Дети гранта
GoodZone 12 Июля 2018 в 11:23:34
Фото в сети известного музыканта Мейрамбека БЕСПАЕВА (на снимке) с красным дипломом возмутило многих казахстанцев.
Зачем звёзды отечественной эстрады получают дипломы вместо образования
На прошлой неделе доцент Евразийского национального университета Мырзантай ЖАКЫП сделал громкое заявление. По его словам, многие образовательные гранты для магистратуры распределяются в учебных заведениях несправедливо. В частности, государственную поддержку получают известные артисты, которые совсем не ходят на занятия, а “пьют чай с ректором”. Среди перечисленных преподавателем звезд Кайрат НУРТАС, Мейрамбек БЕСПАЕВ и Жанар ДУГАЛОВА.
“Они не приходили на занятия в течение двух лет обучения, - сказал в эфире республиканского телеканала почетный доцент. - Вначале появятся пару раз, и то их появление превращается в настоящее шоу. А спустя два года приходят за дипломами. Они сразу идут к начальству: ректору, проректору, декану. А потом дают нам задания: мол, поставьте хорошие оценки. А если мы этого не делаем, нас запугивают увольнением”.
Больше всего преподавателя ЕНУ смущает то, что количество грантов небесконечно и, соответственно, артисты отбирают возможность получить магистерскую степень у способных, но неизвестных студентов.
“Многие мои достойные выпускники из-за этого не смогли продолжить обучение”, - сетует Мырзантай Жакып.
По-хорошему, заявления такого плана должны спровоцировать грандиозный скандал с ревизией всех материалов по теме и либо подтверждением, либо опровержением сказанного. Однако новость об “эстрадной квоте” на гранты не вызвала особого ажиотажа ни у публики, ни у журналистов. Потому что уже давно сложился некий общественный консенсус, согласно которому у всех мало-мальски известных в стране людей должна быть ученая степень. Как минимум магистерская, как у того же Кайрата Нуртаса (он ее получил в прошлом году в том же ЕНУ по специальности “культурология”). А лучше - PhD, как у олимпийского (или нет) чемпиона Ильи ИЛЬИНА.
Все понимают, что, скорее всего, дипломы и степени добыты не слишком кропотливым трудом. Но это ничего не меняет, поскольку образовательный апгрейд в нашей стране - своего рода приложение к известности и славе. Быть знаменитым на всю страну певцом и не иметь красного диплома с записью “магистр искусствоведения” даже как-то неловко перед людьми. Поэтому разоблачения в этой сфере бессмысленны - кому интересно разоблачать то, что и так всем известно?
Сенсацией могла бы стать новость с обратным знаком: Кайрат Нуртас посещал все занятия в университете и блестяще выступил на открытой защите дипломной работы. Но такой новости не будет никогда - в существующих сейчас условиях она даже выглядит смешно.
Вопрос о соответствии кандидата заявляемой квалификации тоже не принято поднимать. Дипломы и степени нужны не для того, чтобы повысить компетенции, а потому, что так надо. Все это касается не только артистов: докторами наук обязательно должны быть акимы с министрами, их заместители, руководители нацкомпаний и так далее.
Для чего нужна такая псевдоученость? Не только для укрепления общественного статуса респондентов. Дипломы - своего рода доверительный билет для доступа к программам государственной поддержки. Та же система тендеров сейчас устроена таким образом, что претендент на получение бюджетного финансирования для чего-нибудь - от съемок роликов до возведения скульптур - должен иметь профильный диплом гособразца. Государство таким элегантным образом легитимизирует свои отношения с артистами и творческой интеллигенцией. Они поют про то, как все хорошо; государство взамен апгрейдит их при помощи образовательных грантов и дает доступ к бюджетным ресурсам.
В этой благостной картине - а почему бы и не поддержать талантливых артистов, не правда ли? - нет места только способным, но еще неизвестным ребятам, о которых сказал доцент Мырзантай Жакып. Мне и самому часто приходится слышать от знакомых вузовских преподавателей, что при очередном распределении грантов талантливая молодежь, особенно из регионов, осталась не у дел. Вся схема перевернута с ног на голову: гранты дают не тем, кто способен и может стать известным; их вручают тем, кто уже известен, в качестве поощрения. Сначала ты становишься Кайратом Нуртасом, а уже потом государство выделяет тебе грант на образование.
Это можно было бы даже назвать национальным ноу-хау и гордиться им, если бы не одно обстоятельство.
В результате игр с распределением грантов в стране образовался большой отток абитуриентов в другие страны, в частности в Россию. Проблема приобрела такой размах, что, например, аким СКО учредил собственные областные образовательные гранты для талантливой молодежи. И выделяют их не местным вокалистам, а действительно мозговитым ребятам, которых нужно оставить в стране.
Осталось, видимо, дождаться, когда отток мозгов достигнет такого масштаба, что никаким пением его не скроешь. И уже не только аким СКО, но и все правительство задумается о том, что песня “Ауырмайды жүрек” (“Сердце не болит”) не очень-то влияет на состояние кардиологии в стране.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы
http://www.time.kz/articles/tulegennaya-inzheneriya/2018/07/11/61447-deti-granta
Зачем звёзды отечественной эстрады получают дипломы вместо образования
На прошлой неделе доцент Евразийского национального университета Мырзантай ЖАКЫП сделал громкое заявление. По его словам, многие образовательные гранты для магистратуры распределяются в учебных заведениях несправедливо. В частности, государственную поддержку получают известные артисты, которые совсем не ходят на занятия, а “пьют чай с ректором”. Среди перечисленных преподавателем звезд Кайрат НУРТАС, Мейрамбек БЕСПАЕВ и Жанар ДУГАЛОВА.
“Они не приходили на занятия в течение двух лет обучения, - сказал в эфире республиканского телеканала почетный доцент. - Вначале появятся пару раз, и то их появление превращается в настоящее шоу. А спустя два года приходят за дипломами. Они сразу идут к начальству: ректору, проректору, декану. А потом дают нам задания: мол, поставьте хорошие оценки. А если мы этого не делаем, нас запугивают увольнением”.
Больше всего преподавателя ЕНУ смущает то, что количество грантов небесконечно и, соответственно, артисты отбирают возможность получить магистерскую степень у способных, но неизвестных студентов.
“Многие мои достойные выпускники из-за этого не смогли продолжить обучение”, - сетует Мырзантай Жакып.
По-хорошему, заявления такого плана должны спровоцировать грандиозный скандал с ревизией всех материалов по теме и либо подтверждением, либо опровержением сказанного. Однако новость об “эстрадной квоте” на гранты не вызвала особого ажиотажа ни у публики, ни у журналистов. Потому что уже давно сложился некий общественный консенсус, согласно которому у всех мало-мальски известных в стране людей должна быть ученая степень. Как минимум магистерская, как у того же Кайрата Нуртаса (он ее получил в прошлом году в том же ЕНУ по специальности “культурология”). А лучше - PhD, как у олимпийского (или нет) чемпиона Ильи ИЛЬИНА.
Все понимают, что, скорее всего, дипломы и степени добыты не слишком кропотливым трудом. Но это ничего не меняет, поскольку образовательный апгрейд в нашей стране - своего рода приложение к известности и славе. Быть знаменитым на всю страну певцом и не иметь красного диплома с записью “магистр искусствоведения” даже как-то неловко перед людьми. Поэтому разоблачения в этой сфере бессмысленны - кому интересно разоблачать то, что и так всем известно?
Сенсацией могла бы стать новость с обратным знаком: Кайрат Нуртас посещал все занятия в университете и блестяще выступил на открытой защите дипломной работы. Но такой новости не будет никогда - в существующих сейчас условиях она даже выглядит смешно.
Вопрос о соответствии кандидата заявляемой квалификации тоже не принято поднимать. Дипломы и степени нужны не для того, чтобы повысить компетенции, а потому, что так надо. Все это касается не только артистов: докторами наук обязательно должны быть акимы с министрами, их заместители, руководители нацкомпаний и так далее.
Для чего нужна такая псевдоученость? Не только для укрепления общественного статуса респондентов. Дипломы - своего рода доверительный билет для доступа к программам государственной поддержки. Та же система тендеров сейчас устроена таким образом, что претендент на получение бюджетного финансирования для чего-нибудь - от съемок роликов до возведения скульптур - должен иметь профильный диплом гособразца. Государство таким элегантным образом легитимизирует свои отношения с артистами и творческой интеллигенцией. Они поют про то, как все хорошо; государство взамен апгрейдит их при помощи образовательных грантов и дает доступ к бюджетным ресурсам.
В этой благостной картине - а почему бы и не поддержать талантливых артистов, не правда ли? - нет места только способным, но еще неизвестным ребятам, о которых сказал доцент Мырзантай Жакып. Мне и самому часто приходится слышать от знакомых вузовских преподавателей, что при очередном распределении грантов талантливая молодежь, особенно из регионов, осталась не у дел. Вся схема перевернута с ног на голову: гранты дают не тем, кто способен и может стать известным; их вручают тем, кто уже известен, в качестве поощрения. Сначала ты становишься Кайратом Нуртасом, а уже потом государство выделяет тебе грант на образование.
Это можно было бы даже назвать национальным ноу-хау и гордиться им, если бы не одно обстоятельство.
В результате игр с распределением грантов в стране образовался большой отток абитуриентов в другие страны, в частности в Россию. Проблема приобрела такой размах, что, например, аким СКО учредил собственные областные образовательные гранты для талантливой молодежи. И выделяют их не местным вокалистам, а действительно мозговитым ребятам, которых нужно оставить в стране.
Осталось, видимо, дождаться, когда отток мозгов достигнет такого масштаба, что никаким пением его не скроешь. И уже не только аким СКО, но и все правительство задумается о том, что песня “Ауырмайды жүрек” (“Сердце не болит”) не очень-то влияет на состояние кардиологии в стране.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы
http://www.time.kz/articles/tulegennaya-inzheneriya/2018/07/11/61447-deti-granta
|