Война или мир — решат компьютеры
admin 03 Декабря 2010 в 11:39:37
Объявление войны или мира — решение таких важнейших вопросов собираются доверить машинам. В Великобритании разрабатывают компьютерную систему, по своей сути аналогичную той, что известна всем любителям фантастики по блокбастеру «Терминатор». Как известно, в фильме человечество спроектировало оборонный суперкомпьютер Skynet с искусственным интеллектом, который однажды принял решение развязать глобальную войну против людей.
Проектируемая в настоящее время военная интеллектуальная машина уже имеет имя. Система, в ведение которой теоретически может быть отдано управление боевыми операциями и принятие глобальных решений о войне и мире на Земле, называется ALADDIN (аббревиатура от «Автономный обучающийся агент для децентрализованных баз данных и информационных сетей»). Любопытно, что по своим техническим характеристикам она должна будет едва ли не полностью совпадать с тем суперкомпьютером, который фигурировал в «Терминаторе».
Система будет представлять собой децентрализованную сеть компьютеров, оснащенных самообучающимся интеллектуальным агентом-программой, которая самостоятельно выполняет задание, указанное пользователем, на протяжении длительных промежутков времени. Интеллектуальные агенты используются в компьютерной науке, в частности, для постоянного поиска и сбора необходимой информации.
Собственно, сами по себе компьютеры-стратеги давно существуют. Достаточно вспомнить шахматные машины или «интеллект» в стратегических видеоиграх. Но теперь ученые внедряют все эти идеи в оборонку на самом глобальном уровне.
Разработку системы ведет британская компания BAE systems. По мнению специалистов, создающих ALADDIN, люди уже не в состоянии принимать адекватные решения в рамках ведения современных войн. Человеческому мозгу не по силам обработать слишком много сведений, которые предоставляют ему с поля боя новейшие технические средства. Мало того, эти колоссальные массивы данных приходится обрабатывать максимально быстро, что ставит человека в тупик. Из-за этого военачальники и принимают решение форсировать реку вдоль или открыть огонь по своим. Немало случаев, когда люди принимают ошибочные решения, путая похожие названия местности и тому подобное. По мнению британцев, ALADDIN не допустит такого просчета. Кроме того, компьютер будет оперировать самыми разными сведениями, он сумеет просчитать множество возможных вариантов ведения боя и выберет оптимальный.
Наконец, система ALADDIN куда быстрее контактировала бы с роботами на поле боя, чем генерал-человек. По заказу ВМФ США уже даже сконструирован робот Octavia стоимостью 200 тыс. долл. Машина с лицом, похожим на человеческое, в будущем должна будет принять активное участие в боевых действиях. К примеру, она сможет участвовать в контртеррористических операциях в Афганистане в качестве сапера для разминирования дорог и построек.
Как пояснил РБК daily научный сотрудник лаборатории информационных технологий управления робототехники Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН Алексей Бакурадзе, в основе ALADDIN, вероятнее всего, будут находиться многослойные перцептроны (кибернетическая модель мозга): «Есть алгоритм рекуррентного обучения в реальном времени, который позволяет системе быстро обучаться и эффективно решать задачи типа управления войсками, четко усвоить систему «свой-чужой».
Разработчики считают, что ALADDIN будет успешен не только для стратегического планирования операции, но и для принятия глобальных решений из разряда «воевать — не воевать». И тут остается неясным — в ситуации, когда люди могли бы договориться, не захочет ли хладнокровная система, оценив все параметры, отдать команду: «Огонь!»
http://www.rbcdaily.ru/2010/12/02/cnews/562949979237694
Проектируемая в настоящее время военная интеллектуальная машина уже имеет имя. Система, в ведение которой теоретически может быть отдано управление боевыми операциями и принятие глобальных решений о войне и мире на Земле, называется ALADDIN (аббревиатура от «Автономный обучающийся агент для децентрализованных баз данных и информационных сетей»). Любопытно, что по своим техническим характеристикам она должна будет едва ли не полностью совпадать с тем суперкомпьютером, который фигурировал в «Терминаторе».
Система будет представлять собой децентрализованную сеть компьютеров, оснащенных самообучающимся интеллектуальным агентом-программой, которая самостоятельно выполняет задание, указанное пользователем, на протяжении длительных промежутков времени. Интеллектуальные агенты используются в компьютерной науке, в частности, для постоянного поиска и сбора необходимой информации.
Собственно, сами по себе компьютеры-стратеги давно существуют. Достаточно вспомнить шахматные машины или «интеллект» в стратегических видеоиграх. Но теперь ученые внедряют все эти идеи в оборонку на самом глобальном уровне.
Разработку системы ведет британская компания BAE systems. По мнению специалистов, создающих ALADDIN, люди уже не в состоянии принимать адекватные решения в рамках ведения современных войн. Человеческому мозгу не по силам обработать слишком много сведений, которые предоставляют ему с поля боя новейшие технические средства. Мало того, эти колоссальные массивы данных приходится обрабатывать максимально быстро, что ставит человека в тупик. Из-за этого военачальники и принимают решение форсировать реку вдоль или открыть огонь по своим. Немало случаев, когда люди принимают ошибочные решения, путая похожие названия местности и тому подобное. По мнению британцев, ALADDIN не допустит такого просчета. Кроме того, компьютер будет оперировать самыми разными сведениями, он сумеет просчитать множество возможных вариантов ведения боя и выберет оптимальный.
Наконец, система ALADDIN куда быстрее контактировала бы с роботами на поле боя, чем генерал-человек. По заказу ВМФ США уже даже сконструирован робот Octavia стоимостью 200 тыс. долл. Машина с лицом, похожим на человеческое, в будущем должна будет принять активное участие в боевых действиях. К примеру, она сможет участвовать в контртеррористических операциях в Афганистане в качестве сапера для разминирования дорог и построек.
Как пояснил РБК daily научный сотрудник лаборатории информационных технологий управления робототехники Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН Алексей Бакурадзе, в основе ALADDIN, вероятнее всего, будут находиться многослойные перцептроны (кибернетическая модель мозга): «Есть алгоритм рекуррентного обучения в реальном времени, который позволяет системе быстро обучаться и эффективно решать задачи типа управления войсками, четко усвоить систему «свой-чужой».
Разработчики считают, что ALADDIN будет успешен не только для стратегического планирования операции, но и для принятия глобальных решений из разряда «воевать — не воевать». И тут остается неясным — в ситуации, когда люди могли бы договориться, не захочет ли хладнокровная система, оценив все параметры, отдать команду: «Огонь!»
http://www.rbcdaily.ru/2010/12/02/cnews/562949979237694
|