Очередное повышение цен на бензин грядет в Казахстане
ix 14 Ноября 2015 в 10:16:35
В Казахстане планируют поднять акциз на бензин всех марок, получаемых из давальческого сырья — причем сразу на 133%. Соответственно, цены на ГСМ на заправках взлетят.
В последнее время в Казахстане тема цены на бензин лишь слегка уступала по популярности широкой дискуссии о колебаниях национальной валюты и стоимости социального хлеба, пишет Kapital.kz.
Напомним, 4 сентября текущего года цены на самую популярную марку бензина АИ-92/93 были отправлены «в свободное плавание». С этого времени курс тенге по отношению к доллару упал на 28%. Розница пока сложилась на уровне 125−130 тенге за 1 литр, это притом что оптовые цены в ноябре по сравнению с октябрем снизились на 4%. То есть на рынке все работают по законам конкуренции.
Здесь надо отметить следующее. Главный источник дохода недропользователя — это сама нефть. Она либо идет на экспорт, либо перерабатывается по давальческой схеме. И тут важно обозначить факторы, влияющие на нетбэк недропользователя. Нетбэк — это равнодоходная цена с внешними рынками, то есть чистая производственная стоимость.
В первую очередь сказывается ситуация, которая сложилась в целом в экономике: нефть на мировом рынке дешевеет, а в стране девальвировал тенге. В таких условиях некоторые нефтедобывающие страны стараются снизить обороты и поддержать отрасль, или хотя бы «не давить» на нее. В Казахстане пока все происходит с точностью до наоборот.
Второй фактор — это размер ставки экспортной таможенной пошлины (ЭТП). В нашей стране объем производства темных нефтепродуктов превышает внутренний спрос. Ставка ЭТП — 60 долларов за тонну, то есть на уровне «плодородного» для нефтегазового комплекса 2013-го. Однако «черное золото» на мировом рынке за это же время подешевело более чем на 60%. Получается, что недропользователи продают его практически с очень низкой маржой. На экспорт светлых нефтепродуктов уже на протяжении пяти лет действует запрет.
Третий фактор — это 10-процентное повышение тарифов на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам. Мера действует с 1 октября 2015 года. Кстати, тариф будет увеличиваться ежегодно, вплоть до 2019 года.
Впрочем, на этом проблемы недропользователей не заканчиваются. К примеру, недавно, отечественные нефтеперерабатывающие заводы подняли тарифы на услуги по переработке нефти. Так, с 1 октября 2015 года на Атырауском НПЗ повышение составило с 13,2 до 20,5 тыс. тенге за тонну, а на Павлодарском НХЗ — с 9,1 до 14,9 тыс. тенге.
Теперь нефтегазовый сектор ожидает новое повышение в виде акциза на давальческий бензин. Если следовать законам рынка, то любое изменение в структуре цены отражается на доходах. Поэтому в сложившихся условиях вполне вероятно повышение цен на ГСМ.
Стоит отметить, что повышение цен на бензин в РК происходит на фоне нового падения стоимости нефти. Так, вчера котировки нефти Brent обвалились ниже 45 долларов — впервые с конца августа.
Ранее международное рейтинговое агентство Fitch Ratings заявило, что Казахстан выдержал тяжелый шок от падения цен на нефть.
Но при этом, большой резонанс вызвал тот факт, что в алматинских супермаркетах вода стоит дороже бензина.
Также недавно эксперт рассказал о том, кто фактически владеет произведенными на казахстанских НПЗ нефтепродуктами и манипулирует отпущенными в свободное плавание ценами на бензин.
В последнее время в Казахстане тема цены на бензин лишь слегка уступала по популярности широкой дискуссии о колебаниях национальной валюты и стоимости социального хлеба, пишет Kapital.kz.
Напомним, 4 сентября текущего года цены на самую популярную марку бензина АИ-92/93 были отправлены «в свободное плавание». С этого времени курс тенге по отношению к доллару упал на 28%. Розница пока сложилась на уровне 125−130 тенге за 1 литр, это притом что оптовые цены в ноябре по сравнению с октябрем снизились на 4%. То есть на рынке все работают по законам конкуренции.
Здесь надо отметить следующее. Главный источник дохода недропользователя — это сама нефть. Она либо идет на экспорт, либо перерабатывается по давальческой схеме. И тут важно обозначить факторы, влияющие на нетбэк недропользователя. Нетбэк — это равнодоходная цена с внешними рынками, то есть чистая производственная стоимость.
В первую очередь сказывается ситуация, которая сложилась в целом в экономике: нефть на мировом рынке дешевеет, а в стране девальвировал тенге. В таких условиях некоторые нефтедобывающие страны стараются снизить обороты и поддержать отрасль, или хотя бы «не давить» на нее. В Казахстане пока все происходит с точностью до наоборот.
Второй фактор — это размер ставки экспортной таможенной пошлины (ЭТП). В нашей стране объем производства темных нефтепродуктов превышает внутренний спрос. Ставка ЭТП — 60 долларов за тонну, то есть на уровне «плодородного» для нефтегазового комплекса 2013-го. Однако «черное золото» на мировом рынке за это же время подешевело более чем на 60%. Получается, что недропользователи продают его практически с очень низкой маржой. На экспорт светлых нефтепродуктов уже на протяжении пяти лет действует запрет.
Третий фактор — это 10-процентное повышение тарифов на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам. Мера действует с 1 октября 2015 года. Кстати, тариф будет увеличиваться ежегодно, вплоть до 2019 года.
Впрочем, на этом проблемы недропользователей не заканчиваются. К примеру, недавно, отечественные нефтеперерабатывающие заводы подняли тарифы на услуги по переработке нефти. Так, с 1 октября 2015 года на Атырауском НПЗ повышение составило с 13,2 до 20,5 тыс. тенге за тонну, а на Павлодарском НХЗ — с 9,1 до 14,9 тыс. тенге.
Теперь нефтегазовый сектор ожидает новое повышение в виде акциза на давальческий бензин. Если следовать законам рынка, то любое изменение в структуре цены отражается на доходах. Поэтому в сложившихся условиях вполне вероятно повышение цен на ГСМ.
Стоит отметить, что повышение цен на бензин в РК происходит на фоне нового падения стоимости нефти. Так, вчера котировки нефти Brent обвалились ниже 45 долларов — впервые с конца августа.
Ранее международное рейтинговое агентство Fitch Ratings заявило, что Казахстан выдержал тяжелый шок от падения цен на нефть.
Но при этом, большой резонанс вызвал тот факт, что в алматинских супермаркетах вода стоит дороже бензина.
Также недавно эксперт рассказал о том, кто фактически владеет произведенными на казахстанских НПЗ нефтепродуктами и манипулирует отпущенными в свободное плавание ценами на бензин.
|