Таджикистан борется с радикализацией общества
atheist 25 Марта 2013 в 13:02:05
Духовные лидеры и эксперты разрабатывают стратегию по борьбе с радикализмом в таджикском обществе путем воспитания молодежи в духе религиозной толерантности.
«Я заметил, что у нас все чаще стали возникать споры между прихожанами нашей мечети, которые являются представителями различных мазхабов», - сказал «Средней Азии в Интернете» Бадриддин Каримов, имам-хатиб одной из мечетей района Рудаки.
«Люди просто не могут найти общего языка, - сказал он, - чтобы не допустить серьезных распрей нам приходится часто поднимать вопросы толерантности в исламе, говорить о том, что из себя представляет истинный ислам, насколько он толерантен к другим религиям и течениям».
О возможном существовании этой проблемы в Таджикистане стало известно около года назад после громкого убийства в Душанбе. 31 декабря 2011 года под крики «грешный» группа молодых людей зарезала насмерть 24-летнего Парвиза Давлвтбекова.
Существуют разные мнения о мотивах нападавших, пятеро из которых либо посажены в тюрьму либо оштрафованы. Некоторые источники утверждают, что, по мнению консервативных мусульман, его костюм Деда Мороза символизирует неисламское веселье, что и разозлило нападавших. Но прокуратура выдвинула другой мотив, согласно которому Давлвтбеков, будучи выходцем из Горного Бадахшана, исповедовал исмаилизм, а большая часть таджиков придерживается сунитского ислама.
Вторым ярким примером растущей нетерпимости эксперты называют призыв редактора сайта Партии исламского возрождения Мухибулло Курбанова в конце 2012 года отказаться от празднования в Таджикистане Нового года, который, по его словам, является «христианским праздником».
Глава Совета улемов Таджикистана Саимукарам Абдукодирзода сказал «Средней Азии в Интернете», что власти обеспокоены ростом нетерпимости и стараются повлиять на такие настроения.
«[Толерантность] является очень важной не только с точки зрения религии, но с точки зрения национальных традиций таджикского народа, который всегда отличался своим дружелюбием по отношению к представителям других наций, религии, - сказал он. - Толерантность... в крови таджикского народа».
Социальные проблемы ухудшают толерантность
Существуют разные мнения о причинах нетерпимости.
Замглавы Комитета по делам религии Мавлон Мухторов считает, что за распространение искаженных ценностей несут ответственность плохо подготовленные муллы. Но исламовед Саидахмад Каландаров сказал «Средней Азии в Интернете», что основная причина кроется в социальных проблемах.
Сегодняшняя молодежь из-за своей неустроенности и необразованности становится «легкой добычей радикальных и экстремистских группировок», - сказал он.
«Посмотрите мы все чаще и чаще узнаем о том, что среди задержанных экстремистов есть совсем молодые ребята, которые были вовлечены в эти группы обманным путем, потому что им никто больше не предложил лучшей альтернативы», - сказал Каландаров.
По его мнению, есть и внешние причины, например, пропаганда чуждой для таджикского народа идеологии, которая насаждается с помощью завозимой в страну литературы и фильмов.
«В этом плане должны активно работать правительственные структуры, которые совместно с гражданским обществом должны разработать общую стратегию не просто предотвращения радикализации молодежи, но и воспитания подрастающего поколения в духе толерантности», - добавил он.
Для этого главную роль также должна сыграть семья, сказала «Средней Азии в Интернете» Субхия Нозилова, глава неправительственной организации «Субх» (Душанбе), которая ведет проекты по работе с молодежью и семьями.
«В этом плане большую роль должно играть само общество, которое не должно оставаться равнодушным к проблемам молодежи, - сказала она. - Толерантности необходимо воспитывать с детского сада, со школьной семьи, но для этого мы сами должны стать примером для подражания».
«Если мы будем равнодушными к тому, что происходит вокруг нас, почему мы должны требовать от молодежи что-то другое?» - спрашивает она.
Автор ряда публикаций по проблеме радикализма Гульбахор Чумабоева предлагает ввести в школьную программу уроки по этике и гуманизму.
«В школах должны быть предметы не просто, например, по истории религии, должны быть предметы, которые бы учили школьников этично и гуманно относится к представителям всех религией, которые бы воспитывали в подрастающем поколении чувство уважения к человеку как к личности, не деля его на национальность или религию», - сказала она.
Чем больше времени потеряно, тем выше вероятность того, что новое поколение в Таджикистане вырастет без каких-либо ценностей, сказал «Средней Азии в Интернете» замглавы Центра исламоведения при президенте Шерзод Абдуллаев.
«Нам пора взяться за это всерьез, разработать единую программу по воспитанию молодежи в духе толерантности и патриотизма, - сказал он. - Таджикская молодежь должна знать не только свою историю и ценить своих предков, она должна сохранить те ценности, которые копились у нашего народа веками».
Источник: http://centralasiaonline.com/ru/articles/caii/features/main/2013/03/15/feature-01
«Я заметил, что у нас все чаще стали возникать споры между прихожанами нашей мечети, которые являются представителями различных мазхабов», - сказал «Средней Азии в Интернете» Бадриддин Каримов, имам-хатиб одной из мечетей района Рудаки.
«Люди просто не могут найти общего языка, - сказал он, - чтобы не допустить серьезных распрей нам приходится часто поднимать вопросы толерантности в исламе, говорить о том, что из себя представляет истинный ислам, насколько он толерантен к другим религиям и течениям».
О возможном существовании этой проблемы в Таджикистане стало известно около года назад после громкого убийства в Душанбе. 31 декабря 2011 года под крики «грешный» группа молодых людей зарезала насмерть 24-летнего Парвиза Давлвтбекова.
Существуют разные мнения о мотивах нападавших, пятеро из которых либо посажены в тюрьму либо оштрафованы. Некоторые источники утверждают, что, по мнению консервативных мусульман, его костюм Деда Мороза символизирует неисламское веселье, что и разозлило нападавших. Но прокуратура выдвинула другой мотив, согласно которому Давлвтбеков, будучи выходцем из Горного Бадахшана, исповедовал исмаилизм, а большая часть таджиков придерживается сунитского ислама.
Вторым ярким примером растущей нетерпимости эксперты называют призыв редактора сайта Партии исламского возрождения Мухибулло Курбанова в конце 2012 года отказаться от празднования в Таджикистане Нового года, который, по его словам, является «христианским праздником».
Глава Совета улемов Таджикистана Саимукарам Абдукодирзода сказал «Средней Азии в Интернете», что власти обеспокоены ростом нетерпимости и стараются повлиять на такие настроения.
«[Толерантность] является очень важной не только с точки зрения религии, но с точки зрения национальных традиций таджикского народа, который всегда отличался своим дружелюбием по отношению к представителям других наций, религии, - сказал он. - Толерантность... в крови таджикского народа».
Социальные проблемы ухудшают толерантность
Существуют разные мнения о причинах нетерпимости.
Замглавы Комитета по делам религии Мавлон Мухторов считает, что за распространение искаженных ценностей несут ответственность плохо подготовленные муллы. Но исламовед Саидахмад Каландаров сказал «Средней Азии в Интернете», что основная причина кроется в социальных проблемах.
Сегодняшняя молодежь из-за своей неустроенности и необразованности становится «легкой добычей радикальных и экстремистских группировок», - сказал он.
«Посмотрите мы все чаще и чаще узнаем о том, что среди задержанных экстремистов есть совсем молодые ребята, которые были вовлечены в эти группы обманным путем, потому что им никто больше не предложил лучшей альтернативы», - сказал Каландаров.
По его мнению, есть и внешние причины, например, пропаганда чуждой для таджикского народа идеологии, которая насаждается с помощью завозимой в страну литературы и фильмов.
«В этом плане должны активно работать правительственные структуры, которые совместно с гражданским обществом должны разработать общую стратегию не просто предотвращения радикализации молодежи, но и воспитания подрастающего поколения в духе толерантности», - добавил он.
Для этого главную роль также должна сыграть семья, сказала «Средней Азии в Интернете» Субхия Нозилова, глава неправительственной организации «Субх» (Душанбе), которая ведет проекты по работе с молодежью и семьями.
«В этом плане большую роль должно играть само общество, которое не должно оставаться равнодушным к проблемам молодежи, - сказала она. - Толерантности необходимо воспитывать с детского сада, со школьной семьи, но для этого мы сами должны стать примером для подражания».
«Если мы будем равнодушными к тому, что происходит вокруг нас, почему мы должны требовать от молодежи что-то другое?» - спрашивает она.
Автор ряда публикаций по проблеме радикализма Гульбахор Чумабоева предлагает ввести в школьную программу уроки по этике и гуманизму.
«В школах должны быть предметы не просто, например, по истории религии, должны быть предметы, которые бы учили школьников этично и гуманно относится к представителям всех религией, которые бы воспитывали в подрастающем поколении чувство уважения к человеку как к личности, не деля его на национальность или религию», - сказала она.
Чем больше времени потеряно, тем выше вероятность того, что новое поколение в Таджикистане вырастет без каких-либо ценностей, сказал «Средней Азии в Интернете» замглавы Центра исламоведения при президенте Шерзод Абдуллаев.
«Нам пора взяться за это всерьез, разработать единую программу по воспитанию молодежи в духе толерантности и патриотизма, - сказал он. - Таджикская молодежь должна знать не только свою историю и ценить своих предков, она должна сохранить те ценности, которые копились у нашего народа веками».
Источник: http://centralasiaonline.com/ru/articles/caii/features/main/2013/03/15/feature-01
|