Мировые цены на топливо падают, а в Казахстане, как и в России, – растут
dead 11 Декабря 2007 в 21:04:38
Анатолий ИВАНОВ
Еще неделю назад мировые информационные агентства стали сообщать о постепенном снижении цен на нефть. Дело дошло до того, что баррель «черного золота» стал стоить на $10 дешевле. Соответственно, ведущие эксперты из ОПЕК уверенно заявили – в этом году цена нефти не перепрыгнет «морально-психологическую» отметку $100 за баррель.
Неудивительно, что вслед за нефтью стало дешеветь и топливо. Правда, не столь резко, как нефть, но весьма ощутимо для владельцев «железных коней». Однако сей факт характерен для какой угодно демократической страны, но не для нефтедобывающего Казахстана. Так, если верить последним сообщениям, например, из США, то начиная с первых чисел ноября цена бензина типа «Регуляр» (аналог АИ-92) в среднем там остановилась на отметке 80 центов за литр (около 96 тенге). Более того, тамошние аналитики поговаривают, что по крайней мере до февраля 2008-го, когда состоится очередное заседание ОПЕК, каких-либо серьезных изменений в стоимости топлива на заправках США не предвидится.
И США нам не помеха?
Но это где-то в США. Что касается Казахстана, где вроде своей нефти на душу населения хоть залейся, подобной тенденции стабилизации цен на топливо, похоже, явно наблюдаться не будет. Это только правительство Масимова может без конца рапортовать о своих решительных мерах по обузданию инфляции. На деле же ситуация в стране с тем же бензином максимально близка к полнейшему маразму.
Если на мировом рынке (Россия в данном случае не в счет) цены на топливо либо снизились, либо замерли на одной отметке, то в Казахстане лишь за два минувших месяца ценники на автозаправочных станциях умудрились поменяться дважды. Взять, к примеру, стоимость самой популярной в стране марки бензина АИ-92. В начале ноября это топливо, в зависимости от той или иной сети автозаправок, стоило от 75 до 78 тенге за литр. В середине того же месяца оно подросло до цен от 82 до 85 тенге. Но, видимо, и этого показалось мало.
Ныне, если проехаться по самым известным заправкам, мы видим следующую картину: все тот же АИ-92 ниже, чем за 86 тенге за литр, найти практически невозможно. Складывается весьма тревожное предположение, что наши «бензиновые» короли по ценам на топливо решили во что бы то ни стало хотя бы догнать… нет, не США. Круче берите, такую же нефтедобывающую страну, как Россия, где стоимость того же «Регуляра» уже опередила показатели Штатов.
И, знаете, сия тенденция очень даже вероятна. Достаточно поговорить с любым из работников автозаправочных станций. На вопрос, почему так выросли цены на бензин, у них всегда заготовлен дежурный ответ: «А в России бензин еще дороже. У нас тоже скоро цены подрастут». Приходится верить. Тем более что даже по официальным данным правительства наши три нефтеперерабатывающих завода в Павлодаре, Атырау и Шымкенте покрывают лишь 73,5% потребностей рынка. Все остальное, главным образом высокооктановое топливо, завозится из России – с Уфимского и Омского НПЗ.
Сказать, что там цены «понравятся» казахстанцам, – значит ничего не сказать. Так, оптовая цена нашего любимого омского АИ-92 в среднем составляет ни много ни мало – 24100 рублей за тонну. Переводя в литры/тенге, получаем, что российский бензинчик для оптовиков будет стоить в пределах 120 тенге. Какова же будет цена непосредственно на заправках, предсказать практически невозможно. Все зависит исключительно от аппетитов наших королей бензина и дизеля.
Что касается обоснования повышения цены на топливо, то будьте уверены, оно всегда найдется. Вот, например, какой ответ на форуме своего сайта (www.helios.kz) дала администрация компании «Гелиос», владелицы крупнейшей в Казахстане сети автозаправок, одному из участников форума, обвинившему фирму чуть ли не в ценовом сговоре (цитируем):
«Ценообразование по ГСМ в ТОО «Гелиос» формируется из многих составляющих:
1. Павлодарский нефтехимический завод по ряду исторических и технических причин работает исключительно на российской нефти, так как сложный технологический процесс переработки настроен на химические особенности более качественной нефти определенных месторождений с низким содержанием серы и парафинов. В свою очередь, цена на нефть в России полностью зависит от ценовой конъюнктуры на мировом рынке, так как существенная доля сырой нефти отправляется на экспорт.
3. Исходя из вышеперечисленного, формируется цена поставки сырой нефти на Павлодарский нефтехимический завод. Далее после процесса переработки происходит следующее наложение на цену для конечной реализации ГСМ через АЗС:
- стоимость переработки;
- доставка топлива по ж/д (тарифы непрерывно растут);
- хранение на нефтебазах (большая часть нефтебаз в филиалах арендуется);
- транспортировка автотранспортом с нефтебазы до АЗС;
- увеличение стоимости доп. услуг (коммунальные, обслуживающие, консалтинговые услуги и т.д.);
- реконструкция объектов эксплуатации (АЗС) под современные европейские стандарты, современное высокотехнологичное оборудование, техническая поддержка оборудования в исправном состоянии;
- ужесточение и постоянное изменение законодательных норм (намного более жестких, чем в Европе) госорганами по эксплуатации объектов, связанных с реализацией ГСМ, вынуждает компанию непрерывно вкладывать существенные дополнительные финансовые затраты с целью соответствия установленным нормативам;
- доведение качества топлива до европейских стандартов с помощью уникальной моющей добавки».
Какова отпускная цена топлива?
Сложно сказать, кого устроило подобное объяснение. Дело в том, что не только у рядовых казахстанцев, но и у журналистов нет никакой возможности узнать такую простую вещь, как отпускная цена на топливо с казахстанских нефтеперерабатывающих заводов. Сии цифры скрыты за семью печатями. Пример? Пожалуйста!
Есть у Павлодарского нефтехимического завода вполне официальный интернет-сайт. Там есть все: и новости, и рассказы об истории предприятия, и даже доска объявлений, где продают автомобили, катера и кассовые аппараты. Есть даже рубрика «Ценовые предложения». Но вот беда, попасть туда почему-то труднее, чем, видимо, слетать на Марс. Необходима регистрация. Казалось бы, какая проблема! Регистрируйся и узнавай, но, как говорится, индейская национальная изба вам. Появляется сообщение, что ваш запрос принят, а пароль уже выслан на ваш электронный адрес. На деле же ничего подобного не происходит. Рубрика «Ценовые предложения» остается недоступной для посещения.
Впрочем, на ПНХЗ есть хоть какая-то гипотетическая возможность узнать отпускную цену на бензин. У двух других «столпов» казахстанской нефтехимии ничего подобного вообще нет. Сайт Атырауского нефтеперерабатывающего ограничивается перечислением ассортимента выпускаемой продукции вкупе с новостями о своей внутренней политике, а Шымкентский НПЗ и вовсе никак не присутствует во Всемирной сети.
Остается лишь уповать на слухи, что, например, отпускная цена нашего любимого АИ-92 в лучшем случае составляет 40 тенге за литр. Остальные 47 тенге – это совместные накрутки всевозможных посредников и владельцев бензоколонок. Помните? Доставка топлива по железной дороге, аренда нефтебаз, оплата коммунальных услуг и так далее, и тому подобное.
Кстати, заметили еще один момент, характерный для заявлений руководителей казахстанских НПЗ? В последнее время они частенько через правительственную прессу говорят, что работают в основном на так называемых «давальческих условиях». Надо сказать, что это замечательная формула! Под этим соусом можно преспокойно сыграть роль знаменитого Дуремара. Дескать, а я тут ни при чем, совсем тут ни при чем! Это все давальцы! Это они, бяки-буки, на свой взгляд определяют отпускные цены на топливо, а мы лишь перерабатываем сырую нефть.
Хорошо, поверим. Но вот как при этом объяснить тот факт, что в соседних Азербайджане, Туркмении и Иране бензин стоит на порядок дешевле, чем в Казахстане? Это большинству населению страны не совсем понятно.
Так кто же истинный виновник?
Возможно, некоторую завесу над этой тайной приоткроет информация от международной рейтинговой компании GTZ, опубликованная две недели назад на ленте информационного агентства Washington Profile. Оказалось, что Казахстан относится к той категории стран, где топливо, продаваемое розничным покупателям, облагается высокими налогами. Из государств, экспортирующих нефть на международные рынки, к этой группе стран относятся лишь две.
Какие именно, догадаться не сложно. Это Россия и Казахстан. Все остальные нефтедобывающие страны достаточно активно дотируют производство топлива. Отсюда и получается, что средняя цена бензина на автозаправочных станциях Венесуэлы остается в пределах 3 центов за литр (то есть около 4 тенге). А вот в Катаре, Саудовской Аравии, Египте, Бахрейне, Йемене, Омане, Алжире, Брунее и ОАЭ за литр просят уже от 13 до 20 центов. Если пересчитать на казахстанские тенге (по курсу 1 доллар = 120 тенге), получается, что литр бензина в вышеперечисленных странах стоит от 15,6 до 24 тенге.
Даже в Азербайджане средняя цена бензина составляет около 55 тенге. И если вспомнить наши суверенные бензиновые 86 тенге, то невольно задумываешься о том, кто ж виноват на самом деле в европейских ценах при азиатских зарплатах, столь характерных для нашего бытия. В конце концов, в том же Азербайджане хоть частично, но дотируют производство топлива. Может, потому что эти «неудачники» больше думают о своем народе, нежели наши господа министры, ищущие некие козни в общем повышении цен на товары первой необходимости где-то за пределами Казахстана.
На всякий случай напомним, что цены на хлеб, муку, масло, сахар и так далее в Казахстане во многом определяются ценами на топливо. Сеть же железных дорог у нас развита чуть лучше, чем в Африке.
Еще неделю назад мировые информационные агентства стали сообщать о постепенном снижении цен на нефть. Дело дошло до того, что баррель «черного золота» стал стоить на $10 дешевле. Соответственно, ведущие эксперты из ОПЕК уверенно заявили – в этом году цена нефти не перепрыгнет «морально-психологическую» отметку $100 за баррель.
Неудивительно, что вслед за нефтью стало дешеветь и топливо. Правда, не столь резко, как нефть, но весьма ощутимо для владельцев «железных коней». Однако сей факт характерен для какой угодно демократической страны, но не для нефтедобывающего Казахстана. Так, если верить последним сообщениям, например, из США, то начиная с первых чисел ноября цена бензина типа «Регуляр» (аналог АИ-92) в среднем там остановилась на отметке 80 центов за литр (около 96 тенге). Более того, тамошние аналитики поговаривают, что по крайней мере до февраля 2008-го, когда состоится очередное заседание ОПЕК, каких-либо серьезных изменений в стоимости топлива на заправках США не предвидится.
И США нам не помеха?
Но это где-то в США. Что касается Казахстана, где вроде своей нефти на душу населения хоть залейся, подобной тенденции стабилизации цен на топливо, похоже, явно наблюдаться не будет. Это только правительство Масимова может без конца рапортовать о своих решительных мерах по обузданию инфляции. На деле же ситуация в стране с тем же бензином максимально близка к полнейшему маразму.
Если на мировом рынке (Россия в данном случае не в счет) цены на топливо либо снизились, либо замерли на одной отметке, то в Казахстане лишь за два минувших месяца ценники на автозаправочных станциях умудрились поменяться дважды. Взять, к примеру, стоимость самой популярной в стране марки бензина АИ-92. В начале ноября это топливо, в зависимости от той или иной сети автозаправок, стоило от 75 до 78 тенге за литр. В середине того же месяца оно подросло до цен от 82 до 85 тенге. Но, видимо, и этого показалось мало.
Ныне, если проехаться по самым известным заправкам, мы видим следующую картину: все тот же АИ-92 ниже, чем за 86 тенге за литр, найти практически невозможно. Складывается весьма тревожное предположение, что наши «бензиновые» короли по ценам на топливо решили во что бы то ни стало хотя бы догнать… нет, не США. Круче берите, такую же нефтедобывающую страну, как Россия, где стоимость того же «Регуляра» уже опередила показатели Штатов.
И, знаете, сия тенденция очень даже вероятна. Достаточно поговорить с любым из работников автозаправочных станций. На вопрос, почему так выросли цены на бензин, у них всегда заготовлен дежурный ответ: «А в России бензин еще дороже. У нас тоже скоро цены подрастут». Приходится верить. Тем более что даже по официальным данным правительства наши три нефтеперерабатывающих завода в Павлодаре, Атырау и Шымкенте покрывают лишь 73,5% потребностей рынка. Все остальное, главным образом высокооктановое топливо, завозится из России – с Уфимского и Омского НПЗ.
Сказать, что там цены «понравятся» казахстанцам, – значит ничего не сказать. Так, оптовая цена нашего любимого омского АИ-92 в среднем составляет ни много ни мало – 24100 рублей за тонну. Переводя в литры/тенге, получаем, что российский бензинчик для оптовиков будет стоить в пределах 120 тенге. Какова же будет цена непосредственно на заправках, предсказать практически невозможно. Все зависит исключительно от аппетитов наших королей бензина и дизеля.
Что касается обоснования повышения цены на топливо, то будьте уверены, оно всегда найдется. Вот, например, какой ответ на форуме своего сайта (www.helios.kz) дала администрация компании «Гелиос», владелицы крупнейшей в Казахстане сети автозаправок, одному из участников форума, обвинившему фирму чуть ли не в ценовом сговоре (цитируем):
«Ценообразование по ГСМ в ТОО «Гелиос» формируется из многих составляющих:
1. Павлодарский нефтехимический завод по ряду исторических и технических причин работает исключительно на российской нефти, так как сложный технологический процесс переработки настроен на химические особенности более качественной нефти определенных месторождений с низким содержанием серы и парафинов. В свою очередь, цена на нефть в России полностью зависит от ценовой конъюнктуры на мировом рынке, так как существенная доля сырой нефти отправляется на экспорт.
3. Исходя из вышеперечисленного, формируется цена поставки сырой нефти на Павлодарский нефтехимический завод. Далее после процесса переработки происходит следующее наложение на цену для конечной реализации ГСМ через АЗС:
- стоимость переработки;
- доставка топлива по ж/д (тарифы непрерывно растут);
- хранение на нефтебазах (большая часть нефтебаз в филиалах арендуется);
- транспортировка автотранспортом с нефтебазы до АЗС;
- увеличение стоимости доп. услуг (коммунальные, обслуживающие, консалтинговые услуги и т.д.);
- реконструкция объектов эксплуатации (АЗС) под современные европейские стандарты, современное высокотехнологичное оборудование, техническая поддержка оборудования в исправном состоянии;
- ужесточение и постоянное изменение законодательных норм (намного более жестких, чем в Европе) госорганами по эксплуатации объектов, связанных с реализацией ГСМ, вынуждает компанию непрерывно вкладывать существенные дополнительные финансовые затраты с целью соответствия установленным нормативам;
- доведение качества топлива до европейских стандартов с помощью уникальной моющей добавки».
Какова отпускная цена топлива?
Сложно сказать, кого устроило подобное объяснение. Дело в том, что не только у рядовых казахстанцев, но и у журналистов нет никакой возможности узнать такую простую вещь, как отпускная цена на топливо с казахстанских нефтеперерабатывающих заводов. Сии цифры скрыты за семью печатями. Пример? Пожалуйста!
Есть у Павлодарского нефтехимического завода вполне официальный интернет-сайт. Там есть все: и новости, и рассказы об истории предприятия, и даже доска объявлений, где продают автомобили, катера и кассовые аппараты. Есть даже рубрика «Ценовые предложения». Но вот беда, попасть туда почему-то труднее, чем, видимо, слетать на Марс. Необходима регистрация. Казалось бы, какая проблема! Регистрируйся и узнавай, но, как говорится, индейская национальная изба вам. Появляется сообщение, что ваш запрос принят, а пароль уже выслан на ваш электронный адрес. На деле же ничего подобного не происходит. Рубрика «Ценовые предложения» остается недоступной для посещения.
Впрочем, на ПНХЗ есть хоть какая-то гипотетическая возможность узнать отпускную цену на бензин. У двух других «столпов» казахстанской нефтехимии ничего подобного вообще нет. Сайт Атырауского нефтеперерабатывающего ограничивается перечислением ассортимента выпускаемой продукции вкупе с новостями о своей внутренней политике, а Шымкентский НПЗ и вовсе никак не присутствует во Всемирной сети.
Остается лишь уповать на слухи, что, например, отпускная цена нашего любимого АИ-92 в лучшем случае составляет 40 тенге за литр. Остальные 47 тенге – это совместные накрутки всевозможных посредников и владельцев бензоколонок. Помните? Доставка топлива по железной дороге, аренда нефтебаз, оплата коммунальных услуг и так далее, и тому подобное.
Кстати, заметили еще один момент, характерный для заявлений руководителей казахстанских НПЗ? В последнее время они частенько через правительственную прессу говорят, что работают в основном на так называемых «давальческих условиях». Надо сказать, что это замечательная формула! Под этим соусом можно преспокойно сыграть роль знаменитого Дуремара. Дескать, а я тут ни при чем, совсем тут ни при чем! Это все давальцы! Это они, бяки-буки, на свой взгляд определяют отпускные цены на топливо, а мы лишь перерабатываем сырую нефть.
Хорошо, поверим. Но вот как при этом объяснить тот факт, что в соседних Азербайджане, Туркмении и Иране бензин стоит на порядок дешевле, чем в Казахстане? Это большинству населению страны не совсем понятно.
Так кто же истинный виновник?
Возможно, некоторую завесу над этой тайной приоткроет информация от международной рейтинговой компании GTZ, опубликованная две недели назад на ленте информационного агентства Washington Profile. Оказалось, что Казахстан относится к той категории стран, где топливо, продаваемое розничным покупателям, облагается высокими налогами. Из государств, экспортирующих нефть на международные рынки, к этой группе стран относятся лишь две.
Какие именно, догадаться не сложно. Это Россия и Казахстан. Все остальные нефтедобывающие страны достаточно активно дотируют производство топлива. Отсюда и получается, что средняя цена бензина на автозаправочных станциях Венесуэлы остается в пределах 3 центов за литр (то есть около 4 тенге). А вот в Катаре, Саудовской Аравии, Египте, Бахрейне, Йемене, Омане, Алжире, Брунее и ОАЭ за литр просят уже от 13 до 20 центов. Если пересчитать на казахстанские тенге (по курсу 1 доллар = 120 тенге), получается, что литр бензина в вышеперечисленных странах стоит от 15,6 до 24 тенге.
Даже в Азербайджане средняя цена бензина составляет около 55 тенге. И если вспомнить наши суверенные бензиновые 86 тенге, то невольно задумываешься о том, кто ж виноват на самом деле в европейских ценах при азиатских зарплатах, столь характерных для нашего бытия. В конце концов, в том же Азербайджане хоть частично, но дотируют производство топлива. Может, потому что эти «неудачники» больше думают о своем народе, нежели наши господа министры, ищущие некие козни в общем повышении цен на товары первой необходимости где-то за пределами Казахстана.
На всякий случай напомним, что цены на хлеб, муку, масло, сахар и так далее в Казахстане во многом определяются ценами на топливо. Сеть же железных дорог у нас развита чуть лучше, чем в Африке.
|