Казахский Ислам, что польский буддизм - вроде бы есть, но его не видно
admin 07 Сентября 2007 в 13:03:48
Раз за разом инициативы властей Казахстан, начиная за здравие, заканчиваются за упокой. Это стало «фирменной маркой» политических и иных прожектов Астаны периода казахской независимости. Последний в этом ряду — профанация с выборами в парламент Казахстана.
А ведь совсем немного времени прошло с того момента, когда «Белая Орда» имела ну совсем «крутой имидж» у главных «имидж-смотрящих» на Западе. Год-полтора назад Казахстан для США и ЕС был моделью, которую пытались навязать соседям: видите, какие белые и пушистые казахи. И экономика бурно развивается. Откаты дают Западу и его гражданам в виде месторождений и «бонусов» за посещения Казахстана по различным поводам и без. Слушаются европейцев и американцев в отношении модели различных реформ. И самое главное — «демократизируются по западным рецептам».
Однако, последние шесть месяцев для Астаны стали поистине катастрофичными в плане потери реноме, которое с таким трудом строили две команды, во главе с «яйцеголовыми» М.Тажиным и К.Токаевым и всей местной и наемной иностранной оравой «исследовательских институтов, консультантов и лоббистов». Сейчас трудно подсчитать, сколько денег было растрачено и более значимых уступок было сделано для «пиара» Казахстана, начиная с 1992 года. Впрочем, можно попытаться вычленить основные из них:
Первое: как пишет казахский аналитик Д.Сатпаев, "временной интервал с 1991 по 2005 годы можно было назвать периодом режима наибольшего благоприятствования для привлечения иностранных инвесторов и их деятельности. Именно в этот период Казахстан потерял контроль практически над всеми крупными месторождениями нефти и газа, отдав их на откуп иностранным компаниям (газета «Литер», 30.08.07г.).
Второе: уступка значительной части государственного суверенитета в плане принятия политических и экономических решений и передача этой функции иностранным правительствам, международным организациям и зарубежным консультантам.
Что имеет РК в итоге. Астана в последнее время все настойчивее пытается восстановить остатки суверенитета и «вернуться в регион и родную цивилизационную среду».
Казахское руководство, видимо, наконец-таки поняло, что Запад мог бы согласиться на годовое председательство РК в ОБСЕ только за счет прихода к власти в стране местного Саакашвили — полной и безоговорочной марионетки в руках западных спецслужб. Даже «казахгейт», несмотря на огромные геополитические и экономические уступки, и тот, находится в тлеющем состоянии. В любой момент Вашингтон может вытащить свой «джокер» из рукава и припереть НАНа к стенке. Вот такая грустная перспектива и еще более грустная реальность вынудила Астану вдруг вспомнить о своих исламских корнях.
В сообщении казахского МИДа говорится, что в ходе конференции особое внимание планируется уделить темам «Мусульманский мир и Запад» и «Развитие ислама в Центральной Азии».
В этой связи возникает вопрос: «о чем участники этой конференции будут говорить в Казахстане, где роль Ислама в качестве духовного, культурного и общественно-политического начала в формировании религиозного мировоззрения казахов исторически сведена к минимуму?». И никто не может это оспаривать. Большинство казахов всегда старались как больше и дальше дистанцироваться от причастности к мусульманству.
Достаточно вспомнить слова, в последнее время часто цитируемого, первого казахского ученого-просветителя Чокана Валиханова, который, будучи свидетелем событий, связанных с изменениями в духовной сфере в казахском обществе первой половине XIX века писал: «Мусульманство еще не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем».
Он не был одинок в своих суждениях о долгом процессе (в течение почти десяти веков) утверждения мусульманства среди казахов, ведущих образ жизни степных кочевников. В современном Казахстане найдутся не мало сторонников возврата к Тенгрианству, поскольку в нем они видят «действительные» свои духовные и культурные корни. Среди населения РК не мало и тех, кто видит в Исламе только, как они говорят, «ограничивающие и обязывающие» стороны. Тогда начинаешь понимать, о каком разъединении казахов говорил сто пятьдесят лет назад Валиханов.
Хотел бы привести некоторые примеры мнения казахской молодежи, касающихся роли Ислама в Казахстане и в жизни казахов:
- «Ислам мы не понимаем, языка народ не знает. Как верить, если ты не понимаешь слов молитвы, которую механически произносишь? Так делают птицы-попугаи. Другое дело наша исконная религия Тенгрианство. Она в нашей крови и умах. Это действительно наше и соблюдается нами, и никто не посмеет упрекнуть нас в этом»;
- «обойдемся без „опиума для народа“. Надо возвратиться к истокам. А истоки наши в Тенгрианстве. Ислам придуман для семитов-арабов для утверждения их образа жизни. Казахи случайно оказались в исламе. Так вот теперь эти муллы изгаляются, как будто не было бы казахов, если бы не ислам… Тюрки все были кочевниками великой степи, так вот Тенгрианство и придумано под наш образ жизни. Нам, казахам, как последними перешедшим к оседлости, надо уговорить тюркский мир перейти к религии предков…Только Тенгрианство может питать дух казаха, а не всякие семитские бредни типа Библии или Корана»;
- «да ислам к казахам пришел поздно. Может быть, в этом и есть наша сила».
Схожих мнений об Исламе в Казахстане и вообще о религии в стране очень много. При этом такие люди не знают элементарных понятий. Общеизвестно даже для представителей других верований, что любые попытки поставить под сомнение аяты Священного Корана — большой грех, называемый в шариате как Ширк (самый тяжелый грех перед богом в Исламе). Хотя я уверен, что они не считают себя мусульманами, как таковыми, и в то же время, прикрываясь Тенгрианством — религией язычников, не соблюдают какие-либо присущие ей принципы поведения и верования. В итоге, страна разделена между верующими и безбожниками.
Думается, казахским властям безразлично какую международную конференцию проводить в Казахстане. Завтра НАН задумает провести громкий «научный» форум за объединение Ислама с тем же Тенгрианством, и МИД РК тут же пригласит за свой счет кучу иностранных делегаций в Казахстан, а в СМИ республики появятся публикации «экспертов», проводящих параллели между Исламом и «религией предков».
Возникает резонный вопрос: Что дает исламской цивилизации то, что якобы «в н. вр. в Казахстане действуют 2192 религиозных объединений, представляющих 46 конфессий, а количество мусульманских религиозных объединений в стране составляет 1313, действуют более 5 тысяч мечетей». Тогда почему до сих пор в республике мечети строятся иностранцами и на их средства, а подавляющее большинство домов молитвы даже во время пятничных молитв пустуют и собирают менее сотни верующих!? Исключение составляет разве что только Южно-Казахстанская область.
Сами вдумайтесь: некогда единый в Исламе казахский народ сегодня разбегается в различные неисламские секты и конфессии. Только 65,3% казахской молодежи считают себя приверженцами Ислама. 11,8% — православные, 5,7% — католики и 8% — протестанты, а остальные, видимо, агностики и атеисты. Причем, доля мусульман и православных сокращается из года в год.
И последнее: всего лишь год-два назад, было выражением хорошего тона среди политологов и дипломатов всех уровней в Астане говорить, что «Казахстан — это не азиатская, а европейская страна. Принимайте нас и имейте дело с нами как с цивилизованными европейцами, а не с какими-то арабами или соседями по региону». Кто забыл, можно даже напомнить, что на весьма серьезном уровне обсуждались идеи отдельных влиятельных чинов казахского истеблишмента о необходимости переименования Казахстана, "так как окончание «стан» автоматически приводит к тому, что нас начинают ассоциировать с Афганистаном, Таджикистаном, Узбекистаном, Туркменистаном и другими «станами».
А что изменилось то. Ответ ясен. Председательства в ОБСЕ не видать как своих ушей. В стране однопартийный парламент, хуже, чем в СССР в эпоху застоя. Режим в Астане более похож на режим Туркменбаши, чем европейскую страну. На подходе ипотечный, затем может финансовый и банковский кризисы. Долги приближаются к 100 миллиардам и конца их роста не видно (один Кашаган может удвоить этот показатель, если итальянская Eni «пробьет» увеличение расходов с 57 млрд. до 136 млрд. долларов). Зять Нурсултан Абишевича сбежал и грозит обнародованием имеющего у него компромата. И много-много других проблем. Как тут не растеряться.
Очевидно, что в Астане решили возвращаться к корням и попытаться хотя бы чуть-чуть дистанцироваться от Запада с его намерениями неоколонизации «Великой Степи».
Идея вроде правильная, главное, чтобы была не сильно запоздалая.
Рашид Абдулло
А ведь совсем немного времени прошло с того момента, когда «Белая Орда» имела ну совсем «крутой имидж» у главных «имидж-смотрящих» на Западе. Год-полтора назад Казахстан для США и ЕС был моделью, которую пытались навязать соседям: видите, какие белые и пушистые казахи. И экономика бурно развивается. Откаты дают Западу и его гражданам в виде месторождений и «бонусов» за посещения Казахстана по различным поводам и без. Слушаются европейцев и американцев в отношении модели различных реформ. И самое главное — «демократизируются по западным рецептам».
Однако, последние шесть месяцев для Астаны стали поистине катастрофичными в плане потери реноме, которое с таким трудом строили две команды, во главе с «яйцеголовыми» М.Тажиным и К.Токаевым и всей местной и наемной иностранной оравой «исследовательских институтов, консультантов и лоббистов». Сейчас трудно подсчитать, сколько денег было растрачено и более значимых уступок было сделано для «пиара» Казахстана, начиная с 1992 года. Впрочем, можно попытаться вычленить основные из них:
Первое: как пишет казахский аналитик Д.Сатпаев, "временной интервал с 1991 по 2005 годы можно было назвать периодом режима наибольшего благоприятствования для привлечения иностранных инвесторов и их деятельности. Именно в этот период Казахстан потерял контроль практически над всеми крупными месторождениями нефти и газа, отдав их на откуп иностранным компаниям (газета «Литер», 30.08.07г.).
Второе: уступка значительной части государственного суверенитета в плане принятия политических и экономических решений и передача этой функции иностранным правительствам, международным организациям и зарубежным консультантам.
Что имеет РК в итоге. Астана в последнее время все настойчивее пытается восстановить остатки суверенитета и «вернуться в регион и родную цивилизационную среду».
Казахское руководство, видимо, наконец-таки поняло, что Запад мог бы согласиться на годовое председательство РК в ОБСЕ только за счет прихода к власти в стране местного Саакашвили — полной и безоговорочной марионетки в руках западных спецслужб. Даже «казахгейт», несмотря на огромные геополитические и экономические уступки, и тот, находится в тлеющем состоянии. В любой момент Вашингтон может вытащить свой «джокер» из рукава и припереть НАНа к стенке. Вот такая грустная перспектива и еще более грустная реальность вынудила Астану вдруг вспомнить о своих исламских корнях.
В сообщении казахского МИДа говорится, что в ходе конференции особое внимание планируется уделить темам «Мусульманский мир и Запад» и «Развитие ислама в Центральной Азии».
В этой связи возникает вопрос: «о чем участники этой конференции будут говорить в Казахстане, где роль Ислама в качестве духовного, культурного и общественно-политического начала в формировании религиозного мировоззрения казахов исторически сведена к минимуму?». И никто не может это оспаривать. Большинство казахов всегда старались как больше и дальше дистанцироваться от причастности к мусульманству.
Достаточно вспомнить слова, в последнее время часто цитируемого, первого казахского ученого-просветителя Чокана Валиханова, который, будучи свидетелем событий, связанных с изменениями в духовной сфере в казахском обществе первой половине XIX века писал: «Мусульманство еще не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем».
Он не был одинок в своих суждениях о долгом процессе (в течение почти десяти веков) утверждения мусульманства среди казахов, ведущих образ жизни степных кочевников. В современном Казахстане найдутся не мало сторонников возврата к Тенгрианству, поскольку в нем они видят «действительные» свои духовные и культурные корни. Среди населения РК не мало и тех, кто видит в Исламе только, как они говорят, «ограничивающие и обязывающие» стороны. Тогда начинаешь понимать, о каком разъединении казахов говорил сто пятьдесят лет назад Валиханов.
Хотел бы привести некоторые примеры мнения казахской молодежи, касающихся роли Ислама в Казахстане и в жизни казахов:
- «Ислам мы не понимаем, языка народ не знает. Как верить, если ты не понимаешь слов молитвы, которую механически произносишь? Так делают птицы-попугаи. Другое дело наша исконная религия Тенгрианство. Она в нашей крови и умах. Это действительно наше и соблюдается нами, и никто не посмеет упрекнуть нас в этом»;
- «обойдемся без „опиума для народа“. Надо возвратиться к истокам. А истоки наши в Тенгрианстве. Ислам придуман для семитов-арабов для утверждения их образа жизни. Казахи случайно оказались в исламе. Так вот теперь эти муллы изгаляются, как будто не было бы казахов, если бы не ислам… Тюрки все были кочевниками великой степи, так вот Тенгрианство и придумано под наш образ жизни. Нам, казахам, как последними перешедшим к оседлости, надо уговорить тюркский мир перейти к религии предков…Только Тенгрианство может питать дух казаха, а не всякие семитские бредни типа Библии или Корана»;
- «да ислам к казахам пришел поздно. Может быть, в этом и есть наша сила».
Схожих мнений об Исламе в Казахстане и вообще о религии в стране очень много. При этом такие люди не знают элементарных понятий. Общеизвестно даже для представителей других верований, что любые попытки поставить под сомнение аяты Священного Корана — большой грех, называемый в шариате как Ширк (самый тяжелый грех перед богом в Исламе). Хотя я уверен, что они не считают себя мусульманами, как таковыми, и в то же время, прикрываясь Тенгрианством — религией язычников, не соблюдают какие-либо присущие ей принципы поведения и верования. В итоге, страна разделена между верующими и безбожниками.
Думается, казахским властям безразлично какую международную конференцию проводить в Казахстане. Завтра НАН задумает провести громкий «научный» форум за объединение Ислама с тем же Тенгрианством, и МИД РК тут же пригласит за свой счет кучу иностранных делегаций в Казахстан, а в СМИ республики появятся публикации «экспертов», проводящих параллели между Исламом и «религией предков».
Возникает резонный вопрос: Что дает исламской цивилизации то, что якобы «в н. вр. в Казахстане действуют 2192 религиозных объединений, представляющих 46 конфессий, а количество мусульманских религиозных объединений в стране составляет 1313, действуют более 5 тысяч мечетей». Тогда почему до сих пор в республике мечети строятся иностранцами и на их средства, а подавляющее большинство домов молитвы даже во время пятничных молитв пустуют и собирают менее сотни верующих!? Исключение составляет разве что только Южно-Казахстанская область.
Сами вдумайтесь: некогда единый в Исламе казахский народ сегодня разбегается в различные неисламские секты и конфессии. Только 65,3% казахской молодежи считают себя приверженцами Ислама. 11,8% — православные, 5,7% — католики и 8% — протестанты, а остальные, видимо, агностики и атеисты. Причем, доля мусульман и православных сокращается из года в год.
И последнее: всего лишь год-два назад, было выражением хорошего тона среди политологов и дипломатов всех уровней в Астане говорить, что «Казахстан — это не азиатская, а европейская страна. Принимайте нас и имейте дело с нами как с цивилизованными европейцами, а не с какими-то арабами или соседями по региону». Кто забыл, можно даже напомнить, что на весьма серьезном уровне обсуждались идеи отдельных влиятельных чинов казахского истеблишмента о необходимости переименования Казахстана, "так как окончание «стан» автоматически приводит к тому, что нас начинают ассоциировать с Афганистаном, Таджикистаном, Узбекистаном, Туркменистаном и другими «станами».
А что изменилось то. Ответ ясен. Председательства в ОБСЕ не видать как своих ушей. В стране однопартийный парламент, хуже, чем в СССР в эпоху застоя. Режим в Астане более похож на режим Туркменбаши, чем европейскую страну. На подходе ипотечный, затем может финансовый и банковский кризисы. Долги приближаются к 100 миллиардам и конца их роста не видно (один Кашаган может удвоить этот показатель, если итальянская Eni «пробьет» увеличение расходов с 57 млрд. до 136 млрд. долларов). Зять Нурсултан Абишевича сбежал и грозит обнародованием имеющего у него компромата. И много-много других проблем. Как тут не растеряться.
Очевидно, что в Астане решили возвращаться к корням и попытаться хотя бы чуть-чуть дистанцироваться от Запада с его намерениями неоколонизации «Великой Степи».
Идея вроде правильная, главное, чтобы была не сильно запоздалая.
Рашид Абдулло
|