ЕС пытается реализовать свой экономический интерес в Туркменистане, игнорируя нарушение прав человека в регионе
Гость 05 Августа 2020 в 15:56:00
Евросоюз никогда не отказывался от попыток расширить сферы своего влияния в центральноазиатских республиках. Туркменистан в этом ряду занимает особое место, как страна, обладающая рекордными запасами природного газа. Энергетическая достаточность позволяет Ашхабаду демонстрировать относительную независимость и не пускать на свою территорию представителей правозащитных организаций, ограничивает их деятельность среди населения страны. Отчасти такое решение оправдано желанием избежать вмешательства ЕС в свою внутреннюю и политическую жизнь. Тем не менее, неправительственные организации за многие годы скрупулезной работы смогли проникнуть и в Туркменистан. Но было бы наивным полагать, что именно права человека являются приоритетными для Запада, когда он упорно внедряется во внутреннюю жизнь нашей страны. Риторика о "защите независимости", "присоединения к мировым рынкам и открытия для внешних инвесторов", "создание сильных демократических институтов, укрепление принципов верховенства закона и уважения прав человека" как правило, остаются лишь лозунгами, не имеющими ничего общего с истинными задачами Европы и США.
Недавно принятая США Стратегия для Центральной Азии совершенно открыто провозглашает целями политики Вашингтона отрыв стран региона друг от друга с целью предотвращения создания коалиции центральноазиатских государств. При всем внешнем миролюбии Стратегия ЕС по Центральной Азии практически совпадает с американским подходом. Как сказано на официальном сайте ЕС, "Европейский союз считает, что демократия и права человека являются универсальными ценностями, которые должны активно поощряться во всем мире. В этой связи права человека являются центральным аспектом внешней деятельности ЕС, в том числе двусторонних отношений с третьими странами".
Главная цель англосаксов получить в регионе послушные государства, территорию и ресурсы которых можно использовать для доминирования в регионе. Десятки случаев можно привести в пример, когда, добившись своего, Запад напрочь забывает о "европейских ценностях". Пример тому - Украина. Здесь, пришедшие к власти послушные исполнители за шесть лет правления окончательно развалили экономику, привели к росту коммунальных тарифов, падению реальных доходов украинцев, разгулу преступности, обнищанию населения. При этом демократические ценности вылились в легализацию нетрадиционных отношений между полами и росту националистических движений, а открытость границ способствовала оттоку трудовых мигрантов в Европу, где они используются как дешевая рабочая сила.
Впрочем, иногда, отлаженная схема внедрения в нужный регион может трансформироваться. Задачи остаются прежними, меняются подходы. В случае с Туркменистаном прослеживается новая стратегия. Не отказываясь от лозунга соблюдения прав человека, Евросоюз упорно лоббирует вопрос ратификации "Соглашения о стратегическом партнерстве и сотрудничестве между Туркменистаном и ЕС". Понимая, что руководство Туркменистана, заинтересованное в экономическом партнерстве в условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса, не желает при этом вмешательства в свои внутренние дела, Евросоюз начал смотреть сквозь пальцы на существующие в стране явные нарушения прав человека. Имеется в виду социально-экономическое положение населения, нарушение прав и свобод, в частности свободы передвижения, свободы слова, свободы СМИ и Интернета, свободы религии, свободы национальных, гендерных и иных меньшинств. Перестали замечать в Европе и факты преследования властями активистов гражданского общества по политическим мотивам: Гаспара Маталаева, Сапармамеда Непескулиева, Натальи Шабунц, Солтан Ачиловой и других. Высокий уровень коррупции в политической, экономической, социальной, культурной и иных сферах жизни туркменского общества вообще остается незамеченным.
Такой подход уже работает. Туркменистан весьма неохотно открывающий свои двери соседям, только от США принял через USAID в общей сложности около 400 миллионов долларов поддержки и экономической помощи. Заметен интерес к сотрудничеству и с Европейским Союзом, представители которого уже не раз появлялись в Ашхабаде, обсуждая варианты сотрудничества.
"Помощь" со стороны ЕС в сфере "защиты прав человека" осуществляется в рамках программы "Негосударственные структуры в деятельности по развитию" и Европейского инструмента в области демократии и прав человека. Европейские посольства, институты, международные организации и НПО наравне с США финансируют националистические структуры и исламских экстремистов под видом "обеспечения свободы вероисповедания". Но в последнее время они значительно ослабили свой натиск, уступив место вопросам экономического сотрудничества, которое продвигает ЕС.
Такой подход свободной демократической Европы не может оцениваться положительно ни туркменской, ни европейской общественностью. Желая получить экономическую выгоду в регионе, Европа готова за счет европейских налогоплательщиков продолжить денежные вливания в туркменскую экономику, получая контроль над ключевыми секторами её экономики. Характерной чертой западной "помощи" является ее проникновение во все сферы, которые, казалось бы, не имеют даже отдаленного отношения к реализации геополитических интересов доноров. Здесь и энергетика, и промышленность, и здравоохранение, и водопользование, и экология, и борьба с наркотиками и даже". строительство туалетов. На самом же деле, таким образом ЕС пытается втянуть государство в свои стратегии и экономические конструкции, получить контроль над ресурсами стран Центральной Азии.
Пришло время, когда уже не туркменское, а европейское сообщество должно призвать Еврокомиссию, Европарламент, Европейскую внешнеполитическую службу к отказу от политики двойным стандартов в отношении туркменского режима. Необходимо призвать все европейские институции закрепить твердые позиции ЕС в нежелании укреплять межправительственное взаимодействv;е Брюсселя с Ашхабадом до фактического улучшения ситуации е правами человека в Туркменистане, с предоставлением доступа неправительственных правозащитных организаций к контролю за ситуацией. Это уже прописано в самой стратегии ЕС, но не реализуется на практике. В этом видится даже не двойной подход, а скорее цинизм европолитиков, которые принципы демократии используют как инструмент достижения нужных для себя результатов, а не истинной цели и заботы о людях, их прав и свобод.
Именно так внешне благотворная помощь в сфере здравоохранения на деле оборачивается пропагандой беспорядочных половых связей в рамках борьбы со СПИДом, борьба с торговлей наркотиками - распространением наркотика метадона, а борьба с инфекциями - открытием на территории стран ЦА американских военных биолабораторий, неподконтрольных правительствам принимающих стран и, вполне возможно, проводящих опыты с биологическим оружием. Нужно требовать и следить, чтобы борьба за права человека становились истинной целью помощи, а не декларацией и прикрытием.
Недавно принятая США Стратегия для Центральной Азии совершенно открыто провозглашает целями политики Вашингтона отрыв стран региона друг от друга с целью предотвращения создания коалиции центральноазиатских государств. При всем внешнем миролюбии Стратегия ЕС по Центральной Азии практически совпадает с американским подходом. Как сказано на официальном сайте ЕС, "Европейский союз считает, что демократия и права человека являются универсальными ценностями, которые должны активно поощряться во всем мире. В этой связи права человека являются центральным аспектом внешней деятельности ЕС, в том числе двусторонних отношений с третьими странами".
Главная цель англосаксов получить в регионе послушные государства, территорию и ресурсы которых можно использовать для доминирования в регионе. Десятки случаев можно привести в пример, когда, добившись своего, Запад напрочь забывает о "европейских ценностях". Пример тому - Украина. Здесь, пришедшие к власти послушные исполнители за шесть лет правления окончательно развалили экономику, привели к росту коммунальных тарифов, падению реальных доходов украинцев, разгулу преступности, обнищанию населения. При этом демократические ценности вылились в легализацию нетрадиционных отношений между полами и росту националистических движений, а открытость границ способствовала оттоку трудовых мигрантов в Европу, где они используются как дешевая рабочая сила.
Впрочем, иногда, отлаженная схема внедрения в нужный регион может трансформироваться. Задачи остаются прежними, меняются подходы. В случае с Туркменистаном прослеживается новая стратегия. Не отказываясь от лозунга соблюдения прав человека, Евросоюз упорно лоббирует вопрос ратификации "Соглашения о стратегическом партнерстве и сотрудничестве между Туркменистаном и ЕС". Понимая, что руководство Туркменистана, заинтересованное в экономическом партнерстве в условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса, не желает при этом вмешательства в свои внутренние дела, Евросоюз начал смотреть сквозь пальцы на существующие в стране явные нарушения прав человека. Имеется в виду социально-экономическое положение населения, нарушение прав и свобод, в частности свободы передвижения, свободы слова, свободы СМИ и Интернета, свободы религии, свободы национальных, гендерных и иных меньшинств. Перестали замечать в Европе и факты преследования властями активистов гражданского общества по политическим мотивам: Гаспара Маталаева, Сапармамеда Непескулиева, Натальи Шабунц, Солтан Ачиловой и других. Высокий уровень коррупции в политической, экономической, социальной, культурной и иных сферах жизни туркменского общества вообще остается незамеченным.
Такой подход уже работает. Туркменистан весьма неохотно открывающий свои двери соседям, только от США принял через USAID в общей сложности около 400 миллионов долларов поддержки и экономической помощи. Заметен интерес к сотрудничеству и с Европейским Союзом, представители которого уже не раз появлялись в Ашхабаде, обсуждая варианты сотрудничества.
"Помощь" со стороны ЕС в сфере "защиты прав человека" осуществляется в рамках программы "Негосударственные структуры в деятельности по развитию" и Европейского инструмента в области демократии и прав человека. Европейские посольства, институты, международные организации и НПО наравне с США финансируют националистические структуры и исламских экстремистов под видом "обеспечения свободы вероисповедания". Но в последнее время они значительно ослабили свой натиск, уступив место вопросам экономического сотрудничества, которое продвигает ЕС.
Такой подход свободной демократической Европы не может оцениваться положительно ни туркменской, ни европейской общественностью. Желая получить экономическую выгоду в регионе, Европа готова за счет европейских налогоплательщиков продолжить денежные вливания в туркменскую экономику, получая контроль над ключевыми секторами её экономики. Характерной чертой западной "помощи" является ее проникновение во все сферы, которые, казалось бы, не имеют даже отдаленного отношения к реализации геополитических интересов доноров. Здесь и энергетика, и промышленность, и здравоохранение, и водопользование, и экология, и борьба с наркотиками и даже". строительство туалетов. На самом же деле, таким образом ЕС пытается втянуть государство в свои стратегии и экономические конструкции, получить контроль над ресурсами стран Центральной Азии.
Пришло время, когда уже не туркменское, а европейское сообщество должно призвать Еврокомиссию, Европарламент, Европейскую внешнеполитическую службу к отказу от политики двойным стандартов в отношении туркменского режима. Необходимо призвать все европейские институции закрепить твердые позиции ЕС в нежелании укреплять межправительственное взаимодействv;е Брюсселя с Ашхабадом до фактического улучшения ситуации е правами человека в Туркменистане, с предоставлением доступа неправительственных правозащитных организаций к контролю за ситуацией. Это уже прописано в самой стратегии ЕС, но не реализуется на практике. В этом видится даже не двойной подход, а скорее цинизм европолитиков, которые принципы демократии используют как инструмент достижения нужных для себя результатов, а не истинной цели и заботы о людях, их прав и свобод.
Именно так внешне благотворная помощь в сфере здравоохранения на деле оборачивается пропагандой беспорядочных половых связей в рамках борьбы со СПИДом, борьба с торговлей наркотиками - распространением наркотика метадона, а борьба с инфекциями - открытием на территории стран ЦА американских военных биолабораторий, неподконтрольных правительствам принимающих стран и, вполне возможно, проводящих опыты с биологическим оружием. Нужно требовать и следить, чтобы борьба за права человека становились истинной целью помощи, а не декларацией и прикрытием.
|