Казахи заснули. Надолго?

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 08 Февраля 2008 в 17:29:15
Е. Курманбаев, 12.02.2004

Мы сегодня спим. О том, что народ инертен, как бегемот, засыпает на ходу, как слон, равнодушен, как корова, - кто только об этом сегодня не говорит: и социологи, и политики, и жена, и телевизор. Народ наш молчит, все больше погружаясь в дрему.

Похвала остаткам чести и достоинства народа

Казахи очень любят такие красивые слова, как Ар, Намыс - честь и достоинство. Их повторяет народ в пословицах и поговорках, порой деды твердят их всуе, вспоминая о великих предках казахов. Но нет сегодня былых степных врагов, с которыми можно схлестнуться в бою! Нет батыров, с которыми можно схватиться на дуэли - жекпе жек. А раз так, то кому сегодня нужны честь и достоинство - Ар, Намыс? Вот и живем мы уже много десятилетий в тоталитарной скорлупе, хотя и провозгласили независимость. Живем с отвращением к вороватой нашей политике, в страхе перед властью, в привычке к безвольному существованию, в котором постепенно растворяются остатки чести и достоинства, присущих предкам - Ар, Намыс.

Какие мы сегодня?

Не о нашем ли времени скорбел великий Абай:

О, казахи мои, мой бедный народ!
Жестким усом безвольным обвили твой рот.
Кровь на правой щеке, на левой жир.
Где же правда? Разум твой не разберет...

Мы сегодня спим. О том, что народ инертен, как бегемот, засыпает на ходу, как слон, равнодушен, как корова, - кто только об этом сегодня не говорит: и социологи, и политики, и иностранные наблюдатели, и жена, и телевизор. Народ наш, действительно, молчит, все больше погружаясь в дрему. Неужели казахи счастливы в своем безмолвии? В XVI веке Эразм Роттердамский писал: “Самые счастливые люди те, которые близки к скотскому состоянию и лишены разума”. Эразм таким манером насмехался и острил. Но, возможно, в случае с нами он попал в точку. Рискуя навлечь гнев, замечу: народ тупеет день ото дня, все силы без остатка отдавая борьбе за существование. Умнеть просто некогда.

Все эти противные мысли пришли в голову, когда телевидение любезно показало съезд партии “Асар”. Изумило не то, что зрителям продемонстрировали типичный съезд советской эпохи, милой сердцу ушибленного тоталитаризмом человека. Поразили люди: преподаватели, профессора, журналисты, ученые, студенты, которые с испуганными лицами сидели в пионерских галстуках, помахивая детскими флажками. Ладно, студенты - Бог с ними, всем известно как их записывают в “Асар”. Но взрослые, серьезные люди, они-то как сюда попали? Какая такая духовная сила заставила их пойти на это идиотское занятие?

- Понимаешь, какая чехарда, - говорит, смущаясь, мой знакомый преподаватель Национального университета. - Обычно в начале года каждому из нас, преподавателей, начальство говорило: “Вступай в “Отан”, иначе не будем продлевать контракт с тобой на этот год”. Вот и приходилось записываться в “Отан”. А теперь вдруг говорят: “Переходите в “Асар”, иначе расторгнем контракт”.

О, Боги! О, Тенгри! Где честь и достоинство казахов, скажите мне? Что они, граждане независимой страны, делают над собой? Ладно, при Сталине люди шли на такие показушные, фальшивые съезды чуть ли не под угрозой лагерей. А теперь-то что толкает людей в “Асар”? Неужели они до того трусливы, эти взрослые люди, что боятся элементарной угрозы лишиться рабочего места? Неужели этот страх перевешивает человеческое достоинство?

Страх сильнее протеста

Страх быть побитым людьми в погонах и страх лишиться работы - категории одного порядка. Потому что противопоставить любому страху можно только достоинство и честь. А если их нет, то человек будет бояться всего. Именно на это рассчитывает любой правитель автократического толка, когда он, задумав править столько, сколько сможет прожить, начинает низводить народ до безвольного, скотского состояния. Опускаясь в спячку, народ теряет остатки достоинства, а значит людьми отныне будет владеть страх, который подавляет тягу к протесту.

В принципе, страх - нормальная реакция здравомыслящего человека. Не всем же, в самом деле, быть рыцарями без страха и упрека. Однако страх, укоренившийся в массах, в народе, -это уже беда. Это уже болезнь на генном уровне. Именно про такой случай Франклин Делано Рузвельт сказал: “Следует бояться самого страха”. В сказках такое случается, когда дракон порабощает целый народ.

Интеллигенты, где вы?

Почему-то всякий раз, когда власть, номенклатура, чиновничья рать берет верх над народом, все претензии предъявляются интеллигенции. Как будто она способна прошибить высоким лбом драконовскую броню. При этом многие заблуждаются, считая интеллигенцию то ли сословием, то ли классом. Люди попроще вообще полагают, что достаточно иметь высшее образование, чтобы стать интеллигентом. Деятели поумнее говорят, что нужно иметь за спиной по меньшей мере три университета, чтобы считаться интеллигентом. Это означает, что высшее образование, помимо тебя, должны иметь твой отец и твой дед.

Однако все это чепуха. Интеллигентность - чисто нравственная категория. Недаром в последнее время что-то не слышно, чтобы призывы общественности начинались высокопарно: “Мы, интеллигенция Казахстана...”, -хотя и это достаточно глупо: понятие интеллигентности всегда было тем заповедным чувством, которое хранится в тайниках души и не выносится на площадь.

Интеллигенции сегодня не слышно, потому что улетучился ее былой дух. Нет интеллигенции Казахстана! Выродилась интеллигенция. Полно людей с высшим образованием, есть гениальные творцы, есть люди искусства, от пения или от творения которых замирает в восхищении весь мир. Но это уже не интеллигенция! Возможно, в той жизни они были интеллигенцией по духу, имели честь и достоинство - Ар, Намыс. Но ныне они молчат, они склонили колени в страхе перед потенциальной тиранией, перед одной только ее угрозой. Их еще не увозят в воронках, не сажают в тюрьму, но генетическая память о репрессиях сковывает волю, широко распахивая душу страху. И вот тогда правитель может делать все, что его душе угодно. Трагедия сегодняшнего дня не в том, что одна личность или даже группа людей, ослепленных властью, впав в иллюзию, попирает интересы миллионов людей. Трагедия в том, что эти миллионы, скованные страхом, позволяют творить над собой зло.

Что желает чиновник?

Пока народ спит, чиновник жаждет власти и денег. У Абая есть гениальный стих о чиновнике позапрошлого века: “Болыс болдым мiнеки...”. На русском языке первые строки звучат примерно так: “Стал волостным, раздав на взятки скот. Заткнул всем глотку, но в узде народ не удержал...”

Какими были чиновники во времена Абая, такими остались и теперь. Казахи рвутся к власти все теми же методами. Именно казахи поддерживают ныне проправительственные партии. Именно казахи заняли все административные должности во власти. Но сами по себе предпринимать какую-то деятельность чиновники не желают. Эта социальная группа более, чем какая-либо другая, подвержена стадному чувству. Для чиновника важно, что думает власть наверху, начальник, баскарма. Он держит нос по ветру. А уловив мысль вождя, немедленно начинает творчески ее перерабатывать.

Роль высшего источника идей для чиновничества у нас ныне исполняет президентская администрация. Именно оттуда распространяется мысль, которая передается по чиновничьей цепочке: народ глуп, он не дозрел до правильных идей и доверять ему власть опасно. Народ, толпа, чернь, дорвавшись до демократии, до свободных выборов, начнет сначала избирать, кого хочет, а потом станет критиковать, карать, кого захочет. Поэтому самое страшное - дать волю народу!

И всю эту администраторскую концепцию чиновники в своем рвении возводят в квадрат, запрещая, уничтожая, изживая ростки свободомыслия. Как, к примеру, чиновники уговаривают школьных учительниц шельмовать на выборах, подтасовывать результаты голосования? Да просто вдалбливают в их головы: если пройдет этот демократ-оппозиционер или оппозиционерка, страна развалится! Если оппозиция пройдет в парламент, случится катастрофа! И этой мыслью о неизбежной катастрофе охвачены чиновники на всех уровнях. И вот они уже презирают народ. Чиновники начинают думать, что если народ молчит, когда его гоняют, как барана, значит он, народ, недостоин власти, недостоин демократии. Не дорос, одним словом. А о том, что такой ход мыслей есть просто-напросто защитная реакция, оправдывающая доходное место у кормушки, он уже не думает, он давно убедил себя в том, что всего хорошего в жизни, в том числе своего прибыльного места, он добился исключительно благодаря своему таланту и уму. Кто обольщается самообманом и лестью, тот недалек от счастья!

К чему мы идем?

Мы идем к тому, что описал Оруэлл а романе “1984”. Мы идем к тому, что описал Замятин в романе “Мы”. Все в мире циклично. В конце концов мы получим подобие того, что сотворил Сталин. Ничего нового власть, задумавшая для себя вечность, изобрести не может. Она будет добиваться одного: чтобы ей не возражали. Все должны мыслить так, как решит власть. Все должны жить так, как позволит власть. Поэтому сначала власть вгонит народ в страх малыми репрессиями. Если этого окажется недостаточно, и недовольные не замолкнут или не сбегут из страны, начнутся репрессии помасштабнее. Казахи начнут гноить казахов - о, как это знакомо! Казахи, посланные властью, убили Шакарима. Потом они убили Магжана Жумабаева. Потом Сакена Сейфуллина, Ахмета Байтурсынова. Теперь мы вроде бы о них скорбим. И тут же готовим себя на заклание новому тирану.

Скучно все это до омерзения. Можно ли избежать эту дурную цикличность? Конечно, можно. Надо только вернуться в начало. Поднять знамя чести и достоинства человека - Ар, Намыс. И убить в себе раба, чтобы изгнать страх, гнездящийся в тоталитарном человеке.

Мнение социолога

Как всегда в поисках ответа на вопросы о предпочтениях, пристрастиях наших людей и всего общества, мы обращаемся к помощи социологии. Результатами исследований делится президент АСиП Бахытжамал БЕКТУРГАНОВА.

Стало хорошим тоном сваливать “грехи” политики и политиков на народный менталитет. Чуть что не так, виноват менталитет. Действительно ли наш народ “не вышел черепом”, чтобы питать вкус к рыночным новациям?

В рамках мониторингового исследования, проводимого АСиП с июня 2003 года, казахстанцам предлагалось оценить собственные взгляды с помощью биполярной шкалы “либерализм-консерватизм”. В полугодовой динамике фиксируется положительная тенденция все большей ориентации респондентов на ценности либеральной экономики. Ориентация на либеральные установки экономического поведения (индивидуализм, опора на собственные силы) более выражена у молодых (от 18 до 30 лет) и практически отсутствует у людей старшего возраста (от 50 лет и старше). Последние демонстрируют привычки традиционного советского “комплекса”, тяготеющего к госпатернализму.

По данным АСиП, лояльные партии активнее поддерживают молодежь, казахи, студенты, госслужащие, сотрудники частных фирм, предприниматели, бюджетники и домохозяйки, высоко-, средне- и малообеспеченные. За оппозиционные партии выступают, прежде всего, люди старшего возраста, русские, пенсионеры, сотрудники общественных организаций, самозанятые, безработные, малообеспеченные, бедные и нищие.

Большинство респондентов независимо от пола, возраста, национальности, уровня образования и дохода придерживается варианта постепенных политических реформ. В большей степени ориентированы на радикальные изменения люди от 60 лет и старше с низким уровнем дохода, а также (что интересно) состоятельные и высокообеспеченные люди энергичного возраста (от 40 до 50 лет).

"Соз", № 5, 11.02.04

Соз
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 27.03.2009 в 03:12:35   # 12113
Неужели казахи счастливы в своем безмолвии? В XVI веке Эразм Роттердамский писал: “Самые счастливые люди те, которые близки к скотскому состоянию и лишены разума”.

A o chem im molvit? Narod, dazhe esli i hochet chto to molvit, ne mozhet virazit etogo. Glavnaya problema samogo naroda(ego bolshei chasti) v tom shto on POLITICHESKI ne obrazovan. Eto i ne trudno zametit po kamentam na politicheskie statyi, po oprosam lyudei na politicheskie temi i t.d., bolshaya chast dazhe ne mozhet normalno rassuzhdat na podobnie temi. A esli narod ne znaet kak pravilno deistvovat shtob ih praviteli nachali pahat, esli on dazhe ne znaet o chem govorit, to kak on mozhet voobshe sto to molvit? A ved glavnoe uslovie dlya sushestvovania demokratii(govoryu tem kto ee hochet) - eto politicheski obrazovannyi narod. Togo shto v shkolah uchat o nineshnei politicheskoi sisteme ne dostatochno - eto prosto tupaya zubrilka faktov! Shtobi novoe pokolenie bilo politicheski obrazovannim nuzhno eshe i uchit ih rassuzhdat i delat vivodi nad viuchennimi faktami - da etomu tozhe nado uchit. A to shto chinovniki ne dayut narodu i slova skazat eto tozhe faktor no ne glavnyi.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь