Нефть есть - бензина нет
dead 08 Ноября 2007 в 16:21:35
Период дефицита бензина сменился периодом роста цен в отдельных регионах. Рассуждения экспертов о будущем рынка противоречивы. Одни предполагают, что нефтеперерабатывающие заводы скоро выйдут на плановую мощность и цены стабилизируются, другие - что повсеместный скачок цен неизбежен.
В последние две недели на многих АЗС, в частности, принадлежащих КазМунайГазу (КМГ), не хватает бензина, а на алматинских заправках «Гелиос» некоторые марки подорожали в среднем на 1-2 тенге. В КМГ говорят, что дефицит продлится еще пару недель. Одной из причин дефицита в нацкомпании считают плановую остановку Шымкентского НПЗ (ШНПЗ), хотя ранее представители ШНПЗ сообщали, что необходимый резерв бензина создан. Однако вчера депутаты маслихата ЮКО совместно с областной ассоциацией АЗС направили в адрес ШНПЗ письмо с просьбой прояснить ситуацию с повышением цен на бензин, которые за последние две недели поднялись в среднем на 10 тенге. Сейчас в Шымкенте бензин марки АИ-80 стоит 70 тенге, АИ-92 - 88 тенге, АИ-96 - от 95 тенге.
В прошлом месяце вслед за ШНПЗ остановился Атырауский НПЗ (АНПЗ). Там по-прежнему уверены, что для обеспечения региона есть необходимый запас, который отгружался и во время простоя завода. Сейчас, как сообщили «&» в АНПЗ, завод уже работает, и предпосылок для повышения цен нет. Однако бензина на заправках все еще не хватает. Третий НПЗ Казахстана – Павлодарский НХЗ – от комментариев уклонился.
Параллельно с образованием дефицита выросли оптовые цены на бензин. «Как правило, осенью спрос снижается, и потому многие НПЗ делают остановку именно в этот период, - говорит в интервью «&» аналитик ИК «ИСТ Финанс» Кирилл Кирсанов. - Но в этом сезоне ситуация в Казахстане складывается иначе. Оптовый бензин в сентябре и октябре подорожал в среднем на 5-7 тенге. НПЗ встали на плановые ремонты, а в это время выросли мировые цены на нефть. Нефтяники увеличили экспорт, что привело к дефициту нефтепродуктов». При этом розничные цены в большинстве регионов пока почти не изменились.
Имортозависимость
Аналогичная ситуация сложилась и в России, утверждает г-н Кирсанов. А как отмечают в КМГ, картина на заправках нацкомпании во многом зависит от российских поставок. «На наших заправках есть некоторый дефицит. Он сложился из-за роста цен на нефтепродукты на внешних рынках, в первую очередь на российском, откуда импортируется высокооктановый бензин в Казахстан», – сообщили «&» в пресс-службе «Торгового Дома «КМГ» (ТД КМГ). Согласно законодательству Казахстана ТД КМГ как субъект рынка, включенный в реестр, обязан за 30 дней уведомлять антимонопольный орган о предстоящем повышении цен на товар. «Так что российский бензин по выросшим ценам мы пока закупать не можем, - говорят в «дочке» нацкомпании. – Но в будущем, при росте цен на рынке, ТД КМГ будет вынужден повышать цены на бензин. Как показывает опыт прошлого года, искусственно фиксированные и заниженные цены приводят к убыткам компании и «перекосу» рынка».
Аналитик информационного центра «Кортес» Людмила Лурье полагает, что так и произойдет. «Если компания действительно зависима от российских поставок, то ничего хорошего ждать не надо. Оптовые цены на бензин продолжат расти. С 1 декабря в РФ повышаются таможенные пошлины на нефть до $275,4 за тонну, на светлые нефтепродукты - до $197,8 за тонну», - говорит она в интервью «&».
Между тем объем добычи нефти и газового конденсата в Казахстане в январе-сентябре 2007 года составил 50,14 млн. тонн, что на 5,2% выше соответствующего показателя 2006 года. Бензина, включая авиационный, в Казахстане в январе-августе 2007 года произведено 1,77 млн. тонн, что на 19,3% больше аналогичного периода прошлого года. Сегодня государство через КМГ владеет 100% акций Атырауского и 50% акций Шымкентского НПЗ, непосредственно правительству РК принадлежат 45,2% акций Павлодарского НХЗ.
Все дороги ведут к НПЗ
Некоторые аналитики не ожидают сильного роста розничных цен. «Во-первых, НПЗ заканчивают плановый ремонт в ноябре. Во-вторых, велика вероятность, что компании по поручению сверху розничные цены заморозят, - говорит «&» аналитик ИК «Финам» Анатолий Сергиевский. – Кроме того, в последние дни отмечается стабилизация оптовых цен. Ранее наблюдался значительный разрыв в ценах на топливо, а сейчас происходит просто выравнивание розничных цен, что может быть воспринято потребителями как их повышение». Он полагает, что единственный вид топлива, который может подорожать в ближайшее время, - это дизтопливо. «Это связано с переходом на зимнее дизтопливо, которое дороже летнего», - уточнил г-н Сергиевский.
И все же большинство экспертов склоняются к мнению, что в перспективе рост цен неминуем. Потребление растет, а НПЗ не хотят выходить на полную мощность. Игроки рынка предлагают снизить налоговую нагрузку на нефтепереработчиков и потребителей бензина путем обнуления акциза и НДС. Также звучат предложения об обнулении импортных пошлин на ввоз оборудования для НПЗ и постепенном повышении экспортных пошлин на качественные моторные топлива.
Как считает Султан Ушбаев, председатель совета директоров «Нар-Ойл», таким образом казахстанские НПЗ добиваются уничтожения конкурентов. По его мнению, НПЗ искусственно создали дефицит ГСМ на рынке Казахстана, чтобы добиться от правительства снижения пошлин и налогов. «В течение двух месяцев основные производители бензина и дизтоплива в Казахстане создают условия для получения сверхприбылей за счет населения страны. Крайними же хотят сделать владельцев сетей АЗС, которых опять обвиняют в росте цен на ГСМ», – говорит г-н Ушбаев «&». Данную ситуацию он объясняет тем, что владельцы НПЗ начали агрессивное выдавливание с рынка конкурентов. По его мнению, после того как в Казахстане останется три ключевых поставщика ГСМ, - а ими окажутся владельцы трех НПЗ, - они легко смогут управлять ценообразованием. Он утверждает, что «Нар-Ойл» не получает топливо в запрашиваемом объеме, так как крупные оптовые компании его не продают, ссылаясь на дефицит. И в то же время «Нар-Ойл» не дают возможности заходить на НПЗ со своей нефтью для переработки.
Документально НПЗ выполняют требования правительства обеспечивать внутренний рынок топливом. Правда, сообщить, кому именно и сколько поставляется ГСМ с заводов, отказываются, ссылаясь на «коммерческую тайну».
Высокий передел рынка
Эксперты полагают, что при таком раскладе, когда есть дефицит, но нет резкого или повсеместного повышения цен, могут пострадать лишь независимые АЗС – им нельзя повышать цены, так как в этом случае они не выдержат конкуренции с нефтяными компаниями. По мнению аналитиков, это первая причина неизбежности передела рынка. «Если сейчас менее 40% рынка АЗС контролируется нефтяными компаниями, то за 2-3 года эта цифра достигнет 70%», - считает г-н Кирсанов. Он ссылается на планы нефтяных компаний увеличивать свои доли на рынке. В частности, КМГ, у которого сейчас всего 4% рынка заправок, намерен к 2010 году поднять долю до 15%.
По мнению г-жи Лурье, государство будет этому способствовать. «Тут достаточно простого прикрытия: якобы чтобы сдерживать цены на ГСМ, надо контролировать рынок. Правительство Казахстана уже изменило правила игры на рынке ГСМ не только в пользу КМГ, но других крупных нефтяных контор. И уже сейчас можно констатировать, что розничный рынок нефтепродуктов вошел в фазу передела между крупными игроками, - полагает г-жа Лурье. – Завершится этот процесс, мне кажется, за 2-3 года. И если это действительно произойдет, то внутренний рынок контролировать и впрямь будет легче. Вот только управлять мировыми ценами никто не сможет. Так что повышение цен на негосударственных заправках сдержать будет практически невозможно».
Алма Омарова
В последние две недели на многих АЗС, в частности, принадлежащих КазМунайГазу (КМГ), не хватает бензина, а на алматинских заправках «Гелиос» некоторые марки подорожали в среднем на 1-2 тенге. В КМГ говорят, что дефицит продлится еще пару недель. Одной из причин дефицита в нацкомпании считают плановую остановку Шымкентского НПЗ (ШНПЗ), хотя ранее представители ШНПЗ сообщали, что необходимый резерв бензина создан. Однако вчера депутаты маслихата ЮКО совместно с областной ассоциацией АЗС направили в адрес ШНПЗ письмо с просьбой прояснить ситуацию с повышением цен на бензин, которые за последние две недели поднялись в среднем на 10 тенге. Сейчас в Шымкенте бензин марки АИ-80 стоит 70 тенге, АИ-92 - 88 тенге, АИ-96 - от 95 тенге.
В прошлом месяце вслед за ШНПЗ остановился Атырауский НПЗ (АНПЗ). Там по-прежнему уверены, что для обеспечения региона есть необходимый запас, который отгружался и во время простоя завода. Сейчас, как сообщили «&» в АНПЗ, завод уже работает, и предпосылок для повышения цен нет. Однако бензина на заправках все еще не хватает. Третий НПЗ Казахстана – Павлодарский НХЗ – от комментариев уклонился.
Параллельно с образованием дефицита выросли оптовые цены на бензин. «Как правило, осенью спрос снижается, и потому многие НПЗ делают остановку именно в этот период, - говорит в интервью «&» аналитик ИК «ИСТ Финанс» Кирилл Кирсанов. - Но в этом сезоне ситуация в Казахстане складывается иначе. Оптовый бензин в сентябре и октябре подорожал в среднем на 5-7 тенге. НПЗ встали на плановые ремонты, а в это время выросли мировые цены на нефть. Нефтяники увеличили экспорт, что привело к дефициту нефтепродуктов». При этом розничные цены в большинстве регионов пока почти не изменились.
Имортозависимость
Аналогичная ситуация сложилась и в России, утверждает г-н Кирсанов. А как отмечают в КМГ, картина на заправках нацкомпании во многом зависит от российских поставок. «На наших заправках есть некоторый дефицит. Он сложился из-за роста цен на нефтепродукты на внешних рынках, в первую очередь на российском, откуда импортируется высокооктановый бензин в Казахстан», – сообщили «&» в пресс-службе «Торгового Дома «КМГ» (ТД КМГ). Согласно законодательству Казахстана ТД КМГ как субъект рынка, включенный в реестр, обязан за 30 дней уведомлять антимонопольный орган о предстоящем повышении цен на товар. «Так что российский бензин по выросшим ценам мы пока закупать не можем, - говорят в «дочке» нацкомпании. – Но в будущем, при росте цен на рынке, ТД КМГ будет вынужден повышать цены на бензин. Как показывает опыт прошлого года, искусственно фиксированные и заниженные цены приводят к убыткам компании и «перекосу» рынка».
Аналитик информационного центра «Кортес» Людмила Лурье полагает, что так и произойдет. «Если компания действительно зависима от российских поставок, то ничего хорошего ждать не надо. Оптовые цены на бензин продолжат расти. С 1 декабря в РФ повышаются таможенные пошлины на нефть до $275,4 за тонну, на светлые нефтепродукты - до $197,8 за тонну», - говорит она в интервью «&».
Между тем объем добычи нефти и газового конденсата в Казахстане в январе-сентябре 2007 года составил 50,14 млн. тонн, что на 5,2% выше соответствующего показателя 2006 года. Бензина, включая авиационный, в Казахстане в январе-августе 2007 года произведено 1,77 млн. тонн, что на 19,3% больше аналогичного периода прошлого года. Сегодня государство через КМГ владеет 100% акций Атырауского и 50% акций Шымкентского НПЗ, непосредственно правительству РК принадлежат 45,2% акций Павлодарского НХЗ.
Все дороги ведут к НПЗ
Некоторые аналитики не ожидают сильного роста розничных цен. «Во-первых, НПЗ заканчивают плановый ремонт в ноябре. Во-вторых, велика вероятность, что компании по поручению сверху розничные цены заморозят, - говорит «&» аналитик ИК «Финам» Анатолий Сергиевский. – Кроме того, в последние дни отмечается стабилизация оптовых цен. Ранее наблюдался значительный разрыв в ценах на топливо, а сейчас происходит просто выравнивание розничных цен, что может быть воспринято потребителями как их повышение». Он полагает, что единственный вид топлива, который может подорожать в ближайшее время, - это дизтопливо. «Это связано с переходом на зимнее дизтопливо, которое дороже летнего», - уточнил г-н Сергиевский.
И все же большинство экспертов склоняются к мнению, что в перспективе рост цен неминуем. Потребление растет, а НПЗ не хотят выходить на полную мощность. Игроки рынка предлагают снизить налоговую нагрузку на нефтепереработчиков и потребителей бензина путем обнуления акциза и НДС. Также звучат предложения об обнулении импортных пошлин на ввоз оборудования для НПЗ и постепенном повышении экспортных пошлин на качественные моторные топлива.
Как считает Султан Ушбаев, председатель совета директоров «Нар-Ойл», таким образом казахстанские НПЗ добиваются уничтожения конкурентов. По его мнению, НПЗ искусственно создали дефицит ГСМ на рынке Казахстана, чтобы добиться от правительства снижения пошлин и налогов. «В течение двух месяцев основные производители бензина и дизтоплива в Казахстане создают условия для получения сверхприбылей за счет населения страны. Крайними же хотят сделать владельцев сетей АЗС, которых опять обвиняют в росте цен на ГСМ», – говорит г-н Ушбаев «&». Данную ситуацию он объясняет тем, что владельцы НПЗ начали агрессивное выдавливание с рынка конкурентов. По его мнению, после того как в Казахстане останется три ключевых поставщика ГСМ, - а ими окажутся владельцы трех НПЗ, - они легко смогут управлять ценообразованием. Он утверждает, что «Нар-Ойл» не получает топливо в запрашиваемом объеме, так как крупные оптовые компании его не продают, ссылаясь на дефицит. И в то же время «Нар-Ойл» не дают возможности заходить на НПЗ со своей нефтью для переработки.
Документально НПЗ выполняют требования правительства обеспечивать внутренний рынок топливом. Правда, сообщить, кому именно и сколько поставляется ГСМ с заводов, отказываются, ссылаясь на «коммерческую тайну».
Высокий передел рынка
Эксперты полагают, что при таком раскладе, когда есть дефицит, но нет резкого или повсеместного повышения цен, могут пострадать лишь независимые АЗС – им нельзя повышать цены, так как в этом случае они не выдержат конкуренции с нефтяными компаниями. По мнению аналитиков, это первая причина неизбежности передела рынка. «Если сейчас менее 40% рынка АЗС контролируется нефтяными компаниями, то за 2-3 года эта цифра достигнет 70%», - считает г-н Кирсанов. Он ссылается на планы нефтяных компаний увеличивать свои доли на рынке. В частности, КМГ, у которого сейчас всего 4% рынка заправок, намерен к 2010 году поднять долю до 15%.
По мнению г-жи Лурье, государство будет этому способствовать. «Тут достаточно простого прикрытия: якобы чтобы сдерживать цены на ГСМ, надо контролировать рынок. Правительство Казахстана уже изменило правила игры на рынке ГСМ не только в пользу КМГ, но других крупных нефтяных контор. И уже сейчас можно констатировать, что розничный рынок нефтепродуктов вошел в фазу передела между крупными игроками, - полагает г-жа Лурье. – Завершится этот процесс, мне кажется, за 2-3 года. И если это действительно произойдет, то внутренний рынок контролировать и впрямь будет легче. Вот только управлять мировыми ценами никто не сможет. Так что повышение цен на негосударственных заправках сдержать будет практически невозможно».
Алма Омарова
|