Затянуть ремни потуже

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 03 Июля 2007 в 18:30:57
Затянуть ремни потуже

Сергей Артэк (Социалистическое Сопротивление Казахстана)

Не успели смолкнуть с высоких трибун заявления о всевозможном «расширении, углублении и ускорении социальных реформ», как министерство экономики и бюджетного планирования приготовило рядовым казахстанцам очередной «сюрприз». На этот раз в виде готовящегося в недрах высоких кабинетов законопроекта о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс и значительного сокращения госрасходов на социальные нужды в предстоящие два года, — той самой горькой пилюли, которую нас заставляют проглотить во имя мнимого «благополучия и благосостояния всех казахстанцев».

Похоже, на властном олимпе не на словах, а на деле решили затянуть потуже ремни трудовому народу. Фактически предлагается прекратить творить «богоугодные дела», балуя бюджетников разрекламированными на каждом углу подачками в виде незначительного повышения заработных плат, пенсий, стипендий и пособий согласно ежегодным посланиям президента. А на тружеников, занятых в частном секторе, правительство намеревается надеть налоговый хомут и параллельно создать для и так богатых, но «капризных» корпораций налоговый рай.

ОТ ПОЛИТИКИ К ЭКОНОМИКЕ

Если раньше официальной доктриной был лозунг «Вначале экономические реформы, потом политическая модернизация», то сейчас, похоже, вектор разворачивается на 180 градусов. Теперь политические изменения в виде так называемых «новелл» в Конституцию сменились новеллами экономическими. Согласно глобальным планам от Минэкономики, налоговая нагрузка с доходов юридических лиц будет переложена на доходы физических лиц.

- В настоящее время начата проработка вопроса по дальнейшему совершенствованию налоговой политики, в частности, по перераспределению в среднесрочном периоде налогового бремени с доходов корпораций — это снижение ставки корпоративного подоходного налога — на доходы физических лиц с учетом сохранения уровня нагрузки на социально-уязвимые слои населения. Этот переход, мы предполагаем, будет сопровождаться систематизацией и оптимизацией существующих налоговых льгот и преференций, — заявил вице-министра экономики и бюджетного планирования Марат Кусаинов.

Как видно все это подается под соусом «дальнейшего совершенствования налоговой политики». А если говорить по существу весь смысл этого «совершенствования» и всей этой «систематизации и оптимизации» заключается в том, чтобы при отмене всевозможных налоговых льгот и преференций для корпораций, переложить их налоговое бремя на плечи занятого населения, для закрытия образовавшейся бреши в бюджете. То есть на нас с вами. Эдакое сальто-мортале. Там убавить, здесь прибавить.

Трудно сейчас сказать о каких цифрах идет речь, о них ничего на публике не говорится — обсуждение и разработка в лучших традициях бюрократизма идет за закрытыми дверями, без широкого привлечения экспертного сообщества и общественного обсуждения, но то, что это дополнительно ударит по карману трудящихся масс, сомневаться не приходится.

За такие «правильные реформы» в Европе устраивают массовые демонстрации и забастовки. Далеко за примером ходить не надо. Взять только в качестве примера прошлогодние майские акции протеста студентов и рабочих во Франции против Закона «О первом найме». Напомним, что весь его смысл в лучших традициях неолиберализма и консервативной волны заключался в том, чтобы «реструктуризировать» рынок труда и сделать его более «гибким». В конце концов, это должно было привести к снижению заработных плат ввиду резкого повышения предложения рабочих рук при прежнем спросе, что создавало бы дополнительные привилегии и прибыли капиталу в ущерб заработной плате. Какое это отношение имеет к поправкам в казахстанский налоговый кодекс, скажем позже. А сейчас остановимся на еще одной примечательной «экономической новелле» от кабмина.

Недавно внесены изменения в постановление правительства «О среднесрочной фискальной политике правительства Республики Казахстан на 2007—2009 годы» от 12 июля 2006 года, согласно которым в текущем году и в последующие два года будут значительно сокращены расходы госбюджета, в том числе на социальные нужды. Если в первоначальном варианте бюджетные расходы на этот год планировались на уровне 25% к ВВП, в 2008 — 24% и в 2009 — 23,2%, то теперь на этот год они запланированы на уровне 24,2% к ВВП, в 2008 году — 19,8% и в 2009 году — 19%. При этом расходы госбюджета на образование в текущем году составят 3,8% ВВП, в последующие два года — 3,1% ВВП (ранее 4,1%), на здравоохранение — 2,5% ВВП в этом году (ранее 2,7%) и по 2,1% в последующие два года, при запланированных ранее 3%. На социальную помощь и социальное обеспечение — 4,2% ВВП в текущем году, при ранее запланированных 5,2% и 3,5% — в последующие два года, тогда как ранее предполагалось — 5,1%.

Что все это значит? Хотя в относительных (процентных) цифрах госрасходы на социальные нужды уменьшаются, в абсолютных выражениях они будут сохраняться в последующие два года примерно на прежнем уровне (вследствие планируемого роста ВВП, — прим. редакции). Однако если брать во внимание темпы и уровень инфляции, то сокращение бюджетных расходов на социальную сферу очевидно. Все это говорит о том, что правительство намеренно затянуть потуже пояса бюджетникам. Другими словами, распределение бюджетных средств в ближайшие два года будут не в пользу социальной сферы «с учетом сохранения уровня нагрузки на социально-уязвимые слои населения». Так что в предстоящие два года нам следует жить в условиях дефицита социальной политики. Впрочем, как и в предыдущие, наполненные неолиберальным духом реформаторства годы.

ОТКУДА ВЕТЕР ДУЕТ

Так в чем же суть и вся идеологическая подоплека так называемого «совершенствования налоговой политики» и сокращения государственных расходов? Все очень просто. Заключается она в дальнейшем дерегулировании рыночных отношений. На языке неолиберализма это звучит примерно так: «Для достижения всеобщего благосостояния необходимо снятие любых преград и барьеров на пути передвижения и применения капитала» (всеобщее благосостояние авторами современной неолиберальной модели глобальной экономики рассматривается через призму представлений о «просачивании благ сверху вниз», то есть зиждется на теоретическом предположении, что богатые, обогатившись, якобы неминуемо будут способствовать развитию и повышению благосостояния бедных. На практике же мы видим обычно иное, — прим. редакции). Наше «налоговое совершенствование», урезание бюджетных расходов и французский закон «О первом найме» не что иное, как слова из одной и той же песни.

Объективные последствия такой политики очевидны — крен перераспределения национального дохода еще больше сместится в сторону увеличения доходов крупных и средних компаний (банков, строительных, нефтяных и металлургических компаний) пропорционально уменьшению доходов основной массы занятого населения. Поэтому все заявления и бахвальство главы государства о доведении в этом году среднего дохода ВВП на душу населения с существующих 5 тысяч долларов до 7 — пустой звук для основной массы населения, поскольку средние величины, то же самое, что средняя температура по больнице при сохраняющейся экономической политике.

К слову, есть яркие примеры, к чему привело углубление неолиберальных реформ и дерегулирование рыночных отношений — к экономическим кризисам в ряде стран Латинской Америки в 90-е годы, финансовому кризис в Аргентине в 2001 г. и финансовому коллапсу в странах Юго-Восточной Азии в 1998 году (отчасти это и кризис в России в 1998 г., а также небывалый рост безработицы в США, снижение реальных зарплат рабочих в Европе, фактическое уничтожение социального государства в Германии, повальный переход от штатной системы трудоустройства к контрактной в развитых странах и т. п., — прим. редакции).

Надо отметить, что подобное «углубление социальных реформ» происходит, во-первых, — в условиях произвола строительных компаний, тех самых корпораций, с которых планируется снять бремя по корпоративному подоходному налогу, имеющих сильное лобби в коридорах власти и кровно заинтересованных в массовых сносах.

Во-вторых, — в условиях невиданных цен на недвижимость, вызванных большим притоком в страну нефтяных доходов и капитала в целом, высоким спросом на жилье при его дефиците (объективные факторы) и масштабными спекулятивными операциями на рынке недвижимости (субъективный фактор). И все это при высокой стоимости жизни! Например, Алматы по традиционному рейтингу компании «Мэрсер Хьюмен Ресорсиз консалтинг» занял 30 место по уровню стоимости жизни из 143 крупнейших городах мира.

В-третьих, — в условиях периодически повторяющихся забастовок шахтеров и металлургов, требующих повышения заработной платы. А ведь не вызывает сомнений, что именно в том числе и на их минимальные заработки будет направленно так называемое «совершенствование налоговой политики».

В-четвертых, — в условиях нападок со стороны застройщиков и под «крышей» государства на «самозастройщиков» и отказа им в легализации земельных участков с продолжающейся легализацией собственности избранных.

Список можно продолжить, но нужно иметь в виду то, что все перечисленное и есть последствия тех самых неолиберальных экономических реформ, на углубление которых направлено «совершенствование налоговой политики» и жесткой экономии государственных средств.

Все маски скинуты. Очевидно, что теперь все декларации об ускорении экономических реформ в сторону построения социального государства подобны непрерывным заявлениям об ускорении политической модернизации в сторону демократии и представляют собой не что иное, как декорации, за красивой оболочкой которых скрываются вместо «всеобщего благосостояния» далеко нерадужные перспективы дальнейшей жизни миллионов казахстанцев.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь