Распространится ли вирус украинской смуты в Центральной Азии?

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
N@VIGATOR 03 Февраля 2014 в 09:48:43
Умный человек учится на ошибках других.
Народная мудрость


Пролог
После принятия правительством Украины решения о приостановке подписания в Вильнюсе Соглашения об ассоциации с ЕС, с 21 ноября в стране начались протестные акции населения под лозунгом борьбы за евроинтеграцию (кодовое название "Евромайдан"), которые вскоре переросли в массовые беспорядки и попытку государственного переворота.

"Откуда растут уши" или западный рецепт
дестабилизации обстановки в Украине


Выступая 15 января 2014 года на заседании в Комитете по международным отношениям Сената США, заместитель руководителя Бюро по демократии, правам человека и труду Госдепартамента США Том Мелиа открыто заявил, что внимание комитета к ситуации на Украине обусловлено не только тем, что "она расположена в самом центре Европы", но и тем, что она является "ценным" и "важным" партнером США. Как подчеркнул докладчик, момента распада СССР в декабре 1991 года США "инвестировали" около 5 миллиардов долларов на помощь Украине, из них 815 миллионов - непосредственно на финансирование демократии и программ обмена, а с 2009 года администрация Обамы направила 184 миллиона долларов на финансирование программ, направленных на поддержку гражданского общества, прав человека, добросовестное управление и укрепление позиций диктатуры закона на Украине.

Однако, возможно, реальные размеры западного финансирования "демократической инфраструктуры" в Украине существенно превышают озвученные в Сенате суммы. Так, по словам депутата Верховной Рады Украины Олега Царева, за последние годы в стране возникло около 1000 различных некоммерческих организаций, 10 тыс. сотрудников этих организаций ежегодно осваивают до 1 млрд. долларов, большую часть которых составляют гранты США и ЕС.

Согласно попавшей в СМИ аналитической справке об иностранном влиянии на развитие общественно-политической ситуации в Украине, основными донорами-нерезидентами, финансирующими деятельность украинских неправительственных организаций в политической сфере, являются:
1. Национальный фонд поддержки демократии США;
2. Международный республиканский институт США;
3. Национальный демократический институт США;
4. Фонд "Открытое общество" Джоржа Сороса;
5. Freedom House (финансируется правительством США, ранее руководил этой организацией Джеймс Буле – экс-директор ЦРУ);
6. Фонд Евразия, поддерживаемый Агентством США по вопросам международного развития;
7. Немецкие фонды: К. Аденаура, Ф. Наумана, Г. Зайделя, Фридриха Эбарта.
8. Фонды: Ч.С. Мотта, Карнеги за международный мир, им. Фулбрайта.

При этом основными координаторами деятельности иностранных фондов в Украине являются посольства США и ФРГ, Агентства США по вопросам международного развития (USAID, которое подчинено Госдепартаменту США), Немецкое, Шведское и Канадское агентство по международному развитию (например, непосредственно в посольстве США накануне массовых протестных акций в Киеве организацией Techcamp проведены тренинги по использованию соцсетей для организации митингов, где учили собирать своих сторонников с помощью соцсетей, разбирались технологии и ошибки протестантов при организации массовых акций в Ливии, Египта, Туниса, Сирии и др. На данных тренингах, которые посетил посол США Джон Тефт, а одним из лекторов был американский политтехнолог Алекс Росс - участник избирательной кампании Президента США Барака Абамы, было подготовлено 300 человек, которые затем начали проводить аналогичные тренинги в других регионах).

Таким образом, по мнению экспертов, в настоящее время сеть проамериканских, проевропейских журналистов и блогеров сейчас охватывает все регионы Украины, включая и Восток и Юг, где раньше пророссийские настроения были доминирующими. О масштабах и последствиях деятельности этой созданной системы некоммерческих организаций дает представления тот факт, что только в рамках одного курируемого USAID украинского медийного проекта было создано более 270 телевизионных и 1220 тематических радиопрограмм, организация провела обучение более 3700 представителей медиа. Как отмечают эксперты, итогом этой деятельности иностранных международных организаций стало формирование в Украине критической массы медийщиков, готовых к информационной борьбе против своей страны, убежденных в том, что любое неповиновении власти является благом для страны. Как правило, аудитория поддерживаемых Западом СМИ - это украинский средний класс, который для них является важной "target group". Другая ключевая группа – молодежь, студенчество, на которую направлены различные Интернет – ресурсы.

Особое внимание было уделено работе с руководителями оппозиционных партий Украины, установлению и поддержанию ими тесных контактов с западными политиками, организации и финансировании их поездок за рубеж, участию в различных международных конференциях и семинарах, содействию в приобретении ими недвижимости за рубежом и т.д.. О том, какие средства израсходованы на эти цели, не озвучивается даже в Сенате США.

Между тем, ныне все оппозиционные лидеры Олег Тягнибок (ВО "Свобода"), Виталий Кличко (партия "Удар"), Арсений Яценюк (фракция "Батькивщина"), экс-министр МВД Луценко Ю. и олигарх Порошенко не просто ориентированы жестко на Запад, но и, как показали события и кадры хроники революционных событий, постоянно согласуют тактику своих действий с прибывшими в Киев международными кураторами (интернет облетели фото, как американский сенатор Дон Маккейн в компании украинских оппозиционеров из окна наблюдает массовые беспорядке на Евромайдане, а на встрече Маккейна с оппозиционной "тройкой" Кличко просит своего американского наставника об усилении политической поддержки: "Нужны действия и давление на правительство, которое бы сделало невозможным использование силы против мирных демонстрантов. Именно поэтому мы призываем правительство США ввести персональные санкции в отношении должностных лиц, виновных в использовании силы против мирных демонстрантов").

В механизме дестабилизации активно использованы также управляемые маргинальные группы, в т.ч. в лице украинских националистов из боевого крыла УНА-УНСО (особо заметно это было при попытке штурма администрации Президента Украины, на ул. Банковской, куда были централизованно доставлены отряды радикальной молодежи в масках и противогазах, заблаговременно вооруженных битами, цепями, арматурой и бутылками с зажигательной смесью, чьи действия отличались организованностью, единым командованием и отработанной, естественно не за один день, железной дисциплиной. Как стало известно впоследствии, их ядро составляли 300 подготовленных штурмовиков организации "Братство", которыми руководил Дмитро Корчинский, известный радикал-националист, шесть лет назад возглавлявший УНА-УНСО).

Была проведена подрывная работа по внесению раскола среди правительственных, в т.ч. силовых структур (как итог, 220 сотрудников кировоградского "Беркута" отказались ехать в Киев, 10 военнослужащих Оболонского спецподразделения "Беркут" бросили каски и отказались действовать против своего народа, ряд областных советом регионов страны поддержали Евромайдан и направили силы в поддержку митингующим и др.).

Для поддержания боевого пыла и агрессивности митингующих применялись апробированные технологии распространения резонансных слухов – начиная от новости о том, что в больнице умерла девушка, избитая "Беркутом", и убит один из депутатов "Батькивщины" – влиятельный одессит Сергей Фаермак до информации о побеге из страны на вертолете В.Януковича и высадке в Борисполе чеченской группы российского спецназа "Витязь", уже как пять лет расформированного в России, и т.д.

Использованные в ходе массовых беспорядков лозунги отставки правительства Н.Азарова, проведения досрочных президентских и парламентских выборов, перевыборов местных советов, евроинтеграции Украины представляют собой стандартный набор требований митингующей толпы.

В общем, принципиально процесс организации массовых беспорядков в Украине мало чем отличался от технологий, несколько ранее использованных в Ливии, Египте, Сирии и других ныне "горячих точках" мира.

Внешний прессинг

Правительству Украины приходится реализовывать меры по урегулированию политического кризиса в стране в условиях массированного и открыто агрессивного внешнего прессинга, порой переходящего грань, отделяющую его от вмешательства во внутренние дела суверенного государства.

Во-первых, мало кто из участников проходившего в Киеве заседания министров стран ОБСЕ лишил себя возможности посетить Евромайдан и призвать митингующих к дальнейшим активным действиям (здесь побывали помощник Госсекретаря США Виктория Нуланд, кормившая участников беспорядков не только идеологическими слоганами, но и булочками с чаем, выступили со словами поддержки министр иностранных дел Швеции Кард Биг, спикер литовского сейма Лорета Граужелен, европейские политики Яцек Сариуш-Вольский, Ежи Бузек, Эльмар Брок и т.д.).

Премьер-министр Канады официально заявил, что "Канада рядом с украинским народом в это тяжелое время, и она будет продолжать противостоять любым попыткам ущемить права и свободы людей. Палата общин вчера обсудила ситуацию в Украине. Мы и наши единомышленники и дальше будем внимательно следить за событиями и рассматривать все средства, которые в нашем распоряжении". Министерство иностранных дел Польши вызвало посла Украины в Варшаве Маркияна Мальского и выразило свое осуждение применения насилия в отношении "мирных" участников акций протеста в Киеве. Министры иностранных дел всех 28 стран-членов НАТО, т.ч. Генсек Альянса Андерс Фог Расмуссен осудили чрезмерное, по их мнению, использование силы во время разгона провокаторов на евромайдане.

Еще более прозрачный намек на применение жестких мер в отношении Украины содержится в позиции американских политиков. Как подчеркнула заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд, "мы не раз заявляли украинскому правительству – и публично, и за закрытыми дверями, что в нашем распоряжении – широкий набор средств. Вашингтон окажет поддержку независимым СМИ и иным сегментам украинского гражданского общества" (в 1999 году В.Нуланд отвечала за политику США в отношении России и стран Кавказа и в этом качестве была награждена министром обороны медалью за успехи во время войны НАТО против Югославии. Работая в Госдепартаменте, она принимала деятельное участие в прогнозировании позиции российского правительства во время этой войны и переговоров в Рамбуйе.). О необходимости поддержки протестующих высказался и сенатор Джон Маккейн, предложивший рассмотреть возможность введения санкций против официального Киева. Президент американской правозащитной организации Freedom House Дэвид Кремер заявил, что США должны ввести персональные санкции против президента Украины Виктора Януковича (Кремер является бывшим заместителем государственного секретаря США и в настоящее время входит в круг лиц, причастных к выработке позиции правительства США в отношении Украины).

Внешняя поддержка и стратегические просчеты
украинского руководства


Позицию России по происходящим в Украине событиям озвучил Президент России Путин В.В. в ходе пресс-конференции в Ереване по итогам своего визита в Армению: "То, что происходит сейчас в Украине - это не революция, а погромы. Нынешнее противостояние - это заранее подготовленные акции, готовившиеся к периоду украинской президентской кампании 2015 г., но сценарий которых был задействован уже сейчас".

В принципе, высказанное им мнение и моральную поддержку руководства Украины, разделяют большинство государств-участников СНГ. Однако, следует признать, что существующие в рамках СНГ механизмы не способны оказать сколь-либо существенного практического влияния на урегулирование ситуации в Украине. Как показали события, Россия также не обладает возможностями и соответствующей инфраструктурой на территории Украины для того, чтобы кардинально переломить ход течения деструктивных процессов в украинской политической жизни.

В настоящее время украинская политическая элита оказалась заложницей собственных половинчатых мер, во многом ставших следствием отсутствия долгий период четкого внешнеполитического курса и попыток реализации взаимоисключающих глобальных геополитических проектов.

Во-первых, основная стратегическая ошибка заключается в том, что руководство страны приоритетом избрало не национальные интересы республики, а лояльность и поддержку акторов мировой политики. Этим объясняется недостаточная жесткость украинской стороны в диалоге со своими международными партнерами относительно продвижения национальных интересов, что позволило им выступать с позиции диктата воли, а не обсуждения взаимовыгодных решений.

Во-вторых, опасаясь внешней негативной реакции и обвинений в нарушениях "свободы слова", государство позволило создать на своей территории инфраструктуру, изначально направленную на инициирование процессов дестабилизации обстановки и политического кризиса.

В-третьих, власти Украины затянули вопрос определения стратегического партнера. Поэтому, откладывая подписание соглашения о евроинтеграции и, тем самым, принимая решение о возврате в политическую и экономическую орбиту России, они просто не успели своевременно заручиться поддержкой заинтересованных сил и сформировать алгоритм и систему продвижения этого решения внутри страны, а самое главное - согласовать политические и иные механизмы нейтрализации возможного противодействия.

В-четвертых, руководство Украины проявило нерешительность в применении жестких мер в отношении организаторов и участников массовых беспорядков. Хотя имело место грубейшее нарушение митингующими действующего уголовного законодательства страны, позволяющее реализовать предусмотренные законом меры в отношении виновных лиц, в т.ч. путем привлечения их к уголовной ответственности (кстати, в самой Европе подобные меры закреплены на законодательном уровне и не вызывают абсолютно никакого негодования. Например, во Франции только за подстрекательство к уличным беспорядкам – тюремный срок до 5 лет, если подстрекательство привело к массовым беспорядкам - до 30 лет, за постройку баррикад и захват административных зданий – до 15 лет и т.д.).

Вместо этого, после начала протестных акций, запрещенных конкретным решением суда, пресс-секретарь премьер-министра Украины Николая Азарова Виталий Лукьяненко заявил, что правительство намерено работать в штатном режиме, ситуация в Киеве контролируемая и люди имеют право на мирные собрания. Более того, по информации агентства "Интерфакс-Украина" после разгона незаконного митинга пресс-секретарь премьера заявил, что Азаров возмущен и крайне озабочен разгоном акции сторонников евроинтеграции. Сам Азаров в интервью ТСН также подчеркнул, что любая дестабилизация политической ситуации в стране может повлиять на экономические показатели и курс гривны. "Если бы участников "евромайдана" волновал курс гривны, они бы продолжали учебу, работу, а не выходили на майдан. Любая дестабилизация политической ситуации влияет, прежде всего, на наши экономические показатели, в том числе и на валютный курс", - сказал он.

Едва ли можно считать, что выбор такой тональности приемлем в общении представителя власти с нарушителями закона. А последовавшее затем решение Азарова подать в отставку "ради сохранения единства и согласия в стране" вообще означает фактически официальное признание организаторов массовых беспорядков равноправной стороной в переговорах с властями. В этих условиях украинцам остается надеяться только на то, что дальнейшая эскалация противостояния не входит в планы внешних сил, т.к. создает угрозы безопасности транспортировке газа в Европу (еще со времен Советского Союза целая сеть трубопроводов перекачивает 80% природного российского газа в Европу через Украину).

Значение украинского опыта для совершенствования
национальных систем безопасности центральноазиатских государств

Несмотря на то, что Центральная Азия находится в совершенно иной геополитической ситуации по сравнению с Украиной, учесть печальный опыт украинских революций необходимо. Прежде всего, это связано с тем, что здесь также налицо предпосылки дестабилизации обстановки, а технологии организации "цветных революций" и ошибки властей в организации противодействия массовым акциям протеста в основе своей имеют типичный характер.

В этом плане можно выделить ключевое значение последовательной реализации внешнеполитического курса центральноазиатских государств, основанного на обеспечении национальных интересов. Не меньшее значение имеет решительное, бескомпромиссное и своевременное устранение любой создаваемой извне инфраструктуры дестабилизации обстановки. Одновременно, на случай возникновения угрозы массовых протестных акций, важно отработать до автоматизма внутренние государственные механизмы по нейтрализации негативных факторов, а также алгоритм получения международной поддержки действий властей по стабилизации ситуации в стране.

Как представляется, такое мудрое сочетание международного и внутриполитического инструментария позволит избежать в ближайшее время очередных катаклизмов и череды "цветных революций" на территории Центральноазиатского региона.

Алексей Глобов, независимый политолог
Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1391152080
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Hostel 03.02.2014 в 10:36:29   # 327497
Мля, а мы весной к ребятам в Киев собираемся на охоту. Быстрее бы они успокоились, гады!
  Добрый 03.02.2014 в 22:29:14   # 327659
Суки америкоты и в украину пришли со своей дермократией
  Добрый 03.02.2014 в 22:29:46   # 327660
Суки америкоты и в украину пришли со своей дермократией
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь