12 июля 2022 9:27
Альтернативы КТК нет: готов ли Казахстан пойти на нефтяную авантюру?
https://orda.kz/alternativy-ktk-net-gotov-li-kazahstan-pojti-na-neftjanuju-avantjuru/
Краснодарский краевой суд накануне приостановил запрет на перевалку нефти Каспийским трубопроводным консорциумом. В итоге – штраф в 200 тыс. рублей вместо многомиллионных и ежедневных потерь. КТК пообещал исправить все экологические недочёты. Orda.kz пообщалась с экспертами отрасли, чтобы понять, есть ли альтернатива российским нефтепроводам.
Как устроена казахстанская нефть
Первое, что надо понять в первую очередь, что «казахстанской нефти» в принципе не существует. Чёрное золото из наших недр качают иностранные компании с мировым именем ExxonMobil, Chevron, Total, китайская государственная нефтяная компания CNPC, и другие. Казахстанские тоже, конечно есть, но их доля не так велика.
В конце 90-х годов правительство Казахстана было вынуждено пойти на этот шаг и заключить соглашения с иностранными компаниями. Не из-за взяток и собственной жадности – просто ни возможности, ни денег для разработки новых месторождений у молодой и не богатой страны не было. А контракты все долгосрочные – на 15, 25, 50 лет, и пересмотреть их сейчас для республики означает окончательно потерять свою инвестиционную привлекательность и доверие, которое зарабатывалось в течение пары десятков лет. Генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана KazService Нурлан Жумагулов пытается опровергнуть сложившиеся мифы о нефтяном секторе.
«У казахстанского общества есть мнение, что Казахстан самостоятельно распоряжается экспортом нефти, как будто Казахстан сам добывает и сам выбирает маршруты. Есть грузоотправители, есть нефтедобывающие компании. У нас государство не занимается добычей, это право отдано «Казмунайгазу«. При добыче в 22 миллиона тонн в год компания больше половины нефти оставляет на внутреннем рынке и отправляет на нефтеперерабатывающие заводы по 25 долларов за баррель».
Нефтедобытчики в Казахстане итак платили и платят ренту: когда-то они поверили в то, что нефть найдут, её можно будет добывать в течение многих лет и отправлять на мировой рынок, и вложили колоссальные средства. Часть добытого перерабатывают в топливо на НПЗ в Атырау, Павлодаре и Шымкенте и продают внутри страны по сниженным ценам – самым низким в регионе.
Когда на одном из заводов начинается плановый ремонт, в регионах начинаются проблемы с топливом. И не только потому, что бензина нет, а по причине того, что его вывозят за границу. В основном соседи – россияне, узбеки, кыргызы, которые хотят хоть немного, но сэкономить. Масштабы не промышленные, но влияют на бензоколонки. Вот правительство и принимает постановления об ограничении вывоза нефтепродуктов, пока на полгода. Проблема вывоза дешёвого топлива из Казахстана решится только тогда, когда цены на него станут сопоставимы с соседями, а жителям республики они точно не понравятся.
Такая же ситуация с авиатопливом, именно поэтому аэропорт Алматы входил в ТОП-20 воздушных гаваней, где любили дозаправляться самолёты. Теперь и этого нет.
...