Страусиная позиция
GoodZone 25 Апреля 2019 в 12:35:30
То, какой будет наша школа, должно решать общество, а не только министр образования.
Наша система образования находится в перманентном состоянии реформ. И каждый новый человек, которого назначают на пост министра, считает своим долгом привнести в него что-то свое. Получается, что эта сфера чаще всего зависит от мнения одного человека - главы МОН. Этого, конечно, быть не должно. Ведь мы говорим о развитии школы, от которой зависит то, каким вырастет будущее поколение казахстанцев.
Я не знаю точно, сколько министров образования сменилось в независимом Казахстане (одни говорят - тринадцать, другие - четырнадцать), но могу с уверенностью сказать, что в итоге мы живем в ситуации, когда наша система образования шарахается из стороны в сторону. У нас есть программа развития образования. Исполняя ее, мы должны сверяться с мнением экспертного сообщества, учителей, родителей, учащихся. И если видим, что есть ошибочные векторы, проводить коррекцию. Ведь мы сами пишем программы развития, значит, можно их менять, но сверяя со всеми участниками учебного процесса.
Любое министерство, а особенно такое социально значимое, как МОН, должно прислушиваться к голосу общественности и учитывать мнение и учеников, и учителей, и родителей. На это есть запрос. Люди хотят и ждут этого. Если раньше, еще пару лет назад, они роптали, но продолжали молчать, боясь последствий для себя или своих детей, то сейчас открыто заявляют о проблемах, которыми переполнена система школьного образования.
Неужели чиновникам не интересно узнать их мнение? Это ведь несложно: достаточно почитать, что люди пишут в соцсетях. У нас есть не только родители, но и педагоги и даже школьники, которые высказываются о том, что происходит в системе образования. Они не только критикуют, но и предлагают пути решения проблем.
Можно сказать, что родители ничего в этом не смыслят, но ведь среди тех, кто пишет на эти темы, есть и учителя. И их становится все больше. Они не боятся и называют свои фамилии и школы. Мало того, среди них есть педагоги, которые работают в сельской местности. Если вдруг они попадут в немилость, то вряд ли найдут работу. Но, несмотря на это, пытаются обратить внимание чиновников на сбои в системе образования.
А как они реагируют на это? Вместо того чтобы услышать правду и пойти навстречу, занимают позицию страуса: ничего подобного, у нас все хорошо.
Или другой, тоже популярный контраргумент: вы отстали от жизни и не хотите идти в ногу со временем. Но разве так строится диалог? Разве мы не доросли до того, чтобы открыто и честно говорить о проблемах? Не может один человек, пусть и возглавляющий министерство, не получив одобрения экспертного сообщества, внедрять какие-то реформы. Слишком высок риск совершить ошибку. Слишком свеж в памяти пример с внедрением трехъязычия. В эту программу государство влило огромные средства. Сколько людей было в это вовлечено, сколько уроков не провели в школах из-за того, что учитель по биологии или химии уехал на курсы по обучению английскому. Что получилось в итоге, все прекрасно знают. Кто за это ответит? Новый министр уже заявила, что подход к этой реформе будет изменен. Торопиться и гнаться за цифрами не будут. Но ведь эксперты говорили об этом и раньше. Почему к ним не прислушались? Пока не будет индивидуальной ответственности (своей свободой и имуществом) чиновников за дело, которое они провалили, подобные истории будут повторяться.
И конечно, меняться должна сама школа - консервативная, с четко выстроенной иерархией структура, которая очень медленно поворачивается лицом к ученикам и родителям.
Знаете, когда наши чиновники едут в продвинутые страны, например в Финляндию или Южную Корею, изучают их опыт и пытаются внедрить его у нас, я говорю: не нужно этого делать, будет еще хуже. Там школы - это территория свободы, все открыто, чего не скажешь про нас. Сами посудите: наши учителя не знают, сколько средств выделяется на финансирование школы, в которой они работают. Это совершенно неправильно.
На днях было заседание Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, которое касалось как раз закрытости бюджетов школ. Я делала доклад по этому поводу и говорила о том, что эта информация должна быть доступной и для педагогов, и для родителей. Наверное, тогда ситуация изменится и директорами школ пойдут работать те люди, которые хотят учить, а не только те, кто мечтает заработать.
Ирина СМИРНОВА, депутат мажилиса
https://time.kz/blogs/*/2019/04/24/irina-smirnova-strausinaya-pozitsiya
Наша система образования находится в перманентном состоянии реформ. И каждый новый человек, которого назначают на пост министра, считает своим долгом привнести в него что-то свое. Получается, что эта сфера чаще всего зависит от мнения одного человека - главы МОН. Этого, конечно, быть не должно. Ведь мы говорим о развитии школы, от которой зависит то, каким вырастет будущее поколение казахстанцев.
Я не знаю точно, сколько министров образования сменилось в независимом Казахстане (одни говорят - тринадцать, другие - четырнадцать), но могу с уверенностью сказать, что в итоге мы живем в ситуации, когда наша система образования шарахается из стороны в сторону. У нас есть программа развития образования. Исполняя ее, мы должны сверяться с мнением экспертного сообщества, учителей, родителей, учащихся. И если видим, что есть ошибочные векторы, проводить коррекцию. Ведь мы сами пишем программы развития, значит, можно их менять, но сверяя со всеми участниками учебного процесса.
Любое министерство, а особенно такое социально значимое, как МОН, должно прислушиваться к голосу общественности и учитывать мнение и учеников, и учителей, и родителей. На это есть запрос. Люди хотят и ждут этого. Если раньше, еще пару лет назад, они роптали, но продолжали молчать, боясь последствий для себя или своих детей, то сейчас открыто заявляют о проблемах, которыми переполнена система школьного образования.
Неужели чиновникам не интересно узнать их мнение? Это ведь несложно: достаточно почитать, что люди пишут в соцсетях. У нас есть не только родители, но и педагоги и даже школьники, которые высказываются о том, что происходит в системе образования. Они не только критикуют, но и предлагают пути решения проблем.
Можно сказать, что родители ничего в этом не смыслят, но ведь среди тех, кто пишет на эти темы, есть и учителя. И их становится все больше. Они не боятся и называют свои фамилии и школы. Мало того, среди них есть педагоги, которые работают в сельской местности. Если вдруг они попадут в немилость, то вряд ли найдут работу. Но, несмотря на это, пытаются обратить внимание чиновников на сбои в системе образования.
А как они реагируют на это? Вместо того чтобы услышать правду и пойти навстречу, занимают позицию страуса: ничего подобного, у нас все хорошо.
Или другой, тоже популярный контраргумент: вы отстали от жизни и не хотите идти в ногу со временем. Но разве так строится диалог? Разве мы не доросли до того, чтобы открыто и честно говорить о проблемах? Не может один человек, пусть и возглавляющий министерство, не получив одобрения экспертного сообщества, внедрять какие-то реформы. Слишком высок риск совершить ошибку. Слишком свеж в памяти пример с внедрением трехъязычия. В эту программу государство влило огромные средства. Сколько людей было в это вовлечено, сколько уроков не провели в школах из-за того, что учитель по биологии или химии уехал на курсы по обучению английскому. Что получилось в итоге, все прекрасно знают. Кто за это ответит? Новый министр уже заявила, что подход к этой реформе будет изменен. Торопиться и гнаться за цифрами не будут. Но ведь эксперты говорили об этом и раньше. Почему к ним не прислушались? Пока не будет индивидуальной ответственности (своей свободой и имуществом) чиновников за дело, которое они провалили, подобные истории будут повторяться.
И конечно, меняться должна сама школа - консервативная, с четко выстроенной иерархией структура, которая очень медленно поворачивается лицом к ученикам и родителям.
Знаете, когда наши чиновники едут в продвинутые страны, например в Финляндию или Южную Корею, изучают их опыт и пытаются внедрить его у нас, я говорю: не нужно этого делать, будет еще хуже. Там школы - это территория свободы, все открыто, чего не скажешь про нас. Сами посудите: наши учителя не знают, сколько средств выделяется на финансирование школы, в которой они работают. Это совершенно неправильно.
На днях было заседание Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, которое касалось как раз закрытости бюджетов школ. Я делала доклад по этому поводу и говорила о том, что эта информация должна быть доступной и для педагогов, и для родителей. Наверное, тогда ситуация изменится и директорами школ пойдут работать те люди, которые хотят учить, а не только те, кто мечтает заработать.
Ирина СМИРНОВА, депутат мажилиса
https://time.kz/blogs/*/2019/04/24/irina-smirnova-strausinaya-pozitsiya
|