Дело о коррупции Каримовых уникально
admin 03 Декабря 2013 в 10:29:10
Коррупционное дело семьи Ислама Каримова заслужило всеобщее внимание ввиду его уникальности, объемов и статуса участников.
Ташпулат Юлдашев
До сих пор на отмывании денег в руки правосудия попадали и получали заслуженное наказание в основном представители мафиозных группировок, наркокартелей, торговцы оружием и пр.
Реже попадаются главы государств и их родственники, так же редки столь огромные суммы, которые фигурируют в делах дочерей узбекского президента Гульнары и Лолы - порядка 1,2 млрд. долларов США.
В Узбекистане семья Каримова не имела никаких препятствий для наскоков на бизнес местных предпринимателей и иностранных инвесторов в Узбекистане.
Они систематически уклонялись от налогового и таможенного обложения, не имели препятствий на пути отмывания и переправления денег за рубеж.
Более комфортных условий для проворачивания гигантских коррупционных афер, чем в Узбекистане, сыскать в иных частях света вряд ли удастся.
Огласка в прессе предварительных параметров коррупционного дела наделала много шума, встревожила и обострила внутрисемейный конфликт в первой семье.
До сих пор продолжаются споры о масштабах коррупции, выдвигаются разные предположения относительно побудительных мотивов и сути действий отца Каримова, оказания им немыслимого давления на Гульнару, а также инициативы Лолы дать интервью радио Би-би-си.
На воре шапка горит
Инициировав комплексную проверку коммерческой деятельности бизнес-империи Гульнары, власти Узбекистана и сам Каримов априори признали криминальное происхождение замороженных и арестованных ее активов в Европе.
Они признали сложность их возврата в Узбекистан в полном объеме, и что самое важное - признали правомочность действий органов правосудия Евросоюза.
Будь иначе, правительство Узбекистана за полгода со дня замораживания активов Гульнары успело бы направить в Евросоюз сотни нот протеста с выражением своего негодования относительно самоуправства его правоохранительных органов.
Оно обратилось бы, и не раз, в международный арбитражный суд с иском восстановить справедливость. Но, как видим, этого не произошло.
Продолжающиеся поиски европейскими детективами и частными кладоискателями тщательно припрятанных «принцессами» отмытых активов в странах Европы и других частях света - чреваты для них и отца большими неприятностями.
Международное право позволяет конфисковать, перевести нажитое криминальными методами имущество в собственность того государства, на территории которого оно было размещено.
Кроме материальных потерь, дальнейшие расследования рассматриваемого дела грозят Каримову скандальными разоблачениями не только в Европе.
Есть выход
В настоящее время безотлагательной задачей Каримова является возвращение замороженных активов дочерей в страну с минимальными материальными и политическими потерями.
Конвенция ООН против коррупции (UNCAC), участником которой является Узбекистан, позволяет приступить к реституции активов (статья 57) и заниматься подготовкой запроса к государствам, где были заморожены или арестованы активы.
Процедуру возврата можно развернуть после вынесения судебными органами государств (а их много), на территории которых заморожены активы, о правомерности их ареста и конфискации.
Далее власти Узбекистана наряду с ратификацией соответствующих международных соглашений, должны принять пакет антикоррупционных законов, предусматривающих борьбу с отмыванием преступных доходов, нажитых посредством коррупционных схем, откатов…
Целесообразно принять такие законы, которые можно встроить в современные международно-правовые механизмы.
Механизм реституции активов может работать при условии тесного правового сотрудничества между пострадавшим (запрашивающим) государством и (запрашиваемыми) странами, которые заморозили или арестовали «грязные» активы, но до их конфискации в судебном порядке.
Наказать коррупционеров
Ташкент должен возбудить уголовное дело против коррумпированных лиц и их подельников, как в Узбекистане, так и за рубежом, признать постановления иностранных судебных инстанций и обязательно подтвердить готовность тесно сотрудничать с юрисдикцией запрашиваемых государств по делу.
Сотрудничество предполагает оказание содействия запрашиваемым сторонам по многим юридическим вопросам: в идентификации подследственных, имен подставных лиц, владельцев фальшивых паспортов, на которые были записаны активы.
Запрашивающее государство должно предоставить партнерам также материалы аудита и следственных действий: доказательства совершенных преступлений и улики, осуществления валютных операций, копии банковских проводок и транзакций, финансовых документов, показания подследственных и свидетелей и т.п.
Выполнение указанных и многих других условий запрашиваемых сторон может открыть путь для возобновления переговоров и судопроизводства по возврату замороженных активов.
Признаться - я вор
Это, несомненно, означает предварительное признание официальным Ташкентом того факта, что рассматриваемые дела с участием высокопоставленных лиц Узбекистана имели уголовную природу, и если это подтвердит суд, преступники понесут ответственность.
Конфискацию активов коррупционеров европейское правосудие рассматривает как сдерживающий подобные преступления фактор.
Верховный (Ташкентский городской) суд должен рассмотреть, и в случае признания обвинения обоснованным, подтвердить законность постановлений иностранных коллег, издать распоряжение о приведении в исполнение решений запрашиваемых сторон.
После выполнения требований запрашивающих сторон, государство, выступающее в качестве запрашиваемой стороны, может подать аргументированный запрос, с просьбой о возвращении замороженных и арестованных ими активов.
Прямой возврат части активов может состояться в случае признания подсудимым(и) (его/их подельниками) своей вины, дачи им признательных показаний, в обмен на смягчение наказания, ради чего надлежит заключить соглашение с прокурором (следователем).
Суд, признав подсудимого виновным, может удовлетворить его прошение на возврат части активов и постановить об их репатриации.
Анализ внешних аспектов коррупционного дела наводит на мысль, что руководство СНБ Узбекистана совместно с Генпрокуратурой, МВД и МИД «убедили» Каримова в необходимости проведения комплексной проверки хозяйственной деятельности бизнес-империи Гульнары.
Возбуждение крупного уголовного дела против Гульнары и ее подельников, на мой взгляд, неизбежно.
Ташпулат Юлдашев - политолог, проживающий в США
Ташпулат Юлдашев
До сих пор на отмывании денег в руки правосудия попадали и получали заслуженное наказание в основном представители мафиозных группировок, наркокартелей, торговцы оружием и пр.
Реже попадаются главы государств и их родственники, так же редки столь огромные суммы, которые фигурируют в делах дочерей узбекского президента Гульнары и Лолы - порядка 1,2 млрд. долларов США.
В Узбекистане семья Каримова не имела никаких препятствий для наскоков на бизнес местных предпринимателей и иностранных инвесторов в Узбекистане.
Они систематически уклонялись от налогового и таможенного обложения, не имели препятствий на пути отмывания и переправления денег за рубеж.
Более комфортных условий для проворачивания гигантских коррупционных афер, чем в Узбекистане, сыскать в иных частях света вряд ли удастся.
Огласка в прессе предварительных параметров коррупционного дела наделала много шума, встревожила и обострила внутрисемейный конфликт в первой семье.
До сих пор продолжаются споры о масштабах коррупции, выдвигаются разные предположения относительно побудительных мотивов и сути действий отца Каримова, оказания им немыслимого давления на Гульнару, а также инициативы Лолы дать интервью радио Би-би-си.
На воре шапка горит
Инициировав комплексную проверку коммерческой деятельности бизнес-империи Гульнары, власти Узбекистана и сам Каримов априори признали криминальное происхождение замороженных и арестованных ее активов в Европе.
Они признали сложность их возврата в Узбекистан в полном объеме, и что самое важное - признали правомочность действий органов правосудия Евросоюза.
Будь иначе, правительство Узбекистана за полгода со дня замораживания активов Гульнары успело бы направить в Евросоюз сотни нот протеста с выражением своего негодования относительно самоуправства его правоохранительных органов.
Оно обратилось бы, и не раз, в международный арбитражный суд с иском восстановить справедливость. Но, как видим, этого не произошло.
Продолжающиеся поиски европейскими детективами и частными кладоискателями тщательно припрятанных «принцессами» отмытых активов в странах Европы и других частях света - чреваты для них и отца большими неприятностями.
Международное право позволяет конфисковать, перевести нажитое криминальными методами имущество в собственность того государства, на территории которого оно было размещено.
Кроме материальных потерь, дальнейшие расследования рассматриваемого дела грозят Каримову скандальными разоблачениями не только в Европе.
Есть выход
В настоящее время безотлагательной задачей Каримова является возвращение замороженных активов дочерей в страну с минимальными материальными и политическими потерями.
Конвенция ООН против коррупции (UNCAC), участником которой является Узбекистан, позволяет приступить к реституции активов (статья 57) и заниматься подготовкой запроса к государствам, где были заморожены или арестованы активы.
Процедуру возврата можно развернуть после вынесения судебными органами государств (а их много), на территории которых заморожены активы, о правомерности их ареста и конфискации.
Далее власти Узбекистана наряду с ратификацией соответствующих международных соглашений, должны принять пакет антикоррупционных законов, предусматривающих борьбу с отмыванием преступных доходов, нажитых посредством коррупционных схем, откатов…
Целесообразно принять такие законы, которые можно встроить в современные международно-правовые механизмы.
Механизм реституции активов может работать при условии тесного правового сотрудничества между пострадавшим (запрашивающим) государством и (запрашиваемыми) странами, которые заморозили или арестовали «грязные» активы, но до их конфискации в судебном порядке.
Наказать коррупционеров
Ташкент должен возбудить уголовное дело против коррумпированных лиц и их подельников, как в Узбекистане, так и за рубежом, признать постановления иностранных судебных инстанций и обязательно подтвердить готовность тесно сотрудничать с юрисдикцией запрашиваемых государств по делу.
Сотрудничество предполагает оказание содействия запрашиваемым сторонам по многим юридическим вопросам: в идентификации подследственных, имен подставных лиц, владельцев фальшивых паспортов, на которые были записаны активы.
Запрашивающее государство должно предоставить партнерам также материалы аудита и следственных действий: доказательства совершенных преступлений и улики, осуществления валютных операций, копии банковских проводок и транзакций, финансовых документов, показания подследственных и свидетелей и т.п.
Выполнение указанных и многих других условий запрашиваемых сторон может открыть путь для возобновления переговоров и судопроизводства по возврату замороженных активов.
Признаться - я вор
Это, несомненно, означает предварительное признание официальным Ташкентом того факта, что рассматриваемые дела с участием высокопоставленных лиц Узбекистана имели уголовную природу, и если это подтвердит суд, преступники понесут ответственность.
Конфискацию активов коррупционеров европейское правосудие рассматривает как сдерживающий подобные преступления фактор.
Верховный (Ташкентский городской) суд должен рассмотреть, и в случае признания обвинения обоснованным, подтвердить законность постановлений иностранных коллег, издать распоряжение о приведении в исполнение решений запрашиваемых сторон.
После выполнения требований запрашивающих сторон, государство, выступающее в качестве запрашиваемой стороны, может подать аргументированный запрос, с просьбой о возвращении замороженных и арестованных ими активов.
Прямой возврат части активов может состояться в случае признания подсудимым(и) (его/их подельниками) своей вины, дачи им признательных показаний, в обмен на смягчение наказания, ради чего надлежит заключить соглашение с прокурором (следователем).
Суд, признав подсудимого виновным, может удовлетворить его прошение на возврат части активов и постановить об их репатриации.
Анализ внешних аспектов коррупционного дела наводит на мысль, что руководство СНБ Узбекистана совместно с Генпрокуратурой, МВД и МИД «убедили» Каримова в необходимости проведения комплексной проверки хозяйственной деятельности бизнес-империи Гульнары.
Возбуждение крупного уголовного дела против Гульнары и ее подельников, на мой взгляд, неизбежно.
Ташпулат Юлдашев - политолог, проживающий в США
|