История лагеря с экзотическим названием «АЛЖИР» и его узниц

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
baglankz 02 Апреля 2015 в 15:37:18
Когда открылся Акмолинский лагерь жен изменников родины, в его названии не было кавычек. Именно так слово «изменники» теперь написано на вывеске у Аллеи Жертв Репрессий в поселке Акмол близ Астаны.

Вначале здесь была так называемая «26-я точка». На ее базе в январе 1938 года появился Акмолинский лагерь жен «изменников» родины. Он относился к Акмолинскому спецотделению Карлага НКВД (Карагандинского лагеря НКВД). Узницы лагеря назвали его коротко: АЛЖИР. В этом лагере волей Сталина оказались около восьми тысяч женщин, вся вина которых состояла только в том, что они не предали своих мужей, первыми брошенных в жернова репрессий 1930-х годов. По всему Советскому Союзу были раскиданы сотни лагерей ГУЛАГа, АЛЖИР был одним из этих эпицентров ада на Земле.

Потом лагерь превратился в многопрофильное хозяйство с крупным сельскохозяйственным производством, мастерскими, швейной фабрикой. После его закрытия в 1953 году поселок стал называться Малиновкой, а теперь – Акмол по историческому названию местности.

Отстраивали и обустраивали это место сами узницы. Бараки, столовая, фермы для скота, водокачка, зернохранилище, мастерские – всё это было построено руками заключенных женщин. В основном это были представители интеллигенции, не привыкшие к тяжелой работе.

КАК УЗНИЦЫ АЛЖИРА СПАСЛИ САД И СЕБЯ

Их заставляли собирать камыш, рыть арыки и высаживать сады. Много было посажено малины, так и появилось прежнее название поселка Малиновка. От этих садов и огородов ничего не осталось. А когда-то женщины берегли их ценой собственной жизни.

Бывшая узница лагеря Минтай Даукенова рассказывала нынешним местным жителям, что, когда они посадили 600 яблоневых саженцев, зайцы начали грызть их кору, поскольку зима выдалась суровой и есть им было нечего. Руководство лагеря тогда распорядилось, что если пропадет хоть один саженец, то начнут расстреливать заключенных. Женщины решили делиться хлебом с зайцами. Возле каждого саженца они оставляли кусочки хлеба. Зайцы поднимали эти крошки, не трогая кору высаженных деревьев. К весне яблоневый сад был сохранен. На его месте стоит теперь музейно-мемориальный комплекс «АЛЖИР».

«КУРТ – ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ»

Когда в 1990 году бывшая заключенная Акмолинского лагеря жен «изменников» родины Гертруда Платайс приехала в Казахстан, она рассказала сотрудникам музея «АЛЖИР», как впервые увидела местных казахов и как они отнеслись к заключенным женщинам.

Одним зимним утром женщины-узницы несли с озера Жаланаш охапки камышей. Через некоторое время на берегу озера появились старики и дети, которые по команде старших начали бросать в этих женщин камни. Конвоиры начали громко смеяться: мол, видите, вас не только в Москве, вас и здесь, в ауле, не любят.

Оскорбленные женщины думали, ну что же вы, старики, чему своих детей учите?! Но вот одна женщина споткнулась об эти камни, а когда упала рядом с ними, то почувствовала запах молока и сыра. Она взяла кусочек и положила в рот – он показался ей очень вкусным. Она собрала эти камушки и принесла в барак. Там были и заключенные женщины-казашки. Они сказали, что это курт – высушенный на солнце соленый творог.

Воспоминания Гертруды Платайс легли в основу стихотворения «Курт – драгоценный камень». Его автор – преподаватель истории Раиса Голубева. Она живет в селе Новоишимка Акмолинской области. Вот отрывок из ее стихотворения, предоставленный нам сотрудниками музея «АЛЖИР»:

О, Господи, да это ведь не камень.
От него так пахнет молоком.
И в душе затрепетал надежды пламень,
А в горле встал ком.
Так вот что придумали старики!
Вот за что женщины детьми рисковали!
Они нас от болезни берегли,
Они нас от безверия спасали.
Они поняли, что мы не враги,
А просто несчастные женщины.
И чем смогли – помогли,
Поразив нас своей человечностью.
Я молча поползла по льду,
Собирая драгоценные камни.
Теперь я отвратила от них беду,
Спасая их от охраны.
А ночью в холоднейшем бараке,
На оскверненной палачами земле,
Я, немка, молилась мусульманскому богу,
Да ничего не просила себе.
Я просила старикам здоровья,
Женщинам-матерям – счастья.
Особенно я молилась за детей,
Чтобы они не видели несчастья.
Я прошла все круги ада,
Потеряла веру и друзей,
Но одно я знаю,
Что только так и надо воспитывать детей.

Теперь эту историю Гертруды Платайс пересказывают посетителям Музейно-мемориального комплекса жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР». Раиса Жаксыбаева, руководитель экскурсионного отдела, говорит, что местные жители охотно помогали заключенным женщинам, поскольку сами в 1930-х годах узнали Голод и лишения.

«Пастухи под кустиками клали то хлеб, то мясо и делали знаки женщинам, что там и там-то что-то лежит. Узницы АЛЖИРа были очень благодарны местным казахам. Все лагеря плохие, но именно в казахстанских выживали многие», – говорит Раиса Жаксыбаева в интервью нашему радио Азаттык.

О том, сколько выжило, точных данных в музее нет. Но, по словам Раисы Жаксыбаевой, заключенные женщины умирали только в начале существования лагеря в 1938–1939 годах. «В первые годы слабенькие умирали. В основном же интеллигенция сидела. Кроме карандаша и ручки, не держали в руках, а здесь должны были копать, камыш собирать и на тракторе работать», – говорит Раиса Жаксыбаева.

ПЛИСЕЦКАЯ – УЗНИЦА АЛЖИРА

В Акмолинском лагере сидела Рахиль Плисецкая, мама известной русской балерины Майи Плисецкой. Ее осудили на восемь лет. Первоначально Рахиль Плисецкая была заключена в Бутырскую тюрьму, а после приговора как жена «врага народа» этапирована в Акмолинский лагерь жён «изменников» родины, куда она приехала с сыном Азарием.

– Ему было тогда восемь месяцев. Сейчас ему 73 года, и живет он в Швейцарии. Мы с ним переписывались, общались. Он говорил, что хотел бы приехать сюда. В прошлом году он приезжал к нам, – говорит Раиса Жаксыбаева нашему радио Азаттык.

В АЛЖИРе Рахиль Плисецкая сидела недолго. В результате прошений и хлопот родных через некоторое время ее перевели на вольное поселение в Шымкент.

Михаил Зельцер, сын другой заключенной, Брайны Лурье, мать которого находилась в лагере вместе с Рахиль Плисецкой, наиболее полно описывает контингент заключенных в своем рассказе в изданной в 2002 году алматинским издательством «Жети жаргы» книге «Страницы трагических судеб»:

«Кого только не собрал лагерь – здесь находились и артистки, и ученые, и инженеры, и преподаватели. Лошадьми с ассенизационными бочками поначалу управляли дамы в шляпах. Шляпы потом поистрепались, и все приобрели лагерный вид».

Бывшая узница АЛЖИРа Мария Даниленко из Харькова в своих воспоминаниях в той же книге «Страницы трагических судеб» пишет, что у 90 процентов заключенных было высшее образование.

«Среди нас были ленинградская профессура, почти вся труппа Харьковского оперного театра, инженеры, техники, строители, врачи, геологи, учителя – профессий 100, наверное. А еще художники... С ними припоминается забавно-грустный эпизод из лагерной жизни. Девочки для того, чтобы разрисовать столовую, нашли способ выварки краски из дамских трусиков. Получилось здорово, потому как рисовали профессионалы из Ленинградской художественной академии».

В музее АЛЖИРа хранится ее летнее платье оранжевого цвета, шляпа и туфли. Судя по всему, Мария Даниленко в этом наряде приехала в лагерь, говорят сотрудники музея. В своих воспоминаниях она рассказывала, что в июле ее вместе с другими женщинами загрузили в телячьи вагоны с наспех сооруженными нарами.

Образец сталинского вагона-теплушки, в которых обычно зимой перевозили заключенных, стоит на территории музея «АЛЖИР».

МУЖ-ТРАКТОРИСТ

«Были в лагере и женщины, что называется „от сохи“, – пишет Михаил Зельцер в книге «Страницы трагических судеб». – Одна из соседок по бараку как-то пожаловалась маме, что посадили ее ни за что. «Следователь кричал: „Муж у тебя тракторист“, а трактористом-то он никогда не был, он бригадиром был», – рассказывала она. Бедолага, никогда не слышала слово „троцкист“, воспринимала его как более знакомое слово – „тракторист“».

В АЛЖИРе, по его словам, была чудесная школа. «Таких добрых, – пишет Михаил Зельцер, – неформальных, по-настоящему дружеских отношений с учителями я нигде ни тогда, ни сейчас не видел. Возвратившись через несколько лет в Ленинград, я долгое время не мог привыкнуть к обычной школе».

Учителем там работала Зинаида Гинзбург. Она преподавала литературу и немецкий язык. «Как-то Зинаида Наумовна поручила мне выяснить мнение Белинского, не помню уж, по какому поводу. Библиотека в поселке была только одна – в ВОХРе (военизированная охрана). Я отправился к политруку ВОХРа, в ведении которого находилась библиотека, и спросил, нет ли у них Белинского. „В составе дивизиона такого не числится“, – отрубил политический воспитатель военизированной охраны и с достоинством удалился», – пишет Михаил Зельцер.

ОСТАТКИ ЛАГЕРЯ АЛЖИР

На территории бывшего Акмолинского лагеря жен «изменников» родины стоит большой поселок Акмол с четырех-пятиэтажными панельными домами, универмагом, клубом. Поселок окружают большие тополя, посаженные заключенными.

От лагерной инфраструктуры мало что сохранилось: заброшенный, разваливающийся барак саманного типа; баня, в которой находится сейчас электростанция, а также здание проходной – где проверяли заключенных. Его потом достроили, и теперь это частный дом.

Александр Тайгаринов, местный житель, сын репрессированных, говорит, что лагерь был большой. «Когда был маленьким, на велосипеде, куда ни поедешь, – обязательно проколешь баллон. Все было в колючей проволоке. Большая территория была», – говорит он в интервью нашему радио Азаттык.

Александр Тайгаринов говорит, что бараки были длинные, стояли в два ряда. Они были построены из самана, поэтому все развалились.

«В спальном бараке, где одновременно прозябало 360 человек, воздух был спертый. Женщины, чтобы выжить, собирали по помойкам кочерыжки и варили себе похлебку в котелочках в топках, вонь стояла на весь барак. Конвоир, приводивший нас к месту, гнушался заходить внутрь из-за запаха, обычно он просил кого-нибудь из дежурных старушек пересчитать заключенных. Наши дамы шутили: „Стерегут нас как золото, а ценят как г...“» – пишет в своих воспоминаниях бывшая узница Мария Даниленко.
Михаил Зельцер, сын узницы Брайны Лурье, который жил с мамой в этом лагере, рассказывал, что зона была окружена высокой колючей оградой, по углам – вышки с часовыми, за ней – перепаханная земля и небольшие столбы, между которыми натягивали проволоку.

«На ней закрепляли длинные поводки сторожевых собак. Здоровенных псов приводили сюда на ночь, и, когда их вели, мы, мальчишки и девчонки, да и взрослые тоже, разбегались в стороны, побаиваясь зверюг, которых едва удерживали проводники. Одним словом, настоящий концентрационный лагерь», – пишет Михаил Зельцер в своих воспоминаниях.

В бараках после закрытия Акмолинского лагеря жен «изменников» родины продолжали жить его бывшие узники, а потом здесь разместились спецпереселенцы и первоцелинники. Некоторые заключенные остались и создали здесь новую жизнь.


640x360
( 27.71Кб)

800x600
( 62.04Кб)

800x556
( 36.95Кб)

800x912
( 45.46Кб)

800x600
( 105.25Кб)

800x600
( 107.1Кб)


http://rus.azattyq.org/articleprintview/24179843.html
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Nurzh 02.04.2015 в 16:11:40   # 416193
одно из исторических наследий великого Союза Советских Социалистических Республик
  332-712 02.04.2015 в 16:34:52   # 416198
тоже история, которую надо помнить...
  Лысый 02.04.2015 в 22:05:48   # 416328
А насчет осудить как, 332-712?
  КЕДЫ 02.04.2015 в 22:27:59   # 416341
сколько же людей и наций должны молится за Казахов. Статья интересная. Почему только про крест-трубу ничего не сказано. Я видел останки его в 1992году.
  Мура45 02.04.2015 в 22:38:37   # 416343
Лысый, осуждать не надо. Надо просто помнить
  Софруджу 02.04.2015 в 22:45:31   # 416344
Хоть я Солженицына и не люблю, но его тоже почитайте. Неоднозначно, ой, неоднозначно местное население относилось к заключённым. Низкий поклон тем, кто хотел помочь. Но и стукачей, тех, кто бежал скорей сдать беглых, донести на нарушения, чтобы выслужится, тоже хватало.
  Лысый 02.04.2015 в 23:15:37   # 416349
Цитата: Мура45 от 02.04.2015 22:38:37
Лысый, осуждать не надо. Надо просто помнить


Двойные стандарты получаются. Фашизм заклеймили и осудили, про сталинизм рекомендуют помнить.
  walker 02.04.2015 в 23:28:58   # 416350
Музей политзаключенных "Пермь-36" чиновники российские закрыли, через некоторое время открыли. Правда, в качестве выставки достижений вертухайского хозяйства.
Не осуждают, но помнят.
Года два назад трудно было представить. А сейчас-мэйнстрим.
  Alexy 02.04.2015 в 23:30:19   # 416351
Quote:
Опрос проведен 20 – 23 марта 2015 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%

За последние годы среди населения в целом изменилось отношение к И. Сталину. Если в начале нулевых гг. преобладало негативное отношение к его личности, то в настоящее время большая часть опрошенных (39%) оценивает её положительно. Из них 30% испытывают уважение, 7% - симпатию, 2% - восхищение. Каждый третий респондент безразлично относится к персоне Сталина.

Восприятие Сталина значительно дифференцируется в зависимости от возраста респондента – среди молодых у каждого второго преобладает безразличная оценка, тогда как пожилые респонденты (43%) склонны относится к Сталину с уважением; от типа населенного пункта – москвичи в пять раз чаще, чем сельские жители, испытывают негативный комплекс чувств к вождю (страх, ненависть и неприязнь); от типа потребительского статуса – у состоятельных россиян в 4 раза чаще выражено негативное отношение к Сталину, чем среди «бедных» респондентов; от образовательного уровня – если среди россиян с образованием ниже среднего 43% опрошенных испытывают к Сталину уважение, то среди лиц с высшим образованием доля респондентов, декларирующих уважительную оценку, практически в два раза меньше.

Среди групп, у которых сильнее выражено позитивное отношение к Сталину (россияне в возрасте от 55 лет и старше, с образованием ниже среднего, бедные, сельские жители), преобладает одобрительная позиция к идее возведения памятника вождю. Наиболее негативно к возможному установлению памятника относятся москвичи - против каждый второй житель столицы.

Доля россиян, придерживающихся мнения о том, что Сталина следует считать государственным преступником, сократилась. Если в 2010 г. так думал каждый третий россиянин, то сейчас – только каждый четвертый. Однако позиция москвичей, состоятельных россиян и респондентов с высшим образованием кардинально отличается от России в целом: 51%, 62% и 33% соответственно согласны с мнением о том, что Сталина необходимо признать государственным преступником. Доля респондентов, рассматривающих смерть вождя как прекращение массового террора и репрессий, в этих группах выше, чем в остальных и в целом по стране. Хотя население в целом (46%) также рассматривает смерть Сталина как «глоток свободы» и прекращение террора, несмотря на рост в последние два года числа респондентов, сожалеющих о кончине вождя.

В целом по стране с 25% в 2012 г. до 45% в 2015 г. увеличилась доля россиян, считающих жертвы, которые понес советский народ в сталинскую эпоху, оправданными великими целями и результатами, которые были достигнуты. Москвичи (64%), россияне с высоким потребительским статусом (66%), напротив, считают, что никакие результаты, даже если они во имя великой цели, не могут быть оправданы принесенными жертвами.

69% россиян против возвращения Волгограду имени «Сталинград». Только каждый третий опрошенный поддерживает данную инициативу.


Интересная зависимость - чем благополучнее человек и образованнее, тем отрицательнее у него отношение к сталинизму.
  walker 02.04.2015 в 23:33:16   # 416352
  Maax 02.04.2015 в 23:34:50   # 416353
Quote:
52% россиян считают, что Сталин сыграл в истории России «безусловно положительную» и «скорее положительную» роль. Противоположной точки зрения придерживаются 30% опрошенных.

«Начиная с празднования 60-й годовщины Победы фигура Сталина приобрела более положительные черты в оценках россиян», — заявил по этому поводу замглавы Левада-центра Алексей Гражданский. Социолог пояснил, что все чаще речь о Сталине идет в контексте победы во Второй мировой, а не в контексте репрессий.

Среди других фаворитов — Николай II: по мнению 52% россиян, последний император сделал для родины больше хорошего, чем плохого. Владимира Ленина положительно оценивают 36% россиян, Бориса Ельцина — 11%.

Россия возращается к имперскому устройсту со Сталинским уклоном?
  Nurzh 02.04.2015 в 23:40:25   # 416355
Цитата: Maax от 02.04.2015 23:34:50
Quote:
52% россиян считают, что Сталин сыграл в истории России «безусловно положительную» и «скорее положительную» роль. Противоположной точки зрения придерживаются 30% опрошенных.

«Начиная с празднования 60-й годовщины Победы фигура Сталина приобрела более положительные черты в оценках россиян», — заявил по этому поводу замглавы Левада-центра Алексей Гражданский. Социолог пояснил, что все чаще речь о Сталине идет в контексте победы во Второй мировой, а не в контексте репрессий.

Среди других фаворитов — Николай II: по мнению 52% россиян, последний император сделал для родины больше хорошего, чем плохого. Владимира Ленина положительно оценивают 36% россиян, Бориса Ельцина — 11%.

Россия возращается к имперскому устройсту со Сталинским уклоном?


потому что если не имперские взгляды, то земля у них из под ног уйдет
  Мура45 02.04.2015 в 23:44:53   # 416356
Лысый, по Вашему получается, "осудить, платить и каяться" так же, как осуждённый фашизм? Ну, осудят и что? В США в 30-е годы аналоги ГУЛага были. Об этом молчок. Тройные стандарты?
  Maax 02.04.2015 в 23:45:21   # 416357
Quote:
Закат федерации: когда Россия вернулась к имперскому устройству
Убрав из официального названия «советская» и «социалистическая», Россия все же сохранила упоминание о федеративном статусе. Однако этот статус также являлся наследием советской эпохи и никакого реального федерализма не предполагал. За «федерализм» выдавалось наличие в составе России ряда национальных автономий, а «обычные» области не обладали никакой политической субъектностью, характерной для федеративного государства.
впоследствии области все же отыгрались перед «привилегированными» республиками. Когда в начале 2000-х Кремль занялся возведением «вертикали власти», представители областей в Совете Федерации (где их было большинство) легко проголосовали и за отмену республиканских суверенитетов, и за одинаковую назначаемость глав регионов. Таким образом, правовой статус областей и республик оказался фактически уравнен. Правда, получилось равенство в бесправии…
А вот состоявшаяся в нулевые годы отмена республиканских суверенитетов подорвала не только политическое самоуправление республик, но и их экономику. Теперь практически все ресурсы, расположенные на их территориях, стали принадлежать федеральным монополиям. Была радикально централизована также налоговая система. Большинство республик, несмотря на свои природные богатства, оказались нищими просителями дотаций, а их назначенные руководители львиную долю времени проводят в обивании порогов столичных министерств.
Республиканские декларации о суверенитете сегодня вспоминать немодно, а то и вообще опасно — учитывая новейшие законы «о борьбе с сепаратизмом». Хотя, например, в Татарстане день провозглашения суверенитета в 1990 году — 30 августа — остается главным официальным праздником, Днем республики. Но он лишь подчеркивает сугубую номинальность, «витринность» нынешнего российского федерализма. Реальная республиканская правосубъектность с режимом «вертикали» несовместима.
Ликвидация российского федерализма порождает лишь многочисленные двойные стандарты. Например, Украину призывают «федерализоваться», но при этом внутренняя политика самой РФ является еще более унитарной, чем украинская.

http://www.forbes.ru/mneniya-column/vertikal/284247-zakat-federatsii-kogda-rossiya-vernulas-k-imperskomu-ustroistvu
  Maax 02.04.2015 в 23:49:18   # 416358
Quote:
Белоруссия никогда не станет частью России, и российское руководство никогда не ставило так вопрос, заявил президент республики Александр Лукашенко в интервью Bloomberg. Его слова приводит БЕЛТА. «Мы были и есть суверенное, независимое государство. Им и останемся», — отметил белорусский лидер.
«Никогда Путин не ставил передо мной вопроса: вот слушайте, вы давайте забудьте про свою независимость, вы будете губернией Российской Федерации. Он знает, как я на это отреагирую. Поэтому никогда не было такого обсуждения», — добавил Лукашенко.
По его словам, в России много политиков, которые мыслят имперски и считают Белоруссию «неким северо-западным краем». «На это мы даем конкретный ответ: мы не будем северо-западным краем. Как и не будем никогда, как я это понимаю, конфликтовать с Россией!» — подчеркнул президент Белоруссии.
http://lenta.ru/news/2015/04/02/lukashenko/
с чего это Батька встревожился ... видать высказывание некоторых высокоставленных россиян его не на шутку задело
  Эрик Картман 02.04.2015 в 23:53:06   # 416359
  Maax 02.04.2015 в 23:59:02   # 416361
Батька выступал в честь дня образования союза с РФ, вот еще фрагмент
Quote:
Говоря о евразийской интеграции, и в частности о введении единой валюты ЕАЭС, Лукашенко заметил, что неизвестно, "доживем ли мы до этого". По его словам, "проблема раздувается с подачи российских специалистов", а на самом деле "так вопрос даже не стоял".
http://www.rosbalt.ru/exussr/2015/04/02/1384631.html
  Maax 03.04.2015 в 00:02:37   # 416362
Quote:
Установка памятника Иосифу Сталину в Ливадийском дворцово-парковом музее-заповеднике – кощунство по отношению к крымским татарам, считает член Меджлиса крымскотатарского народа Абдураман Эгиз.
«Отношение крымских татар к Сталину хорошо известно. Если памятник все же установят – это будет открытая демонстрация отношения к памяти Крыма и нашего народа», – цитирует слова А.Эгиза пресс-служба меджлиса.
Он подчеркнул, что власти должны понимать свою ответственность за последствия установки этого монумента.
  332-712 03.04.2015 в 00:05:13   # 416363
Quote:
Лысый 02.04.2015 в 22:05:48 #416328
А насчет осудить как, 332-712?


ну так давно признали и осудили. мало, что ли? или нужно вечно ходить виноватыми? да и кому виноватыми быть? нет их уже. остается просто помнить...

Quote:
walker 02.04.2015 в 23:33:16 #416352
Георгий Жженнов:


да что ж вы его в покое не оставите?

Quote:
Maax 02.04.2015 в 23:34:50 #416353

Россия возращается к имперскому устройсту со Сталинским уклоном?


не надо пытаться найти то, чего нет...

Quote:
Эрик Картман 02.04.2015 в 23:53:06 #416359


когда хотят найти похожие черты, то найдут их во всем.
СССР тех времен не стремился уничтожить другие народы, оправдывая это своей исключительностью...

PS. не понимаю я вас. нет уже СССР и Сталина. и не будет. давно уже признали и плохое и хорошее. нам остается только помнить и жить дальше. строить свою жизнь. а вы всё с маниакальным упорством в прошлом копаетесь...
  332-712 03.04.2015 в 00:08:33   # 416364
Эрик Картман, что не так сказал? что не нравится?
  Maax 03.04.2015 в 00:10:18   # 416367
Quote:
нет уже СССР и Сталина. и не будет. давно уже признали и плохое и хорошее. нам остается только помнить и жить дальше. строить свою жизнь. а вы всё с маниакальным упорством в прошлом копаетесь..

согласен, только зачем ставить ему памятники и пытаться назвать города его именем? незачем! осудили и оставили сталина в прошлом
  walker 03.04.2015 в 00:11:35   # 416368
Quote:

не понимаю я вас. нет уже СССР и Сталина. и не будет. давно уже признали и плохое и хорошее. нам остается только помнить и жить дальше. строить свою жизнь...

И к чертям комплексы старшего брата. Лады?
  Maax 03.04.2015 в 00:14:01   # 416369
Quote:
В Госдуме предложили установить на Поклонной горе коллективный памятник кавалерам ордена Победы, в том числе и Иосифу Сталину. Такую идею на пленарном заседании в среду озвучил зампред комитета Госдумы по федеративному устройству Виктор Казаков ("Единая Россия") при обсуждении проекта заявления, инициированного КПРФ, о переименовании Волгограда в Сталинград.
Как напоминает "Интерфакс", этот проект заявления также предлагает переименовать одну из центральных площадей или улиц Москвы с последующей установкой на ней памятника Сталину в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне.
В то же время зампред комитета отметил, что "подвиг Сталинграда, как и подвиг всего российского народа, - это достойный повод для закрепления в названиях улиц и городов имен тех, кому мы обязаны этой победой".
Напомним, две недели назад в КПРФ заявили, что считают "странным" и "диким" отсутствие в Москве памятника Сталину, 30 лет руководившему страной. При этом правозащитники и московские чиновники к установке монумента советскому вождю отнеслись скептически, назвав инициативу "эпатажной" и "провокационной". Отметим однако, что с инициативой коммунистов о переименовании Волгограда согласен президент Владимир Путин, но только в том случае, если за это выскажутся местные жители в ходе регионального референдума.
  Мура45 03.04.2015 в 00:15:15   # 416371
Эрик Картман, история - слишком сложная наука. Вот математика, физика - точные науки, не имеющие политической разнонаправленности. История, особенно история политическая, имеет свойство меняться в ту или иную плоскость, в зависимости от политической конъюнктуры. Именно поэтому, думаю, надо помнить, а не осуждать. Это была трагедия народа, кого-то осудили верно, кого-то по клевете.
  Эрик Картман 03.04.2015 в 00:20:03   # 416374
332-712 просто с Вами не согласен,вот и покарал.На счет вора-рецидивиста Кобы можно дискутировать долго..кому то он люб кому то нет..
  332-712 03.04.2015 в 00:20:08   # 416375
Quote:
Maax 03.04.2015 в 00:10:18 #416367


ну так сами же и написали, что большинство волгоградцев против. и у нас никто не ставит памятников Сталину. о чем вапще разговор?

Quote:
walker 03.04.2015 в 00:11:35 #416368

И к чертям комплексы старшего брата. Лады?


о каких комплексах вы??? у кого??? складывается впечатление, что комплексы именно у вас. комплексы младшего брата. мы уже давно живем порознь. а вы всё в прошлом...
  СССР 03.04.2015 в 00:22:37   # 416376


  walker 03.04.2015 в 00:23:23   # 416377
Цитата: Мура45 от 03.04.2015 00:15:15
Это...трагедия народа, кого-то осудили верно, кого-то по клевете.

Да ваша формула просто идеальна! Подходит ко всем временам и государственным образавниям без исключений! :-)))
Жжёте, однако.
  332-712 03.04.2015 в 00:23:51   # 416378
Quote:
Эрик Картман 03.04.2015 в 00:20:03 #416374
332-712 просто с Вами не согласен,вот и покарал.На счет вора-рецидивиста Кобы можно дискутировать долго..кому то он люб кому то нет..


вот-вот. карание просто за мнение, отличное от вашего )))
не это ли вы осуждаете? )))
  Maax 03.04.2015 в 00:24:56   # 416379
из свежих новостей похоже есть прогресс по иранскому вопросу
Quote:
Иран и «шестерка» пришли к согласию по ядерной программе Тегерана в четверг, 2 апреля. Стороны договорились, что две трети иранских мощностей по обогащению урана будут приостановлены в течение 10 лет, передает агентство Reuters со ссылкой на собственные источники. Тегеран в рамках договоренностей сократит число центрифуг по обогащению урана с 19 000 до 6 000, уточняют иранские СМИ. Иран согласился обеднить или вывезти за границу наибольшую часть своих запасов обогащенного урана, отмечает информационное агентство. Представитель министерства иностранных дел Германии подтвердил, что основные пункты сторонами согласованы, передает Washington Post. Количественные показатели условные, указывает Reuters, окончательные договоренности по ним будут достигнуты к концу июня.
Стоимость нефти марки Brent рухнула более чем на 5% на сообщениях о договоренности "шестерки" международных посредников с Ираном, свидетельствуют данные торгов.

Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь