На казахской границе нас разделили. Водитель остался с машиной, а пассажиров выпроводили за забор. Пограничный офицер сразу залез в машину, начал хватать веши и спрашивать, что это такое. Увидив новые кроссовки, стал спрашивать, почему у него нет таких. Нашу обувь спасли маленькие лапки казахского таможенника, ему не подошел размер. В следующий раз он попросил привезти ему 42 и напарнику 41 размеры.
После оформления временного ввоза на автомобиль за 300 рублей, машину начали досматривать повторно. Таможенника смутило большое колличество техники в машине:
- Зачем вам столько вещей? Это почти преступление! Зачем вам столько объективов?
- Мы фотографы.
- Если дадите что-нибудь взамен, я закрою на это глаза...
- Возьме 3 диска Роллинг Стоунс.
- Это рэп?
- Да. конечно!
Таможенник счастливый побежал к себе в будку, а мы продолжили путь.
При выезде стоят нелегальные менялы валюты. Снимать здесь нельзя.
А еще здесь коротают время узбеки. Во время скрытой съемки нас заметил парень в костюме Адидас и ворвался в машину:
- Братишка! Это мои люди, ты зачем снимаешь! - агрессивно начал он - Вы кто такие вообще!?
- Да мы так, туристы… А ты кто?
- Я вот тоже туристов везу! Вы откуда?
- Из Москвы.
- Вот я как раз в Москву и везу своих туристов.
- За сколько дней до Москвы доезжаете?
- Доезжаем, все нормально… - сказал он и ушел.
люди готовят плов
918x612
(
229.48Кб)
Жители первых казахских сел встречали нас кулаками.
918x612
(
186.83Кб)
Это поселок в котором живут только летом, в основном пастухи.
918x612
(
286.91Кб)
В Казахстане очень много металлолома, везде ржавеют старые машины.
918x612
(
242.77Кб)
Несмотря на то, что хозяин согласился любезно нас принять у себя дома, его жена запретила снимать и прогнала со двора.
918x612
(
274.85Кб)
Нас пугали казахскими ГАИшниками, говорили, что они замучают нас поборами. На деле они очень милые ребята, разрешили сфотографировать их, спрашивали про машину.
918x612
(
214.89Кб)
А это семья зажиточного разводчика верблюдов. Один верблюд стоит от 30 до 100 тысяч рублей.
918x612
(
337.98Кб)
Вот такие милые верблюды бегают по степи.
533x800
(
188.06Кб)
Верблюд - это не только ценный мех, но и полезное молоко!
918x612
(
299.82Кб)
А еще они очень громко кричат в своих загончиках.
918x612
(
310.49Кб)
Скоро дорога совсем испортилась, последние километры - это пыль, ямы и застрявшие фуры.
918x612
(
178.04Кб)
А вот так выглядят казахские кладбища.
918x612
(
257.63Кб)
Заехали в поселок.
918x612
(
305.94Кб)
Детишки приветствуют участников пробега "Геннадий"!
918x612
(
189.89Кб)
В Казахстане люди не очень приветливы к фотографам. Местный модник хотел кинуть в меня камнем.
918x612
(
350.93Кб)
А вот и долгожданная граница. Обратите внимание на дорогу. Снимать здесь строго запрещено. Чтобы ускорить прохождение, казахский пограничник попросил 50 долларов. За эти деньги машину не досматривали, разрешили поснимать, все формальности заняли не больше 40 минут.
918x612
(
263.63Кб)
Съемка скрытой камерой. Асфальта нигде нет. Пункт досмотра весь к грязи.
918x612
(
225.87Кб)
Мы оставили наш Suzuki SX4 в Нукусе и пересели на ворованный из узбекской армии внедорожник Mercedes 290GD. На нем за два дня мы преодолели 900 км бездорожья плато Устюрт, посмотрели на высохшее Аральское море и вернулись обратно в Нукус. Это трехдверный Мерседес Гелентваген, армейский вариант. В 95 году его новеньким
918x612
(
226.79Кб)
Плато Устюрт расположенно между Мангышлаком и заливом Кара-Богаз-Гол на западе, Аральским морем и дельтой Амударьи на востоке. Плато представляет из себя пустыню площадью около 200 000 км².
918x612
(
280.4Кб)
Со стороны Аральского моря плато изрезано сотней грунтовых дорог, проехать по которым можно только на внедорожнике. Связи здесь нет, а за целый день мы не встретили ни оной машины. Ехать сюда на одной машине крайне опасно, в случае поломки помощи ждать будет не от куда. Бывали случаи когда люди умирали от жажды или замерзали зимой, температура иногда опускается до -50 градусов.
918x612
(
318.78Кб)
А здесь раньше было Аральское море. С 1960-х годов XX века уровень моря (и объём воды в нём) быстро снижается вследствие забора воды из основных питающих рек Амударья и Сырдарья с целью орошения. Согласно расчётам учёных, спасти Аральское море уже невозможно. Даже если полностью отказаться от забора воды из Амударьи и Сырдарьи, то прежний уровень воды в нём восстановится не ранее, чем через 200 лет. Про него будет большой пост в конце.
918x612
(
304.11Кб)
Для начала мы заехали в заброшеную деревню Урга, она стоит на берегу озера Судочье. Озеро Судочье (Судовшин) - самый большой внутридельтовый водоём Амударьи. Сегодня большая вода отсюда ушла примерно на 150 км, а озеро обмелело и распалось на несколько более мелких. На заднем плане возвышается Устюртское плато. Прибрежная зона покрыта мелким кустарником, солью, а почва поражает разнообразием фактуры и цвета. Это было место ссылки староверов. В 60-е годы деревню бросили в связи с началом Аральской катастрофы. От деревни осталось только большое русское кладбише. Сейчас здесь стоят вагончики артели рыбаков, которые арендуют часть озера.
534x800
(
130.96Кб)
Любопытно происхождение слова Судочье. Вопреки напрашивающейся ассоциации, к рыбе судак название озера отношения не имеет. По-узбекски озеро называется
918x612
(
435.19Кб)
а сайте kungrad.com в статье
918x612
(
242.76Кб)
Вот так здесь живут рыбаки.
918x612
(
291.49Кб)
Для нас приготовили обед.
918x612
(
255.25Кб)
А это бывшие постройки.
918x612
(
366.34Кб)
Сейчас здесь начинается сезон охоты на уток. Это приманка.
918x612
(
213.68Кб)
После того как вода Аральского моря ушла, почва начала высыхать и разрушаться, образуя красивые каньоны.
918x612
(
298.92Кб)
Даже не верится, что раньше здесь было море.
918x612
(
349.6Кб)
Тонкие прослойки камня очень прочные.
918x612
(
205.1Кб)
Около заброшенного кладбища мы увидили неприметную кирпичную постройку. Оказалось это домик, в котором можно остановиться на ночлег. Внутри есть все необходимое: посуда, печка, одеяла, Коран, ковры, дрова, инструменты.
918x612
(
380.48Кб)
Многим людям этот домик спас жизнь.
918x612
(
303.64Кб)
На стене висит две толстые книги с отзывами. Последние посетители здесь были в декабре 2009 года.
533x800
(
217.05Кб)
Через 450 км мы добрались до места ночевки - берега Аральского моря. Раньше здесь были заброшенные казармы советсвих времен. В 80-е годы здесь была береговая база снабжения острова Возрождения. На этом острове Советский Союз испытывал бактериологическое оружие: возбудители сибирской язвы, туляремии, бруцеллёза, чумы, тифа, оспы, а также ботулинический токсин проверялись здесь на лошадях, обезьянах, овцах, ослах и других лабораторных животных.
918x612
(
412.56Кб)
Местные жители рассказывают про внезапный уход военных с острова Возраждения. В середине 80-х годов там что-то случилась, и в один день весь персонал покинул базу. На внезапный исход указывало то, что было брошено большое количество техники, орудования и продовольствия. А на ВПП валялось большое количество одноразовых шприцев и противогазов. Но эту версию не подтверждают официальные источники.
918x612
(
272.72Кб)
Берег Аральского моря.
918x612
(
300.73Кб)
. По официально версии с 1942 до 1992 года на острове действовала советская военная биохимическая лаборатория. На острове в течение пятидесяти лет проводились испытания микробиологического оружия на подопытных животных. Здесь находился военный городок Кантубек (Аральск-7), где проживало 1,5 тыс. человек. На острове в 1980-е был построен уникальный (единственный в СССР) аэродром, состоящий из 4-х бетонных ВПП в виде розы ветров. Полигон функционировал до 1992, затем воинский контингент был передислоцирован в Россию, биолаборатория — демонтирована, часть оборудования военные вывезли за пределы острова, а часть осталась захороненной на острове.
918x612
(
406.29Кб)
Что находится на бывшем острове сейчас - неизвестно. В прошлом году на остров хотели проехать туристы на трех внедорожниках, но застряли.
918x612
(
393.54Кб)
Нам рассказали, как несколько лет назад известный московский фотограф Павел pavel_kosenko Косенко купался в холодной воде озера, а потом бегал обнаженным и пугал проводников.
918x612
(
344.89Кб)
Мы купаться не стали.
918x612
(
353.25Кб)
Каждый год уровень воды стремительно падает и море уходит.
918x480
(
241.72Кб)
Пока мы ставили палатку, наш водитель приготовил вкуснейший плов.
918x612
(
310.34Кб)
Местные метеорологи пытаюсь замереть, как изменяется уровень моря. Только уровни они поставили в ил и они двигаются.
918x612
(
259.21Кб)
У Аральского моря аномально высокая соленость — в некоторых частях она достигает 200 г/л (для сравнения, соленость Мертвого моря около 300 г/л). Такая вода не замерзает даже в сорока градусный мороз.
918x612
(
250.54Кб)
На Аральское море мы приехали вместе с учеными из Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН, они приехали чтобы взять пробы воды. По плану рано утром они должны были выйти на лодках, чтобы взять пробы, но сильнейший ветер не позволил этого сделать, пришлось с помощью научного прибора "ведро" брать воду у берега. На фото заместитель директора ИО РАН, доктор географических наук Петр Завьялов делает замеры.
918x612
(
327.16Кб)
Океанологи ехали с большим комфортом на Тайота Лэнд Крузер, их машина постоянно чиркала задним мостом о колею.
918x612
(
322.45Кб)
Пора отправляться обратно, на высохшее дно Аральского моря. Мы едем в Муйнак.
918x612
(
395Кб)
Теперь это совершенно мертвое пространство, здесь нет даже птиц.
918x612
(
413.42Кб)
Для предотвращения пыльно-соляных бурь на дне бывшего моря высадили кусты саксаула. Несмотря на обилие кустов, мы попали именно в такую бурю. Воздух заволокло мелкой взвесью песка и соли. Те места, где саксаул прижился, стали образовываться фитобугры. Корневая система растения укрепляет почву, а вокруг ветер ее выдувает. В некоторых местах высота таких бугров достигает 2-х метров. В середине 90-х поселки на берегу засыпало песком до подоконников, сейчас ситуация улучшилась.
918x612
(
130.44Кб)
В этом месте глубина моря была 20 метров. До "старого" берега сейчас 50 км, а до "нового" 70.
533x800
(
345.59Кб)
Сначала мы ехали по дну бывшего моря, но вскоре дорога пошла по искусственной насыпи. Оказывается эти насыпи делают китайцы. Они разрабатывают здесь газ а, чтобы зимой дороги не заносило, делают насыпи.
918x612
(
186.61Кб)
В 2008 году компанией «Петро Альянс» были проведены разведочные работы по поиску нефти и газа на бывшем дне Аральского моря; результат оказался положительным. Газ здесь высокого качества, с минимальным содержанием сероводородов.
918x612
(
176.54Кб)
На вагончиках надписи на русском и китайских языках. Здесь работают китайцы.
918x612
(
205.78Кб)
Экологические катастрофы всегда связаны с катастрофами экономическими и социальными. Сейчас ситуация благополучна лишь на территории Казахстана, прилегающей к Малому Аралу. Здесь быстрыми темпами развивается рыболовство, работают рыбоперерабатывающие комбинаты.
918x612
(
255.46Кб)
Песчаные барханы уже вплотную подошли к деревне, дорогу засыпает.
918x612
(
194.18Кб)
Скоро эта деревня может погибнуть, бороться с песком невозможно.
918x612
(
272.3Кб)
Что касается Большого Арала, то людей там практически нет. Все населенные пункты, крупнейший из которых узбекский город Муйнак, оказались далеко от берега. Постоянный рост безработицы из-за того, что пришло в упадок сельское хозяйство и закрылись порты, высокие уровни заболеваемости населения и детской смертности – вот все, что осталось от некогда процветавших регионов.
918x612
(
292.02Кб)
На месте бывшего порта сейчас памятник Аральскому морю. Раньше здесь был памятник Великой Отечественной Войне, но его перенесли в центр деревни. Место было выбрано не случайно. Во время войны здесь был причал, откуда призывников отправляли на фронт. Их собирали по окрестным деревням и на баржах везли в Аральск, откуда после трехмесячной подготовки посылали на Сталинградский фронт. Матери солдат пытались сопровождать баржи на лодках, некоторые тонули в шторм.
918x612
(
229.89Кб)
Как рассказывают очевидцы, первый раз море отступило за ночь на 30 метров в 62 году. Люди были поражены, но они не представляли, что море может уйти на 180 км.
918x612
(
313.12Кб)
Первое время люди пытались рыть канал, чтобы соединить порт Муйнака с открытым морем. Длина канала составила 22 км, но бороться с природой было бесполезно, вода уходила слишком быстро, много кораблей так и осталось на берегах канала.
918x612
(
234.48Кб)
Большинство этих кораблей жители распилили на металлолом, часть удалось спасти, теперь они стоят на месте бывшего пирса.
918x612
(
236.06Кб)
Муйнак имел очень важно логистическое значение в системе снабжения средней азии. В Аральске был огромный контейнерный порт, оттуда контейнеры с железной дороги грузили на корабли и отправляли в Муйнак, а дальше по всей Средней Азии.
918x612
(
270.43Кб)
Сегодня от Муйнака до Аральского моря более 50 км.
918x612
(
226.01Кб)
В Муйнаке сейчас дивет 3-5 тысяч человек, из них всего 11 русских семей. На русском большинство населения не разговаривает или знает его крайне плохо, хотя многая реклама на русском. Сейчас русский язык очень востребован, в школах открывают русские классы, люди покупают спутниковые тарелки, чтобы смотреть российские каналы.
918x612
(
198.14Кб)
Но, пора возвращаться домой! Дорога от Муйнака до Нукуса - 200 км приличного асфальта, доезжаем за 3 часа.
918x612
(
125.71Кб)
Кхе, кхе... Я бы назвал эту фотографию "Первое свидание". "Жених", когда увидел, что я снимаю, показал средний палец и ушел.
918x612
(
224.3Кб)
В прошлом выпуске путевых заметок я писал про наш последний день в Узбекистане, но я не написал про самое главное - прохождение границы. На узбекскую границу мы приехали почти к закрытию, народу почти не было, пограничники играли с футбол на площадке для досмотра автотранспорта. Мы еще раз заполнили декларации.
- Валюту точно посчитали? - спросил таможенник, глядя в декларацию.
- Да.
- Сейчас будем пересчитывать, все, что больше задекларированного, заберем, такие правила!
Через 30 минут мы были уже около казахской границы. Там нас ждал закрытый шлагбаум.
- Граница уже закрыта! - радостно сказал пограничник.
- А, что же нам делать?
- Ничего, здесь ночевать, завтра с утра первыми пройдете!
- Может быть мы еще успеем?
- Нет, не успеете! Компьютеры уже выключили, граница не работает.
- И, что же делать?
- Думайте…
- Сколько?
- 2000 русскими...
- Почему 2000?
- Потому что мы вдвоем!
В итоге вымогатель забрал у нас 2000 рублей, это были "необходимые" два ключа, чтобы открыть шлагбаум. Позже оказалось, что граница работает не до 7, а до 9, и казахский пограничник нас просто обманул. Следующие вымогатели сказали, что нашей машины нет в базе и нужно ждать утра, чтобы машина "нашлась". Всего за 50 евро машина сразу нашлась во всех базах. Продолжили вымогать деньги на досмотре. Подошел старший лейтенант:
- Я должен сделать досмотр.
- Делай, что хочешь.
- Ты едешь из Узбекистана, там наркотики, сам понимаешь. Я могу разобрать машину по винтику, - намекал на взятку он.
- Денег не дам!
- Вынимайте все вещи из машины на дорогу! Я посылаю машину на ренген.
- А зачем все вещи вынимать?
- Они будут фонить.
Поняв, что денег ему не дадим он еще немного погрозил что "разберет все обшивку" и "приведет собак", а потом пропустил. В итоге казахскую границу мы проходили больше двух часов.
Сразу за границей стоят бандиты. Они контролируют нелегальный обмен денег и помогают с сопровождением. Доехать до российской границы стоит 500 долларов. В основном их услугами пользуются водители фур и перегонщики машин в Россию. Из России через Казахстан едут угнанные машины в Таджикистан, там их не надо растамаживать. В этом году задержали уже 40 угнанных машин. Иногда финансовая полиция устраивает рейды на менял, если поймают нужно отдать около 300 долларов.
Два упитанных шымкентских гаишника, причем один хрен вообще в штатском, развели на 1500 рублей за то, что мы перед их носом сфотографировали какой-то гнилой завод. Как нам потом рассказали аральские гаишники, Шымкент в Казахстане — это как Техас в Америке. «У них свои законы, им все пофиг».
Конечно, мы могли и подождать «оперативную группу», которую они грозились вызвать, но нам нужно было успеть на запуск ракеты.
Переночевав в Шимкенте мы поехали к Байконуру.
На фото очередной вымогатель в форме. Он требовал 1000 рублей за то, что мы сняли совершенно секретный развалившийся свинцовый завод. Грозился вызвать наряд и посадить нас в клетку.
918x612
(
167.89Кб)
А вот совершенно секретный завод, который стоит уже пол века на дороге.
918x612
(
213.31Кб)
Дальше мы поехали в Кентау, посмотреть на заброшенные рудники.
918x612
(
236.35Кб)
В советское время здесь были крупные рудники, после их закрытия в начале 90-х началась массовая эмиграция населения. Сейчас в городе работают экскаваторный и трансформаторный завод.
918x612
(
330.81Кб)
Шахты затопили, рудники продали, и сейчас их медленно разбирают.
533x800
(
174.73Кб)
Это сторож, он работает на руднике еще с советских времен, сейчас он следит за насосами - единственное что еще работает на руднике. Иногда из затопленной шахты берут воду.
918x612
(
140.85Кб)
В охране рудника ему помогает злая собака.
918x612
(
191.77Кб)
Эту машину называют
918x612
(
226.29Кб)
Посмотрев шахту мы отправились дальше в путь.
918x612
(
296.45Кб)
По дороге остановились в
918x612
(
190.5Кб)
Несмотря на то, что на фото все выглядит очень аппетитным, кормили тут редкостными помоями.
918x612
(
193.53Кб)
Типичная казахская деревня.
918x612
(
236.36Кб)
Скоро эти дома снесут, здесь расширяют дорогу.
918x612
(
287.77Кб)
Жители очень гостеприимны, никто не понимает, зачем мы это все снимаем.
918x612
(
233.21Кб)
Встроенный телевизор.
918x612
(
211.13Кб)
По дороге встретилось непонятное сооружение с бассейном. Судя по надписям тут продавали дельфинов по 20 рублей.
918x612
(
198.2Кб)
В доме на полу стоял телевизор, а в каждой комнате висели кости.
918x612
(
128.65Кб)
Детишки прогуливают школу.
918x612
(
153.31Кб)
Такое ощущение, что ежедневно из Казахстана вывозят сотни составов с нефтью.
918x612
(
176.61Кб)
Барханы продолжают пожирать казахские деревни.
918x612
(
203.08Кб)
Практически всю дорогу был однообразный пейзаж.
918x612
(
192.78Кб)
Сейчас на территории Казахстана активно идет строительство магистрали Западная Европа – Западный Китай.
918x612
(
158.01Кб)
Четырехполосная современная дорога свяжет Западную Европу и Западный Китай, по маршруту Санкт-Петербург- Казань- Оренбург- Алматы- КНР к 2013 году. Общая протяженность коридора составит 8 тысяч 445 километров, общая стоимость – 7,5 миллиарда долларов.
918x612
(
130.07Кб)
На радость казахским гаишникам здесь будут ехать тысячи фур и автобусов, которые можно будет целыми днями грабить.
918x612
(
200.62Кб)