Высокие цены на ГСМ, причина - неконтролируемый экспорт нефти!
KOKauH 19 Мая 2008 в 20:12:08
Алматы. 19 мая. "Казахстан Сегодня" - Основной причиной завышенных цен на горюче-смазочные материалы является неконтролируемый экспорт нефтепродуктов в дальнее зарубежье. Об этом сегодня в ходе специальной пресс-конференции заявил председатель совета директоров Нефтяной промышленной группы "Нар-Ойл" Султан Ушбаев, передает корреспондент агентства.
"На сегодняшний день дизельное топливо "Нар-Ойл" продает по 90-95 тенге за литр. Для сравнения - АИ-92 продается по 89 тенге. Такого никогда не было. Казахстан отличается от других стран тем, что у него плохая переработка нефти, из-за этого у нас всегда дизель был дешевле, чем бензин на 60-70%", - отметил С. Ушбаев.
"У нас три завода: Атырауский, Шымкентский и Павлодарский. По Атыраускому заводу торговый дом КазМунайГаза (ТД КМГ) - полный хозяин. Если, допустим, наша компания или любая другая обратится в ТД КМГ, то ничего не получит. ТД КМГ принял такую политику - он продает только 4 компаниям: АвтоГаз, Сан-Ойл, Меркурий, Стандарт Ойл. То есть возможности купить бензин нет. Гелиос (Павлодар) тоже абсолютно никому не продает. В Шымкенте - половиной владеет ТД КМГ, другой половиной Торговый дом Petro Kazakhstan. Ну еще Тургай-Петролеум и КазГерМунай", - пояснил ситуацию глава "Нар-Ойла".
По его словам, "Нар-Ойлу" приходится покупать высокооктановый бензин только из России, бензин АИ-80 компания старается купить здесь через посредников.
В ходе пресс-конференции была представлена таблица "Экспортные пошлины в дальнее зарубежье", согласно которой в России с 1 июня 2008 года за каждую тонну светлых нефтепродуктов пошлина равна $280. В Казахстане с 15 февраля экспортная пошлина составила 130 евро за тонну.
"Мы тоже надеялись, когда с 15 февраля ввели 130 евро за тонну, что цены в Казахстане упадут, по крайней мере, будут сдерживаться, но мы не могли понять куда уходит дизельное топливо", - сказал по этому поводу С. Ушбаев.
"Недавно мы узнали, что, оказывается, есть такое хитрое соглашение, которое было подписано еще в 1995 году, по свободной торговле с Украиной, по которому можно грузить, обходя все таможенные пошлины без налогов на Украину, а значит и дальше - на Европу. То есть то увеличение объема, которое в полтора раза в первом квартале увеличилось по сравнению с прошлым годом, это увеличение за счет не того, что часть (нефти. - Прим. агентства) ушла на Таджикистан, на Киргизию. Основная часть ушла на Украину, а дальше на Европу", - добавил он.
Вместе с тем, С. Ушбаев отмечает, что в этом соглашении есть пункты, по которым можно не направлять нефть в Украину без налогов. Их два: сохранение невосполнимых природных ресурсов и ограничение экспорта продукции, когда внутренняя цена на эту продукцию ниже мировой в результате осуществления государственных программ поддержки. "Этими пунктами можно было воспользоваться и не грузить с без таможенной пошлины", - подчеркнул он.
Как считает С. Ушбаев, если страна входит в таможенный союз, то Россия грузит ей без таможенной пошлины. В таможенный союз на сегодняшний день входит кроме России, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Украина не входит. Если Россия грузит в Украину, российская компания платит $280 с каждой тонны.
По его словам, нефть из Казахстана уходит на Украину, дальше из Украины нефть уходит на дальнее зарубежье.
"В итоге, за первый квартал Казахстан недополучил таможенные пошлины примерно $62 млн. Если таможенники недополучили $62 млн, то весь Казахстан проиграл минимум $1 млрд за счет того, что сейчас солярка стоит 90 тенге за литр на заправках. У нас юг уже не просеялся, север может еще успеет, это означает, что если сегодня булка хлеба стоит 65 тенге, то осенью к концу года она будет стоить 100 тенге", - отметил глава "Нар-Ойла".
С. Ушбаев также отметил, что нефть уходит не только в Украину, но и в южном напрвлении - в Афганистан.
"Узбекистану наша "дизелька" не нужна, потому что по таким ценам узбеки вообще могут остаться без своего сельского хозяйства. Проследить, что ушло на Афганистан очень просто, ушли вагоны на Узбекистан, значит дальше они уходят на Афганистан", - пояснил он.
Председатель совета директоров "Нар-Ойл" также добавил, что с введением пошлин цены пойдут вниз, но если это введение будет действовать меньше трех месяцев цены опять пойдут вверх. "И мы к уборке урожая опять получим 95 тенге за литр", - заключил глава "Нар-Ойл".
"На сегодняшний день дизельное топливо "Нар-Ойл" продает по 90-95 тенге за литр. Для сравнения - АИ-92 продается по 89 тенге. Такого никогда не было. Казахстан отличается от других стран тем, что у него плохая переработка нефти, из-за этого у нас всегда дизель был дешевле, чем бензин на 60-70%", - отметил С. Ушбаев.
"У нас три завода: Атырауский, Шымкентский и Павлодарский. По Атыраускому заводу торговый дом КазМунайГаза (ТД КМГ) - полный хозяин. Если, допустим, наша компания или любая другая обратится в ТД КМГ, то ничего не получит. ТД КМГ принял такую политику - он продает только 4 компаниям: АвтоГаз, Сан-Ойл, Меркурий, Стандарт Ойл. То есть возможности купить бензин нет. Гелиос (Павлодар) тоже абсолютно никому не продает. В Шымкенте - половиной владеет ТД КМГ, другой половиной Торговый дом Petro Kazakhstan. Ну еще Тургай-Петролеум и КазГерМунай", - пояснил ситуацию глава "Нар-Ойла".
По его словам, "Нар-Ойлу" приходится покупать высокооктановый бензин только из России, бензин АИ-80 компания старается купить здесь через посредников.
В ходе пресс-конференции была представлена таблица "Экспортные пошлины в дальнее зарубежье", согласно которой в России с 1 июня 2008 года за каждую тонну светлых нефтепродуктов пошлина равна $280. В Казахстане с 15 февраля экспортная пошлина составила 130 евро за тонну.
"Мы тоже надеялись, когда с 15 февраля ввели 130 евро за тонну, что цены в Казахстане упадут, по крайней мере, будут сдерживаться, но мы не могли понять куда уходит дизельное топливо", - сказал по этому поводу С. Ушбаев.
"Недавно мы узнали, что, оказывается, есть такое хитрое соглашение, которое было подписано еще в 1995 году, по свободной торговле с Украиной, по которому можно грузить, обходя все таможенные пошлины без налогов на Украину, а значит и дальше - на Европу. То есть то увеличение объема, которое в полтора раза в первом квартале увеличилось по сравнению с прошлым годом, это увеличение за счет не того, что часть (нефти. - Прим. агентства) ушла на Таджикистан, на Киргизию. Основная часть ушла на Украину, а дальше на Европу", - добавил он.
Вместе с тем, С. Ушбаев отмечает, что в этом соглашении есть пункты, по которым можно не направлять нефть в Украину без налогов. Их два: сохранение невосполнимых природных ресурсов и ограничение экспорта продукции, когда внутренняя цена на эту продукцию ниже мировой в результате осуществления государственных программ поддержки. "Этими пунктами можно было воспользоваться и не грузить с без таможенной пошлины", - подчеркнул он.
Как считает С. Ушбаев, если страна входит в таможенный союз, то Россия грузит ей без таможенной пошлины. В таможенный союз на сегодняшний день входит кроме России, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Украина не входит. Если Россия грузит в Украину, российская компания платит $280 с каждой тонны.
По его словам, нефть из Казахстана уходит на Украину, дальше из Украины нефть уходит на дальнее зарубежье.
"В итоге, за первый квартал Казахстан недополучил таможенные пошлины примерно $62 млн. Если таможенники недополучили $62 млн, то весь Казахстан проиграл минимум $1 млрд за счет того, что сейчас солярка стоит 90 тенге за литр на заправках. У нас юг уже не просеялся, север может еще успеет, это означает, что если сегодня булка хлеба стоит 65 тенге, то осенью к концу года она будет стоить 100 тенге", - отметил глава "Нар-Ойла".
С. Ушбаев также отметил, что нефть уходит не только в Украину, но и в южном напрвлении - в Афганистан.
"Узбекистану наша "дизелька" не нужна, потому что по таким ценам узбеки вообще могут остаться без своего сельского хозяйства. Проследить, что ушло на Афганистан очень просто, ушли вагоны на Узбекистан, значит дальше они уходят на Афганистан", - пояснил он.
Председатель совета директоров "Нар-Ойл" также добавил, что с введением пошлин цены пойдут вниз, но если это введение будет действовать меньше трех месяцев цены опять пойдут вверх. "И мы к уборке урожая опять получим 95 тенге за литр", - заключил глава "Нар-Ойл".
|