Остановка КТК

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
danilov 24 Марта 2022 в 00:37:57
Остановка КТК, естественно, нанесет ощутимый удар по стране. Как правило, такие ситуации должны были моделироваться на уровне страновых рисков и продумываться различными вариантами митигации данных рисков. Как не крути, только один ТШО обеспечивает 20 % всех доходов страны. Но как мне кажется, такие риски даже никто никогда не смотрел и не рассматривал.
Сколько смогут утилизировать по альтернативным маршрутам, вопрос сложный и риторический. Казахстан через КТК экспортирует 53 млн тонн нефти, более 80 % от общего объёма. Сейчас может 3-4 миллиона и можно будет быстро переориентировать на альтернативные маршруты, но остальной объём требует реконструкций и капитальных вложений. Даже если все, что нужно реконструируют, то максимум сможем утилизировать 10-15 млн тонн. А что с остальной нефтью делать? Резервуары все заполнят, далее загрузят НПЗ Казахстанские до предела. Есть не самые технологичные заводы в Киргизии и Узбекистане. Наверное, их можно будет залить. Это еще максимум 2 млн тонн. А вот дальше уже все сложно. Строить ударными силами нефтехимические и нефтеперерабатывающие заводы и экспортировать уже в другой субстанции продукцию нефтепереработки и нефтехимии. С партнерами из ТШО, Кашагана и Карачаганака это сделать можно будет, но займет все это минимум 3-4 года. Быстрее новый трубопровод построить. Об этих рисках надо было еще в 2014 году начать думать, сейчас будем пожар тушить. Как говорил очень известный человек, без нефтяных доходов сделать реформы в стране будет гораздо быстрее и эффективнее. Только такой позитив смог «вынести» из этой ситуации.

CEO Bank Centercredit, bcc.kz
Galim Khussainov

https://www.instagram.com/galimhusainov/

КТО КОРМИТ КАЗАХСТАНЦЕВ?

Более половины доходов нашего бюджета — это нефть.

Напрямую через трансферты из Нацфонда — в прошлом году это 43,6% всей доходной части бюджета, в 2020 году и вовсе 53,5%. Также в доходы бюджета идут налоги от нефтедобывающих компаний, которые бесммено занимают лидирующие места в топе крупнейших налогоплатильщиков страны — только в прошлом году на долю ТШО и КПО пришлось ещё почти 20% налогов. И не стоит забывать об экспортной таможенной пошлине от продажи нефти, которая вместо Нацфонда попадает напрямую в бюджет.

Казахстан кормит не мифический гражданин-налогоплатильщик, как хотелось бы некоторым считать, а вполне реальная нефть, доходы от которой делают возможным наши социальные выплаты, что наглядно видно из инфографики, подготовленной нашими коллегами из @kursivmedia.

Тем опаснее сейчас выглядит ситуация с возможной остановкой экспорта значительной части нашей нефти, через трубопровод КТК.

@FINANCEkaz
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Yerla 24.03.2022 в 12:47:07   # 795635
ваще не смотрю это канал .. пох что он не работает ..
  Yerla 24.03.2022 в 12:51:25   # 795637
хммм .. почему мои каменты исчезают ?
  Tigr2 24.03.2022 в 12:53:22   # 795638
Речь не о канале
  Dimmon 24.03.2022 в 17:32:26   # 795653
Quote:
Западные нефтекомпании теряют больше, чем Казахстан и Россия, вместе взятые". Эксперт об аварии на КТК

Чего нам стоит ожидать дальше? Есть ли другие пути транспортировки нефти? Какие уроки надо извлечь властям из этой ситуации? Корреспондент Tengrinews.kz обратился к эксперту нефтегазового рынка Сергею Смирнову, чтобы прояснить эти вопросы.

Куда девать нефть?

У нас есть некоторые объемы, которые экспортируются в Китай. Конечно, с объемами нефти, транспортируемыми через КТК, они не сравнятся. Второй вариант - это транспортировка через нефтепровод "Баку - Джейхан", но там тоже непросто, это надо налаживать всю логистическую схему, загружать танкеры, для этого нужно время. Овчинка выделки не стоит, потому что КТК заявил, что полтора - максимум два месяца понадобится для восстановления двух поврежденных терминалов. Когда КТК заработает, придется сокращать поставки на Джейхан.

Казахстану негде хранить нефть?

Да, я неоднократно высказывался об этом. В США и Китае резервные запасы нефти создаются. У нас я не заметил, чтобы такой резерв создавался в Казахстане. Поэтому, получается, нужно снижать объемы добычи, но чтобы потом выйти на прежние объемы, потребуется гораздо больше времени. Остановить-то скважину проще, чем потом ее вводить в эксплуатацию. Времени на это потребуется больше. Это сразу сделать невозможно, в течение месяца нельзя восстановить прежние объемы. Требует более длительного времени. В целом есть несколько вариантов: снижать объемы добычи нефти, останавливать заводы (НПЗ), снижать стоимость нефтепродуктов или закрывать скважины. Самый убыточный вариант - это закрытие скважины.

Получается, у нас других способов транспортировки нефти, кроме КТК, нет?

Ну, есть в Китай, можно увеличить объемы, но там все равно небольшие объемы, по сравнению с КТК. Практически вся нефть идет по КТК, если сравнить объемы. Нефть из Казахстана идет в Италию, Нидерланды, небольшие объемы в Штаты. В основном это Южная Европа.
Какие есть выходы из ситуации, что теперь делать?

Ремонтировать терминалы только. У них там три терминала, один терминал-то все равно будет работать. Какие-то объемы все равно будут по КТК прокачиваться. Всего 20 процентов принадлежит Казахстану в этом КТК. Небольшая часть принадлежит России, но основная доля приходится на западные нефтекомпании. И они как раз диктуют все эти условия. Тут, получается, сами компании, нефтяные западные компании начинают страдать, им же тоже невыгодна остановка КТК, они тоже теряют деньги. Причем они теряют больше, чем Казахстан и Россия, вместе взятые. И тут им надо обходить свои же санкции, которые наложены на Россию. Все равно они должны будут как-то поучаствовать, чтобы как можно быстрее восстановить работу терминалов. Я думаю, что этот ремонт уложится меньше чем в 2 месяца. Тем более что санкции на поставку нефти в Европу никто еще не накладывал. Я думаю, что они, наоборот, постараются побыстрее устранить эти повреждения. Тем более это действительно форс-мажор, никто там специальной диверсии не устраивал. И потом нужно сделать выводы на будущее. Потому что, я думаю, этот шторм не последний.
  Ал 24.03.2022 в 23:18:41   # 795675
Quote:
24 мар, 20:14
Аналитики назвали альтернативы транзита через Россию для каспийской нефти
Поставщики нефти из Каспийского региона могут перенаправить часть объемов, следующих транзитом через Россию, в трубопровод из Баку в турецкий Джейхан (БТД), считают аналитики. Также часть сырья может уйти в Китай
Транзит нефти через российские порты могут частично заменить маршруты через порт Актау, трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан или железнодорожные поставки в Китай или Узбекистан, говорится в обзоре агентства Argus (есть у РБК). Ранее в марте погрузка нефти на морском терминале КТК под Новороссийском остановилась из-за аварии.
«Возможности поставщиков нефти из Каспийского региона осуществлять транзит через российские порты могут быть значительно ограничены санкциями, полагают участники рынка. Кроме того, выросли ставки фрахта, а расходы на перевозку нефти из Новороссийска с конца февраля предусматривают дополнительную страховую премию за военный риск», — указывают аналитики Argus.
В 2021 году суммарный транзит сырья через Россию составил 67,1 млн т. Из них подавляющая часть (64,3 млн т) пришлась на экспортеров казахстанской нефти, 1,8 млн т — нефти из Туркмении, 1 млн т — из Азербайджана.
По оценкам Argus, поставщики нефти из Каспийского региона могут направить наиболее крупные объемы сырья на экспорт через казахстанский порт Актау (порт переваливает 2,1 млн т сырья при проектной мощности в 11,6 млн т в год).
«В качестве основного альтернативного маршрута экспорта из Актау акционеры крупных проектов в Казахстане рассматривают возможность поставок по нефтепроводу Баку — Тбилиси — Джейхан (БДТ)», — отмечают аналитики. Его проектная мощность — 60 млн т в год, в прошлом году его фактическая загрузка составила 26 млн т. Участник рынка в разговоре с агентством отметил, что в самом трубопроводе есть профицит мощностей, однако инфраструктура для приема транзитных объемов ограничена. Весь объем транзитного сырья в БДТ поставляет торговое подразделение Госнефтекомпании Азербайджана Socar Trading.
Также казахстанские поставщики рассматривают возможность отгрузки сырья по железной дороге в направлении Батумского нефтяного терминала (БНТ) проектной мощностью 12 млн т в год. В прошлом году через этот комплекс прошло 1,5 млн т нефти и нефтепродуктов, в основном его мощности используются для накопления партий российской нефти, которая приходит в порт на небольших судах.
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/business/24/03/2022/623c8a849a79475c5d6f7bfb
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь