Берик АБДЫГАЛИЕВ. Казахская миссия
dead 25 Июля 2007 в 18:26:41
Политическая и социальная стабильность Казахстана, его настоящее и будущее в значительной мере зависят от уровня развития государствообразующей нации - казахов.
Неблагоприятное социально-психологическое самочувствие большинства казахов, их неудовлетворенность положением родного языка, состоянием национальной культуры и образования, социальными проблемами и активная эксплуатация этих настроений различными политическими силами, являются серьезными вызовами для современного Казахстана.
В этих условиях полиэтничный состав Казахстана потенциально может превратиться в источник дестабилизации и конфликтов. И только новая национальная идентичность казахов (“казахская миссия”) может помочь избежать этой опасности.
В историческом контексте “казахская миссия” должна рассматриваться как этап становления национального самосознания, высшей фазой которого является формирование политической нации граждан. Общая направленность данного процесса – от этнического единения к культурному и языковому единству. Большинство стран мира уже прошли через этот этап. Сегодня они переходят к ценностям нации как сограждан. Поэтому следует с пониманием относиться к проявлениям национального самоутверждения казахов, не прошедших необходимые ступени становления национального самосознания.
О казахской мечте
Мечты сбываются. Но постепенно. Казахстан уже практически сформировался как полноценное государство со всеми внешними атрибутами. Действуют рыночные институты, развивается экономика. Продолжается трансформация политической системы. Стремимся стать конкурентоспособным государством. На первый взгляд, все кажется благополучным.
Но мы мечтали о другом Казахстане. Мы мечтали о Казахстане, где нет бедных, нет коррупции, нет ужасающего разрыва между кучкой богатых и миллионами людей, не знающих как свести концы с концами, чтобы удовлетворить элементарные потребности – иметь работу, жилье, жить в безопасности, быть уверенными в будущем своих детей.
Мы мечтали о Казахстане, в котором проживают в мире и согласии все национальности, свободно владеющие родным и государственным языками. Где казахи - как единая и ответственная нация - объединят вокруг себя всех. Где будет доминировать гражданское сознание, в рамках которого произойдет интеграция казахстанцев как единой гражданской нации, сохраняющей и развивающей этнокультурное достоинство каждого.
Мы мечтали гордиться нашими деятелями науки и культуры, делающими открытия на передовых рубежах всечеловеческого духа. Мы мечтали о Казахстане, где торжествуют идеи демократии и справедливости, где честные и ответственные государственные служащие будут служить интересам народа.
Но власть сегодня живет своей жизнью. Пропасть между нею и народом углубляется. Не решен главный вопрос – обеспечение стабильности и развития. Власть сегодня не является источником стабильности. Конфликты группировок во власти в любой момент могут привести к дестабилизации или даже к какой-либо из форм “цветной революции”.
Но, не это самая большая опасность. Проблема - в отсутствии консолидированной казахской нации. Именно это становится опасным. Опасным для всех!
Казахская судьба
Исторические корни казахской государственности лежат глубоко в истории, начиная с выхода конных кочевников на евразийские просторы в середине I тысячелетия до нашей эры. Казахское ханство, являясь одним из преемников Золотой Орды, образовалось в XV веке. Уже тогда произошло объединение различных родственных этнических групп вокруг государственной идеи. Она объединила их на основе кочевого образа жизни и общекультурного духовного комплекса. Предки казахов предпочли местническому регионализму единое государство с единым национальным сознанием. Для того времени это было достижением на пути создания своеобразной гражданской нации. Этноним “казах” означал “вольный” и “независимый”.
За более чем 500 лет с момента образования Казахского ханства казахскому народу пришлось выдержать многочисленные войны, пережить века колонизации. Его мирная жизнь - это цепь непрерывных испытаний в суровых природных условиях, в восстановлении порушенного и сожженного в ходе войн и оккупаций. Испытания на прочность национальных уз, геополитическая экспансия алчных соседей не размыли, а упрочили чувство патриотизма. Эти условия непрерывно возбуждали и обогащали чувства патриотизма казахов, неизбежно приводя их к выводу, что залогом счастливой судьбы может быть только свободное Отечество, земля и образ жизни, составляющие понятие Родина.
Война с джунгарами обескровила казахов. Российская империя расширяла зоны своего влияния, в результате которого казахи попали в колониальную зависимость. Отсутствие общенационального единства, продажность части степной знати привели к поражению национально-освободительного движения. Надолго казахский Дух был надломлен.
Осознав, что одну из мировых империй, силой навязавшей свою волю и свои порядки, не одолеть в сражениях, Дух казахского народа меняет свою стратегию. Казахские просветители в конце XIX века начинают призывать учиться у других, прежде всего у русского народа, перенимать высшие образцы их культуры, изучать науки и языки, соответствовать требованиям нового времени. Казахи начинают обучать детей в передовых для того времени учебных заведениях. Плодами такой стратегии стало появление целой плеяды патриотов казахского народа, получивших блестящее образование и обладавших широким кругозором. Именно они в 1917 году основали первое национальное правительство и республику – “Алаш”. Благодаря этому, впервые была заложена основа казахской политической идеи, естественное развитие которой, к сожалению, было прервано в 1919 году.
Коммунисты, признав силу политической воли казахов, воссоздали идею “алашордынцев” - Казахскую автономию в форме “Союзной” республики. Взамен казахский народ подвергся геноциду. Миллионы людей погибли или вынуждены были покинуть Родину. Попытки казахской интеллигенции восстановить Дух казахского народа сопровождались жестокими репрессиями. Так пресекалась идейная преемственность в духовном развитии казахской нации.
Казахский язык был низведен до уровня бытового. Казахская земля превратилась в обширный полигон ядерных и бактериологических испытаний. На казахской земле появились крупные индустриальные комплексы и города. Но они воспроизводили иную, русско-советскую культуру и зачастую выступали как антагонисты казахской идентичности. Так как в городах казахи составляли незначительную долю, а национальная культура не могла в полной мере воспроизводить себя в современных формах, только казахский аул выступал в качестве основного источника культурного воспроизводства казахской нации. Это обстоятельство сыграло свою роль в консервации архаических черт и пережитков донациональной фазы в ее этногенетическом развитии, привело к замедленному развитию черт, характерных для современной индустриальной нации.
Два чувства раздирали народное сердце: с одной стороны, чувство лояльности к Советскому Союзу, вызванное участием в грандиозных стройках социализма, Второй мировой войне, причастностью к мировой супердержаве, привыканием к гарантированным, пусть и неприхотливым, социальным благам, а с другой, - стремление к свободе национального духа во всех сферах общественной и государственной жизни. Национальный дух стремился утвердить себя через творчество, культуру и науку. Творческий вклад выдающихся ученых и деятелей культуры, впитавший в себя импульс вольнолюбивого казахского народа стал духовным фундаментом для строительства независимого национального государства.
Но политическая воля нации в силу отсутствия достаточной физической и интеллектуальной “критической массы” не могла выразить себя в полной мере. Тем более что идейная преемственность в духовном развитии прервалась. Каждый раз путь осмысления своего места в историческом прошлом, настоящем и будущем казахской нации во многом приходилось начинать заново.
Ярким взлетом казахского духа стало героическое восстание казахской молодежи против могущественной красной империи в декабре 1986 года – первое в ряду последующих политических выступлений протеста в СССР. Национальный дух в лице казахской молодежи заявил о достоинстве народа, имеющем неотъемлемое право самому определять свою историческую судьбу.
Развал Союза и обретение независимости стали историческим шансом для строительства национальной государственности в совершенно новых условиях конца XX века. Но формирование казахской нации к этому времени еще не было завершено. У казахов фактически отсутствовал, а, точнее, был стерт опыт создания национального государства. Тем самым, на повестку дня встала задача обретения новой идентичности Казахстана, национальной консолидации, утверждения своего качественно нового места в мире. Поиск ответов на эти и без того нелегкие вопросы затруднялся необходимостью системной трансформации общества, сложнейшим переходом к рыночной экономике и демократическому политическому устройству.
Казахская реальность
Подъем казахского самосознания, долгожданная реализация национальных проектов для большинства казахов не сопровождались улучшением их материального положения. Казахский народ, большинство которого проживало в селах, поразил небывалый социальный и культурный кризис. Развал сельского хозяйства вызвал поток миграции сельских казахов в города в поисках лучшей жизни, обернувшийся элементарным выживанием. Преувеличенные ожидания, упование на помощь “своего”, казахского государства сменяются неверием народа власти, чувствами разочарования и отчаяния.
С обретением независимости казахам представилась уникальная возможность распорядиться богатыми природными ресурсами, использовать накопленный человеческий капитал для развития и блага всего народа Казахстана. Но казахи упускают исторический шанс состояться как полноценная и конкурентоспособная нация, в сжатые сроки совершить рывок вперед.
Сейчас очевидно, что основная вина в современных бедах казахской нации лежит на властной верхушке. Это ее вина, что львиная часть природных богатств используется только для примитивного удовлетворения безграничных материальных запросов. Эта “элита”, в основном, выходцы из гущи народа, ошалевшая от внезапно свалившейся безмерности материальных благ, с азартом обратилась к накоплению предметов роскоши. Причем с явным налетом безвкусицы и душком провинциального тщеславия.
Проблема не только в циничности власти, вина лежит и на самом народе, позволившем такой “элите” решать судьбу Отчизны! Поверив “избранным” во власти и, тем самым, сняв с себя ответственность, казахи опустились до такого унизительного положения, которому трудно найти сравнение. Невозможно поверить, что современные казахи - это потомки гордого народа, отстоявшего свои земли от опустошительных нашествий джунгар, выжившего и не потерявшего себя в колониальной империи. Пороки, которые великий Абай узрел в своих соплеменниках, предстают невинными, сравнительно с теми, какие присущи немалой части нынешних казахов!
Современный казахский обыватель не видит разницы между добром и злом, уверен, что можно обманывать ближнего и неближнего, не сострадать их бедам. Можно даже убить, все и всякого можно купить, и за все это ничего не будет, все это сойдет с рук!
Различные слои казахского народа до сих пор не освоили свои новые социальные роли в изменившихся условиях. Казахи оказались в ценностном вакууме. Как результат, они стали беззащитными перед трудностями рыночных реалий. Формируются новые “ценности”, такие как корысть, цинизм и эгоизм. Итогом оказывается прогрессирующая моральная деградация.
Налицо все более затвердевающий государственный панцирь, внутри которого находится хрупкое и болезненное казахское общественное тельце. Эта конструкция определяет и его внутреннее развитие. Национально-этническая материя развивается согласно кодам и алгоритмам развития автократического общества – пышным цветом расцветают именно те тенденции, которые адекватны в рамках сотворенного политическим режимом социума - внеэкономические отношения землячества, родственно-семейная поддержка, кланы и коррупция. С началом строительства независимого государства, проводящего рыночную трансформацию, произошло втягивание родоплеменных коллективов, внутриродовых подразделений в принципиально новую систему отношений.
В результате сейчас, по прошествии 16 лет независимости, мы, к великому сожалению, имеем лишь атрибуты независимой государственности. Свободное гражданское общество, необходимое нашему государственному организму, мы так и не построили.
О казахской элите
Являясь носителем интеллектуальных и духовных начал, творческая интеллигенция должна представлять собой часть общества, глубоко переживающая за судьбу своего народа, с собственным, независимым отношением к существующей власти.
Но, в настоящее время среди интеллигенции происходит усиление ориентации на утилитаристские ценности как формы адаптации к рыночным условиям. В итоге, большая часть культурной элиты стала, с одной стороны, обслуживающим персоналом коррумпированной государственной бюрократии, сращенной с бизнес-структурами, а с другой, - сама оказалась элементом, органически встроенным в нее.
Освобождение интеллигенции от давления тоталитарной власти, разрушение прежних норм и ценностных установок не привели к сильному подъему в интеллектуальной и духовной жизни, как следовало бы этого ожидать, и на что надеялась сама интеллигенция.
Приходится констатировать, что казахская творческая интеллигенция не решает задач, касающихся духовной судьбы нации, ее определяющих ценностей и, конечно же, теряет право на роль Совести нации.
Совершенно очевидно, что большинство казахского народа не нуждается в декларативных призывах любви к языку и в бесконечном поиске врагов, препятствующих этому. Только сейчас казахи начинают осознавать, что провозглашенная “национальная казахская идея” на деле оказалась инструментом для обогащения властной верхушки, интересы которой не совпадают с реальными интересами народа.
Казахи, одурманенные национальной демагогией своей элиты, приняли правила, работающие только в ее, а не казахских и казахстанских интересах. Не народ обрел новые возможности для своего всестороннего развития, а правящий режим получил ничем не ограниченную возможность приватизации экономических ресурсов и политической власти.
В результате, мы получили даже не этнократическое государство, как считают некоторые, а отделенную от всего общества, в том числе и от казахской нации, замкнутую на своих групповых интересах “этническую корпорацию”. Создавая национальное государство, верхушка политического класса ловко приватизировала государство, превратив его в собственную кормушку.
Казахская угроза
Сегодня нет единства среди казахов, особенно в отношении к языку и культуре, что негативно отражается как в сфере межнациональных отношений, так и во взаимоотношениях власти и казахской нации. Различие установок и ориентаций среди казахов в значительной степени связано с отсутствием целостной социокультурной идентичности. В результате, - проблемы с общенациональной субъектностью, отсутствием общих целей, отчуждением общества от власти. Не имея устойчивых представлений о себе как об общности, казахстанцы идентифицируют себя с отдельными группами, а не с казахстанским народом как единой целостностью.
Национальная политика государства абстрактна, так как не вычленен главный субъект национальных процессов – казахский народ. Причина этого - отсутствие в республике тщательно продуманной и четко сформулированной национальной политики с ясно определенными и согласованными приоритетами.
Политическая и экономическая модернизация застала казахов в стадии незавершенного нациеобразования. Поэтому сегодня, когда начался новый подъем национального самосознания казахов, вопрос консолидации и единства казахского народа до сих пор остается актуальным. Пока уровень национального самосознания казахов остается незрелым, угроза кризиса и маргинализации нации не будет преодолена.
Начиная с 1989 года, сформировалось завышенное ожидание по развитию и распространению казахского языка. Сегодня наблюдается заметный разрыв между ожиданиями и реальным уровнем распространения государственного языка. Немалая часть казахов до сих пор не владеет родным языком, хотя ширится понимание необходимости его изучения.
Роль и значение казахского языка в обществе растут. Нация является полноценной, пока живет ее язык, сохраняющий единство народа в исторической преемственности, в географическом и социальном пространстве.
Из-за отсутствия языкового единства, как среди казахов, так и в обществе в целом, подспудно развивается социокультурный конфликт, когда, например, казахоязычные и русскоязычные СМИ транслируют противоположные ценностные установки. Из-за этого одна часть казахов настороженно воспринимает другую, что безусловно, осложняет формирование единой политической нации.
Одной из особенностей развития казахов является сосуществование и взаимодействие разнородных, сложившихся на различной ценностной основе социокультурных образований, а также поддержание и воспроизводство ими соответствующих форм общественного сознания и моделей поведения. Внутриэтническое разделение на почве социокультурной дифференциации возникло вследствие ускоренной, принудительной языковой ассимиляции и усвоения иноэтнической культуры в советский период. Это стало одной из причин дезинтеграции казахов как социокультурной общности, что прослеживается не только в особенностях этнолингвистической социализации, но и, как следствие, на глубинном, ценностном уровне. Раскол особенно ярко проявляется в применении государственного языка, определении формы государственности и политических приоритетах. Вследствие всего этого, внутри казахов образовались группы, каждая из которых обладает присущим ей набором относительно устойчивых социокультурных и социально-психологических признаков. Внутреннее социокультурное разделение казахов стало иногда доминировать даже над осознанием общенационального единства.
Внутриказахское расслоение при низкой политической культуре и ужасающей пропасти между властью и народом, между богатыми и бедными является основой силового способа решения проблем. Пояса нищеты окружают все города Казахстана. Драматические события вокруг сноса более 300 домов в пригородах Алматы стали знаковым событием.
Парадоксально и неизбежно, что внутренний казахский кризис неминуемо повлияет на все казахстанское общество, перерастая во внешний, межнациональный конфликт. Последние события в Маловодном, Шелеке – это тревожные симптомы слабости нации.
Логика развития конфликтов, если их не остановить, в конечном счете, может привести к конфронтации казахов с другими этносами, что является реальной угрозой целостности страны. Ясно, что такое развитие событий никого не устраивает. Для того чтобы избежать самого худшего, необходимы серьезные изменения не только в политике государства, но и в ценностных и психологических установках всех этнических групп.
Главное, - признать, что дальнейшее игнорирование внутреннего кризиса в казахском народе грозит дестабилизацией страны. Пора признать, что идеологический посыл, предъявляемый властями народу (программа “Казахстан 2030” и др.) и реальная жизнь не имеют точек соприкосновения. Это параллельные миры, движущиеся по собственным орбитам.
Проблемы межэтнических отношений и интеграции национальных диаспор в существующую казахскую культурную и языковую среду в силу объективных и субъективных причин в значительной степени отодвинуты на периферию политической, культурной и социальной жизни. В целом, вопросы национальной интеграции в значительной степени были пущены на самотек. Такие ключевые вопросы как сохранение собственного языка, культуры, представительство в органах власти зависят во многом от доброй воли или милости местных властей. Отсутствие целостной идентичности в реальности приводит к групповой этнической самоизоляции.
Власть должна понять, что создана патовая ситуация, когда она сама создала все необходимые условия для развития кризисной ситуации. Власть не должна далее тешить себя иллюзиями о бесконечной стабильности казахстанского общества, потому что именно она собственными руками выпестовала безгласное и безмолвствующее большинство. Ожидать цивилизованных способов решения накопившихся проблем от такого народа не приходится. К сожалению, за ошибки власти придется расплачиваться всем казахстанцам. Цена такой ошибки - настоящее и будущее страны.
Увеличивается число мигрантов из села в город. Растет психологическое напряжение во внутри- и межнациональной сферах. В обозримом будущем давление в них может превысить пределы терпения самой обездоленной части нашего общества. В результате неуправляемой урбанизации сотни тысяч нуждающихся людей становятся пасынками в своем Отечестве. Драматические социальные катаклизмы могут очень скоро стать реальностью. И, что опасно, в силу внутриэтнической солидарности казахов объектом агрессии в форме слепой ярости неуправляемой толпы могут стать, прежде всего, представители других национальностей.
Создается опасность использования накопившейся негативной энергии отчаявшихся людей во внутриэлитных и криминальных разборках, особенно на местном уровне, автоматически переходящих в межнациональную сферу.
Если проблемами обездоленных казахских масс не заняться незамедлительно и со всей решимостью, то неизбежны многочисленные конфликты по всему периметру межнациональной сферы. При низкой политической культуре как всей массы, так и элиты, ужасающей экономической пропасти между ними, неизбежно силовое решение проблемы. Это резко увеличит число недовольных людей, которые пополнят ряды участников конфликта, расширит его масштабы и глубину. О дружбе между народами можно будет забыть. И это не просто слова.
Надо глубоко усвоить - казахи обречены жить в полиэтнической стране. Понятно, что крови никто, в том числе радикалы, не желает. Иллюзии некоторых национал-патриотов, что в мононациональном государстве автоматически наступит “золотой век” обречены на провал потому, что угроза исходит от внутриказахских проблем.
Поскольку казахи складываются в демографическое большинство, а антинародная политика власти продолжается, то их проблемы выходят вовне, приобретают всеобщий масштаб. Не стоит обольщаться, что эта угроза не наступит, что все разрешится само собой. Завтра будет поздно.
Казахская миссия
В Казахстане отчасти сложилась реальная общенациональная консолидация и свой казахстанский менталитет. Годы испытаний и борьбы за сохранение и укрепление стабильности, строительство новой государственности вели к реальной взаимной терпимости и сближению народов Казахстана.
Для преодоления возможного национального кризиса казахов необходимо сформировать новую идентичность, основанную на идеологии государственничества. Это тот стандарт, который должен определять образ и модель поведения казаха нового качественного формата. Для этого необходима, во-первых, социокультурная консолидация государствообразующего народа – казахов. Во-вторых, казахи должны осознать свою миссию в новых условиях, а именно – ответственность за мир и процветание Казахстана. Они должны стать государственниками и не перекладывать ответственность на правящую верхушку, прекрасно показавшую “государственнический” подход на деле.
Именно казахи должны способствовать благополучию всех народов, проживающих в Казахстане и оградить общество от различных конфликтов, в особенности межэтнических. К этому с пониманием отнесутся и другие этносы, так как это естественная историческая система взаимоотношений и сосуществования в едином государстве, иначе это может способствовать накоплению противоречий и привести к конфликтам.
Соответствующая новая идентичность казахов должна превратиться в полномасштабную культурную систему, привлекательную для всего казахстанского общества. Это должно стать нашим общенациональным проектом, если мы хотим жить в предсказуемом и стабильном обществе, государстве.
Сегодня говорить о “казахской проблеме” становится признаком хорошего тона. Все больше и больше ученых и писателей поднимают острые проблемы развития казахской нации. Но, зачастую, они занимаются разжиганием реальных и мнимых обид казахов, фактически формируя у казахов социально-культурные и психологические комплексы.
Реальное оздоровление этнополитической ситуации в стране и психологического самочувствия казахов может быть обеспечено не за счет создания неких институциональных условий для защиты большинства от меньшинств, а на пути формирования у казахов представлений об их действительной роли в деле национальной интеграции общества.
Одной из основ новой национальной идентичности является знание всеми гражданами Казахстана казахского языка. Залогом стабильности и процветания является языковое единство казахстанцев, когда казахский и русские языки являются символами взаимопонимания и взаимоуважения.
Практически весь казахский народ овладел русским языком, - это наше великое богатство, которым мы гордимся и никогда не предадим забвению. Большей частью через русский язык мы открыли для себя гениальные творения человеческого духа, культуру и образ жизни других народов.
Но, к сожалению, мотивация у русскоязычной части населения к изучению казахского языка остается слабой. Сентиментальные призывы и патриотическая риторика не действуют. В случае внедрения казахского языка “сверху” наиболее активная часть русскоязычных будет стремиться покинуть Казахстан.
Для поэтапной национальной интеграции казахстанцев нужно разработать механизмы адаптации неказахов в казахскую культурную среду, активного вовлечения граждан Казахстана из числа неказахов в структуры власти. Необходимо разработать стратегию расширения пространства казахского языка, определить и обосновать ее основные этапы и временные рамки. В том числе, разработать научную концепцию и методику по включению русскоязычных граждан в сферу казахского языка, рассчитанную на различные возрастные и социальные группы. Необходимо также признать неэффективность принуждения, особенно старшего поколения к овладению казахским языком. Для общенациональной интеграции им необходимо поддержать изучение государственного языка детьми и внуками.
Важно, чтобы каждый казахстанец знал в совершенстве как минимум два языка – казахский и русский. Знание казахского языка сблизит всех казахстанцев, поможет понять Казахский мир, мечты и чаяния казахов!
Необходимо вычленить главный приоритет, заключающийся в культивировании казахского языка, начиная с дошкольного возраста как наиболее восприимчивого к усвоению новых ценностей, в том числе и языка. Государство обязано создать регулирующие институты, направленные на подготовку широкого слоя квалифицированных воспитателей и учителей со специализированным педагогическим образованием, знанием методики билингвистического образования, обеспеченных высокой конкурентной зарплатой, разработку и выпуск качественных специализированных детских программ для ТВ.
С другой стороны, неказахской части общества не следует считать, что переоценка истории и череда переименований направлены “против” кого-то и имеют под собой антирусский контекст. Этот процесс - естественное движение в реконструировании казахского “я”, самоценность которого в прошлом игнорировалась, а попытки его исследования сурово наказывались. Поэтому здесь необходимы понимание и мудрость, а не осуждение.
Нельзя не отметить роль и значение русскоязычных казахов. Они внесли огромный вклад в развитие не только советской культуры, но и казахской. Они строили и проектировали здания, дороги и мосты, развивали науки, особенно технические, смогли приобщиться к высотам мировой культуры. Их роль в создании конкурентоспособной нации нельзя переоценить. Сейчас они возвращаются к истокам, ищут свою культурно-историческую определенность, возвращаются на круги своя. “Время собирать камни”. Настал такой час. Вся нация должна приложить серьезные усилия для формирования качественно новой идентичности. Это должно стать девизом каждого казаха.
Все больше и больше казахов интуитивно понимают, что знание родного языка для каждого из них равно спасению казахской нации. Так как именно приобщенность к главному компоненту национальной культуры – языку, хранителю и ретранслятору духовных ценностей, выражающему характер, мироощущение народа, углубляет у его носителей чувство принадлежности к данному этносу, формирует национальное самосознание, без которого нет самой нации.
Одним из фундаментальных вопросов государственной политики является конфессиональный вопрос. Казахи никогда не были фанатиками в религиозных вопросах и отличались веротерпимостью. Казахский ислам отличался целостностью и отсутствием деления на внутренние течения и направления. Включенность в один из великих мировых духовных комплексов облегчает казахскому народу приобщение к культурно-цивилизационному богатству всего человечества.
Новая казахская идентичность как система ценностно-нормативных комплексов включает также чувства казахского патриотизма. Проблемы формирования “казахстанского патриотизма” заключаются именно в том, что его пытаются насадить “сверху”, в наднациональной абстрактной форме, в отрыве от казахов. Казахстанский патриотизм должен основываться на казахском патриотизме. Пока сами казахи не станут образцовым примером для других национальностей в проявлении любви к Родине, уважения к государству, почтения к истории, традициям, к культуре и языку, нельзя добиться, и тем более, требовать этого от других.
Казахский патриотизм должен формироваться на основе гордости за свою историю и культуру, а также перспектив развития казахской нации и веры в процветание Казахстана. Неотъемлемым источником казахского патриотизма является также чувство благодарности представителям всех национальностей за их неоценимый вклад в развитие духовного и материального богатства страны. Их благополучие и душевный комфорт в нашем общем доме являются условием процветающего Казахстана.
Только с ростом авторитета казахов в глазах других национальностей, у них появится желание знать историю, изучать язык, гордиться тем, что они живут в Казахстане.
Для новой идентичности казахов сегодня, как никогда, необходимо также сформировать волю нации, волю к национально-культурному, политико-государственному самоутверждению. Именно на вере народа в себя и в свое будущее держится могущество государств. Все великие народы стали таковыми только потому, что сохранили непоколебимое самоуважение, веру в свою звезду, несгибаемую уверенность в своей исторической миссии и, в конечном счете, занятии почетного места в мировой семье народов.
Среди казахов распространено так называемое “невротическое сознание”, национальное самобичевание, самоунижение. Пора перестать бесконечно мифологизировать прошлое, искать внешних врагов в современных бедах и проблемах казахов. Из-за недостатка позитивных стимулов выработался своего рода комплекс неполноценности, провал в самооценке, потеря позитивной групповой идентичности, самоуважения, заниженное чувство чести и достоинства нации. Нужно это вытеснить позитивным национальным самоутверждением.
Казахи не должны снимать с себя ответственность за происходящие процессы в стране. Это позволит выстроить максимально прозрачную политическую систему, избавляющую от тотальной коррупции и лжи, страха и агрессии, распространенных в сегодняшнем Казахстане.
Государственным органам и общественно-политическим силам необходимо разработать Стратегию национальной интеграции, центральным пунктом которой должна стать идея формирования новой казахской идентичности и казахстанского патриотизма.
Если пустить разрешение этих проблем и дальше на самотек в надежде, что становление гражданского общества само собой приведет к торжеству либеральных ценностей, равенству всех перед законом и на этой основе произойдет органическое развитие и становление национальных диаспор в качестве субкультур в рамках доминирующей казахской культуры, то мы неизбежно столкнемся с серьезным ростом межнациональных противоречий и конфликтов.
При успешном проведении национальной политики можно, сохраняя этническое многообразие страны, ускорить консолидацию казахов и объединить другие этнические группы вокруг идеи процветания нашей общей Родины.
Становление новой казахской идентичности требует формирования новой социально-ответственной элиты, принимающей необходимость развития Казахстана как демократического общества в качестве личного морального выбора и единственного основания ее развития. Иначе, неминуемым следствием явится деградация нации, ее Духа и, следовательно, на неопределенно-длительный период – стремительное моральное разложение большей части казахстанского общества.
Внутренние процессы, происходящие в теле и духе казахской нации, выступают в качестве основного детерминанта “казахской миссии”, поскольку удельный вес казахов стремительно увеличивается, возрастает их функциональная значимость во всех сферах общества.
Все это накладывает на новую элиту казахской нации и дополнительную нагрузку – стать символом благородства и мужества, жить интересами народа, олицетворять эталон высоких общественных идеалов и стать носителями подлинного государственничества – служения во имя величия государства, а не власти.
Такое понимание отнюдь не чуждо казахскому менталитету. Вольные казахские люди гордились не причастностью к власти, а независимостью от нее. Свобода поведения и высказываний биев и батыров перед ханами, выборность родовых старейшин и ханов, национально-освободительное движение 1916 года, интеллектуальная оппозиция “Алаш Орды”, декабрьское восстание 1986 года, деятельность оппозиционных политических партий – вот исторические проявления независимости от власти, поправшей достоинство и интересы народа.
Попав под 300-летний колониальный гнет Российской империи, пережив в советское время геноцид и репрессии, оставшись в меньшинстве на собственной земле и едва не утратив родной язык, казахи не потеряли стремление к духовной независимости.
Во все века казахов воодушевляла святая идея национальной независимости – выполнить духовный завет предков, самим творить свою историческую судьбу. Мы Великий народ, и не надо стесняться об этом говорить! Народ, имеющий девятую по площади территорию в мире, уникальную культуру и славную историю, не может не быть великим. Казахи - потомки грозных завоевателей Евразии, мудрых правителей Великой степи, наследники духовного богатства своих предков, вместе с другими национальностями с обретением независимости имеют беспрецедентную возможность построить передовое государство.
Современный мир стал глобальным, где наиболее конкурентными нациями будут только те, кто осваивает новейшие технологии, вкладывает средства во всестороннее развитие человека. Модернизация нации, увеличение ее конкурентного потенциала – вот неотвратимое веление времени, если мы хотим соответствовать возрастающим требованиям новейшей истории, добиться надежного процветания страны. Будущее у наших ворот, без готовности к его вызовам Казахстан будет на задворках мирового сообщества.
Гордые сыны свободных номадов! С вершин казахского духа на вас смотрят великие сыновья казахского народа – Абылай и Кенесары, Богенбай и Кабанбай, Махамбет и Абай, Букейханов и Ауэзов и многие другие, имена которых не донесло время.
Уважайте себя, не уроните достоинство “аруахов”, творите Историю на своей земле!
Берик АБДЫГАЛИЕВ, руководитель «Фонд А.Сарсенбайулы», Аскар АХМЕДЖАНОВ, эксперт
Неблагоприятное социально-психологическое самочувствие большинства казахов, их неудовлетворенность положением родного языка, состоянием национальной культуры и образования, социальными проблемами и активная эксплуатация этих настроений различными политическими силами, являются серьезными вызовами для современного Казахстана.
В этих условиях полиэтничный состав Казахстана потенциально может превратиться в источник дестабилизации и конфликтов. И только новая национальная идентичность казахов (“казахская миссия”) может помочь избежать этой опасности.
В историческом контексте “казахская миссия” должна рассматриваться как этап становления национального самосознания, высшей фазой которого является формирование политической нации граждан. Общая направленность данного процесса – от этнического единения к культурному и языковому единству. Большинство стран мира уже прошли через этот этап. Сегодня они переходят к ценностям нации как сограждан. Поэтому следует с пониманием относиться к проявлениям национального самоутверждения казахов, не прошедших необходимые ступени становления национального самосознания.
О казахской мечте
Мечты сбываются. Но постепенно. Казахстан уже практически сформировался как полноценное государство со всеми внешними атрибутами. Действуют рыночные институты, развивается экономика. Продолжается трансформация политической системы. Стремимся стать конкурентоспособным государством. На первый взгляд, все кажется благополучным.
Но мы мечтали о другом Казахстане. Мы мечтали о Казахстане, где нет бедных, нет коррупции, нет ужасающего разрыва между кучкой богатых и миллионами людей, не знающих как свести концы с концами, чтобы удовлетворить элементарные потребности – иметь работу, жилье, жить в безопасности, быть уверенными в будущем своих детей.
Мы мечтали о Казахстане, в котором проживают в мире и согласии все национальности, свободно владеющие родным и государственным языками. Где казахи - как единая и ответственная нация - объединят вокруг себя всех. Где будет доминировать гражданское сознание, в рамках которого произойдет интеграция казахстанцев как единой гражданской нации, сохраняющей и развивающей этнокультурное достоинство каждого.
Мы мечтали гордиться нашими деятелями науки и культуры, делающими открытия на передовых рубежах всечеловеческого духа. Мы мечтали о Казахстане, где торжествуют идеи демократии и справедливости, где честные и ответственные государственные служащие будут служить интересам народа.
Но власть сегодня живет своей жизнью. Пропасть между нею и народом углубляется. Не решен главный вопрос – обеспечение стабильности и развития. Власть сегодня не является источником стабильности. Конфликты группировок во власти в любой момент могут привести к дестабилизации или даже к какой-либо из форм “цветной революции”.
Но, не это самая большая опасность. Проблема - в отсутствии консолидированной казахской нации. Именно это становится опасным. Опасным для всех!
Казахская судьба
Исторические корни казахской государственности лежат глубоко в истории, начиная с выхода конных кочевников на евразийские просторы в середине I тысячелетия до нашей эры. Казахское ханство, являясь одним из преемников Золотой Орды, образовалось в XV веке. Уже тогда произошло объединение различных родственных этнических групп вокруг государственной идеи. Она объединила их на основе кочевого образа жизни и общекультурного духовного комплекса. Предки казахов предпочли местническому регионализму единое государство с единым национальным сознанием. Для того времени это было достижением на пути создания своеобразной гражданской нации. Этноним “казах” означал “вольный” и “независимый”.
За более чем 500 лет с момента образования Казахского ханства казахскому народу пришлось выдержать многочисленные войны, пережить века колонизации. Его мирная жизнь - это цепь непрерывных испытаний в суровых природных условиях, в восстановлении порушенного и сожженного в ходе войн и оккупаций. Испытания на прочность национальных уз, геополитическая экспансия алчных соседей не размыли, а упрочили чувство патриотизма. Эти условия непрерывно возбуждали и обогащали чувства патриотизма казахов, неизбежно приводя их к выводу, что залогом счастливой судьбы может быть только свободное Отечество, земля и образ жизни, составляющие понятие Родина.
Война с джунгарами обескровила казахов. Российская империя расширяла зоны своего влияния, в результате которого казахи попали в колониальную зависимость. Отсутствие общенационального единства, продажность части степной знати привели к поражению национально-освободительного движения. Надолго казахский Дух был надломлен.
Осознав, что одну из мировых империй, силой навязавшей свою волю и свои порядки, не одолеть в сражениях, Дух казахского народа меняет свою стратегию. Казахские просветители в конце XIX века начинают призывать учиться у других, прежде всего у русского народа, перенимать высшие образцы их культуры, изучать науки и языки, соответствовать требованиям нового времени. Казахи начинают обучать детей в передовых для того времени учебных заведениях. Плодами такой стратегии стало появление целой плеяды патриотов казахского народа, получивших блестящее образование и обладавших широким кругозором. Именно они в 1917 году основали первое национальное правительство и республику – “Алаш”. Благодаря этому, впервые была заложена основа казахской политической идеи, естественное развитие которой, к сожалению, было прервано в 1919 году.
Коммунисты, признав силу политической воли казахов, воссоздали идею “алашордынцев” - Казахскую автономию в форме “Союзной” республики. Взамен казахский народ подвергся геноциду. Миллионы людей погибли или вынуждены были покинуть Родину. Попытки казахской интеллигенции восстановить Дух казахского народа сопровождались жестокими репрессиями. Так пресекалась идейная преемственность в духовном развитии казахской нации.
Казахский язык был низведен до уровня бытового. Казахская земля превратилась в обширный полигон ядерных и бактериологических испытаний. На казахской земле появились крупные индустриальные комплексы и города. Но они воспроизводили иную, русско-советскую культуру и зачастую выступали как антагонисты казахской идентичности. Так как в городах казахи составляли незначительную долю, а национальная культура не могла в полной мере воспроизводить себя в современных формах, только казахский аул выступал в качестве основного источника культурного воспроизводства казахской нации. Это обстоятельство сыграло свою роль в консервации архаических черт и пережитков донациональной фазы в ее этногенетическом развитии, привело к замедленному развитию черт, характерных для современной индустриальной нации.
Два чувства раздирали народное сердце: с одной стороны, чувство лояльности к Советскому Союзу, вызванное участием в грандиозных стройках социализма, Второй мировой войне, причастностью к мировой супердержаве, привыканием к гарантированным, пусть и неприхотливым, социальным благам, а с другой, - стремление к свободе национального духа во всех сферах общественной и государственной жизни. Национальный дух стремился утвердить себя через творчество, культуру и науку. Творческий вклад выдающихся ученых и деятелей культуры, впитавший в себя импульс вольнолюбивого казахского народа стал духовным фундаментом для строительства независимого национального государства.
Но политическая воля нации в силу отсутствия достаточной физической и интеллектуальной “критической массы” не могла выразить себя в полной мере. Тем более что идейная преемственность в духовном развитии прервалась. Каждый раз путь осмысления своего места в историческом прошлом, настоящем и будущем казахской нации во многом приходилось начинать заново.
Ярким взлетом казахского духа стало героическое восстание казахской молодежи против могущественной красной империи в декабре 1986 года – первое в ряду последующих политических выступлений протеста в СССР. Национальный дух в лице казахской молодежи заявил о достоинстве народа, имеющем неотъемлемое право самому определять свою историческую судьбу.
Развал Союза и обретение независимости стали историческим шансом для строительства национальной государственности в совершенно новых условиях конца XX века. Но формирование казахской нации к этому времени еще не было завершено. У казахов фактически отсутствовал, а, точнее, был стерт опыт создания национального государства. Тем самым, на повестку дня встала задача обретения новой идентичности Казахстана, национальной консолидации, утверждения своего качественно нового места в мире. Поиск ответов на эти и без того нелегкие вопросы затруднялся необходимостью системной трансформации общества, сложнейшим переходом к рыночной экономике и демократическому политическому устройству.
Казахская реальность
Подъем казахского самосознания, долгожданная реализация национальных проектов для большинства казахов не сопровождались улучшением их материального положения. Казахский народ, большинство которого проживало в селах, поразил небывалый социальный и культурный кризис. Развал сельского хозяйства вызвал поток миграции сельских казахов в города в поисках лучшей жизни, обернувшийся элементарным выживанием. Преувеличенные ожидания, упование на помощь “своего”, казахского государства сменяются неверием народа власти, чувствами разочарования и отчаяния.
С обретением независимости казахам представилась уникальная возможность распорядиться богатыми природными ресурсами, использовать накопленный человеческий капитал для развития и блага всего народа Казахстана. Но казахи упускают исторический шанс состояться как полноценная и конкурентоспособная нация, в сжатые сроки совершить рывок вперед.
Сейчас очевидно, что основная вина в современных бедах казахской нации лежит на властной верхушке. Это ее вина, что львиная часть природных богатств используется только для примитивного удовлетворения безграничных материальных запросов. Эта “элита”, в основном, выходцы из гущи народа, ошалевшая от внезапно свалившейся безмерности материальных благ, с азартом обратилась к накоплению предметов роскоши. Причем с явным налетом безвкусицы и душком провинциального тщеславия.
Проблема не только в циничности власти, вина лежит и на самом народе, позволившем такой “элите” решать судьбу Отчизны! Поверив “избранным” во власти и, тем самым, сняв с себя ответственность, казахи опустились до такого унизительного положения, которому трудно найти сравнение. Невозможно поверить, что современные казахи - это потомки гордого народа, отстоявшего свои земли от опустошительных нашествий джунгар, выжившего и не потерявшего себя в колониальной империи. Пороки, которые великий Абай узрел в своих соплеменниках, предстают невинными, сравнительно с теми, какие присущи немалой части нынешних казахов!
Современный казахский обыватель не видит разницы между добром и злом, уверен, что можно обманывать ближнего и неближнего, не сострадать их бедам. Можно даже убить, все и всякого можно купить, и за все это ничего не будет, все это сойдет с рук!
Различные слои казахского народа до сих пор не освоили свои новые социальные роли в изменившихся условиях. Казахи оказались в ценностном вакууме. Как результат, они стали беззащитными перед трудностями рыночных реалий. Формируются новые “ценности”, такие как корысть, цинизм и эгоизм. Итогом оказывается прогрессирующая моральная деградация.
Налицо все более затвердевающий государственный панцирь, внутри которого находится хрупкое и болезненное казахское общественное тельце. Эта конструкция определяет и его внутреннее развитие. Национально-этническая материя развивается согласно кодам и алгоритмам развития автократического общества – пышным цветом расцветают именно те тенденции, которые адекватны в рамках сотворенного политическим режимом социума - внеэкономические отношения землячества, родственно-семейная поддержка, кланы и коррупция. С началом строительства независимого государства, проводящего рыночную трансформацию, произошло втягивание родоплеменных коллективов, внутриродовых подразделений в принципиально новую систему отношений.
В результате сейчас, по прошествии 16 лет независимости, мы, к великому сожалению, имеем лишь атрибуты независимой государственности. Свободное гражданское общество, необходимое нашему государственному организму, мы так и не построили.
О казахской элите
Являясь носителем интеллектуальных и духовных начал, творческая интеллигенция должна представлять собой часть общества, глубоко переживающая за судьбу своего народа, с собственным, независимым отношением к существующей власти.
Но, в настоящее время среди интеллигенции происходит усиление ориентации на утилитаристские ценности как формы адаптации к рыночным условиям. В итоге, большая часть культурной элиты стала, с одной стороны, обслуживающим персоналом коррумпированной государственной бюрократии, сращенной с бизнес-структурами, а с другой, - сама оказалась элементом, органически встроенным в нее.
Освобождение интеллигенции от давления тоталитарной власти, разрушение прежних норм и ценностных установок не привели к сильному подъему в интеллектуальной и духовной жизни, как следовало бы этого ожидать, и на что надеялась сама интеллигенция.
Приходится констатировать, что казахская творческая интеллигенция не решает задач, касающихся духовной судьбы нации, ее определяющих ценностей и, конечно же, теряет право на роль Совести нации.
Совершенно очевидно, что большинство казахского народа не нуждается в декларативных призывах любви к языку и в бесконечном поиске врагов, препятствующих этому. Только сейчас казахи начинают осознавать, что провозглашенная “национальная казахская идея” на деле оказалась инструментом для обогащения властной верхушки, интересы которой не совпадают с реальными интересами народа.
Казахи, одурманенные национальной демагогией своей элиты, приняли правила, работающие только в ее, а не казахских и казахстанских интересах. Не народ обрел новые возможности для своего всестороннего развития, а правящий режим получил ничем не ограниченную возможность приватизации экономических ресурсов и политической власти.
В результате, мы получили даже не этнократическое государство, как считают некоторые, а отделенную от всего общества, в том числе и от казахской нации, замкнутую на своих групповых интересах “этническую корпорацию”. Создавая национальное государство, верхушка политического класса ловко приватизировала государство, превратив его в собственную кормушку.
Казахская угроза
Сегодня нет единства среди казахов, особенно в отношении к языку и культуре, что негативно отражается как в сфере межнациональных отношений, так и во взаимоотношениях власти и казахской нации. Различие установок и ориентаций среди казахов в значительной степени связано с отсутствием целостной социокультурной идентичности. В результате, - проблемы с общенациональной субъектностью, отсутствием общих целей, отчуждением общества от власти. Не имея устойчивых представлений о себе как об общности, казахстанцы идентифицируют себя с отдельными группами, а не с казахстанским народом как единой целостностью.
Национальная политика государства абстрактна, так как не вычленен главный субъект национальных процессов – казахский народ. Причина этого - отсутствие в республике тщательно продуманной и четко сформулированной национальной политики с ясно определенными и согласованными приоритетами.
Политическая и экономическая модернизация застала казахов в стадии незавершенного нациеобразования. Поэтому сегодня, когда начался новый подъем национального самосознания казахов, вопрос консолидации и единства казахского народа до сих пор остается актуальным. Пока уровень национального самосознания казахов остается незрелым, угроза кризиса и маргинализации нации не будет преодолена.
Начиная с 1989 года, сформировалось завышенное ожидание по развитию и распространению казахского языка. Сегодня наблюдается заметный разрыв между ожиданиями и реальным уровнем распространения государственного языка. Немалая часть казахов до сих пор не владеет родным языком, хотя ширится понимание необходимости его изучения.
Роль и значение казахского языка в обществе растут. Нация является полноценной, пока живет ее язык, сохраняющий единство народа в исторической преемственности, в географическом и социальном пространстве.
Из-за отсутствия языкового единства, как среди казахов, так и в обществе в целом, подспудно развивается социокультурный конфликт, когда, например, казахоязычные и русскоязычные СМИ транслируют противоположные ценностные установки. Из-за этого одна часть казахов настороженно воспринимает другую, что безусловно, осложняет формирование единой политической нации.
Одной из особенностей развития казахов является сосуществование и взаимодействие разнородных, сложившихся на различной ценностной основе социокультурных образований, а также поддержание и воспроизводство ими соответствующих форм общественного сознания и моделей поведения. Внутриэтническое разделение на почве социокультурной дифференциации возникло вследствие ускоренной, принудительной языковой ассимиляции и усвоения иноэтнической культуры в советский период. Это стало одной из причин дезинтеграции казахов как социокультурной общности, что прослеживается не только в особенностях этнолингвистической социализации, но и, как следствие, на глубинном, ценностном уровне. Раскол особенно ярко проявляется в применении государственного языка, определении формы государственности и политических приоритетах. Вследствие всего этого, внутри казахов образовались группы, каждая из которых обладает присущим ей набором относительно устойчивых социокультурных и социально-психологических признаков. Внутреннее социокультурное разделение казахов стало иногда доминировать даже над осознанием общенационального единства.
Внутриказахское расслоение при низкой политической культуре и ужасающей пропасти между властью и народом, между богатыми и бедными является основой силового способа решения проблем. Пояса нищеты окружают все города Казахстана. Драматические события вокруг сноса более 300 домов в пригородах Алматы стали знаковым событием.
Парадоксально и неизбежно, что внутренний казахский кризис неминуемо повлияет на все казахстанское общество, перерастая во внешний, межнациональный конфликт. Последние события в Маловодном, Шелеке – это тревожные симптомы слабости нации.
Логика развития конфликтов, если их не остановить, в конечном счете, может привести к конфронтации казахов с другими этносами, что является реальной угрозой целостности страны. Ясно, что такое развитие событий никого не устраивает. Для того чтобы избежать самого худшего, необходимы серьезные изменения не только в политике государства, но и в ценностных и психологических установках всех этнических групп.
Главное, - признать, что дальнейшее игнорирование внутреннего кризиса в казахском народе грозит дестабилизацией страны. Пора признать, что идеологический посыл, предъявляемый властями народу (программа “Казахстан 2030” и др.) и реальная жизнь не имеют точек соприкосновения. Это параллельные миры, движущиеся по собственным орбитам.
Проблемы межэтнических отношений и интеграции национальных диаспор в существующую казахскую культурную и языковую среду в силу объективных и субъективных причин в значительной степени отодвинуты на периферию политической, культурной и социальной жизни. В целом, вопросы национальной интеграции в значительной степени были пущены на самотек. Такие ключевые вопросы как сохранение собственного языка, культуры, представительство в органах власти зависят во многом от доброй воли или милости местных властей. Отсутствие целостной идентичности в реальности приводит к групповой этнической самоизоляции.
Власть должна понять, что создана патовая ситуация, когда она сама создала все необходимые условия для развития кризисной ситуации. Власть не должна далее тешить себя иллюзиями о бесконечной стабильности казахстанского общества, потому что именно она собственными руками выпестовала безгласное и безмолвствующее большинство. Ожидать цивилизованных способов решения накопившихся проблем от такого народа не приходится. К сожалению, за ошибки власти придется расплачиваться всем казахстанцам. Цена такой ошибки - настоящее и будущее страны.
Увеличивается число мигрантов из села в город. Растет психологическое напряжение во внутри- и межнациональной сферах. В обозримом будущем давление в них может превысить пределы терпения самой обездоленной части нашего общества. В результате неуправляемой урбанизации сотни тысяч нуждающихся людей становятся пасынками в своем Отечестве. Драматические социальные катаклизмы могут очень скоро стать реальностью. И, что опасно, в силу внутриэтнической солидарности казахов объектом агрессии в форме слепой ярости неуправляемой толпы могут стать, прежде всего, представители других национальностей.
Создается опасность использования накопившейся негативной энергии отчаявшихся людей во внутриэлитных и криминальных разборках, особенно на местном уровне, автоматически переходящих в межнациональную сферу.
Если проблемами обездоленных казахских масс не заняться незамедлительно и со всей решимостью, то неизбежны многочисленные конфликты по всему периметру межнациональной сферы. При низкой политической культуре как всей массы, так и элиты, ужасающей экономической пропасти между ними, неизбежно силовое решение проблемы. Это резко увеличит число недовольных людей, которые пополнят ряды участников конфликта, расширит его масштабы и глубину. О дружбе между народами можно будет забыть. И это не просто слова.
Надо глубоко усвоить - казахи обречены жить в полиэтнической стране. Понятно, что крови никто, в том числе радикалы, не желает. Иллюзии некоторых национал-патриотов, что в мононациональном государстве автоматически наступит “золотой век” обречены на провал потому, что угроза исходит от внутриказахских проблем.
Поскольку казахи складываются в демографическое большинство, а антинародная политика власти продолжается, то их проблемы выходят вовне, приобретают всеобщий масштаб. Не стоит обольщаться, что эта угроза не наступит, что все разрешится само собой. Завтра будет поздно.
Казахская миссия
В Казахстане отчасти сложилась реальная общенациональная консолидация и свой казахстанский менталитет. Годы испытаний и борьбы за сохранение и укрепление стабильности, строительство новой государственности вели к реальной взаимной терпимости и сближению народов Казахстана.
Для преодоления возможного национального кризиса казахов необходимо сформировать новую идентичность, основанную на идеологии государственничества. Это тот стандарт, который должен определять образ и модель поведения казаха нового качественного формата. Для этого необходима, во-первых, социокультурная консолидация государствообразующего народа – казахов. Во-вторых, казахи должны осознать свою миссию в новых условиях, а именно – ответственность за мир и процветание Казахстана. Они должны стать государственниками и не перекладывать ответственность на правящую верхушку, прекрасно показавшую “государственнический” подход на деле.
Именно казахи должны способствовать благополучию всех народов, проживающих в Казахстане и оградить общество от различных конфликтов, в особенности межэтнических. К этому с пониманием отнесутся и другие этносы, так как это естественная историческая система взаимоотношений и сосуществования в едином государстве, иначе это может способствовать накоплению противоречий и привести к конфликтам.
Соответствующая новая идентичность казахов должна превратиться в полномасштабную культурную систему, привлекательную для всего казахстанского общества. Это должно стать нашим общенациональным проектом, если мы хотим жить в предсказуемом и стабильном обществе, государстве.
Сегодня говорить о “казахской проблеме” становится признаком хорошего тона. Все больше и больше ученых и писателей поднимают острые проблемы развития казахской нации. Но, зачастую, они занимаются разжиганием реальных и мнимых обид казахов, фактически формируя у казахов социально-культурные и психологические комплексы.
Реальное оздоровление этнополитической ситуации в стране и психологического самочувствия казахов может быть обеспечено не за счет создания неких институциональных условий для защиты большинства от меньшинств, а на пути формирования у казахов представлений об их действительной роли в деле национальной интеграции общества.
Одной из основ новой национальной идентичности является знание всеми гражданами Казахстана казахского языка. Залогом стабильности и процветания является языковое единство казахстанцев, когда казахский и русские языки являются символами взаимопонимания и взаимоуважения.
Практически весь казахский народ овладел русским языком, - это наше великое богатство, которым мы гордимся и никогда не предадим забвению. Большей частью через русский язык мы открыли для себя гениальные творения человеческого духа, культуру и образ жизни других народов.
Но, к сожалению, мотивация у русскоязычной части населения к изучению казахского языка остается слабой. Сентиментальные призывы и патриотическая риторика не действуют. В случае внедрения казахского языка “сверху” наиболее активная часть русскоязычных будет стремиться покинуть Казахстан.
Для поэтапной национальной интеграции казахстанцев нужно разработать механизмы адаптации неказахов в казахскую культурную среду, активного вовлечения граждан Казахстана из числа неказахов в структуры власти. Необходимо разработать стратегию расширения пространства казахского языка, определить и обосновать ее основные этапы и временные рамки. В том числе, разработать научную концепцию и методику по включению русскоязычных граждан в сферу казахского языка, рассчитанную на различные возрастные и социальные группы. Необходимо также признать неэффективность принуждения, особенно старшего поколения к овладению казахским языком. Для общенациональной интеграции им необходимо поддержать изучение государственного языка детьми и внуками.
Важно, чтобы каждый казахстанец знал в совершенстве как минимум два языка – казахский и русский. Знание казахского языка сблизит всех казахстанцев, поможет понять Казахский мир, мечты и чаяния казахов!
Необходимо вычленить главный приоритет, заключающийся в культивировании казахского языка, начиная с дошкольного возраста как наиболее восприимчивого к усвоению новых ценностей, в том числе и языка. Государство обязано создать регулирующие институты, направленные на подготовку широкого слоя квалифицированных воспитателей и учителей со специализированным педагогическим образованием, знанием методики билингвистического образования, обеспеченных высокой конкурентной зарплатой, разработку и выпуск качественных специализированных детских программ для ТВ.
С другой стороны, неказахской части общества не следует считать, что переоценка истории и череда переименований направлены “против” кого-то и имеют под собой антирусский контекст. Этот процесс - естественное движение в реконструировании казахского “я”, самоценность которого в прошлом игнорировалась, а попытки его исследования сурово наказывались. Поэтому здесь необходимы понимание и мудрость, а не осуждение.
Нельзя не отметить роль и значение русскоязычных казахов. Они внесли огромный вклад в развитие не только советской культуры, но и казахской. Они строили и проектировали здания, дороги и мосты, развивали науки, особенно технические, смогли приобщиться к высотам мировой культуры. Их роль в создании конкурентоспособной нации нельзя переоценить. Сейчас они возвращаются к истокам, ищут свою культурно-историческую определенность, возвращаются на круги своя. “Время собирать камни”. Настал такой час. Вся нация должна приложить серьезные усилия для формирования качественно новой идентичности. Это должно стать девизом каждого казаха.
Все больше и больше казахов интуитивно понимают, что знание родного языка для каждого из них равно спасению казахской нации. Так как именно приобщенность к главному компоненту национальной культуры – языку, хранителю и ретранслятору духовных ценностей, выражающему характер, мироощущение народа, углубляет у его носителей чувство принадлежности к данному этносу, формирует национальное самосознание, без которого нет самой нации.
Одним из фундаментальных вопросов государственной политики является конфессиональный вопрос. Казахи никогда не были фанатиками в религиозных вопросах и отличались веротерпимостью. Казахский ислам отличался целостностью и отсутствием деления на внутренние течения и направления. Включенность в один из великих мировых духовных комплексов облегчает казахскому народу приобщение к культурно-цивилизационному богатству всего человечества.
Новая казахская идентичность как система ценностно-нормативных комплексов включает также чувства казахского патриотизма. Проблемы формирования “казахстанского патриотизма” заключаются именно в том, что его пытаются насадить “сверху”, в наднациональной абстрактной форме, в отрыве от казахов. Казахстанский патриотизм должен основываться на казахском патриотизме. Пока сами казахи не станут образцовым примером для других национальностей в проявлении любви к Родине, уважения к государству, почтения к истории, традициям, к культуре и языку, нельзя добиться, и тем более, требовать этого от других.
Казахский патриотизм должен формироваться на основе гордости за свою историю и культуру, а также перспектив развития казахской нации и веры в процветание Казахстана. Неотъемлемым источником казахского патриотизма является также чувство благодарности представителям всех национальностей за их неоценимый вклад в развитие духовного и материального богатства страны. Их благополучие и душевный комфорт в нашем общем доме являются условием процветающего Казахстана.
Только с ростом авторитета казахов в глазах других национальностей, у них появится желание знать историю, изучать язык, гордиться тем, что они живут в Казахстане.
Для новой идентичности казахов сегодня, как никогда, необходимо также сформировать волю нации, волю к национально-культурному, политико-государственному самоутверждению. Именно на вере народа в себя и в свое будущее держится могущество государств. Все великие народы стали таковыми только потому, что сохранили непоколебимое самоуважение, веру в свою звезду, несгибаемую уверенность в своей исторической миссии и, в конечном счете, занятии почетного места в мировой семье народов.
Среди казахов распространено так называемое “невротическое сознание”, национальное самобичевание, самоунижение. Пора перестать бесконечно мифологизировать прошлое, искать внешних врагов в современных бедах и проблемах казахов. Из-за недостатка позитивных стимулов выработался своего рода комплекс неполноценности, провал в самооценке, потеря позитивной групповой идентичности, самоуважения, заниженное чувство чести и достоинства нации. Нужно это вытеснить позитивным национальным самоутверждением.
Казахи не должны снимать с себя ответственность за происходящие процессы в стране. Это позволит выстроить максимально прозрачную политическую систему, избавляющую от тотальной коррупции и лжи, страха и агрессии, распространенных в сегодняшнем Казахстане.
Государственным органам и общественно-политическим силам необходимо разработать Стратегию национальной интеграции, центральным пунктом которой должна стать идея формирования новой казахской идентичности и казахстанского патриотизма.
Если пустить разрешение этих проблем и дальше на самотек в надежде, что становление гражданского общества само собой приведет к торжеству либеральных ценностей, равенству всех перед законом и на этой основе произойдет органическое развитие и становление национальных диаспор в качестве субкультур в рамках доминирующей казахской культуры, то мы неизбежно столкнемся с серьезным ростом межнациональных противоречий и конфликтов.
При успешном проведении национальной политики можно, сохраняя этническое многообразие страны, ускорить консолидацию казахов и объединить другие этнические группы вокруг идеи процветания нашей общей Родины.
Становление новой казахской идентичности требует формирования новой социально-ответственной элиты, принимающей необходимость развития Казахстана как демократического общества в качестве личного морального выбора и единственного основания ее развития. Иначе, неминуемым следствием явится деградация нации, ее Духа и, следовательно, на неопределенно-длительный период – стремительное моральное разложение большей части казахстанского общества.
Внутренние процессы, происходящие в теле и духе казахской нации, выступают в качестве основного детерминанта “казахской миссии”, поскольку удельный вес казахов стремительно увеличивается, возрастает их функциональная значимость во всех сферах общества.
Все это накладывает на новую элиту казахской нации и дополнительную нагрузку – стать символом благородства и мужества, жить интересами народа, олицетворять эталон высоких общественных идеалов и стать носителями подлинного государственничества – служения во имя величия государства, а не власти.
Такое понимание отнюдь не чуждо казахскому менталитету. Вольные казахские люди гордились не причастностью к власти, а независимостью от нее. Свобода поведения и высказываний биев и батыров перед ханами, выборность родовых старейшин и ханов, национально-освободительное движение 1916 года, интеллектуальная оппозиция “Алаш Орды”, декабрьское восстание 1986 года, деятельность оппозиционных политических партий – вот исторические проявления независимости от власти, поправшей достоинство и интересы народа.
Попав под 300-летний колониальный гнет Российской империи, пережив в советское время геноцид и репрессии, оставшись в меньшинстве на собственной земле и едва не утратив родной язык, казахи не потеряли стремление к духовной независимости.
Во все века казахов воодушевляла святая идея национальной независимости – выполнить духовный завет предков, самим творить свою историческую судьбу. Мы Великий народ, и не надо стесняться об этом говорить! Народ, имеющий девятую по площади территорию в мире, уникальную культуру и славную историю, не может не быть великим. Казахи - потомки грозных завоевателей Евразии, мудрых правителей Великой степи, наследники духовного богатства своих предков, вместе с другими национальностями с обретением независимости имеют беспрецедентную возможность построить передовое государство.
Современный мир стал глобальным, где наиболее конкурентными нациями будут только те, кто осваивает новейшие технологии, вкладывает средства во всестороннее развитие человека. Модернизация нации, увеличение ее конкурентного потенциала – вот неотвратимое веление времени, если мы хотим соответствовать возрастающим требованиям новейшей истории, добиться надежного процветания страны. Будущее у наших ворот, без готовности к его вызовам Казахстан будет на задворках мирового сообщества.
Гордые сыны свободных номадов! С вершин казахского духа на вас смотрят великие сыновья казахского народа – Абылай и Кенесары, Богенбай и Кабанбай, Махамбет и Абай, Букейханов и Ауэзов и многие другие, имена которых не донесло время.
Уважайте себя, не уроните достоинство “аруахов”, творите Историю на своей земле!
Берик АБДЫГАЛИЕВ, руководитель «Фонд А.Сарсенбайулы», Аскар АХМЕДЖАНОВ, эксперт
|