Двенадцать лет без права обжалования

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 26 Июля 2007 в 08:02:57
Дмитрий ШИШКИН

Сенат, после роспуска мажилиса получивший всю полноту законодательной власти до новых выборов, на прошлой неделе принял в новой редакции Закон «Об образовании». Изменения почти революционные, но главное – переход на двенадцатилетнее обучение. Дело лишь за подписью президента

Крах Советского Союза, а вместе с ним и системы среднего образования, по праву признававшейся одной из лучших в мире (еще бы, за пару десятков лет огромная империя, где до революции большинство населения было либо малограмотным, либо неграмотным вовсе, превратилась в передовую научную державу), неизбежно повлек за собой и развал вузовской системы. Фактически выжили лишь ведущие – МГУ, МГИМО, МГТУ им. Баумана и еще несколько – можно счесть по пальцам – в основном московские вузы. В Москве же остались и лучшие средние школы – гимназии, быстро перешедшие на платную основу и сумевшие сохранить уровень. Но сам факт платности мгновенно вывел их из системы советского образования.

Что касается казахстанской системы образования, то ситуация вышла вообще скорбная, поскольку обильное государственное финансирование закончилось. Нет финансов – нет и лучшего в мире бесплатного образования. А платное, появившееся почти сразу после развала Союза и внедрения капиталистических отношений, никакой критики не выдерживало, поскольку игнорировало и методические пособия, и часто даже учебную программу в целом. Цель была одна – заработать деньги. Детей холили и лелеяли за счет родителей и даже не требовали делать домашние задания. Итоги тех лет подвело ЕНТ.

Ситуация с частными вузами сложилась не лучше. Диплом о высшем образовании получили все, кто хотел. Юристы, экономисты получали высшие знания чуть ли не в райцентрах, за смешные деньги и у «смешных» преподавателей, которые сами вчера купили дипломы.

Согласно простейшей логике, чтобы восстановить прежний уровень, необходимы и прежние условия. Но не тут-то было, условия предусматривают и прежние (советских времен, помноженные на нынешние капиталистические реалии) объемы финансирования. А на образование наше государство тратиться отвыкло. Максимум – это выделение денег на новые школы со стеклопакетами, чтобы не заставлять учеников по осени запихивать меж рамами вату…

И если в советское время десяти лет обучения в школе было достаточно, чтобы на базе среднего образования взрастить великих ученых, то сейчас одиннадцати лет не хватает для сдачи единых тестов при поступлении в вуз.

Одиннадцатилетка вообще появилась странно, фактически без обоснований. Просто решили за счет времени попытаться повысить качество. Что в принципе невозможно – все равно что распахивать солончаки под засев пшеницы, поскольку на старых полях урожаи падают из-за недостатка удобрений.

Теперь – двенадцать. При том что система как таковая не меняется, хотя «революционность» изменений на самом деле присутствует – Казахстан окончательно отказывается от прежней, «советской», системы образования и переходит к западной форме. Именно к форме, а не содержанию. Поскольку содержание, опять же, предусматривает значительные государственные дотации, при наличии которых и советская система работала бы на пять с плюсом.

Что же предусматривает форма? Во-первых, она соответствует Международной стандартной классификации. Кроме нынешних четырех уровней введены новые ступени начального, основного среднего, послесреднего образования. Высшая школа также окончательно приводится в соответствие с западными стандартами: бакалавриат – магистратура – докторантура PhD (доктор философии примерно соответствует советскому кандидату наук, но считается послевузовским образованием, обязательным для каждого, кто собирается заниматься в дальнейшем наукой).

Во-вторых: система рассчитана на то, чтобы после любого из этапов школьник или студент мог прекратить обучение. В зависимости от запросов – хочешь быть сантехником, не надо учить алгоритмы. Та же школьная программа среднего образования рассчитана на 10 лет (основное среднее образование) и 12 лет (общее среднее образование). Но с нашей тягой любого продавца на рынке иметь диплом экономиста – попытка бесперспективная. В советские времена также была возможность ограничиваться восьмилеткой, но пользовались ею очень мало – как правило, только те, кто потом обучался в ПТУ. Однако ПТУ фактически исчезли и восстанавливать их у нас пытаются лишь с высоких трибун…

Тем не менее руководство министерства образования в своих реформах уверено. Министр образования и науки Жансеит Туймебаев так описывал светлое будущее казахстанской школы: «Уже четыре года в 104 школах республики ведется эксперимент по внедрению двенадцатилетки. Прошли стажировку около 30 тысяч учителей, подготовлены учебники, создана база. Этапы 12-летнего обучения будут таковы: с 1-го по 4-й класс – начальное, с 5-го по 10-й – основное общее, а 11–12-й годы будут профильными. По желанию можно будет идти либо по социально-гуманитарному направлению, либо по естественно-научному, либо по технологическому. И уже, исходя из этого, ребята потом будут выбирать вузы».

Первоклассники 2008 года уже попадут в эту систему. А вообще планируется поэтапный ввод реформ: начало перехода первых классов – 1 сентября 2008 года, далее постепенно 2–5 классы, а полный переход к основной школе состоится в 2013 году, к профильному обучению – в 2011 году. В этом же году учащиеся 9-х классов перешагнут сразу в 11 класс профильной школы.

С вузами проще – они давно научились делать по заказу что магистров, что бакалавров, что докторов…

Лучше меньше, да лучше!

Ольга ДЕМЧЕНКО

Итак, досужие разговоры о переходе к 12-летнему образованию обещают стать реальностью. Это значит, что дети в обязательном порядке должны будут начинать учиться в 6 лет и оканчивать школу в 18. Чиновники почему-то считают, что подобные нововведения поспособствуют «интеграции образовательной системы Казах-стана в международное образовательное пространство». Якобы 12-летка сможет реально поднять нынешний образовательный уровень до современных требований, и мы, наконец, войдем в золотой век исследований, науки и умной экономики.

В общем, все у нас теперь будет несколько другим – и цели, и содержание, и методы обучения. Формулировки, как всегда, заманчивы и предполагают движение вперед. Но ведь это только на бумаге. Странно, и почему никому не пришло в голову решать столь сложный вопрос не удлинением времени образования, а повышением качества предлагаемого образования?

Только в последний год-два более или менее решился вопрос с качеством школьных учебников. Они, конечно, по-прежнему далеки от совершенства, и в методических материалах все еще встречаются ошибки, но, во всяком случае, откровенную бредятину из них убрали. Сейчас, перекраивая все на новый лад, мы опять столкнемся с той же проблемой. Это во-первых. Во-вторых, и, наверное, в главных – где найти педагогов, способных давать детям знания на уровне мировых стандартов? Как ни печально, но сегодня подавляющее большинство учителей толком не знают, с какой стороны подойти к компьютеру…

В-третьих, элементарная нехватка школ и, как следствие, двух- и трехсменное обучение (в настоящий момент обычная для общеобразовательной школы картина – скажем, пять пятых классов по 35 человек).

Конечно, система образования нуждается в реформировании, но разумном, а это предполагает колоссальные финансовые затраты. В первую очередь, для решения социальных проблем учителей, повышения им зарплаты и прекращения оттока кадров из школы. Сейчас в большинстве своем педагогический коллектив состоит из учителей так называемой старой закалки – то есть пенсионеров и тех, кто не нашел себе «более достойного применения» – содержать семью и поднимать детей на зарплату учителя просто невозможно.

У меня двое детей-школьников. И проблему среднего образования я знаю очень хорошо. На самом деле, школа мало в чем изменилась с советских времен: драный линолеум, ремонт классов силами или средствами родителей, неудобные парты и стулья с занозами. Истерзанный безденежьем и духовным нездоровьем учитель. Это внешняя сторона вопроса. Внутренняя – сам образовательный процесс. Странный, до предела стрессовый и мало полезный.

Сына я отдала в школу с шести лет. Весной он прошел обязательное тестирование, и его с удовольствием записали в первый «А». Он блестяще отвечал всем требованиям: умел читать, писать, считать, решать простые примеры и пересказывать текст. Когда же в сентябре начались занятия, дети – читающие дети – снова начали учить буквы, писать палочки и к одному прибавлять один. Интерес пропал довольно быстро, а с ним и желание идти в школу. И еще. Первая учительница моего сына никогда не улыбалась. 25 маленьких человечков наивно заглядывали ей в глаза, пытаясь прочесть в них одобрение, и натыкались на стену – было непонятно, расстроена она или обрадована. Марья Ивановна и цветы получала как должное, без лишних эмоций. Может быть, у нее не оставалось на это сил. Только в жизни малышей таких педагогов быть не должно. И я крепко убеждена, что сегодняшнюю школу при всех ее недостатках недопустимо размазывать еще на год.

Важно понять, с какой целью будет вводиться 12-летка. Если ее задача – законсервировать существующее положение путем прибавления лишнего года – это одно. Другое, если 12-летка станет способом коренного изменения школы. Только тогда это будет не профанацией, а серьезным шагом.

Куда пойти учиться? Куда подальше.

Александр ШУХОВ

«За державу обидно», – пишет из Алматы сестра жены. Обидно, в частности, за отечественное образование – почему это никто не хочет учиться в отечественных институтах, а все норовят уехать за знаниями куда подальше. Неужели у нас нельзя хороший институт отыскать?

Можно, наверное, и кто-то даже знает секретные места. И аргументы сестры были бы убедительны, если б за пару дней до того ее собственная дочь не закончила университет. В Санкт-Петербурге. Пять лет назад мама ее разумно рассудила, что эпистолярный патриотизм может и подождать, а будущим благополучием дочери рисковать не стоит.

И правильно рассудила, как оказалось. Потому что племянница моя, вернувшись, и недели на родной земле не провела, а ее уже взяли в аудиторскую компанию с мировым именем и с зарплатой в тысячу долларов.

А у племянницы есть лучшая подруга, с которой они росли неразлучно до того момента, пока школу не закончили и не разъе-хались по разным институтам. Племянница отправилась к берегам Невы, а подруга осталась в родном городе Алматы. Окончила институт с красным дипломом (или как это теперь называется), и ее сразу взяли на работу в хороший банк. И получать теперь она будет втрое меньше, чем ее подруга, петербуржская выпускница.

А могло быть наоборот – легко. Если бы только вместо покупки сербских телекоммуникаций и грузинских гостиниц наши пухнущие от денег госкомпании вкладывали бьющие из-под земли прибыли в наши школы и институты. Строили бы университетские города, давали гранты, привозили лучших преподавателей. Тогда и Болашака бы не понадобилось.

Но это все, конечно, розовый дым и творчество Ганса Христиана Андерсена. Какой менеджер в здравом уме будет строить школу, если государство позволяет ему народные деньги в Сербию перегнать и не отправит его за это в карагандинские лагеря поднимать своими руками народное хозяйство страны.

Но, как известно, два мира – два образа жизни. Вот соседний Пекинский университет вошел в десятку лучших в мире. Коммунистическая партия Китая следит, куда деньги плывут.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь