КАЗНЕТ: виртуальные миллионеры
admin 03 Марта 2011 в 09:52:43
В Казнете с каждым годом все больше и больше игроков. Однако казахстанский интернет-бизнес пока не может похвастаться большими доходами. Более того, многим молодым компаниям приходится подсчитывать огромные убытки.
Президент интернет-компании "Интереснет" Талгат Шамиль вложил в свой первый проект миллион долларов. Он вышел на рынок с новым интернет-справочником, нанял коллектив порядка 300 человек, открыл филиалы по Казахстану и… уже через четыре месяца вынужден был принять решение остановить работу – долги накапливались, а дохода не было никакого.
– Я стал анализировать и понял, что допустил массу ошибок, – говорит Талгат. – Я ведь финансист, и все, что знал в этой области, пытался перенести на Интернет. Был абсолютно уверен в себе, не понимая, что Интернет живет совсем по другим законам. Все изначально было сделано неверно, ошибки были по всем четырем "P" (product-продукт, place-место, price-цена, promotion-продвижение), да и сам продукт был изначально неправильно просчитан: я собрал туда все, что только можно было, в то время как сегодняшний пользователь предпочитает специализированные сайты, а не сборную "солянку". Кроме того, я сразу сделал платной регистрацию, чем отпугнул еще большее количество пользователей. В общем, проанализировав свои ошибки, я решил сделать проект по-другому. Нынешний сайт потребовал инвестиций в 300 тысяч долларов, мы работаем полтора года, но до сих пор не вышли на прибыль. Ежемесячно я трачу порядка полутора миллионов тенге на продвижение сайта и прочие расходы, а доход от рекламы составляет только 500–600 тысяч тенге. В то же время я абсолютно уверен, что через несколько лет мой сайт будет стоить миллион долларов.
– Вас послушать, так отпадет все желание заниматься интернет-бизнесом…
– На самом деле я пытаюсь объяснить сложности, к которым люди должны быть готовы. Ко мне очень часто приходят разные люди за советом или с предложениями стать соинвесторами. Я слушаю их и понимаю, что они собираются идти тем же неверным путем, который мной уже был пройден. Но их не переубедишь. Для того чтобы в Казнете создать проект, который будет приносить миллионы, достаточно открыть рейтинг российских сайтов, выбрать проект, которого нет в Казахстане, и начинать действовать. Если у человека есть деньги, возможно, правильным будет нанять россиян для продвижения и разработки некоторых моментов. Все же у нас пока недостаточно опыта и практики. Но выходить на рынок обязательно нужно именно сейчас, пока он свободен. Развитие Интернета происходит стремительно, уже через два года новым игрокам будет сложнее. Впрочем, не стоит пытаться занять нишу, которая уже захвачена россиянами. Например, в прошлом году появился проект hat.kz, который пытался конкурировать с mail.ru. У них была очень мощная рекламная кампания, в том числе в off-line, но в итоге они закрылись. Нет никакого смысла делить кусок пирога с россиянами, они опережают нас по развитию интернет-бизнеса на 3–5 лет. Но отечественные бизнесмены продолжают упорствовать: сейчас появился казахстанский сайт по типу "Одноклассников" или "В контакте", которые, конечно, наберут определенное количество пользователей, но денег на сайте они не заработают и опять-таки из-за россиян. В то же время не стоит кусать локти: мол, россияне все заняли, не дают развиваться Казнету. Это не так. Сейчас рынок интернет-бизнеса в нашей стране практически чист, главное – разработать хорошее предложение и вперед. Существует много проектов, когда россияне не могут активно проникать на наш рынок, так как для этого им понадобится офис в нашей стране. Поэтому их влияние на нашего пользователя очень слабое, и в таких случаях можно не бояться и браться за работу.
– Вы агитируете людей вкладывать в Интернет, но ведь придут ваши конкуренты, разве нет?
- У меня другое мнение. Чем больше игроков придет на рынок, тем быстрее он раскачается. Представим, что в Казахстане порядка 100 тысяч компаний, однако всего 200 из них сегодня дают рекламу в Интернет. Это очень мало! Проблема в том, что отечественные компании не понимают преимущества рекламы в Интернете. Во-первых, это дешевле (стоимость баннера составляет от
3 тысяч тенге в месяц), во-вторых, в Интернете можно проследить количество запросов на продаваемый продукт. К примеру, в Великобритании Интернет стал крупнейшим рынком рекламы. Я жду новых бизнесменов, так как сейчас во многом приходится проводить образовательную работу, объяснять людям, что такое реклама в Интернете и как ее использовать. Мы, кстати, возвращаем деньги, если месяц рекламы оказался безрезультатным: таким образом с нами остаются 8 из 10 клиентов. Уместно добавить, что в Интернете можно почти 100-процентно попасть в свою целевую аудиторию. Например, мы первые в Казахстане внедрили систему geo-target, то есть пользователи Шымкента видят шымкентскую рекламу, в Алматы – алматинскую.
– Объясните, почему россияне уже сидят на миллионах, а мы только начинаем считать доходы от интернет-бизнеса?
– В России на правительственном уровне идет агрессивное внедрение Интернета. Недавно президент Дмитрий Медведев отчитывал нескольких губернаторов за то, что ими не проведен Интернет в некоторые деревни. Те пытались объяснить: мол, это очень далеко и вообще не представляется возможным. Но Медведев дал жесткое указание – выполнить и доложить.
– Недавно мне предлагали вложить деньги в интернет-проект и убеждали, что при затратах максимум 15–20 тысяч долларов через год он начнет приносить такую же сумму ежемесячно. Насколько это соответствует действительности?
– Вас ввели в заблуждение. Только на создание хорошего сайта может уйти 100–200 тысяч долларов, еще 100 тысяч – на организацию работы. К сожалению, некоторые люди даже считают, что, открыв свой сайт, дальше можно ничего не делать – сайт сам будет приносить деньги.
– Как, по вашему, изменится интернет-рынок в этом году?
– По некоторым оценкам, он увеличится втрое.
–Каким видом интернет-бизнеса лучше не заниматься?
– Сегодня самым сложным считается интернет-магазин. Казахстанцев пока сложно будет переубедить в удобстве покупок через Интернет.Справка "ЭК":
По данным Агентства РК по информатизации, число пользователей Интернета в 2009 году составило 4,7 миллиона казахстанцев. Годом раньше их было всего 2,5 миллиона человек.
По оценкам аналитиков, объем интернет-рекламы в 2007 году составил один миллион долларов, в 2008 году – 3,5 миллиона, а в 2009 году суммарный объем рынка интернет-рекламы был около 5 миллионов долларов.
В 2009 году в Казнете появилось около 100 профессиональных коммерческих площадок.
Президент интернет-компании "Интереснет" Талгат Шамиль вложил в свой первый проект миллион долларов. Он вышел на рынок с новым интернет-справочником, нанял коллектив порядка 300 человек, открыл филиалы по Казахстану и… уже через четыре месяца вынужден был принять решение остановить работу – долги накапливались, а дохода не было никакого.
– Я стал анализировать и понял, что допустил массу ошибок, – говорит Талгат. – Я ведь финансист, и все, что знал в этой области, пытался перенести на Интернет. Был абсолютно уверен в себе, не понимая, что Интернет живет совсем по другим законам. Все изначально было сделано неверно, ошибки были по всем четырем "P" (product-продукт, place-место, price-цена, promotion-продвижение), да и сам продукт был изначально неправильно просчитан: я собрал туда все, что только можно было, в то время как сегодняшний пользователь предпочитает специализированные сайты, а не сборную "солянку". Кроме того, я сразу сделал платной регистрацию, чем отпугнул еще большее количество пользователей. В общем, проанализировав свои ошибки, я решил сделать проект по-другому. Нынешний сайт потребовал инвестиций в 300 тысяч долларов, мы работаем полтора года, но до сих пор не вышли на прибыль. Ежемесячно я трачу порядка полутора миллионов тенге на продвижение сайта и прочие расходы, а доход от рекламы составляет только 500–600 тысяч тенге. В то же время я абсолютно уверен, что через несколько лет мой сайт будет стоить миллион долларов.
– Вас послушать, так отпадет все желание заниматься интернет-бизнесом…
– На самом деле я пытаюсь объяснить сложности, к которым люди должны быть готовы. Ко мне очень часто приходят разные люди за советом или с предложениями стать соинвесторами. Я слушаю их и понимаю, что они собираются идти тем же неверным путем, который мной уже был пройден. Но их не переубедишь. Для того чтобы в Казнете создать проект, который будет приносить миллионы, достаточно открыть рейтинг российских сайтов, выбрать проект, которого нет в Казахстане, и начинать действовать. Если у человека есть деньги, возможно, правильным будет нанять россиян для продвижения и разработки некоторых моментов. Все же у нас пока недостаточно опыта и практики. Но выходить на рынок обязательно нужно именно сейчас, пока он свободен. Развитие Интернета происходит стремительно, уже через два года новым игрокам будет сложнее. Впрочем, не стоит пытаться занять нишу, которая уже захвачена россиянами. Например, в прошлом году появился проект hat.kz, который пытался конкурировать с mail.ru. У них была очень мощная рекламная кампания, в том числе в off-line, но в итоге они закрылись. Нет никакого смысла делить кусок пирога с россиянами, они опережают нас по развитию интернет-бизнеса на 3–5 лет. Но отечественные бизнесмены продолжают упорствовать: сейчас появился казахстанский сайт по типу "Одноклассников" или "В контакте", которые, конечно, наберут определенное количество пользователей, но денег на сайте они не заработают и опять-таки из-за россиян. В то же время не стоит кусать локти: мол, россияне все заняли, не дают развиваться Казнету. Это не так. Сейчас рынок интернет-бизнеса в нашей стране практически чист, главное – разработать хорошее предложение и вперед. Существует много проектов, когда россияне не могут активно проникать на наш рынок, так как для этого им понадобится офис в нашей стране. Поэтому их влияние на нашего пользователя очень слабое, и в таких случаях можно не бояться и браться за работу.
– Вы агитируете людей вкладывать в Интернет, но ведь придут ваши конкуренты, разве нет?
- У меня другое мнение. Чем больше игроков придет на рынок, тем быстрее он раскачается. Представим, что в Казахстане порядка 100 тысяч компаний, однако всего 200 из них сегодня дают рекламу в Интернет. Это очень мало! Проблема в том, что отечественные компании не понимают преимущества рекламы в Интернете. Во-первых, это дешевле (стоимость баннера составляет от
3 тысяч тенге в месяц), во-вторых, в Интернете можно проследить количество запросов на продаваемый продукт. К примеру, в Великобритании Интернет стал крупнейшим рынком рекламы. Я жду новых бизнесменов, так как сейчас во многом приходится проводить образовательную работу, объяснять людям, что такое реклама в Интернете и как ее использовать. Мы, кстати, возвращаем деньги, если месяц рекламы оказался безрезультатным: таким образом с нами остаются 8 из 10 клиентов. Уместно добавить, что в Интернете можно почти 100-процентно попасть в свою целевую аудиторию. Например, мы первые в Казахстане внедрили систему geo-target, то есть пользователи Шымкента видят шымкентскую рекламу, в Алматы – алматинскую.
– Объясните, почему россияне уже сидят на миллионах, а мы только начинаем считать доходы от интернет-бизнеса?
– В России на правительственном уровне идет агрессивное внедрение Интернета. Недавно президент Дмитрий Медведев отчитывал нескольких губернаторов за то, что ими не проведен Интернет в некоторые деревни. Те пытались объяснить: мол, это очень далеко и вообще не представляется возможным. Но Медведев дал жесткое указание – выполнить и доложить.
– Недавно мне предлагали вложить деньги в интернет-проект и убеждали, что при затратах максимум 15–20 тысяч долларов через год он начнет приносить такую же сумму ежемесячно. Насколько это соответствует действительности?
– Вас ввели в заблуждение. Только на создание хорошего сайта может уйти 100–200 тысяч долларов, еще 100 тысяч – на организацию работы. К сожалению, некоторые люди даже считают, что, открыв свой сайт, дальше можно ничего не делать – сайт сам будет приносить деньги.
– Как, по вашему, изменится интернет-рынок в этом году?
– По некоторым оценкам, он увеличится втрое.
–Каким видом интернет-бизнеса лучше не заниматься?
– Сегодня самым сложным считается интернет-магазин. Казахстанцев пока сложно будет переубедить в удобстве покупок через Интернет.Справка "ЭК":
По данным Агентства РК по информатизации, число пользователей Интернета в 2009 году составило 4,7 миллиона казахстанцев. Годом раньше их было всего 2,5 миллиона человек.
По оценкам аналитиков, объем интернет-рекламы в 2007 году составил один миллион долларов, в 2008 году – 3,5 миллиона, а в 2009 году суммарный объем рынка интернет-рекламы был около 5 миллионов долларов.
В 2009 году в Казнете появилось около 100 профессиональных коммерческих площадок.
|