ЮКО: территория отката
danilov 18 Мая 2017 в 09:50:12
73 % опрошенных южноказахстанских предпринимателей сталкивались с коррупцией со стороны заказчика госзакупок, а размеры откатов в ЮКО варьируются от 10 до 20 процентов от суммы тендеров.
Эти и другие нелицеприятные факты были озвучены руководством Палаты предпринимателей ЮКО на заседании республиканского Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП РК «Атамекен», прошедшего под председательством Каирбека Сулейменова.
Разговор, состоявшийся в ходе видеоконференц-связи с регионами, привел к неутешительному выводу: действующая система государственных закупок остается одной из самых коррумпированных сфер экономики.
Заместитель директора Палаты предпринимателей ЮКО Газизбек Натбаев привел итоги общественного мониторинга, который проведен с целью выявить коррупционные риски в госзакупках, проводимых местными исполнительными органами и подведомственными организациями.
Так вот, 74 процента опрошенных предпринимателей не удовлетворены системой государственных закупок. 62 процента уверены, что без отката должностных лицам, ответственным за их проведение, невозможно выиграть тендер.
«Непрозрачность процедур государственных закупок, отсутствие четкой регламентации на законодательном уровне, недостатки в нормах нормативно-правовых актов в данной сфере порождают множество споров и жалоб предпринимателей-участников государственных закупок, — подчеркнул Газизбек Натбаев. — Так, Палата предпринимателей ЮКО в 2016 году получила 67 таких обращений. 25 процентов из них поступили на стадии подписания и исполнения договоров о госзакупках. 28 процентов обращений были на тему необоснованного отклонения конкурсных и аукционных заявок потенциальных поставщиков».
Как было отмечено, в целом в нашей стране за последние годы проделана существенная работа по улучшению прозрачности и объективности проведения государственных закупок. Но до сих пор остаются пробелы в законодательстве, которые позволяют организаторам и заказчикам неформально влиять на результаты проводимых закупок. Как показывает анализ жалоб предпринимателей в уполномоченные органы, наибольшее количество приходится на закупки, проведенные способом конкурса 96 % (688) обращений (3,2% (23 обращений) способом запроса ценовых предложений, 0,55% (4 обращения) — способом аукциона, 0,27% (2 обращения) способом из одного источника).
Результат проведенного общественного мониторинга показал, что коррупционные риски возникают еще на этапе подготовки технической спецификации и конкурсной документации. Имеет место проблема, когда заказчики подгоняют их под конкретного поставщика. Факты необоснованного отклонения заявок потенциальных поставщиков, необоснованный допуск заявок определенных потенциальных поставщиков часто встречаются в процессе предварительного и окончательного допуска конкурсных и аукционных заявок.
Эксперты Палаты предпринимателей ЮКО, проанализировав итоги тендеров стоимостью более 100 миллионов, проведенных в ЮКО в прошлом году, обнаружили: 78 процентов всех государственных закупок проведены способом из одного источника (43,7 процента – путем прямого заключения договоров и 34,6 процента — из одного источника по несостоявшимся закупкам). Все компании, участвовавшие в этих тендерах, оказались не допущенными к ним. Хотя в указанных закупках принимало участие около десятка строительных компаний, имеющих мощную материально-техническую базу, строительные лицензии первой, второй категорий, квалифицированных специалистов, большой опыт в строительстве.
Выбор поставщика без конкуренции дает возможность заказчику диктовать свои требования и приводит к коррупции.
К примеру, в 2016 году был вынесен приговор бывшему руководителю ТОО «Хозяйственное управление акимата ЮКО» за мошенничество. Данное ТОО со стопроцентным участием государства в 2010 году заключает договор госзакупок на строительство сельской амбулатории и, не имея соответствующей материально-технической базы, работы по строительству передает субподрядчику ТОО «Саятжан». Во время строительства руководство хозуправления, введя в заблуждение ТОО «Саятжан», для своих нужд берет у него 31,6 млн тенге, из них 9,8 млн тенге наличными, остальные строительными материалами, написав взамен гарантийное письмо от имени акимата.
Аналогичные ТОО либо ГКП существуют практически при каждом государственном учреждении имеющем бюджет развития.
«Как показывает практика, львиная доля обращений предпринимателей ссылаются на необоснованное отклонение конкурсных заявок потенциальных поставщиков, — комментирует Газизбек Натбаев. — При этом законодательством предусмотрен только административный штраф без повышения ответственности при повторности правонарушения (ст.207 ч.8 КоАП РК).
В связи с этим, Палата предпринимателей предложила ужесточить ответственность членов конкурсной комиссии и секретаря. В случае выявления фактов повторного нарушения членами конкурсной комиссий, выражающейся необоснованным отклонением конкурсных заявок потенциальных поставщиков, предложено предусмотреть уголовную ответственность членов комиссии».
https://otyrar.kz/2017/05/territoriya-otkata/
Эти и другие нелицеприятные факты были озвучены руководством Палаты предпринимателей ЮКО на заседании республиканского Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП РК «Атамекен», прошедшего под председательством Каирбека Сулейменова.
Разговор, состоявшийся в ходе видеоконференц-связи с регионами, привел к неутешительному выводу: действующая система государственных закупок остается одной из самых коррумпированных сфер экономики.
Заместитель директора Палаты предпринимателей ЮКО Газизбек Натбаев привел итоги общественного мониторинга, который проведен с целью выявить коррупционные риски в госзакупках, проводимых местными исполнительными органами и подведомственными организациями.
Так вот, 74 процента опрошенных предпринимателей не удовлетворены системой государственных закупок. 62 процента уверены, что без отката должностных лицам, ответственным за их проведение, невозможно выиграть тендер.
«Непрозрачность процедур государственных закупок, отсутствие четкой регламентации на законодательном уровне, недостатки в нормах нормативно-правовых актов в данной сфере порождают множество споров и жалоб предпринимателей-участников государственных закупок, — подчеркнул Газизбек Натбаев. — Так, Палата предпринимателей ЮКО в 2016 году получила 67 таких обращений. 25 процентов из них поступили на стадии подписания и исполнения договоров о госзакупках. 28 процентов обращений были на тему необоснованного отклонения конкурсных и аукционных заявок потенциальных поставщиков».
Как было отмечено, в целом в нашей стране за последние годы проделана существенная работа по улучшению прозрачности и объективности проведения государственных закупок. Но до сих пор остаются пробелы в законодательстве, которые позволяют организаторам и заказчикам неформально влиять на результаты проводимых закупок. Как показывает анализ жалоб предпринимателей в уполномоченные органы, наибольшее количество приходится на закупки, проведенные способом конкурса 96 % (688) обращений (3,2% (23 обращений) способом запроса ценовых предложений, 0,55% (4 обращения) — способом аукциона, 0,27% (2 обращения) способом из одного источника).
Результат проведенного общественного мониторинга показал, что коррупционные риски возникают еще на этапе подготовки технической спецификации и конкурсной документации. Имеет место проблема, когда заказчики подгоняют их под конкретного поставщика. Факты необоснованного отклонения заявок потенциальных поставщиков, необоснованный допуск заявок определенных потенциальных поставщиков часто встречаются в процессе предварительного и окончательного допуска конкурсных и аукционных заявок.
Эксперты Палаты предпринимателей ЮКО, проанализировав итоги тендеров стоимостью более 100 миллионов, проведенных в ЮКО в прошлом году, обнаружили: 78 процентов всех государственных закупок проведены способом из одного источника (43,7 процента – путем прямого заключения договоров и 34,6 процента — из одного источника по несостоявшимся закупкам). Все компании, участвовавшие в этих тендерах, оказались не допущенными к ним. Хотя в указанных закупках принимало участие около десятка строительных компаний, имеющих мощную материально-техническую базу, строительные лицензии первой, второй категорий, квалифицированных специалистов, большой опыт в строительстве.
Выбор поставщика без конкуренции дает возможность заказчику диктовать свои требования и приводит к коррупции.
К примеру, в 2016 году был вынесен приговор бывшему руководителю ТОО «Хозяйственное управление акимата ЮКО» за мошенничество. Данное ТОО со стопроцентным участием государства в 2010 году заключает договор госзакупок на строительство сельской амбулатории и, не имея соответствующей материально-технической базы, работы по строительству передает субподрядчику ТОО «Саятжан». Во время строительства руководство хозуправления, введя в заблуждение ТОО «Саятжан», для своих нужд берет у него 31,6 млн тенге, из них 9,8 млн тенге наличными, остальные строительными материалами, написав взамен гарантийное письмо от имени акимата.
Аналогичные ТОО либо ГКП существуют практически при каждом государственном учреждении имеющем бюджет развития.
«Как показывает практика, львиная доля обращений предпринимателей ссылаются на необоснованное отклонение конкурсных заявок потенциальных поставщиков, — комментирует Газизбек Натбаев. — При этом законодательством предусмотрен только административный штраф без повышения ответственности при повторности правонарушения (ст.207 ч.8 КоАП РК).
В связи с этим, Палата предпринимателей предложила ужесточить ответственность членов конкурсной комиссии и секретаря. В случае выявления фактов повторного нарушения членами конкурсной комиссий, выражающейся необоснованным отклонением конкурсных заявок потенциальных поставщиков, предложено предусмотреть уголовную ответственность членов комиссии».
https://otyrar.kz/2017/05/territoriya-otkata/
|