Политика ЕС в Центральной Азии: Брюссель не оставляет попыток закрепиться в регионе
UktamNamozov 05 Декабря 2022 в 18:00:38
Идея прибрать к рукам Центральную Азию до сих пор актуальна в европейских политических кругах. Более того, последние мировые события заставили Европеский Союз по-новому взглянуть на молодые центральноазиатские республики. За последний месяц активность ЕС в регионе увеличилась в разы. Чего стоит первый в своем роде визит президента Европейского Совета Шарля Мишеля в Астану для участия в организованном на скорую руку саммите «Центральная Азия-Европейский Союз». Вслед за ним в регион поспешил и глава европейской внешней политики Жозеп Боррель для участия в конференции по связям ЕС с Центральной Азией, которая прошла 18 ноября в Самарканде.
Оба политика отметили, что прошедшие мероприятия – это «больше, чем просто диалог между двумя регионами», кроме того с их слов «два региона сближаются и становятся все более и более связанными». Явный задел на будущее.
Череду конференций успел разнообразить визит министра иностранных дел Германии Анналены Бербок, которая посетила Казахстан и Узбекистан в сопровождении группы представителей немецкого бизнеса и промышленности. Кстати, перед своим визитом Бербок сделала заявление, которое заключает в себя весь смысл текущей европейской политики в регионе: «Германия хочет, чтобы Центральная Азии перестала быть передним двором для России или зависела от Китая». Для большей красочности, Анналена описала взаимоотношения России и ЦА как «смирительная рубашка», любят европейские политики яркие выражения, чтобы привлечь к себе дополнительное внимание. Интересно тогда, каким эпитетом можно описать нынешние отношения между США и ЕС. Закончим с небольшим лирическим отступлением и вернемся к сути, заявление Бербок четко демонстрирует геополитические устремления не только самой Германии, но и всего ЕС - принять участие в новой «большой игре», чтобы прервать все имеющиеся связи региона с Россией и Китаем, всеми возможными способами ослабить влияние обеих стран в Центральной Азии.
Если рассматривать проблему в целом, то Европейский союз активно работает на постсоветском пространстве, пытаясь привлечь страны Центральной Азии совместными проектами и сыграть на их национальных интересах. Нефте- и газодобывающие страны (Казахстан, Туркменистан) Брюссель намерен использовать для поставки энергоресурсов в ЕС. Остальные представляют интерес как пазл, который можно заново сложить на постсоветском пространстве.
Отсюда немного поподробнее.
Во-первых, ЕС движет геополитическая значимость региона, который граничит с Россией на севере, Китаем на востоке, Афганистаном и Ираном на юге. Все те страны, с которыми у ЕС в настоящее время довольно натянутые взаимоотношения.
В чем заключается идея европейских политиков: инициативы Евросоюза должны выступить в качестве альтернативы тому, что предлагает Китай, Россия и США. Все три имеют свои форматы взаимодействия от ШОС и ЕАЭС до С5+1. Однако по словам европейских политиков все эти три гегемона пытаются разорвать между собой Центральную Азию, действуя по принципу – «разделяй и властвуй». В то время, как ЕС станет отдушиной для ЦА, а самое главное в ходе выработки путей взаимодействия между регионами упор будет делаться на особенности каждой центральноазиатской республики. Все это выглядит, как минимум, странно, так как всем известно, в чьем политическом фарватере движется ЕС.
Кстати, ЕС пытается выехать и за счет совместных проектов в сфере безопасности. В качестве одного из рычагов используется тема нестабильности в Афганистане, к созданию которой, между прочим, Брюссель имеет непосредственное отношение.
Во-вторых, ЕС стремится использовать сотрудничество с Центральной Азией для ублажения своих экономических амбиций. Прежде всего регион может выступить в качестве альтернативы российским источникам углеводородов для нужд европейской промышленности. С этим связан интерес к совместным инфраструктурным проектам, в том числе по строительству газопроводов в каспийской зоне для транспортировки газа через Турцию в Европу.
Рассматривает Евросоюз Центральную Азию и в качестве потенциальной площадки для переноса своих производств, в том числе товаров народного потребления, и логистики. Не зря Бербок привезла с собой в Казахстан целую делегацию из бизнесменов и специалистов в сфере энергетики и инфраструктуры.
Не стоит забывать и про реализацию утвержденной еще 2021 году международной инициативы ЕС под названием «Global Gateway». По словам председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, она должна стать новой глобальной «альтернативой» китайским инвестициям в Централью Азию. В период с 2021 по 2027 годы ЕС намерен выделить на реализацию данного проекта до 300 млрд евро.
Оба политика отметили, что прошедшие мероприятия – это «больше, чем просто диалог между двумя регионами», кроме того с их слов «два региона сближаются и становятся все более и более связанными». Явный задел на будущее.
Череду конференций успел разнообразить визит министра иностранных дел Германии Анналены Бербок, которая посетила Казахстан и Узбекистан в сопровождении группы представителей немецкого бизнеса и промышленности. Кстати, перед своим визитом Бербок сделала заявление, которое заключает в себя весь смысл текущей европейской политики в регионе: «Германия хочет, чтобы Центральная Азии перестала быть передним двором для России или зависела от Китая». Для большей красочности, Анналена описала взаимоотношения России и ЦА как «смирительная рубашка», любят европейские политики яркие выражения, чтобы привлечь к себе дополнительное внимание. Интересно тогда, каким эпитетом можно описать нынешние отношения между США и ЕС. Закончим с небольшим лирическим отступлением и вернемся к сути, заявление Бербок четко демонстрирует геополитические устремления не только самой Германии, но и всего ЕС - принять участие в новой «большой игре», чтобы прервать все имеющиеся связи региона с Россией и Китаем, всеми возможными способами ослабить влияние обеих стран в Центральной Азии.
Если рассматривать проблему в целом, то Европейский союз активно работает на постсоветском пространстве, пытаясь привлечь страны Центральной Азии совместными проектами и сыграть на их национальных интересах. Нефте- и газодобывающие страны (Казахстан, Туркменистан) Брюссель намерен использовать для поставки энергоресурсов в ЕС. Остальные представляют интерес как пазл, который можно заново сложить на постсоветском пространстве.
Отсюда немного поподробнее.
Во-первых, ЕС движет геополитическая значимость региона, который граничит с Россией на севере, Китаем на востоке, Афганистаном и Ираном на юге. Все те страны, с которыми у ЕС в настоящее время довольно натянутые взаимоотношения.
В чем заключается идея европейских политиков: инициативы Евросоюза должны выступить в качестве альтернативы тому, что предлагает Китай, Россия и США. Все три имеют свои форматы взаимодействия от ШОС и ЕАЭС до С5+1. Однако по словам европейских политиков все эти три гегемона пытаются разорвать между собой Центральную Азию, действуя по принципу – «разделяй и властвуй». В то время, как ЕС станет отдушиной для ЦА, а самое главное в ходе выработки путей взаимодействия между регионами упор будет делаться на особенности каждой центральноазиатской республики. Все это выглядит, как минимум, странно, так как всем известно, в чьем политическом фарватере движется ЕС.
Кстати, ЕС пытается выехать и за счет совместных проектов в сфере безопасности. В качестве одного из рычагов используется тема нестабильности в Афганистане, к созданию которой, между прочим, Брюссель имеет непосредственное отношение.
Во-вторых, ЕС стремится использовать сотрудничество с Центральной Азией для ублажения своих экономических амбиций. Прежде всего регион может выступить в качестве альтернативы российским источникам углеводородов для нужд европейской промышленности. С этим связан интерес к совместным инфраструктурным проектам, в том числе по строительству газопроводов в каспийской зоне для транспортировки газа через Турцию в Европу.
Рассматривает Евросоюз Центральную Азию и в качестве потенциальной площадки для переноса своих производств, в том числе товаров народного потребления, и логистики. Не зря Бербок привезла с собой в Казахстан целую делегацию из бизнесменов и специалистов в сфере энергетики и инфраструктуры.
Не стоит забывать и про реализацию утвержденной еще 2021 году международной инициативы ЕС под названием «Global Gateway». По словам председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, она должна стать новой глобальной «альтернативой» китайским инвестициям в Централью Азию. В период с 2021 по 2027 годы ЕС намерен выделить на реализацию данного проекта до 300 млрд евро.
|