008г.).
...Владимир Васильев о советском прошлом не сожалеет: «...я бы никогда не хотел, чтобы оно вернулось. Никогда». Да и на здоровье. Но зачем же так врать о нем, о советском прошлом?
* * *
Маститый актер театра «Современник» и ведущий телепередачи «Жди меня» Игорь Кваша (тоже «народный артист», правда, не СССР, а РСФСР) в интервью еженедельнику «Аргументы неделi» (24 января 2008г.) заявил: «В течение 70 лет Советской власти чувство сострадания убивалось в людях сознательно. Даже было расхожее выражение: «Жалость унижает человека».
Это какая-то чушь несусветная. Как Кваша себе представляет «сознательное убийство в людях сострадания»? Это что, вся классическая русская литература, главнейшей идеей которой является сострадание, была в советское время под запретом? Надо полагать, что Кваша все же учился в советской школе. Но антисоветизм так его пришиб, что не помнит он, видимо, как учил в школе «Му-му» И.С. Тургенева, «Каштанку» и «Ваньку Жукова» А.П. Чехова. И напрочь забыл о пионерском тимуровском движении, сущность которого состояла именно в сострадании (в современной России ничего подобного тимуровскому движению до сих пор нет).
На самом деле все наоборот: именно в советское время сострадание было нормой. Система образования в стране воспитывала сострадание с помощью как русской литературы ХIХ-начала ХХ веков, так и советской литературы. Сохранившийся у меня ученический билет суворовца содержал несколько разделов, в том числе, естественно, раздел «Обязанности суворовца». Так вот, среди прочих обязанностей есть и такая: «уважать старших, быть внимательным и предупредительным к старикам, маленьким детям, слабым, больным, уступать им дорогу, место, оказывать им всяческую помощь».
Сострадание было обычным делом в советском быту. После Великой Отечественной войны жизнь была трудной, но все друг другу помогали. На нашей одноэтажной улице, на окраине г.Запорожья, жили две вдовы фронтовиков: у одной было три несовершеннолетних сына, а у другой - такого же возраста три дочери. В начале 50-х годов я был маленьким ребенком, но хорошо помню, что этим женщинам помогали все соседи, кто чем мог. И я ни разу нигде не слышал, чтобы кто-то говорил: «Жалость унижает человека». А вот выражение «Сам погибай, а товарища выручай» звучало повсюду: и в школе, и на улице, и дома.
О разнице в уровне сострадания советского и нынешнего общества говорит и такой бросающийся в глаза факт: в советское время было нормой уступать места в общественном транспорте инвалидам, больным старикам и просто пожилым людям, а сейчас это практически не встречается.
Кстати, сострадательная телепередача «Жди меня» - это, ведь, калька (сейчас говорят - «римейк») советской телепередачи «От всей души», которую вела замечательная ведущая Валентина Леонтьева.
* * *
Не отстают от «мэтров» и более молодые «мастера искусств». Кинорежиссер Егор Кончаловский в газете «Аргументы и факты» (N39, 2006г.) как-то брякнул: «Во времена Советской власти, когда снималось и активно навязывалось зрителю огромное количество удивительно доброго и светлого коммунистического барахла, насилия в стране было в разы (!!! - В.Л.) больше, чем сейчас».
Ну, положим, Егор ничего не читает и потому не знает, что по статистике в 1990г. в стране было совершено 1 млн. 839,5 тыс. преступлений, а в 2007г. - 3 млн. 583 тыс., т.е. почти в 2 раза больше. Но ведь он уже не мальчик, ему более сорока лет от роду. Значит, в Советском Союзе он жил более четверти века и вполне мог бы сравнить некоторые бытовые детали, характеризующие уровень насилия в обществе. Не составляет труда, например, сопоставление экипировок советской и российской милиции. До 1991 г. в Москве милиционера с автоматом не то что увидеть, но и представить себе было невозможно: у советских милиционеров даже дубинок не было, не говоря уже об автоматах, бронежилетах, касках, щитах и других средствах самообороны и устрашения, которыми оснащены современные стражи порядка. Или такая характерная бытовая деталь - металлические двери и решетки на окнах. Их в советское время практически не было, а сейчас они установлены везде.
Вот еще один антисоветский «перл» Егора Кончаловского. В заметке «Почему не вешаются наши бизнесмены и чиновники» («Аргументы и факты», N34, 2007 г.) он утверждает: «...На протяжении существования СССР у нас был режим, который методично уничтожал само понятие «Личность...».
Это же до какой степени антисоветского озлобления нужно дойти, чтобы не видеть, насколько в постсоветский период обмельчала личностями, например, родная Егору профессиональная среда - кинематографическая. Кто из нынешних поколений актеров и режиссеров по личностным качествам может сравниться с Борисом Бабочкиным и Игорем Ильинским, Михаилом Жаровым и Ангелиной Степановой, Тамарой Макаровой и Сергеем Герасимовым, Любовью Орловой и Григорием Александровым, Николаем Черкасовым и Борисом Андреевым, Игорем Горбачевым и Павлом Кадочниковым, Леонидом Быковым и Алексеем Смирновым, Василием Лановым и Татьяной Дорониной и многими, многими другими великолепными актерами, режиссерами и настоящими советскими людьми? Да практически никто: ну, может, одна-две настоящих личности найдется в современной кинематографической тусовке. Большинство же - мелочь пузатая, лишь деньгами и сексом озабоченная. И современные фильмы и сериалы отражают ничтожность личностей их создавших: если в советских фильмах герои были чуть-чуть лучше большинства реально живущих людей, то персонажи нынешних фильмов и сериалов, как правило, грубее, бестактнее, невежественнее, злее, безжалостнее, в общем, значительно хуже, чем живущие сейчас люди.
* * *
Другой, сравнительно молодой «мастер искусств» - театральный режиссер Сергей Женовач в одном из интервью («Аргументы и факты», 24 марта 2004г.) заявил, что дух семьи «...выколачивался из нас в течение многих лет. Советская власть превращала семью из места духовного спасения в безликую «ячейку общества»». Откуда это Сергей Женовач взял про «выколачивание» духа семьи? Наоборот - Советская власть для укрепления института семьи прилагала большие усилия. Советские законы стимулировали создание семей (неженатые мужчины платили довольно значительный так называемый «холостяцкий налог» - сейчас такого налога нет), поощряли рождаемость (многодетные матери награждались медалями «Материнская слава» и орденами «Мать-героиня» и имели существенные льготы - в современной России эти меры только сейчас принимаются), создавали благоприятные условия жизни (квартиры все семьи получали бесплатно, а многодетные семьи получали квартиры большой площади вне очереди - сегодня об этом уже никто и не мечтает). В стране была создана атмосфера поощрения семейных отношений, общественное мнение негативно относилось к разводам, пропагандировались уважение и взаимопомощь в семье. И это на всем протяжении советской эпохи давало положительные результаты. Мои родители, например, после Великой Отечественной войны поселились в г. Запорожье. В нашей семье было шесть человек (папа, мама, бабушка по папиной линии, две мои старшие сестры и я, только что родившийся). Кормильцем семьи был только отец: бабушке было около семидесяти лет, сестры учились в школе, мама нянчилась со мной. Жили, конечно, бедно, но, тем не менее, у нас еще жили две родственницы: племянницы мамы и папы. Они были равноправными членами семьи и жили с нами несколько лет, пока не поступили в ФЗУ (фабрично-заводские училища) и не перешли в общежития этих учебных заведений.
Дух семьи исчезает именно сейчас, при обнищании народа и упорном навязывании обществу принципов западного индивидуализма. Писатель из Перми Алексей Иванов в «Российской газете» (20 апреля 2007г.) по этому поводу пишет: «...в наших условиях традиционная семья перестала быть ячейкой общества. Двое родителей не могут прокормить себя и двоих детей, обеспечить семью пристойным уровнем быта. В глобальном обществе семья из кирпичика превратилась в молекулу, а дом строится из кирпичей, а не молекул...». Довольно известный «демократ», профессор психологического факультета МГУ Александр Асмолов добавляет: «...пока в России можно наблюдать лишь моральный кризис семейных ценностей - взять хотя бы катастрофически быстрый рост числа социальных сирот» («Аргументы и факты», N18, 2008г.).
* * *
Мне неведомо, чем конкретно обидела советская власть каждого из фигурантов этой статьи, но никакие обиды не могут оправдать их бессовестную антисоветскую ложь. Так, господа, врать нельзя!
В.Литвиненко
http://www.iraq-war.ru/tiki-read_article.php?articleId=199848
|