«Гарри Поттера» предложили изучать в школах Казахстана
atheist 15 Марта 2013 в 19:47:14
Эксперты говорят о том, что необходимо пересмотреть список книг и включить современные произведения.
Книги о Гарри Поттере Джоан Роулинг и другие современные произведения включить в список обязательной школьной литературы предложили ученые-литературоведы, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Этот вопрос возник после того, как в России решили создать Ассоциацию учителей литературы, которые составят новый учебник по литературе и будут пересматривать список обязательных для чтения произведений. К примеру, руководитель общественной палаты по сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло предложил исключить из списка «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова и «Бесы» Федора Достоевского.
В Казахстане острой необходимости в пересмотре списка обязательной школьной литературы нет, считают отечественные специалисты, но, по их мнению, все же следует тщательнее проработать этот вопрос и провести социальные замеры.
Директор НИИ литературоведения и языкознания КазНПУ имени Абая, доктор филологических наук Сауле Даутова отмечает, что необходимо учитывать, что общество меняется, а вместе с ним меняются и ценности. «Действительно, какие-то произведения потеряли свою актуальность. Обновление по предмету “литература” необходимо, но к этому вопросу нужно подходить с научной точки зрения, нужно исследовать. Ценности моральные, нравственные, пусть базовые и остались, но все равно скорректированы. Как вернуть читательский интерес молодежи? Это большой вопрос, литература формирует человека, его мышление, его восприятие жизни», — сказала она.
Даутова отмечает, что, к примеру, ее детям было уже неинтересно изучать творчество Салтыкова-Щедрина. Она считает, что необходимо изучать интересы молодежи, и через книги, которые полюбились целевой аудитории, прививать любовь к чтению. К примеру, по словам филолога, возможно, целесообразным было бы ввести в учебный курс книги о Гарри Поттере, которые стали популярными после экранизации.
Подобного же мнения придерживается доцент кафедры русской филологии, русской и мировой литературы КазНУ имени аль-Фараби Наталья Сарсекеева. Она подчеркивает, что если говорить о современных методах преподавания литературы, то нужно чередовать на уроках литературы экранизации классических произведений с изучением самих романов. «Сейчас дети воспитываются на фильмах, после них появляется интерес к прочтению самого произведения. Наверное, не было бы булгаковского бума, если бы не было великолепных фильмов, снятых по его произведениям», — считает Сарсекеева. По ее словам, на уроках литературы для начала следует проводить просмотр художественного фильма по произведению, а затем выносить нравственные проблемы, и только потом приступать к анализу самого произведения. Она также считает, что необходимо пересмотреть список литературы.
«На мой взгляд, “Мастер и Маргарита”, “Бесы” — это такие произведения, которые требуют специальной мировоззренческой подготовки. Учащиеся средних школ для этого не подготовлены. В рамках школьной программы необходимо ставить булгаковские “Собачье сердце”, “Роковые яйца”. Если включать “Мастера и Маргариту”, то фрагментарно», — отмечает Сарсекеева.
По ее словам, если говорить о фантастике, то пришло время включить в программу братьев Стругацких. «В рамках соотнесения русской словесности и словесности мировой, можно вспомнить известное фэнтези “Гарри Поттер”, можно провести параллели», — сказала Сарсекеева.
Не совсем согласен с российскими литературоведами общественный деятель Мурат Ауэзов — он считает, что классика всегда будет актуальной. По его словам, время диктует свои правила, но вносить изменения в изучение именно классической литературы смысла нет. Он заметил, что корректировкой не должны заниматься администраторы, выбор остается за читателем, и у каждого писателя должно быть право найти своего читателя.
«Наверное, у учителей свои аргументы, но я бы никогда не препятствовал в доступе к классической литературе. Булгаков, безусловно, классик, я не знаю, какие соображения могут диктовать исключение “Мастера и Маргариты” из школьной программы», — сказал Ауэзов. По его словам, бывают произведения, в которых собирается квинтэссенция мировой культуры, литературы, таким можно назвать творчество Булгакова.
Источник: Tengrinews.kz
Книги о Гарри Поттере Джоан Роулинг и другие современные произведения включить в список обязательной школьной литературы предложили ученые-литературоведы, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Этот вопрос возник после того, как в России решили создать Ассоциацию учителей литературы, которые составят новый учебник по литературе и будут пересматривать список обязательных для чтения произведений. К примеру, руководитель общественной палаты по сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло предложил исключить из списка «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова и «Бесы» Федора Достоевского.
В Казахстане острой необходимости в пересмотре списка обязательной школьной литературы нет, считают отечественные специалисты, но, по их мнению, все же следует тщательнее проработать этот вопрос и провести социальные замеры.
Директор НИИ литературоведения и языкознания КазНПУ имени Абая, доктор филологических наук Сауле Даутова отмечает, что необходимо учитывать, что общество меняется, а вместе с ним меняются и ценности. «Действительно, какие-то произведения потеряли свою актуальность. Обновление по предмету “литература” необходимо, но к этому вопросу нужно подходить с научной точки зрения, нужно исследовать. Ценности моральные, нравственные, пусть базовые и остались, но все равно скорректированы. Как вернуть читательский интерес молодежи? Это большой вопрос, литература формирует человека, его мышление, его восприятие жизни», — сказала она.
Даутова отмечает, что, к примеру, ее детям было уже неинтересно изучать творчество Салтыкова-Щедрина. Она считает, что необходимо изучать интересы молодежи, и через книги, которые полюбились целевой аудитории, прививать любовь к чтению. К примеру, по словам филолога, возможно, целесообразным было бы ввести в учебный курс книги о Гарри Поттере, которые стали популярными после экранизации.
Подобного же мнения придерживается доцент кафедры русской филологии, русской и мировой литературы КазНУ имени аль-Фараби Наталья Сарсекеева. Она подчеркивает, что если говорить о современных методах преподавания литературы, то нужно чередовать на уроках литературы экранизации классических произведений с изучением самих романов. «Сейчас дети воспитываются на фильмах, после них появляется интерес к прочтению самого произведения. Наверное, не было бы булгаковского бума, если бы не было великолепных фильмов, снятых по его произведениям», — считает Сарсекеева. По ее словам, на уроках литературы для начала следует проводить просмотр художественного фильма по произведению, а затем выносить нравственные проблемы, и только потом приступать к анализу самого произведения. Она также считает, что необходимо пересмотреть список литературы.
«На мой взгляд, “Мастер и Маргарита”, “Бесы” — это такие произведения, которые требуют специальной мировоззренческой подготовки. Учащиеся средних школ для этого не подготовлены. В рамках школьной программы необходимо ставить булгаковские “Собачье сердце”, “Роковые яйца”. Если включать “Мастера и Маргариту”, то фрагментарно», — отмечает Сарсекеева.
По ее словам, если говорить о фантастике, то пришло время включить в программу братьев Стругацких. «В рамках соотнесения русской словесности и словесности мировой, можно вспомнить известное фэнтези “Гарри Поттер”, можно провести параллели», — сказала Сарсекеева.
Не совсем согласен с российскими литературоведами общественный деятель Мурат Ауэзов — он считает, что классика всегда будет актуальной. По его словам, время диктует свои правила, но вносить изменения в изучение именно классической литературы смысла нет. Он заметил, что корректировкой не должны заниматься администраторы, выбор остается за читателем, и у каждого писателя должно быть право найти своего читателя.
«Наверное, у учителей свои аргументы, но я бы никогда не препятствовал в доступе к классической литературе. Булгаков, безусловно, классик, я не знаю, какие соображения могут диктовать исключение “Мастера и Маргариты” из школьной программы», — сказал Ауэзов. По его словам, бывают произведения, в которых собирается квинтэссенция мировой культуры, литературы, таким можно назвать творчество Булгакова.
Источник: Tengrinews.kz
|