Процент вне закона. Казахстан все глубже погружается в среду ведения финансов по шариату
MrX 03 Марта 2009 в 09:44:45
Арсен Саидов
источник - Литер http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1235452980
Поиск свободных ресурсов для пополнения ликвидности приводит Казахстан в среду, с которой ранее республика не рисковала связываться, – с исламскими правилами ведения финансов. Одновременно и исламский мир активнее начал расширять сферу влияния за счет новых независимых государств.
А это означает появление новых стандартов и совершенно иное восприятие денежных функций.
На прошлой неделе в республике начала действовать брокерская компания Fattah Finance, сообщает в пресс-релизе Агентство «Региональный финансовый центр Алматы» (РФЦА). Свою деятельность она начала с создания паевого фонда рискового инвестирования «Исламский фонд Амана», который будет работать по нормам шариата. Это происходит на фоне того, что традиционные паевые фонды втихую приказали долго жить, поскольку те инструменты инвестирования, которыми они пользуются, не заслуживают доверия у отечественных инвесторов. Справедливости ради скажем, что рынки инвестирования в «дауне» по всему миру. Между тем за последние несколько лет рынок финансовых услуг, осуществляемых по шариату, вырос почти втрое. Как отмечают в РФЦА, сектор исламского финансирования является самым быстрорастущим в мире, набирающим ежегодно 15–20 процентов роста. Исламский банкинг практикуют более 400 финансовых институтов мира, и его годовые обороты составляют около 800 млрд долларов. Ожидается, что при ежегодном росте в 15 процентов к 2016 году они составят 1 трлн долларов США.
За последние два-три года присутствие финансистов с Ближнего Востока в Казахстане выросло в десятки раз. Но пока сложно сказать, будут ли заинтересованы акционеры казахстанских финансовых институтов в переходе на стандарты исламской финансовой системы. Дело в том, что первоочередным постулатом является запрет на ссудный процент (риба), использование которого правоверным вызывает на него гнев вышестоящих сил, причем этот грех в одном ряду с внебрачными половыми связями.
Справедливости ради надо отметить, что ссудный процент узаконен в западном мире сравнительно недавно – в XVII веке, в эпоху Реформации. В иудаизме и христианстве также запрещено ростовщичество. Но для представителей первой конфессии есть уловка, которая запрещает рост в отношении представителей народа Израилева и позволяет брать деньги в рост у неевреев.
Однако надо учитывать, что, не- смотря на это, исламский банкинг достаточно успешен в мире. А это значит, что и тут есть некая уловка, которая позволяет инвестировать и получать доход, – это так называемое доверительное и проектное финансирование (мудараба, мурабаха и т. д.). Схема почти такая же простая, как и ссудный процент. Исламская система объединяет капитал кредитора (в западной терминологии) и трудовые или иные ресурсы потенциального заемщика. В ходе взаимодействия прибыль между владельцем капитала и его партнером распределяется в соответствии с оговоренной долей. Если же бизнес «не пойдет», владелец капитала полностью берет на себя убытки, а сторона, обеспечивающая труд, не получает ничего.
Наверное, мало кто из нас, представителей западной культуры, может поверить в то, что в стандартном списке банковских услуг может быть беспроцентная ссуда. К таким чудесам за годы развитого капитализма, в котором мы уже успели пожить, нас не приучали. Тем не менее Кард-уль-Хасан – ссуда, которую клиент банка возвращает ему по истечению какого-то срока, при этом премиальные с займа выплачиваются в том случае, если этого хочет сам заемщик. Немало и таких случаев, когда клиент не в состоянии вернуть ссуду, тогда деньги предоставляются ему безвозмездно.
Но самое фантастическое – это налог на богатство, цель которого – создание фонда для обеспечения проектов улучшения быта и общественных работ. В том числе из него покрываются ссуды, предоставленные безвозмездно.
Однако если говорить о других банковских услугах, то не все приживутся у нас. В частности, аман, аналог депозита, но без процентной ставки, в отличие от тех, которые предлагают традиционные банки.
Отметим, что в прошлом году в казахстанский парламент был внесен пакет законов, касающийся внедрения на нашей почве исламского банкинга. А десять дней назад на сайте Агентства по финнадзору было сообщение о том, что глава государства подписал закон, направленный на внедрение инструментов исламского финансирования, который устанавливает правовые основы и особенности деятельности исламских банков и инвестиционных фондов.
Кроме того, как известно, еще до официально объявленного кризиса на территории нашей республики ряд казахстанских банков заключили договоры на проектное финансирование, а также получили средства по другим механизмам ближневосточных финансовых институтов. Популярность исламского финансирования в Казахстане обусловлена главным образом интересом к инвестиционному капиталу стран Персидского залива, рост экономик которых увеличился в два раза с 2002 года. Многие аналитики также отмечают стабильность исламской финансовой системы, в том числе и в направлении инвестирования, на фоне всеобщего финансового кризиса. Так, инвестфонды, работающие по шариату в США, продолжают работать в направлении, дублирующем традиционную ипотеку. В этом случае нет фиксированной процентной ставки, а существует разделение затрат между владельцем дома и финансовым учреждением.
Однако все эти прелести в который уже раз могут оказаться лишь на бумаге, поскольку казахстанским банкирам очень далеко до строгих правил мусульманского мира. Правило «Человек человеку волк» особенно часто вспоминается в «голодное время». Еще нелишне вспомнить, что некоторые мусульманские страны, как и Малайзия, где получил благословение «Исламский фонд Амана», как выяснилось, часто оказываются родиной псевдоинвесторов из самого Казахстана, которым выгоднее управлять своими активами через третьи руки…
http://www.russians.kz/politics/993331-procent-vne-zakona.-kazakhstan-vse-glubzhe.html
источник - Литер http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1235452980
Поиск свободных ресурсов для пополнения ликвидности приводит Казахстан в среду, с которой ранее республика не рисковала связываться, – с исламскими правилами ведения финансов. Одновременно и исламский мир активнее начал расширять сферу влияния за счет новых независимых государств.
А это означает появление новых стандартов и совершенно иное восприятие денежных функций.
На прошлой неделе в республике начала действовать брокерская компания Fattah Finance, сообщает в пресс-релизе Агентство «Региональный финансовый центр Алматы» (РФЦА). Свою деятельность она начала с создания паевого фонда рискового инвестирования «Исламский фонд Амана», который будет работать по нормам шариата. Это происходит на фоне того, что традиционные паевые фонды втихую приказали долго жить, поскольку те инструменты инвестирования, которыми они пользуются, не заслуживают доверия у отечественных инвесторов. Справедливости ради скажем, что рынки инвестирования в «дауне» по всему миру. Между тем за последние несколько лет рынок финансовых услуг, осуществляемых по шариату, вырос почти втрое. Как отмечают в РФЦА, сектор исламского финансирования является самым быстрорастущим в мире, набирающим ежегодно 15–20 процентов роста. Исламский банкинг практикуют более 400 финансовых институтов мира, и его годовые обороты составляют около 800 млрд долларов. Ожидается, что при ежегодном росте в 15 процентов к 2016 году они составят 1 трлн долларов США.
За последние два-три года присутствие финансистов с Ближнего Востока в Казахстане выросло в десятки раз. Но пока сложно сказать, будут ли заинтересованы акционеры казахстанских финансовых институтов в переходе на стандарты исламской финансовой системы. Дело в том, что первоочередным постулатом является запрет на ссудный процент (риба), использование которого правоверным вызывает на него гнев вышестоящих сил, причем этот грех в одном ряду с внебрачными половыми связями.
Справедливости ради надо отметить, что ссудный процент узаконен в западном мире сравнительно недавно – в XVII веке, в эпоху Реформации. В иудаизме и христианстве также запрещено ростовщичество. Но для представителей первой конфессии есть уловка, которая запрещает рост в отношении представителей народа Израилева и позволяет брать деньги в рост у неевреев.
Однако надо учитывать, что, не- смотря на это, исламский банкинг достаточно успешен в мире. А это значит, что и тут есть некая уловка, которая позволяет инвестировать и получать доход, – это так называемое доверительное и проектное финансирование (мудараба, мурабаха и т. д.). Схема почти такая же простая, как и ссудный процент. Исламская система объединяет капитал кредитора (в западной терминологии) и трудовые или иные ресурсы потенциального заемщика. В ходе взаимодействия прибыль между владельцем капитала и его партнером распределяется в соответствии с оговоренной долей. Если же бизнес «не пойдет», владелец капитала полностью берет на себя убытки, а сторона, обеспечивающая труд, не получает ничего.
Наверное, мало кто из нас, представителей западной культуры, может поверить в то, что в стандартном списке банковских услуг может быть беспроцентная ссуда. К таким чудесам за годы развитого капитализма, в котором мы уже успели пожить, нас не приучали. Тем не менее Кард-уль-Хасан – ссуда, которую клиент банка возвращает ему по истечению какого-то срока, при этом премиальные с займа выплачиваются в том случае, если этого хочет сам заемщик. Немало и таких случаев, когда клиент не в состоянии вернуть ссуду, тогда деньги предоставляются ему безвозмездно.
Но самое фантастическое – это налог на богатство, цель которого – создание фонда для обеспечения проектов улучшения быта и общественных работ. В том числе из него покрываются ссуды, предоставленные безвозмездно.
Однако если говорить о других банковских услугах, то не все приживутся у нас. В частности, аман, аналог депозита, но без процентной ставки, в отличие от тех, которые предлагают традиционные банки.
Отметим, что в прошлом году в казахстанский парламент был внесен пакет законов, касающийся внедрения на нашей почве исламского банкинга. А десять дней назад на сайте Агентства по финнадзору было сообщение о том, что глава государства подписал закон, направленный на внедрение инструментов исламского финансирования, который устанавливает правовые основы и особенности деятельности исламских банков и инвестиционных фондов.
Кроме того, как известно, еще до официально объявленного кризиса на территории нашей республики ряд казахстанских банков заключили договоры на проектное финансирование, а также получили средства по другим механизмам ближневосточных финансовых институтов. Популярность исламского финансирования в Казахстане обусловлена главным образом интересом к инвестиционному капиталу стран Персидского залива, рост экономик которых увеличился в два раза с 2002 года. Многие аналитики также отмечают стабильность исламской финансовой системы, в том числе и в направлении инвестирования, на фоне всеобщего финансового кризиса. Так, инвестфонды, работающие по шариату в США, продолжают работать в направлении, дублирующем традиционную ипотеку. В этом случае нет фиксированной процентной ставки, а существует разделение затрат между владельцем дома и финансовым учреждением.
Однако все эти прелести в который уже раз могут оказаться лишь на бумаге, поскольку казахстанским банкирам очень далеко до строгих правил мусульманского мира. Правило «Человек человеку волк» особенно часто вспоминается в «голодное время». Еще нелишне вспомнить, что некоторые мусульманские страны, как и Малайзия, где получил благословение «Исламский фонд Амана», как выяснилось, часто оказываются родиной псевдоинвесторов из самого Казахстана, которым выгоднее управлять своими активами через третьи руки…
http://www.russians.kz/politics/993331-procent-vne-zakona.-kazakhstan-vse-glubzhe.html
|