Как СМИ трактуют Коран?
Гость 02 Августа 2010 в 14:49:13
В связи с последними событиями огромное количество СМИ (в том числе и российских), ссылаясь на Коран, стали активно писать о том, что якобы терроризм и насилие имеют основание в Исламе. Им вторят всякого рода религиозные маргиналы и фанатики, прикрывающиеся Исламом, которые даже в объективы кинокамер публично заявляют: «Я буду убивать кяфиров (неверующих), вести против них священную войну ради Аллаха!».
Соответствуют ли подобные утверждение канонам Шариата?
Ответ на данный вопрос требует глубокого анализа и теологически грамотного подхода к тем принципам, правилам и постулатам, которые установлены Творцом в Последнем Откровении — Священном Коране и Сунне Последнего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Часто авторами упомянутых нами изысканий используется девятая сура Священного Корана «Ат-Тауба» («Покаяние»). Вот первые шесть аятов этой суры:
Отречение от Господа и Посланника Его — к тем из многобожников, с кем вы заключили союз.
Странствуйте же по земле четыре месяца и знайте, что вы не ослабите Всевышнего и что Он опозорит неверных.
И призыв от Господа и Посланника Его к людям в день великого паломничества о том, что Господь отрекается от многобожников, и Посланник его. И если покаетесь вы, то это — наилучшее для вас. Если же отвратитесь, то знайте, что вы не ослабите Господа. «Обрадуй» же тех, которые не уверовали, мучительным наказанием.
Кроме тех многобожников, с которыми вы заключили союз, а потом они ни в чем пред вами его не нарушили и никому не помогали против вас. Доведите же до конца договор с ними. Поистине, Всевышний любит богобоязненных.
И когда закончатся запретные месяца, то убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте и ведите против них разведывательные маневры. И если покаются они, начнут совершать молитву и давать очищение — закят, то освободите их дорогу. Ведь Господь — прощающий, милосердный.
И если кто-то из многобожников просит у тебя убежища (просит быть соседом твоим. — Авт.), то приюти, пока не услышит он слова Господа. Потом доставь его в безопасное для него место. Это потому, что они — люди, не знающие истины».
Чтобы сделать канонически правильные выводы при рассмотрении данных аятов необходимо, с точки зрения исламской науки, сопоставить эти аяты между собой, а также учитывать время их ниспослания и соотношение с другими аятами и высказываниями Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
В первом и втором аятах под отречением подразумевается отказ от гарантии безопасности со стороны мусульман в отношении многобожников (неверных).
Почему же верующие, которые должны быть примером безопасности для окружающих людей, вдруг перестают быть таковыми и становятся источником агрессии? Ведь в одном из достоверных хадисов сказано: «Мусульманин (покорный Господу и Его законам. — Авт.) — это тот, от вреда руки и языка которого мусульмане защищены. Истинно верующий же (покорный Господу и Его законам не только делами, но и сердцем. — авт.) — тот, с кем люди (без разделения на верующих и неверующих — авт.) чувствуют себя спокойно и безопасно».
Давайте вспомним предысторию ниспослания данных аятов.
Анализируя этапы пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) мы видим, что столь решительный шаг, как военные действия, был сделан после того, как многобожники, изначально притеснявшие мусульман, нарушили мирный договор, заключенный между ними и последователями Ислама. Договор о перемирии был заключен не из-за слабости мусульман, а, напротив, в момент, когда у них были власть, сила и организованное войско. Подписали они его с теми, кто с первых дней пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) подвергал физическим расправам и притеснял мусульман, унижал их честь и достоинство, выгонял из домов, вынуждал оставлять свое имущество и переселяться; с теми, кто хотел убить самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует); кто не просто желал расправы, а осуществлял ее. Однако их план не увенчался успехом. Именно этим людям мусульмане, имеющие все возможности отомстить, дали согласие на мирный договор, условиями которого были безопасность и неприкосновенность обеих сторон.
Однако когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники готовились к очередной битве с враждующими племенами (битва при Табуке), многобожники нарушили договор, объединившись с врагами мусульман, в надежде общими усилиями покончить с мусульманами, чьи сила и авторитет росли с каждым днем, тем самым нанося смертельный удар по многобожию. Они хорошо понимали, что если Истина откроется во всем своем величии, то лжи не останется места (Священный Коран, 17:81).
В любом обществе предатель всегда заслуживал смертной казни, тем более, если предательство происходит в предвоенное или военное время. Однако Ислам есть всеобъемлющая система Господа, который как справедлив в наказании, так и милостив. Заметьте, насколько велико проявление милости Его в вышеописанной ситуации: многобожникам, воевавшим с мусульманами, затем заключившим мирный договор и после нарушившим его в одностороннем порядке, дается четыре месяца свободного передвижения, как на своих территориях, так и на территориях мусульман. То есть после столь пагубного шага с их стороны, торговцы их и путники могут быть абсолютно спокойны за свою жизнь в течение четырех месяцев (данный комментарий относительно четырех месяцев, упомянутых во втором аяте, дают ат-Табари и другие авторитетные толкователи Священного Корана).
Пятый аят гласит:
«И когда закончатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их и ведите против них разведывательные маневры. И если покаются они, начнут совершать молитву и давать очищение — закят, то освободите их дорогу. Ведь Господь — прощающий, милосердный».
Из этого следует, что мусульманам по истечении четырех месяцев приказывается уничтожать многобожников повсеместно. Пощада может быть только в случае покаяния, принятия Ислама и подтверждения веры фактическими действиями: совершение обязательной молитвы и выплата налога в пользу неимущих — закята.
Не жестоко ли это? Не противоречит ли оговоренному в Священном Коране принципу свободы вероисповедания: «нет принуждения в вере...» (Священный Коран, 2:256). Не противоречит ли это приказу о том, что к пути Господа нужно призывать с мудростью и хорошим увещеванием: «Призывай к пути Господа своего с мудростью и благим увещеванием. И спорь с ними (с безбожниками, многобожниками и неверными) посредством того, что является наилучшим» (Священный Коран, 16:125). Разве убийство и насилие могут быть наилучшими методами доказательств своей правоты?
Здесь мы считаем уместным обратиться к комментарию Сайида Кутба, которого многие считают идеологом «исламского экстремизма». Этого автора трудно упрекнуть в излишней мягкости и отсутствии радикализма. Однако комментируя упомянутый аят, он говорит следующее: «Явно видно из контекста, что призыв к убийству не является общим в отношении всех многобожников и неверных, а касается именно многобожников, которые воевали с мусульманами, затем заключили соглашение о перемирии и через какое-то время нарушили его. Данный аят никак не ограничивает и не аннулирует такие общие положения, как отсутствие принуждения (Священный Коран, 2:256), призыв к пути Господа с мудростью и хорошим увещеванием (Священный Коран, 16:125), призыв к ведению спора наилучшими по рациональности, гуманности и справедливости методами и т.д. (Священный Коран, 29:46 и 16:125)... В суре же «Ат-Тауба» («Покаяние») говорится: «...пока они прямы по отношению к вам, будьте и вы прямы к ним, ведь Аллах любит богобоязненных» (Священный Коран, 9:7)»1. Надо отметить, что это толкование полностью совпадает с классическим мусульманским пониманием данного вопроса.
В дополнение к сказанному необходимо помнить, об оговоренном в суре «Аль — Мумтахана» («Испытуемая»): «Быть может Господь установит между вами (о, мусульмане) и теми из них (из неверных), с кем вы враждуете, любовь. Поистине, Господь всесилен. И Он — прощающий, всемилостивый! Не дает вам Всевышний запрета (который может быть понят из других аятов. — авт.) на то, чтобы вы благодетельствовали и были справедливыми к тем, кто не воюет с вами из-за религии и не изгоняет вас из жилищ ваших».
Мусульмане хорошо знают, то, что не запрещено является разрешенным. А благородство и справедливость не просто разрешены, но и поощряемы, так как являются причиной тому, чтобы и другие постигали Истину. Из достоверного хадиса становится ясно, что если мусульманин станет причиной обретения человеком истинной веры, то вознаграждение, даруемое ему Творцом, будет более ценно, чем все земные богатства.
Далее. «...И если покаются они, начнут совершать молитву и давать очищение — закят, то освободите их дорогу. Ведь Господь — прощающий, милосердный». Не указывает ли данная часть пятого аята на насильственное принуждение человека уверовать для того, чтобы он почувствовал себя свободным?
При внимательном прочтении становится очевидно, что данное положение не является притеснением, а, наоборот, является проявлением милости и снисходительности Творца. В чем это заключается? Задумаемся, возможно ли в мирной практике, чтобы преступник, которому вынесен смертный приговор за очень тяжкие преступления перед обществом и государством, вдруг был помилован на основе его покаяния? Это невозможно в кодексе человека, однако возможно в кодексе Господа! Те, кто нарушил мирное соглашение и в очередной раз проявил агрессию в адрес мусульман, имели еще один шанс быть прощенными после искреннего покаяния и подтверждения действиями искренности своих намерений. Если бы многобожники не были предателями соглашения, ими же подписанного, то, возможно, было бы достаточно лишь устного покаяния. Но по причине их вероломства в этот раз они могли получить помилование от Всевышнего только подтвердив свою правдивость совершением молитвы и выплатой закята в пользу неимущих.
Незадолго до второй мировой войны между Германией и Советским Союзом было подписано соглашение о мире и ненападении. Со стороны Германии данный договор был нарушен, и Советский Союз ответил на силу силой, на войну войной. Можно ли назвать жестокостью и насилием действия советского руководства и самого народа? Нет, так как метод разрешения конфликта дошел до критического — военного. Точно так же нельзя смотреть на Ислам односторонне: да, есть призывы к военному разрешению ситуации, однако оно допустимо только в случае, когда исчерпаны все иные методы.
В шестом аяте говорится:
«И если кто-то из многобожников просит у тебя убежища (просит быть соседом твоим. — Авт.), то приюти, пока не услышит он слова Господа. Потом доставь его в безопасное для него место. Это потому, что они — люди, не знающие истины».
Разрешение проблемы военным способом допустимо по отношению к тем, кто объявил войну мусульманам. Что же касается тех, кто не испытывает по отношению к мусульманам ненависти или вражды, то мусульмане гарантируют их безопасность на своих территориях. Господь приказывает Посланнику Своему (да благословит его Аллах и приветствует) приютить их, пока не услышат они Слово Божие — Священный Коран и не постигнут суть призыва к Истине. После этого мусульманам повелевается сопровождать этих многобожников, неверных в безопасное для них место. Представьте себе, Ислам берет на себя ответственность за безопасность многобожников на территории мусульман и обеспечивает им безопасное передвижение вплоть до их родных мест или иной точки земли!
На нашей планете как в прошлом, так и ныне было и есть много государств, где под разными предлогами репрессировали и уничтожали инакомыслящих. В Исламе нет места таким методам. В эпоху становления исламского Халифата, центром которого при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была сначала Лучезарная Медина, затем Высокочтимая Мекка, рядом с мусульманами жили и христиане, и иудеи, и язычники. Ни один из них не подвергался притеснениям. Если в каком-либо из регионов Халифата был замечен случай привилегированного отношения к мусульманину и ущемления прав немусульманина, то, как только данная весть доходила до халифа, глава области сразу лишался должности. Во время присоединения к Халифату новых территорий, на которых жили представители других религий, мусульмане не уничтожали храмы, а строили рядом с ними мечети, чтобы дать людям возможность религиозного выбора. Что касается случаев, являющихся исключением из правил и нарушением закона, то это имело место во все времена, среди всех народностей и представителей самых различных религий.
1 С.Кутб. «В тени Корана».- Каир — Бейрут, 1994, с.1590.
По материалам журнала "Мусульмане" № 4, 2000 г. Шамиль Аляутдинов
Соответствуют ли подобные утверждение канонам Шариата?
Ответ на данный вопрос требует глубокого анализа и теологически грамотного подхода к тем принципам, правилам и постулатам, которые установлены Творцом в Последнем Откровении — Священном Коране и Сунне Последнего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Часто авторами упомянутых нами изысканий используется девятая сура Священного Корана «Ат-Тауба» («Покаяние»). Вот первые шесть аятов этой суры:
Отречение от Господа и Посланника Его — к тем из многобожников, с кем вы заключили союз.
Странствуйте же по земле четыре месяца и знайте, что вы не ослабите Всевышнего и что Он опозорит неверных.
И призыв от Господа и Посланника Его к людям в день великого паломничества о том, что Господь отрекается от многобожников, и Посланник его. И если покаетесь вы, то это — наилучшее для вас. Если же отвратитесь, то знайте, что вы не ослабите Господа. «Обрадуй» же тех, которые не уверовали, мучительным наказанием.
Кроме тех многобожников, с которыми вы заключили союз, а потом они ни в чем пред вами его не нарушили и никому не помогали против вас. Доведите же до конца договор с ними. Поистине, Всевышний любит богобоязненных.
И когда закончатся запретные месяца, то убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте и ведите против них разведывательные маневры. И если покаются они, начнут совершать молитву и давать очищение — закят, то освободите их дорогу. Ведь Господь — прощающий, милосердный.
И если кто-то из многобожников просит у тебя убежища (просит быть соседом твоим. — Авт.), то приюти, пока не услышит он слова Господа. Потом доставь его в безопасное для него место. Это потому, что они — люди, не знающие истины».
Чтобы сделать канонически правильные выводы при рассмотрении данных аятов необходимо, с точки зрения исламской науки, сопоставить эти аяты между собой, а также учитывать время их ниспослания и соотношение с другими аятами и высказываниями Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
В первом и втором аятах под отречением подразумевается отказ от гарантии безопасности со стороны мусульман в отношении многобожников (неверных).
Почему же верующие, которые должны быть примером безопасности для окружающих людей, вдруг перестают быть таковыми и становятся источником агрессии? Ведь в одном из достоверных хадисов сказано: «Мусульманин (покорный Господу и Его законам. — Авт.) — это тот, от вреда руки и языка которого мусульмане защищены. Истинно верующий же (покорный Господу и Его законам не только делами, но и сердцем. — авт.) — тот, с кем люди (без разделения на верующих и неверующих — авт.) чувствуют себя спокойно и безопасно».
Давайте вспомним предысторию ниспослания данных аятов.
Анализируя этапы пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) мы видим, что столь решительный шаг, как военные действия, был сделан после того, как многобожники, изначально притеснявшие мусульман, нарушили мирный договор, заключенный между ними и последователями Ислама. Договор о перемирии был заключен не из-за слабости мусульман, а, напротив, в момент, когда у них были власть, сила и организованное войско. Подписали они его с теми, кто с первых дней пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) подвергал физическим расправам и притеснял мусульман, унижал их честь и достоинство, выгонял из домов, вынуждал оставлять свое имущество и переселяться; с теми, кто хотел убить самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует); кто не просто желал расправы, а осуществлял ее. Однако их план не увенчался успехом. Именно этим людям мусульмане, имеющие все возможности отомстить, дали согласие на мирный договор, условиями которого были безопасность и неприкосновенность обеих сторон.
Однако когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники готовились к очередной битве с враждующими племенами (битва при Табуке), многобожники нарушили договор, объединившись с врагами мусульман, в надежде общими усилиями покончить с мусульманами, чьи сила и авторитет росли с каждым днем, тем самым нанося смертельный удар по многобожию. Они хорошо понимали, что если Истина откроется во всем своем величии, то лжи не останется места (Священный Коран, 17:81).
В любом обществе предатель всегда заслуживал смертной казни, тем более, если предательство происходит в предвоенное или военное время. Однако Ислам есть всеобъемлющая система Господа, который как справедлив в наказании, так и милостив. Заметьте, насколько велико проявление милости Его в вышеописанной ситуации: многобожникам, воевавшим с мусульманами, затем заключившим мирный договор и после нарушившим его в одностороннем порядке, дается четыре месяца свободного передвижения, как на своих территориях, так и на территориях мусульман. То есть после столь пагубного шага с их стороны, торговцы их и путники могут быть абсолютно спокойны за свою жизнь в течение четырех месяцев (данный комментарий относительно четырех месяцев, упомянутых во втором аяте, дают ат-Табари и другие авторитетные толкователи Священного Корана).
Пятый аят гласит:
«И когда закончатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их и ведите против них разведывательные маневры. И если покаются они, начнут совершать молитву и давать очищение — закят, то освободите их дорогу. Ведь Господь — прощающий, милосердный».
Из этого следует, что мусульманам по истечении четырех месяцев приказывается уничтожать многобожников повсеместно. Пощада может быть только в случае покаяния, принятия Ислама и подтверждения веры фактическими действиями: совершение обязательной молитвы и выплата налога в пользу неимущих — закята.
Не жестоко ли это? Не противоречит ли оговоренному в Священном Коране принципу свободы вероисповедания: «нет принуждения в вере...» (Священный Коран, 2:256). Не противоречит ли это приказу о том, что к пути Господа нужно призывать с мудростью и хорошим увещеванием: «Призывай к пути Господа своего с мудростью и благим увещеванием. И спорь с ними (с безбожниками, многобожниками и неверными) посредством того, что является наилучшим» (Священный Коран, 16:125). Разве убийство и насилие могут быть наилучшими методами доказательств своей правоты?
Здесь мы считаем уместным обратиться к комментарию Сайида Кутба, которого многие считают идеологом «исламского экстремизма». Этого автора трудно упрекнуть в излишней мягкости и отсутствии радикализма. Однако комментируя упомянутый аят, он говорит следующее: «Явно видно из контекста, что призыв к убийству не является общим в отношении всех многобожников и неверных, а касается именно многобожников, которые воевали с мусульманами, затем заключили соглашение о перемирии и через какое-то время нарушили его. Данный аят никак не ограничивает и не аннулирует такие общие положения, как отсутствие принуждения (Священный Коран, 2:256), призыв к пути Господа с мудростью и хорошим увещеванием (Священный Коран, 16:125), призыв к ведению спора наилучшими по рациональности, гуманности и справедливости методами и т.д. (Священный Коран, 29:46 и 16:125)... В суре же «Ат-Тауба» («Покаяние») говорится: «...пока они прямы по отношению к вам, будьте и вы прямы к ним, ведь Аллах любит богобоязненных» (Священный Коран, 9:7)»1. Надо отметить, что это толкование полностью совпадает с классическим мусульманским пониманием данного вопроса.
В дополнение к сказанному необходимо помнить, об оговоренном в суре «Аль — Мумтахана» («Испытуемая»): «Быть может Господь установит между вами (о, мусульмане) и теми из них (из неверных), с кем вы враждуете, любовь. Поистине, Господь всесилен. И Он — прощающий, всемилостивый! Не дает вам Всевышний запрета (который может быть понят из других аятов. — авт.) на то, чтобы вы благодетельствовали и были справедливыми к тем, кто не воюет с вами из-за религии и не изгоняет вас из жилищ ваших».
Мусульмане хорошо знают, то, что не запрещено является разрешенным. А благородство и справедливость не просто разрешены, но и поощряемы, так как являются причиной тому, чтобы и другие постигали Истину. Из достоверного хадиса становится ясно, что если мусульманин станет причиной обретения человеком истинной веры, то вознаграждение, даруемое ему Творцом, будет более ценно, чем все земные богатства.
Далее. «...И если покаются они, начнут совершать молитву и давать очищение — закят, то освободите их дорогу. Ведь Господь — прощающий, милосердный». Не указывает ли данная часть пятого аята на насильственное принуждение человека уверовать для того, чтобы он почувствовал себя свободным?
При внимательном прочтении становится очевидно, что данное положение не является притеснением, а, наоборот, является проявлением милости и снисходительности Творца. В чем это заключается? Задумаемся, возможно ли в мирной практике, чтобы преступник, которому вынесен смертный приговор за очень тяжкие преступления перед обществом и государством, вдруг был помилован на основе его покаяния? Это невозможно в кодексе человека, однако возможно в кодексе Господа! Те, кто нарушил мирное соглашение и в очередной раз проявил агрессию в адрес мусульман, имели еще один шанс быть прощенными после искреннего покаяния и подтверждения действиями искренности своих намерений. Если бы многобожники не были предателями соглашения, ими же подписанного, то, возможно, было бы достаточно лишь устного покаяния. Но по причине их вероломства в этот раз они могли получить помилование от Всевышнего только подтвердив свою правдивость совершением молитвы и выплатой закята в пользу неимущих.
Незадолго до второй мировой войны между Германией и Советским Союзом было подписано соглашение о мире и ненападении. Со стороны Германии данный договор был нарушен, и Советский Союз ответил на силу силой, на войну войной. Можно ли назвать жестокостью и насилием действия советского руководства и самого народа? Нет, так как метод разрешения конфликта дошел до критического — военного. Точно так же нельзя смотреть на Ислам односторонне: да, есть призывы к военному разрешению ситуации, однако оно допустимо только в случае, когда исчерпаны все иные методы.
В шестом аяте говорится:
«И если кто-то из многобожников просит у тебя убежища (просит быть соседом твоим. — Авт.), то приюти, пока не услышит он слова Господа. Потом доставь его в безопасное для него место. Это потому, что они — люди, не знающие истины».
Разрешение проблемы военным способом допустимо по отношению к тем, кто объявил войну мусульманам. Что же касается тех, кто не испытывает по отношению к мусульманам ненависти или вражды, то мусульмане гарантируют их безопасность на своих территориях. Господь приказывает Посланнику Своему (да благословит его Аллах и приветствует) приютить их, пока не услышат они Слово Божие — Священный Коран и не постигнут суть призыва к Истине. После этого мусульманам повелевается сопровождать этих многобожников, неверных в безопасное для них место. Представьте себе, Ислам берет на себя ответственность за безопасность многобожников на территории мусульман и обеспечивает им безопасное передвижение вплоть до их родных мест или иной точки земли!
На нашей планете как в прошлом, так и ныне было и есть много государств, где под разными предлогами репрессировали и уничтожали инакомыслящих. В Исламе нет места таким методам. В эпоху становления исламского Халифата, центром которого при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была сначала Лучезарная Медина, затем Высокочтимая Мекка, рядом с мусульманами жили и христиане, и иудеи, и язычники. Ни один из них не подвергался притеснениям. Если в каком-либо из регионов Халифата был замечен случай привилегированного отношения к мусульманину и ущемления прав немусульманина, то, как только данная весть доходила до халифа, глава области сразу лишался должности. Во время присоединения к Халифату новых территорий, на которых жили представители других религий, мусульмане не уничтожали храмы, а строили рядом с ними мечети, чтобы дать людям возможность религиозного выбора. Что касается случаев, являющихся исключением из правил и нарушением закона, то это имело место во все времена, среди всех народностей и представителей самых различных религий.
1 С.Кутб. «В тени Корана».- Каир — Бейрут, 1994, с.1590.
По материалам журнала "Мусульмане" № 4, 2000 г. Шамиль Аляутдинов
|