В Южно-Казахстанской области полезли вверх цены на ГСМ
dead 24 Июля 2007 в 19:12:52
Ставшее уже традиционным повышение цен на топливо перестало удивлять население страны. «Сезон», – спокойно разводят руками водители. Но сезонное явление бьет не только по карману рядового автовладельца, повышение цен и необеспеченность горюче-смазочными материалами может стать помехой для успешного проведения уборочной кампании. Проблему с обеспечением ГСМ принялись решать на самом высоком уровне. Премьер-министр Карим Масимов поручил главе Минсельхоза создать рабочую группу и в течение недели предложить правительству ряд мер для разрешения ситуации в этом секторе.
В первых рядах городов-«героев», на чью долю выпала «горючая оборона», – Шымкент. В казахстанском Техасе в этом году цена не просто поднялась до высоких отметок, а буквально подпрыгнула. Самая популярная марка бензина, АИ-92, подорожала сразу на 14–16 тенге – с 68 до 82–84 тенге, повышение составило 22 процента.
Народ привык к регулярному сезонному бензиновому «перегреву» и уже не возмущается. В любой другой стране потребители испытали бы шок, но наши люди к таким бензиновым фокусам уже привычны.
– А что тут удивительного? – вздыхает водитель Расул Ташметов. – Каждый год как сев или уборочная, так цены вверх лезут. Да ладно цены! Тут хоть бы бензин без перебоев был, а то ведь, как в прошлом году, придется опять по заправкам по полдня рыскать, чтобы залиться. Председатель областной Ассоциации владельцев АЗС Кайипбек Камбаров дает журналистам уже ставшие традиционными комментарии. Суть их за последние пять лет не меняется.
– Начался традиционный сезонный рост цен на бензин, – говорит он. – Повышение обусловлено прежде всего нехваткой ГСМ. В прошлом году около трети заправок простаивали из-за отсутствия горючего.
К высказанной на правительственном совещании идее запрета вывоза ГСМ на время уборки К. Камбаров относится положительно, однако считает, что самым лучшим выходом было бы заключение долговременных договоров владельцев АЗС с поставщиком ГСМ – Шымкентским нефтеперегонным заводом. В договорах бы оговаривалось количество ГСМ, поставляемых каждый месяц. Тогда не было бы ажиотажа, владельцы АЗС знали бы, когда и сколько получат. Однако почему-то эта распространенная рыночная практика никак не прививается. Руководство АО «ПетроКазахстан ойл продактс» отговаривается тем, что у них нет своих запасов ГСМ, так как они перерабатывают давальческую нефть. А вездесущие и неуловимые фирмы – поставщики ГСМ так и остаются неуправляемыми фантомами.
Хотя в этом году цены на бензин начали расти позднее, чем в прошлом (в 2006-м рост начался с начала июля), но в общей сложности подорожание может быть более значительным, так как повышение началось с более высокого стартового рубежа. Так, в прошлом году первый скачок на АИ-92 был с 59–60 тенге за литр до 66 тенге. Напомним, что в результате год назад стоимость наиболее ходового бензина подскочила (особенно в районах области) до ста тенге. И это несмотря на то, что вице-президент АО «PetroKazakhstan Inc» Цзян Ши заверял: «Пойдя навстречу пожеланиям руководства Южно-Казахстанской области, в этом месяце (июле. – Ред.) мы выпустим бензина марки АИ-92 на две тысячи тонн больше, чтобы ликвидировать возникший небольшой дефицит на рынке». Тогда бензиновый рынок никак не среагировал на заверения вице-президента крупнейшего производителя ГСМ. Несмотря на скандалы (трейдеры ГСМ обвинили крупные нефтяные компании и нефтепереработчиков в сговоре и намеренном повышении цен на нефтепродукты), цены на бензин закончили год с гордо поднятой головой, которую в этом году они задерут еще выше. И пассы правительства, на которые оно не скупилось и в прошлом году, возможно, не окажут никакого воздействия.
Как всегда, больнее всего повышение цен ударит по сельчанам, у которых сейчас наступает жаркая пора – вывоз продукции с полей. С Мактаарала и Шардары тянутся караваны с бахчевыми, повсеместно с полей области собирают помидоры и огурцы. Цены на фрукты и овощи в этом году, как никогда, высоки, и весомый вклад в эту дороговизну вносят расходы на ГСМ.
Заместитель директора департамента сельского хозяйства ЮКО Тасболат Есимов говорит:
– Такого никогда не было, чтобы в конце июля арбузы стоили по 25–40 тенге. Красная цена им в это время 10 тенге. А дыни по 80–100 тенге, хорошие помидоры по 80–90 тенге! Это ненормальное положение, надо искать выход.
Выхода, похоже, нет, раз одна и та же ситуация возникает каждый год с неизбежностью природного явления. Интересно, что даже партийные активисты, которые сейчас разливаются соловьями, обещая гражданам сотворить рай на земле, не особо касаются бензиновой темы – вероятно, понимая незыблемость сложившейся ситуации.
Скорее всего, и на этот раз будет так, как всегда. Цены будут расти и, возможно, возьмут знаковую высоту в один доллар за литр. Водители с небольшими доходами поставят своих железных коней на прикол, а сами будут пользоваться переполненным общественным транспортом. Владельцы автобусов в очередной раз поднимут вопрос о повышении цены за проезд и, вполне вероятно, добьются своего. В проигрыше останутся простые люди, которые в очередной раз из своего похудевшего кошелька оплатят все возрастающие запросы бензиновых и нефтяных королей.
Юрий ЕЛИСЕЕВ, Шымкент
В первых рядах городов-«героев», на чью долю выпала «горючая оборона», – Шымкент. В казахстанском Техасе в этом году цена не просто поднялась до высоких отметок, а буквально подпрыгнула. Самая популярная марка бензина, АИ-92, подорожала сразу на 14–16 тенге – с 68 до 82–84 тенге, повышение составило 22 процента.
Народ привык к регулярному сезонному бензиновому «перегреву» и уже не возмущается. В любой другой стране потребители испытали бы шок, но наши люди к таким бензиновым фокусам уже привычны.
– А что тут удивительного? – вздыхает водитель Расул Ташметов. – Каждый год как сев или уборочная, так цены вверх лезут. Да ладно цены! Тут хоть бы бензин без перебоев был, а то ведь, как в прошлом году, придется опять по заправкам по полдня рыскать, чтобы залиться. Председатель областной Ассоциации владельцев АЗС Кайипбек Камбаров дает журналистам уже ставшие традиционными комментарии. Суть их за последние пять лет не меняется.
– Начался традиционный сезонный рост цен на бензин, – говорит он. – Повышение обусловлено прежде всего нехваткой ГСМ. В прошлом году около трети заправок простаивали из-за отсутствия горючего.
К высказанной на правительственном совещании идее запрета вывоза ГСМ на время уборки К. Камбаров относится положительно, однако считает, что самым лучшим выходом было бы заключение долговременных договоров владельцев АЗС с поставщиком ГСМ – Шымкентским нефтеперегонным заводом. В договорах бы оговаривалось количество ГСМ, поставляемых каждый месяц. Тогда не было бы ажиотажа, владельцы АЗС знали бы, когда и сколько получат. Однако почему-то эта распространенная рыночная практика никак не прививается. Руководство АО «ПетроКазахстан ойл продактс» отговаривается тем, что у них нет своих запасов ГСМ, так как они перерабатывают давальческую нефть. А вездесущие и неуловимые фирмы – поставщики ГСМ так и остаются неуправляемыми фантомами.
Хотя в этом году цены на бензин начали расти позднее, чем в прошлом (в 2006-м рост начался с начала июля), но в общей сложности подорожание может быть более значительным, так как повышение началось с более высокого стартового рубежа. Так, в прошлом году первый скачок на АИ-92 был с 59–60 тенге за литр до 66 тенге. Напомним, что в результате год назад стоимость наиболее ходового бензина подскочила (особенно в районах области) до ста тенге. И это несмотря на то, что вице-президент АО «PetroKazakhstan Inc» Цзян Ши заверял: «Пойдя навстречу пожеланиям руководства Южно-Казахстанской области, в этом месяце (июле. – Ред.) мы выпустим бензина марки АИ-92 на две тысячи тонн больше, чтобы ликвидировать возникший небольшой дефицит на рынке». Тогда бензиновый рынок никак не среагировал на заверения вице-президента крупнейшего производителя ГСМ. Несмотря на скандалы (трейдеры ГСМ обвинили крупные нефтяные компании и нефтепереработчиков в сговоре и намеренном повышении цен на нефтепродукты), цены на бензин закончили год с гордо поднятой головой, которую в этом году они задерут еще выше. И пассы правительства, на которые оно не скупилось и в прошлом году, возможно, не окажут никакого воздействия.
Как всегда, больнее всего повышение цен ударит по сельчанам, у которых сейчас наступает жаркая пора – вывоз продукции с полей. С Мактаарала и Шардары тянутся караваны с бахчевыми, повсеместно с полей области собирают помидоры и огурцы. Цены на фрукты и овощи в этом году, как никогда, высоки, и весомый вклад в эту дороговизну вносят расходы на ГСМ.
Заместитель директора департамента сельского хозяйства ЮКО Тасболат Есимов говорит:
– Такого никогда не было, чтобы в конце июля арбузы стоили по 25–40 тенге. Красная цена им в это время 10 тенге. А дыни по 80–100 тенге, хорошие помидоры по 80–90 тенге! Это ненормальное положение, надо искать выход.
Выхода, похоже, нет, раз одна и та же ситуация возникает каждый год с неизбежностью природного явления. Интересно, что даже партийные активисты, которые сейчас разливаются соловьями, обещая гражданам сотворить рай на земле, не особо касаются бензиновой темы – вероятно, понимая незыблемость сложившейся ситуации.
Скорее всего, и на этот раз будет так, как всегда. Цены будут расти и, возможно, возьмут знаковую высоту в один доллар за литр. Водители с небольшими доходами поставят своих железных коней на прикол, а сами будут пользоваться переполненным общественным транспортом. Владельцы автобусов в очередной раз поднимут вопрос о повышении цены за проезд и, вполне вероятно, добьются своего. В проигрыше останутся простые люди, которые в очередной раз из своего похудевшего кошелька оплатят все возрастающие запросы бензиновых и нефтяных королей.
Юрий ЕЛИСЕЕВ, Шымкент
|