Академик Е.Султанмурат: "У тюрков остался только последний шанс"
Гость 21 Января 2010 в 16:28:12
Тотальный поход против тюрок продолжается в пятый век. Если Россия с Китаем завершили захват и дележ всего, что можно в 19 веке, то в начале истекшего столетия греки с Западом, русские с армянами были на грани уничтожения последнего тюркского государства. Хотя присущая тюркам воинственность во главе с Ататюрком позволило им дать отпор, но удалось восстановиться только в качестве нынешней Турецкой республики. Однако, в последующем, и независимость не смогла обеспечить должной защиты от проникновения смуты в умы турок. Как следствие и анатолийская ветка нашей цивилизации свелся, на нет, выродившись как общества мелких торгашей, какими стали теперь все тюркские страны. Поэтому Турция, не достигнув уровня развития Японии, даже Кореи, не смог стать лидером тюркских стран. А рецидивы силового захвата вновь повторяются, что имело место с шестидесятых годов прошлого века в Кипре[1], девяностых – в Азербайджане, в результате которого двадцать процентов территории последнего еще находится под пятью армянского агрессора. Почуяв, что дни их империи сочтены, стремясь ее предотвратить, русские и китайцы невзирая ни на что ускорили ассимиляцию инородцев, в т.ч. разрозненных беззащитных тюрков. Более того, мы им помогаем своей беспечностью. Например, по ряду субъективных и объективных причин идет ускоренная русификация и в некоторых новых независимых тюркских странах. В имперские времена, в Казахской ССР, где поддерживался условия, подобной "крепостному праву" – русскому варианту рабовладения, казахам практически не позволялось стать горожанами, что и сохранило нам наш национальный облик. А теперь чтобы добыть насущный хлеб, казахи стекаются в города, где без русского языка не проживешь ни дня и даже не станешь билетным кассиром.
Как признается отдельные русские невзначай "…против тюрок настроена вся европейская и русская историческая наука…"[2]. Если она такая, это не наука, а байки, служащие оправданию их корыстных, расистских устремлений. Так было в прежние времена, еще более агрессивным стала лженаука теперь. К сожалению, против тюрок, особенно тюркам-мусульманам настроена не только она, а подавляющая часть жизнедеятельности альянса западных и колониальных держав.
Вторым, не менее опасным фактором, ведущей тюрков к пропасти, является глобализация. Тюрки к ней не готовы. Если в наших странах и далее продолжаться господство классического капитализма, то мы никогда не станем конкурентоспособными. А проигрывать всепроникающим трудоголикам-китайцам, начали уже всюду. Отгораживаться от всего этого никто нам не даст. Тем более весь мир нуждается в наших ресурсах. Таким образом, усыпленный текучкой и "радужными перспективами" с уст тех наших сородичей, которым хочется хотя бы эту жизнь прожить припевающей, тюркский мир идет в небытие. Мы свыклись антитюркским процессам, идущие веками, в унисон и усилившись с глобализацией, вступившие на завершающую стадию. А наши вялые попытки, которых делаем в надежде смягчить удары этих монстров, подобно комариным жужжаниям, не имеет успеха ввиду их неадекватности.
То, что у нас появились нескольких условно независимых государств, не должно вводить никого в заблуждение. Это только шанс на возрождение. Чтобы воспользоваться им, нам нужна стратегия, которая смогла бы ослабить лавину, утопающий нас и перенаправить развитие тюркских стран в русло, соответствующих собственным интересам.
Такая стратегия вытекает от общетюркской национальной идеи, главной цели в нашу эпоху, отвечающая чаяниям каждого тюркского и примыкавших этносов, и тюркского мира в целом. По нашему мнению она могла бы звучит следующим образом: "обеспечение зажиточной жизни, свободы и равенство каждой личности и народа в Тюркском пространстве, в Мировом сообществе на основе консолидации тюркского суперэтноса – возрождения обновленной тюркской цивилизации". Значить, чтобы достичь благополучия тюркских народов в настоящем и будущем требуется "консолидация тюркского суперэтноса, возрождение обновленной тюркской цивилизации". На сегодня тюркской цивилизации как таковой нет, его элементы находится в музеях и в иных местах, в нашей памяти. Чтобы возродить ее, такая идея должна овладеть умами миллионов людей, разбудить общественную энергетику и привести к действиям. А пока воспринять эту идею могут только люди с тюркским мышлением. Но их не много, и совершенно недостаточны для осуществления такой грандиозной задачи. Они ценны тем, что могут разработать теорию обновленной тюркской цивилизации, довести до широких масс, принять участие, если надо и возглавить ее осуществление.
В этом деле первейшей задачей является воссоздание тюркского мировоззрения, тюркской философии и основу программы общественного развития тюркского мира. Исходя с того, что тюркский мир находится в критическом состоянии[3], и положения далее усугубляется, нам необходимо выбрать такой путь развития, которое соответствовало бы не только тюркскому мировоззрению, и породил соответствующий резонанс, но обеспечил бы возрождение тюркской цивилизации за кратчайший срок – за несколько десятков лет. Одновременно мы должны добиться того, чтобы все эти разработки стали достоянием общественности – впитывались каждому тюрку с молоком матери. Над этими проблемами занимается Всемирная Ассамблея Тюркских Народов[4] согласно решение своего пятого Курултая, состоявшийся в 2007 г. в Казахстане, в котором приняли участие делегаты и с Турции во главе с неутомимым туранистом Туран Язганом, профессором Байрам Байрактар и других лиц.
В частности воссозданием тюркского мировоззрения, одноименный центр в Татарстане под руководством известного ученого Р.Мухаметдинова, над разработкой Тюркской пути общественного развития и языка Анатюрк соответствующие институты в городке Туран во главе академиками Е.Султанмуратом, Б.Каримовым. Мы приглашаем сотрудничать желающих в создании этих основ, имеющих для тюркского мира судьбоносное значение. Место строительства Турана – общественно-культурного центра тюркского мира, было выбрано в упомянутом Курултае, одобрен Администрацией Президента Казахстан и включен в число приоритетных проектов, подлежащих реализации. Городок Туран находится на стыке трех тюркских республик, в Южном Казахстане. Тюркский путь общественного развития, предлагаемый нами, включает в себе двухфакторной модели рыночной экономики, осуществленной во многих странах, например в США как государственная программа ESOP, первичной основой которой является предприятия собственности работников[5]. Совокупная эффективность ее намного превышает любые другие известные формы организации экономической деятельности. Она в наиболее совершенную форму доведена в Мондрагонской кооперативной корпораций страны басков Испании. Родственные предприятия этой корпорации имеется и в Турции. В этих предприятиях каждый работник, будучи совладельцами, работает как бы на себя – высока их отдача[6]. Должен отметить, что, в свое время в Казахстане, в таких предприятиях мы тоже достигли немыслимых успехов. Только приоритетное развитие такой модели экономики, раскрепостив возможностей каждого, позволить преодолеть любой тюркской стране отсталость и подняться до вершин экономического процветания за кратчайший срок.
Органическим продолжением данного экономического базиса является дахабическая, поистине народная демократия[7]. В ней гармонизированы роли прямой и представительской демократии, соответствует интересам всех народов мира – требованиям наступившей эры развития Земной цивилизации.
Она независимо от склонностей, обеспечить безусловное служение правящих сил интересам собственного народа. При этом нездоровым силам не удастся добиться своих целей через должностных лиц. Этого не допустить дахабическая демократия и следующему руководителю, если устранять несговорчивого лидера. Данные положения является весьма актуальным для тюркских стран в деле выбора собственного пути развития.
Cуть двухфакторной модели экономики и дахабической демократии вытекают с общественного характера сознания тюрков, мировоззрения, подталкивающих нас к свободе и равенству, и соответствует нашим чаяниям.
Таким образом, они составляет базовую основу Тюркского пути общественного развития.
Тюркские народы, приняв предложенный Тюркский путь общественного развития, не только выживет, но и станет субъектом, в лице Тюркского Содружества, способного влиять на развитие мировой культуры – мировой цивилизации. Содружество, растянутый с Монголии до Средиземного моря, станет как бы буферным поясом, способный погасить напоры китайско-индийской миграции4. Поэтому, в становлении "тюркского пояса" стабильности должны быть заинтересованы и народы Европы, с ослабленным "иммунитетом" ко всему, как залога сохранения их этнической самобытности и естественности развития.
Особая роль принадлежит языковой коммуникации в деле консолидации тюркских народов. Им может стать только тот язык, выработанный и закаленный в процессе нашей тысячелетних историй, как отражение и составная часть тюркского духа. Называть какой-то существующий тюркский язык таковым, было бы признаком этической, политической слепоты вносящий разлад и обиду среди братских народов. Поэтому наш Институт Анатюрк воссоздает общетюркского языка на основе общих всем нам слов и понятий. То есть он во многом будет тем языком, на котором говорили наши предки, поэтому мы его называем языком "Анатюрк" – материнским языком тюрок. "Анатюрк", как естественный продукт тюркского этногенеза, подав импульсы, разбудив тюркского мировоззрения – собственную базу, вырастившего его самого, будет развиваться и далее гармонично. Но отсутствие денег сдерживает эту работу. В такие минуты невольно думаешь, почему Всемирный еврейский конгресс может править миром, а Всемирная Ассамблея Тюркских Народов находится в нищете? Ведь были времена, например Турецкий премьер Месут Иылмаз были среди нас в нашем Измирском Курултае 1997 года. При должном финансировании мы сделали бы анатюрк пригодным для печати за два года, и возобновили бы выпуск общетюркской газеты "Таржиман", продолжив, и таким образом, дело великого И.Гаспыралы. Конечно, это только одним из способов применения его. А еще через пару лет анатюрк могли бы выпустить как полноценного языка и начать вещание общетюркских электронных СМИ. Принципы создания Анатюрк сделает его демократическим средством общения тюрок, приведет к должному развитию существующих тюркских языков. Так как, они не антагонисты, каким является в отношении наших языков русский, китайский и др.языки. Ставь языком науки, культуры и иной информации, позволить несравнимо ускорить повышение интеллектуального уровня и тех тюрков, которые, скажем, проживает в глубинке, и выступить со временем как одним из мировых языков. Он будет действенным инструментом восстановления общетюркского культурного пространства, вывода информационно зависимых тюрков от сферы действия идеологизированного, например русскоязычного информационного поля.
Но некоторые казахи хотели бы сделать общетюркским казахский язык, ведь все же недалек от истины президент Н.Назарбаев, когда говорить, что казахский – это одним из тюркских языков, во многом сохранившие свои корни. Есть и другие мнения, а немало османских тюрков бесапелляционно заявляет, что турецкий станет общетюркским языком.
Таким образом, ненаходя общего знаменателя, мы потеряли двадцать лет с тех возможностей, подаренный судьбой. Если дальше будем продолжать словоблудие, то может отпасть необходимость в языке, который мог бы служить опорой нашего единства. Поэтому не теряя остатки того шанса, неоглядываясь, давайте сформируем анатюрк. Он станет мощным средством осуществления наших общих замыслей, устремленное в будущее. Во всяком случае он будет сопутствоват всем тем, кто добивается благополучия нас через тюркское единства, если они прикрываясь им, не добивается своих эгостических целей.
Сказанное только частица, того, что делается в тюркском мире для нашего общего возрождения. Тюркская гуманитарная наука нуждается во взаимодействии в обобщении прошлого и во имя будущего. Что в лучшей мере могут быть достигнута в Академии тюркских стран, создания которой предусмотрена решением Нахичеванского Саммита по предложению президента Н.Назарбаева. Мы полагаем, что, размещение данной академии в городке Туран является наиболее целесообразным во всех отношениях[8]. В этом вопросе мы ищем и у вас взаимопонимания.
…Наши правительства, несмотря каждый из них имеют по нескольку зарубежных "кураторов", которые отрицательно относится тюркскому единению, последние годы сделали рывок в этом направлении. Создана Межпарламентская Ассамблея, решено создать Тюрксовет, намечены и другие меры по интенсификации взаимодействия тюркских стран. Однако незаметна общественная активность. За исключением Кыргызстана, не слышным стала деятельность партии, движений, хотя бы носящие называние подобию Туркестана, Турана. Если их не видать, спрашивается, кто же будет заседать в Межпарламентском Ассамблее? Ход развития событий требует того, чтобы был организован общетюркский интернационал политических партии, ставящих целью тюркского единства. Только они способны осилить масштабного просвещения наших народов тюркскими идеями и начать их осуществить. Но и для любой общественной группы, политических сил, озабоченные судьбой собственного народа не должны быть чужды идеи тюркизма, ибо тюркское единство – наше будущее, общенациональная задача.
На сегодня так же не стоить сделать вид, что не замечаем отстраненность от участия в общетюркских форумах отдельных тюркских стран и их лидеров, в т.ч. Президента Узбекистана И.Каримова, который все же продолжает на деле доказывать свою преданность тюркской солидарности. Не нашли еще должного взаимопонимания и молодые лидеры Азербайджана и Туркменистана, уважаемые И.Алиев и К.Бердымухамедов. Камнем преткновения остается спорный участок в Каспии, если он неразрешим в двухстороннем порядке, надо рассмотреть вопрос в Тюрксовете, не исключая вариант передачи данного месторождения под юрисдикцию данного органа, при котором доход, от эксплуатации которого шло бы на поддержку общетюркских проектов. Что было бы проблеском будущего, при котором наше единство будет процветать на общей духовной и материальной платформе. Видно так же, не всегда оправданы "казенные" протокольные премудрости во взаимоотношениях между руководителями братских народов. Случается, что, гостя-президента в аэропорту встречает второстепенные лица, а не его коллега, что вряд ли является благоприятной предпосылкой достижению взаимопонимания. Покойный Гейдар Алиев не обращал внимания на таких "издержках", и ставил интересы дела выше.
На мой взгляд, прирожденный дипломат, уважаемый А.Гюль – президент Турции, как это сделал в свое время прозорливый Т.Озал, сумеет собрать тюркских лидеров вместе. Мы хотим видеть их всех, скажем, на президиуме очередного Курултая Тюркских государств и народов.
… Поскольку большинство здесь присутствующих ученые культурологи, хочу обратиться к Вам с предложением, совместно работать над распространением, даже над узаконением Праздника "Дня единства тюркских народов". Исходя с политической ситуации, она может называться и "Днем культуры тюркских народов", "Днем тюркских народов". Главное, то, что такой вечный Праздник тюрков, обращенное в будущее, отмечаемый во всех уголках тюркского мира, будет иметь ничем несравнимый высокий эффект в деле консолидации тюркских народов, и их культур. Впервые данный Праздник мы отметили в этом году 20 июня в Казахстане, в приграничном с Кыргызстаном городе Мерке, с участием представителей тюркских народов[9].
Нашему поколению достался труднейшая миссия по решению за коротки срок проблем, накопившихся за последние пять веков. Настало пора сделать тюркизм наступательной идеологией, чтобы он был "осознан и приближен к сознанию, к системе самоидентификации тюркских народов, войти в их менталитет и мир чувств, стать их знаменем"[10], руководством к действию. И мы это осилим, если каждый интеллектуал, будучи даже математиком немного уделить внимание общему делу. Мы осилим свою миссию, если мы объединимся мыслящие люди тюркского мира, рука об руку будем действовать с нашими правительствами.
Академик Е.Султанмурат,
Президент Всемирной Ассамблеи Тюркских Народов
[1] Неизвестно, чем бы закончился тогда эта краткосрочная война, если бы США уже не считала Турцию предпочтительным партнером по блоку НАТО.
[2] "О книге М. Аджи "Европа, тюрки, Великая Степь", Дм.Верхотуров, газета "Книголюб" № 11, 2005. г.Москва.
[3] "Перспективы тюркской идеологии", Р.Безертинов, газета "Безнен юл", №6, декабрь, 2004 г. Татарстан.
[4] Ассамблея Тюркских Народов, созданная в 1990 году в Москве, в Измирском Курултае 1997 года приобрел статус Всемирной Ассамблеи.
[5] "Тюркский пояс стабильности (ЕврАзии)", Е.Султанмурат, Р.Мухаметдинов, Б.Каримов. Казань, 2009г.
[6] The National Center for Employee Ownership, www.nceo.org; Kelso Institute for the Study of Economic Systems, www.kelsoinstitute.org; Ohio Employee Ownership Center, http://cog.kent.edu/index.html; Mondragon cooperative corporation – MCC, www.mondragon-corporation.com
[7] "Transformation of the World", Y.Sultanmurat, "Civilisation", Almaty, 2002.
[8] http://www.turkbirlik.gen.tr/lang-tr/dta/ermentay-sultanmurat/985-turk-aleminin-akedemisi-turanda-boluvi-tiyis.html
[9] http://www.turkbirlik.gen.tr/lang-tr/dta/803-turk-halklarinin-gunu.html
[10] "Тюркизм и пантюркизм", И.Гилязов, Н.Горошков, С.Червонная, журнал "Ас-Алан". - Москва, 2003. №1 (10).
Источник - ЦентрАзия
Как признается отдельные русские невзначай "…против тюрок настроена вся европейская и русская историческая наука…"[2]. Если она такая, это не наука, а байки, служащие оправданию их корыстных, расистских устремлений. Так было в прежние времена, еще более агрессивным стала лженаука теперь. К сожалению, против тюрок, особенно тюркам-мусульманам настроена не только она, а подавляющая часть жизнедеятельности альянса западных и колониальных держав.
Вторым, не менее опасным фактором, ведущей тюрков к пропасти, является глобализация. Тюрки к ней не готовы. Если в наших странах и далее продолжаться господство классического капитализма, то мы никогда не станем конкурентоспособными. А проигрывать всепроникающим трудоголикам-китайцам, начали уже всюду. Отгораживаться от всего этого никто нам не даст. Тем более весь мир нуждается в наших ресурсах. Таким образом, усыпленный текучкой и "радужными перспективами" с уст тех наших сородичей, которым хочется хотя бы эту жизнь прожить припевающей, тюркский мир идет в небытие. Мы свыклись антитюркским процессам, идущие веками, в унисон и усилившись с глобализацией, вступившие на завершающую стадию. А наши вялые попытки, которых делаем в надежде смягчить удары этих монстров, подобно комариным жужжаниям, не имеет успеха ввиду их неадекватности.
То, что у нас появились нескольких условно независимых государств, не должно вводить никого в заблуждение. Это только шанс на возрождение. Чтобы воспользоваться им, нам нужна стратегия, которая смогла бы ослабить лавину, утопающий нас и перенаправить развитие тюркских стран в русло, соответствующих собственным интересам.
Такая стратегия вытекает от общетюркской национальной идеи, главной цели в нашу эпоху, отвечающая чаяниям каждого тюркского и примыкавших этносов, и тюркского мира в целом. По нашему мнению она могла бы звучит следующим образом: "обеспечение зажиточной жизни, свободы и равенство каждой личности и народа в Тюркском пространстве, в Мировом сообществе на основе консолидации тюркского суперэтноса – возрождения обновленной тюркской цивилизации". Значить, чтобы достичь благополучия тюркских народов в настоящем и будущем требуется "консолидация тюркского суперэтноса, возрождение обновленной тюркской цивилизации". На сегодня тюркской цивилизации как таковой нет, его элементы находится в музеях и в иных местах, в нашей памяти. Чтобы возродить ее, такая идея должна овладеть умами миллионов людей, разбудить общественную энергетику и привести к действиям. А пока воспринять эту идею могут только люди с тюркским мышлением. Но их не много, и совершенно недостаточны для осуществления такой грандиозной задачи. Они ценны тем, что могут разработать теорию обновленной тюркской цивилизации, довести до широких масс, принять участие, если надо и возглавить ее осуществление.
В этом деле первейшей задачей является воссоздание тюркского мировоззрения, тюркской философии и основу программы общественного развития тюркского мира. Исходя с того, что тюркский мир находится в критическом состоянии[3], и положения далее усугубляется, нам необходимо выбрать такой путь развития, которое соответствовало бы не только тюркскому мировоззрению, и породил соответствующий резонанс, но обеспечил бы возрождение тюркской цивилизации за кратчайший срок – за несколько десятков лет. Одновременно мы должны добиться того, чтобы все эти разработки стали достоянием общественности – впитывались каждому тюрку с молоком матери. Над этими проблемами занимается Всемирная Ассамблея Тюркских Народов[4] согласно решение своего пятого Курултая, состоявшийся в 2007 г. в Казахстане, в котором приняли участие делегаты и с Турции во главе с неутомимым туранистом Туран Язганом, профессором Байрам Байрактар и других лиц.
В частности воссозданием тюркского мировоззрения, одноименный центр в Татарстане под руководством известного ученого Р.Мухаметдинова, над разработкой Тюркской пути общественного развития и языка Анатюрк соответствующие институты в городке Туран во главе академиками Е.Султанмуратом, Б.Каримовым. Мы приглашаем сотрудничать желающих в создании этих основ, имеющих для тюркского мира судьбоносное значение. Место строительства Турана – общественно-культурного центра тюркского мира, было выбрано в упомянутом Курултае, одобрен Администрацией Президента Казахстан и включен в число приоритетных проектов, подлежащих реализации. Городок Туран находится на стыке трех тюркских республик, в Южном Казахстане. Тюркский путь общественного развития, предлагаемый нами, включает в себе двухфакторной модели рыночной экономики, осуществленной во многих странах, например в США как государственная программа ESOP, первичной основой которой является предприятия собственности работников[5]. Совокупная эффективность ее намного превышает любые другие известные формы организации экономической деятельности. Она в наиболее совершенную форму доведена в Мондрагонской кооперативной корпораций страны басков Испании. Родственные предприятия этой корпорации имеется и в Турции. В этих предприятиях каждый работник, будучи совладельцами, работает как бы на себя – высока их отдача[6]. Должен отметить, что, в свое время в Казахстане, в таких предприятиях мы тоже достигли немыслимых успехов. Только приоритетное развитие такой модели экономики, раскрепостив возможностей каждого, позволить преодолеть любой тюркской стране отсталость и подняться до вершин экономического процветания за кратчайший срок.
Органическим продолжением данного экономического базиса является дахабическая, поистине народная демократия[7]. В ней гармонизированы роли прямой и представительской демократии, соответствует интересам всех народов мира – требованиям наступившей эры развития Земной цивилизации.
Она независимо от склонностей, обеспечить безусловное служение правящих сил интересам собственного народа. При этом нездоровым силам не удастся добиться своих целей через должностных лиц. Этого не допустить дахабическая демократия и следующему руководителю, если устранять несговорчивого лидера. Данные положения является весьма актуальным для тюркских стран в деле выбора собственного пути развития.
Cуть двухфакторной модели экономики и дахабической демократии вытекают с общественного характера сознания тюрков, мировоззрения, подталкивающих нас к свободе и равенству, и соответствует нашим чаяниям.
Таким образом, они составляет базовую основу Тюркского пути общественного развития.
Тюркские народы, приняв предложенный Тюркский путь общественного развития, не только выживет, но и станет субъектом, в лице Тюркского Содружества, способного влиять на развитие мировой культуры – мировой цивилизации. Содружество, растянутый с Монголии до Средиземного моря, станет как бы буферным поясом, способный погасить напоры китайско-индийской миграции4. Поэтому, в становлении "тюркского пояса" стабильности должны быть заинтересованы и народы Европы, с ослабленным "иммунитетом" ко всему, как залога сохранения их этнической самобытности и естественности развития.
Особая роль принадлежит языковой коммуникации в деле консолидации тюркских народов. Им может стать только тот язык, выработанный и закаленный в процессе нашей тысячелетних историй, как отражение и составная часть тюркского духа. Называть какой-то существующий тюркский язык таковым, было бы признаком этической, политической слепоты вносящий разлад и обиду среди братских народов. Поэтому наш Институт Анатюрк воссоздает общетюркского языка на основе общих всем нам слов и понятий. То есть он во многом будет тем языком, на котором говорили наши предки, поэтому мы его называем языком "Анатюрк" – материнским языком тюрок. "Анатюрк", как естественный продукт тюркского этногенеза, подав импульсы, разбудив тюркского мировоззрения – собственную базу, вырастившего его самого, будет развиваться и далее гармонично. Но отсутствие денег сдерживает эту работу. В такие минуты невольно думаешь, почему Всемирный еврейский конгресс может править миром, а Всемирная Ассамблея Тюркских Народов находится в нищете? Ведь были времена, например Турецкий премьер Месут Иылмаз были среди нас в нашем Измирском Курултае 1997 года. При должном финансировании мы сделали бы анатюрк пригодным для печати за два года, и возобновили бы выпуск общетюркской газеты "Таржиман", продолжив, и таким образом, дело великого И.Гаспыралы. Конечно, это только одним из способов применения его. А еще через пару лет анатюрк могли бы выпустить как полноценного языка и начать вещание общетюркских электронных СМИ. Принципы создания Анатюрк сделает его демократическим средством общения тюрок, приведет к должному развитию существующих тюркских языков. Так как, они не антагонисты, каким является в отношении наших языков русский, китайский и др.языки. Ставь языком науки, культуры и иной информации, позволить несравнимо ускорить повышение интеллектуального уровня и тех тюрков, которые, скажем, проживает в глубинке, и выступить со временем как одним из мировых языков. Он будет действенным инструментом восстановления общетюркского культурного пространства, вывода информационно зависимых тюрков от сферы действия идеологизированного, например русскоязычного информационного поля.
Но некоторые казахи хотели бы сделать общетюркским казахский язык, ведь все же недалек от истины президент Н.Назарбаев, когда говорить, что казахский – это одним из тюркских языков, во многом сохранившие свои корни. Есть и другие мнения, а немало османских тюрков бесапелляционно заявляет, что турецкий станет общетюркским языком.
Таким образом, ненаходя общего знаменателя, мы потеряли двадцать лет с тех возможностей, подаренный судьбой. Если дальше будем продолжать словоблудие, то может отпасть необходимость в языке, который мог бы служить опорой нашего единства. Поэтому не теряя остатки того шанса, неоглядываясь, давайте сформируем анатюрк. Он станет мощным средством осуществления наших общих замыслей, устремленное в будущее. Во всяком случае он будет сопутствоват всем тем, кто добивается благополучия нас через тюркское единства, если они прикрываясь им, не добивается своих эгостических целей.
Сказанное только частица, того, что делается в тюркском мире для нашего общего возрождения. Тюркская гуманитарная наука нуждается во взаимодействии в обобщении прошлого и во имя будущего. Что в лучшей мере могут быть достигнута в Академии тюркских стран, создания которой предусмотрена решением Нахичеванского Саммита по предложению президента Н.Назарбаева. Мы полагаем, что, размещение данной академии в городке Туран является наиболее целесообразным во всех отношениях[8]. В этом вопросе мы ищем и у вас взаимопонимания.
…Наши правительства, несмотря каждый из них имеют по нескольку зарубежных "кураторов", которые отрицательно относится тюркскому единению, последние годы сделали рывок в этом направлении. Создана Межпарламентская Ассамблея, решено создать Тюрксовет, намечены и другие меры по интенсификации взаимодействия тюркских стран. Однако незаметна общественная активность. За исключением Кыргызстана, не слышным стала деятельность партии, движений, хотя бы носящие называние подобию Туркестана, Турана. Если их не видать, спрашивается, кто же будет заседать в Межпарламентском Ассамблее? Ход развития событий требует того, чтобы был организован общетюркский интернационал политических партии, ставящих целью тюркского единства. Только они способны осилить масштабного просвещения наших народов тюркскими идеями и начать их осуществить. Но и для любой общественной группы, политических сил, озабоченные судьбой собственного народа не должны быть чужды идеи тюркизма, ибо тюркское единство – наше будущее, общенациональная задача.
На сегодня так же не стоить сделать вид, что не замечаем отстраненность от участия в общетюркских форумах отдельных тюркских стран и их лидеров, в т.ч. Президента Узбекистана И.Каримова, который все же продолжает на деле доказывать свою преданность тюркской солидарности. Не нашли еще должного взаимопонимания и молодые лидеры Азербайджана и Туркменистана, уважаемые И.Алиев и К.Бердымухамедов. Камнем преткновения остается спорный участок в Каспии, если он неразрешим в двухстороннем порядке, надо рассмотреть вопрос в Тюрксовете, не исключая вариант передачи данного месторождения под юрисдикцию данного органа, при котором доход, от эксплуатации которого шло бы на поддержку общетюркских проектов. Что было бы проблеском будущего, при котором наше единство будет процветать на общей духовной и материальной платформе. Видно так же, не всегда оправданы "казенные" протокольные премудрости во взаимоотношениях между руководителями братских народов. Случается, что, гостя-президента в аэропорту встречает второстепенные лица, а не его коллега, что вряд ли является благоприятной предпосылкой достижению взаимопонимания. Покойный Гейдар Алиев не обращал внимания на таких "издержках", и ставил интересы дела выше.
На мой взгляд, прирожденный дипломат, уважаемый А.Гюль – президент Турции, как это сделал в свое время прозорливый Т.Озал, сумеет собрать тюркских лидеров вместе. Мы хотим видеть их всех, скажем, на президиуме очередного Курултая Тюркских государств и народов.
… Поскольку большинство здесь присутствующих ученые культурологи, хочу обратиться к Вам с предложением, совместно работать над распространением, даже над узаконением Праздника "Дня единства тюркских народов". Исходя с политической ситуации, она может называться и "Днем культуры тюркских народов", "Днем тюркских народов". Главное, то, что такой вечный Праздник тюрков, обращенное в будущее, отмечаемый во всех уголках тюркского мира, будет иметь ничем несравнимый высокий эффект в деле консолидации тюркских народов, и их культур. Впервые данный Праздник мы отметили в этом году 20 июня в Казахстане, в приграничном с Кыргызстаном городе Мерке, с участием представителей тюркских народов[9].
Нашему поколению достался труднейшая миссия по решению за коротки срок проблем, накопившихся за последние пять веков. Настало пора сделать тюркизм наступательной идеологией, чтобы он был "осознан и приближен к сознанию, к системе самоидентификации тюркских народов, войти в их менталитет и мир чувств, стать их знаменем"[10], руководством к действию. И мы это осилим, если каждый интеллектуал, будучи даже математиком немного уделить внимание общему делу. Мы осилим свою миссию, если мы объединимся мыслящие люди тюркского мира, рука об руку будем действовать с нашими правительствами.
Академик Е.Султанмурат,
Президент Всемирной Ассамблеи Тюркских Народов
[1] Неизвестно, чем бы закончился тогда эта краткосрочная война, если бы США уже не считала Турцию предпочтительным партнером по блоку НАТО.
[2] "О книге М. Аджи "Европа, тюрки, Великая Степь", Дм.Верхотуров, газета "Книголюб" № 11, 2005. г.Москва.
[3] "Перспективы тюркской идеологии", Р.Безертинов, газета "Безнен юл", №6, декабрь, 2004 г. Татарстан.
[4] Ассамблея Тюркских Народов, созданная в 1990 году в Москве, в Измирском Курултае 1997 года приобрел статус Всемирной Ассамблеи.
[5] "Тюркский пояс стабильности (ЕврАзии)", Е.Султанмурат, Р.Мухаметдинов, Б.Каримов. Казань, 2009г.
[6] The National Center for Employee Ownership, www.nceo.org; Kelso Institute for the Study of Economic Systems, www.kelsoinstitute.org; Ohio Employee Ownership Center, http://cog.kent.edu/index.html; Mondragon cooperative corporation – MCC, www.mondragon-corporation.com
[7] "Transformation of the World", Y.Sultanmurat, "Civilisation", Almaty, 2002.
[8] http://www.turkbirlik.gen.tr/lang-tr/dta/ermentay-sultanmurat/985-turk-aleminin-akedemisi-turanda-boluvi-tiyis.html
[9] http://www.turkbirlik.gen.tr/lang-tr/dta/803-turk-halklarinin-gunu.html
[10] "Тюркизм и пантюркизм", И.Гилязов, Н.Горошков, С.Червонная, журнал "Ас-Алан". - Москва, 2003. №1 (10).
Источник - ЦентрАзия
|