Казахстану предлагают стать ядерной державой

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
abylay 06 Мая 2014 в 08:02:15
Представители нескольких казахстанских организаций обратились к президенту и парламенту РК, с просьбой восстановить статус ядерной державы для Казахстана, в свете нестабильности в соседних странах и на фоне нарушений Будапештского меморандума.

В разгар майских праздников представители казахстанских общественно-политических организаций выступили с инициативой восстановления ядерного статуса Казахстана. После событий в Крыму такую мысль неоднократно озвучивали применительно к Украине местные политики, которые считают, что теперь ни одну из стран Будапештского меморандума 1994 года не связывают никакие обязательства по своему безъядерному статусу, так как один из гарантов этого договора – Россия – нарушила принятые на себя обязательства.

Так лидеры казахстанского движения "Поколение" Ирина Савостина, движения "Женщины Казахстана" Даметкен Аленова, председатель правления фонда "Журналисты в беде" Рамазан Есергепов и издатель газеты "Слово народа" Розлана Таукина напрямую обратились к президенту Нурсултану Назарбаеву и представителям парламента с просьбой подумать о возвращении стране ядерного статуса.

«Казахстан добровольно отказался от ядерного оружия в обмен на гарантии "великих держав". Оказалось, что их гарантии не имеют силы. Никто не считает себя обязанным защищать Казахстан. Любая страна, обладающая достаточной военной мощью, сможет безнаказанно аннексировать часть нашей территории. На наших глазах один из членов Содружества независимых государств, пользуясь слабостью другого члена СНГ, аннексировал его территорию. Это произошло вопреки международным обязательствам ядерных держав, оформленным в декабре 1994 года Будапештским меморандумом о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия. Происшедшее напрямую касается Казахстана: наша страна добровольно отказалась от ядерного оружия в обмен на точно такие же гарантии США, РФ, Великобритании, Франции и Китая. Оказалось, что эти гарантии теперь не имеют силы. Никто не считает себя обязанным защищать суверенитет Казахстана и нерушимость его границ. Любая страна, обладающая военной мощью, превосходящей мощь вооруженных сил Казахстана, сможет безнаказанно совершить агрессию и аннексировать часть нашей территории. У Казахстана имеется достаточно сил и ресурсов, чтобы создать собственное оружие сдерживания, которое обеспечит неприкосновенность и независимость казахского государства. Научный и производственный потенциал Казахстана позволяет выполнить эту патриотическую задачу в короткий срок. Мы призываем президента разработать и опубликовать четкую программу укрепления вооруженных сил в новых условиях, включающую разработку национального оборонительного ядерного оружия. Мы требуем от парламента в первоочередном порядке обсудить и принять эту программу, обеспечить ее приоритетное финансирование. Мы обращаемся к народам и правительствам всех стран с просьбой понять вынужденный характер этих мер. Казахский народ миролюбив. У нас нет территориальных претензий или пограничных споров ни с одной из стран. Но мы не имеем права рисковать независимостью казахстанского государства», - отмечено в обращении.

Напомним, что в 1994 году Украина в обмен на отказ от ядерного статуса подписала меморандум о гарантиях безопасности, в связи с присоединением к договору о нераспространении ядерного оружия, который гарантировал ей безопасность, территориальную целостность и суверенитет. Гарантами исполнения меморандума выступали Россия, США и Великобритания. Будапештское соглашение формально служило все эти годы не только Украине, но и другим странам бывшего СССР гарантией сохранения своей территориальной целостности.

Казахстан также отказался от ядерного оружия в 1993 году, подписав постановление «О присоединении к договору о нераспространении ядерного оружия». Взамен на отказ от ядерного оружия Казахстан был признан международным сообществом крупным игроком в области безопасности. В том же 1994 году США и Россия дали гарантии и РК в защите ее безопасности в обмен на отказ от ядерного оружия. Тогда же, Казахстан, Россия, Великобритания и США подписали Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Казахстана к Договору о нераспространении ядерного оружия. Позже к гарантиям присоединились Китай и Франция.

Эта международная конструкция до последнего времени казалась достаточно устойчивой, и каждая из трех постсоветских стран, отказавшихся от ядерного оружия – а именно Казахстан, Украина и Белоруссия получили и определенные дивиденды от этого шага. Соглашения об отказе 3 республик – Казахстана, Украины и Белоруссии от ядерного оружия в обмен на безопасность, гарантированную крупнейшими мировыми ядерными державами стало в свое время послесловием того мирового порядка, который был утвержден в мире в 1975 году, после подписания Хельсинкского заключительного акта. Часть его положений в свою очередь вобрал в себя и Будапештский меморандум.

Ведь именно Хельсинский заключительный акт уже в первой главе предусматривает, что государства-участники должны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость. Они обязаны также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила.

И вот теперь Астану призвали подумать над вхождением в ядерный клуб, так как современное устройство мира исходит, по сути, из права сильного, а это означает, что те страны, которые имеют ядерное оружие, менее подвержены воздействию извне. В частности, украинские политики сейчас открыто стали говорить, что если бы страна не отказалась от ядерного оружия, то никто бы не смог нарушить ее территориальную целостность вне зависимости от внутренней ситуации в стране.

Целесообразно ли Казахстану входить в клуб ядерных держав, которые во многом и определяют общемировую повестку дня в области глобальной безопасности? Опрошенные kursiv.kz эксперты разошлись в своих оценках по этому поводу.

Российский эксперт, заместитель генерального директора информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства Юлия Якушева считает, что те, кто подписал обращение за возврат в РК ядерного оружия, высказывают свою личную точку зрения и не могут претендовать на то, чтобы выступать от имени народа Казахстана. Ни один серьезный политик в РК под этим не подпишется. Да и в Украине эта тема очень быстро заглохла, поскольку США и их союзникам абсолютно не интересно терять контроль над ядерным вооружением в стране, которая находится в состоянии гражданской войны. «Все это сильно напоминает провокацию, а потому всерьез на экспертном уровне что-либо обсуждать по данному вопросу, как мне кажется, не имеет смысла. Казахстан собрал огромное количество имиджевых бонусов, отказавшись от ядерного оружия в начале 90-х, и на данный момент ни одного серьезного минуса от этого решения не видят не только российские, но и западные эксперты», - отметила kursiv.kz Якушева.

Эксперт Казахстанского международного бюро по правам человека Ерлан Калиев наоборот полагает, что данное обращение не лишено актуальности, если учесть аргументы российских властей, в которых они оправдывают фактическую денонсацию Будапештских договоренностей под предлогом того, что этот договор не имеет юридической силы, поскольку он не был ратифицирован парламентами стран. Актуальность обращения как раз и заключается в том, чтобы в первую очередь привлечь внимание, как наших властей, так и лидеров мирового сообщества на новый вызов и угрозу. Особенно это важно и необходимо с учетом вновь открывшихся обстоятельств, последовавших после аннексии территории Украины.

«Однако надо понимать, что в нашей стране помимо коррупции «процветает» вопиющая халатность, из-за которой нередко случаются техногенные аварии на мирных гражданских сооружениях, приводящие к тяжким последствиям и к неоправданным жертвам среди населения. Конечно, в такой ситуации никто не решится позволить нам не только вернуть ядерное оружие, но и тем более хранить этот боевой арсенал на своей территории», - считает Калиев.

Казахстанский политик, руководитель организации «Рух пен тіл» Жанболат Мамай также отметил, что никто не даст Казахстану восстановить ядерный потенциал, не говоря уже о воссоздании оружия массового поражения. Он призвал обратить внимание на то, каким санкциям подвергнуты страны, которые стремятся создать у себя атомную бомбу. С другой стороны, ядерное оружие не является панацеей от внутреннего раскола страны. К 90-м годам две мировые державы обладали самым мощным ядерным потенциалом: СССР и США. Но в случае с Советским союзом это не уберегло страну от распада.

«С другой стороны, никакое руководство не будет использовать ядерное оружие против соседнего государства. Однако не факт, что ядерное оружие станет неэффективным оружием сдерживания в будущем. Военная наука шагает вперед, возможно будут придуманы новые методы недопущения ядерных войн в мире. Давайте обрисуем картину: в случае каких-то обстоятельств жители Северного Казахстана начнут протестовать и требовать присоединения к России. И что тогда? Мы используем против них ядерное оружие?! Сейчас мы должны думать не о восстановлении ядерного потенциала, что является нереальной мечтой в современном мире, а начинать борьбу за умы своих соотечественников, укреплять информационную безопасность. Это я думаю намного важнее», - сказал он.

Председатель совета Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис отметил, что сейчас в мире действует договор о нераспространении ядерного оружия, подписанный практически всеми государствами, кроме Индии, Пакистана и Израиля. По нему государствами, имеющими ядерное оружие, являются только Россия, США, Китай, Великобритания и Франция, которые одновременно являются и постоянными членами Совета Безопасности ООН. И хотя Индия и Пакистан, а также, возможно, Израиль тоже имеют ядерное оружие, в целом этот договор действует достаточно строго. Поэтому против Ирана или КНДР и вводятся санкции при их попытках двигаться в направлении получения ядерного оружия. Во-вторых, ядерное оружие - это ядерные боеприпасы и наличие обогащенного урана, средства доставки этих боеприпасов к цели и средства управления ими. В Казахстане с начала 90-х нет боеприпасов и средств доставки, а средств управления и не было. Так что технически - это совершенно нереально, считает Жовтис.

«С другой стороны, я хорошо понимаю опасения инициаторов этого обращения, потому что тоже считаю, что Россия прямо нарушила свои обязательства гаранта суверенитета и целостности Украины по Будапештскому меморандуму после отказа Украины от ядерного оружия на её территории. Поэтому и весьма важно, чтобы остальные страны-гаранты по этому меморандуму - США и Великобритания - выполнили свои обязательства и поддержали путем переговоров с Россией суверенитет Украины. При всём понимании сложности геополитического положения руководства Казахстана мне не очень понятны заявления о "понимании позиции России" и позиции "воздержаться" при голосовании в Генеральной Ассамблее ООН. Ведь Казахстан находится точно в таком же положении, как и Украина, по вопросу отказа от ядерного оружия и гарантий в связи с этим суверенитета и территориальной целостности. И при всех дружественных отношениях с Россией необходимо всё же требовать соблюдения международного права и международных гарантий», - отметил Жовтис.

Экс-дипломат Казбек Бейсебаев напомнил, что ядерное оружие - это не просто оружие массового поражения, как химическое или бактериологическое, которые, в принципе, можно создать в Казахстане. Это не танк или система залпового огня, которые можно купить где-то за границей. Ядерное оружие - это, прежде всего, наукоемкое оружие, для создания которого требуется огромный научно-технический потенциал, а также нужны высококвалифицированные специалисты в этой области. Всего этого в Казахстане нет. Во-вторых, ядерное оружие - это единственная тема, в которой мировые державы и, прежде всего, США и Россия, едины. Они вместе делают все, чтобы ядерное оружие не распространялось, и не позволят, чтобы еще одно государство обзавелось им. «Вспомним, что только недавно начался сдвиг в иранской ядерной программе. В-третьих, если Казахстан тогда не отказался бы и захотел бы сохранить имеющееся оружие, то этого просто не позволили бы. И в первую очередь, США», - сказал Бейсебаев.

Руководитель Центра международных исследований Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента Аскар Нурша считает, что возврата к статусу страны с ядерным оружием не будет. Чтобы этого не произошло, сделано многое. Вложены большие деньги, с помощью внешних держав разрушена инфраструктура. Приняты соответствующие международные обязательства. Отказ от ядерного оружия Казахстан сделал ключевым элементом своего международного имиджа. Сегодня РК позиционирует себя страной, являющейся ответственным участником международных отношений. Как государство, прилагающее особые усилия в поддержку всеобщего ядерного разоружения и снижения глобальной ядерной угрозы. Это целенаправленная политика казахстанских властей. В нашем обществе также практически не возникало сомнений по этому поводу, отметил Нурша.

«Думаю, обращение общественных активистов преследует несколько другие цели. Это способ, которым они решили публично выразить свою позицию и привлечь внимание к уязвимости страны и ущербу для стабильности и национальной безопасности, который был нанесен событиями вокруг Крыма и Украины в целом. По логике активистов, Украина могла бы защитить себя, если бы она обладала ядерным оружием. Эта логика переносится на Казахстан. Но подразумевается в большей степени беспокойство от нарушения Россией режима гарантий территориальной целостности и суверенитета, которые Казахстан, как и Украина, получили по Будапештскому меморандуму 1994 года. В целом, обращение активистов можно расценивать как свидетельство нарастающего беспокойства в обществе возможными последствиями для Казахстана российско-украинского конфликта и из-за ухудшения отношений между Россией и Западом, которые могут негативно повлиять на нас», - заключил Нурша.

4 Мая 2014 14:28Автор: Аскар МУМИНОВ
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Орыс 06.05.2014 в 08:18:15   # 348552
Ядерной державой
это что анекдот

интересно Ядерные ракеты будут ХАЛАЛ
  shy_ric 06.05.2014 в 08:20:01   # 348553
  Рамзес 06.05.2014 в 08:23:06   # 348554
Долбондятлы и пятая колонна.
  андремас 06.05.2014 в 08:37:54   # 348562
  kkafp 06.05.2014 в 08:42:46   # 348564
Тупизм. Даже страшно подумать что было бы если бы в Украине было ядерное оружие
  Беня Ладен 06.05.2014 в 09:55:23   # 348587
У соседей нестабильность? Они экстремисты? Хотят выпить всю воду из рек? Пальни по ним ядрёной бомбой!
США: 150 лет на рынке миротворческих сил
  старик 06.05.2014 в 10:37:06   # 348603
Насчет аннексии Крыма не согласен, насчет соблюдения обязательств: кто(с легкой руки америкосов) их сейчас соблюдает? А насчет статуса ядерной державы - я за! Только ЯО может остудить больные головы в Европе и Америке.
  Гвоздь 06.05.2014 в 10:55:12   # 348612
По-моему старик засланный руский шпион
Без обид старик, но я с тобой полностью несогласен. Сегодня Крым, а завтра возможно Северный Казахстан. А разговор насчёт ядрённой бомбы просто пустой разговор. Никто не даст Казахстану стать ядерной державой. Машины научились бы сначала делать.
  Максимыч 06.05.2014 в 11:09:24   # 348615
Старик. Не обижайся. Но нацистов среди скажем так Россиян (читай русских в РФ) до хрена и больше.
Пример. Наша контора приобрела Тойота Хайейс в Москве. Машину пригнали своим ходом. Так вот, по пути его остановил ДПС и грит "Ну че, черножопый, говори"...
И да, соглашусь с Гвоздем, анексия Крыма была незаконной. Что мешает завтра забрать Северный Казахстан, в случае с Украиной Москва доказала что наплевала на свои обязательства.
  332-712 06.05.2014 в 11:26:57   # 348625
ну не было же аннексии ))) чисто юридически. Крым был автономным? был. захотели отделиться? захотели. Киев протестовал? протестовал, но вяло как-то. Крым отделился и стал независимым? стал. Киев опять вяло отреагировал. Крым попросился в состав РФ? попросился. РФ великодушно их приняла ))) так что, чисто юридически это не аннексия. аннексия была в 1936 году. и не просто с согласия европейских стран, а непосредственно с их участием.
и с севером нашей страны сравнение не корректно. власть у нас легитимна? легитимна. откровенных нацистов нет во власти? нет. никто не устраивает погромы? не устраивает. с приобретением северных территорий нашей страны РФ что-нить получит? нет, кроме новых головных болей. (Крым - Черное море) ну и зачем им это? так что, панику не сейте )))
  Максимыч 06.05.2014 в 11:35:34   # 348628
332-712
Нынешний ЛН выгоден всем. Кто знает кто будет следующим?
Юридически говоришь? А как насчет человеческих норм?
Пользуясь политическим кризисом отобрать (именно отобрать) удел подлых политиков. Вы мне по референдум что-то говорили? Это после 146% побед на выборах и позы 69 в исполнении МедведоПута?
Многие судят по ситуации РФ с подачи про российских СМИ. А то что дезинформация помогает решать большие вещи не секрет.
  ROY 06.05.2014 в 13:39:32   # 348678
При СССР лучшие в мире атомщики и ядерщики жили именно в Казахстане. После распада их переманили другие страны. Не уверен что есть такие спецы на данный момент в КЗ. А так на счет ядерной державы то я тоже за, кто сильный с тем и будут считаться. Семей был полигоном все шахты там остались можно в принципе все восстановить. )))) Вы представляете какая реакция будет у пиндосов БОРАТ -(у них же такое представление про народ КЗ) с ядерным оружием
  toliktommy 06.05.2014 в 13:43:50   # 348680
На счет ЯО - врядли, но на счет ядерной энергии - я за.
  petropavlovs 06.05.2014 в 14:48:19   # 348704
Ну глупость же полная.
Во первых: Технология изготовления и сырьё. Нет ни того ни другого (насчёт того, что мы уран добываем и всё такое скажу, что мы сырьё для его производства добываем, а дальше всё в России делается. Это примерно как кричать давай выпускать бензин не имея ни одного НПЗ, но аргументировать тем, что нефть то добываем).
Во вторых: Чисто техническая сторона дела. У нас практически нет своей обрабатывающей промышленности. Кто делать будет? Или они ЯДРЁНУЮ бомбочку прикупить предлагают.
В третьих: Что кто то реально верит что НАН добровольно отказался от ЯО. Да там просто выбора не было. Кто бы ему позволил. А если тогда не позволили, что сейчас то изменилось.
Все эти предложения либо обыкновенная дурь, либо политический пиар. Типа как мы радеем за нашу страну зацените. Всерьёз эту тему даже обсуждать не стоит.
  332-712 06.05.2014 в 17:28:25   # 348773
Максимыч, не надо раньше времени волноваться. я уверен, что и следующий президент будет адекватным. и народ (мы все вместе) тоже будет адекватным. никто никого не будет гонять.
насчет Крыма - сами виноваты. вместо того, чтобы законным способом взять власть, кучка идиотов сделала только хуже. и первыми своими решениями подтолкнула народ к тому, что происходит сейчас. и в конце-концов, если бы крымчане не хотели, никто бы их силой в РФ не втянул...
  Максимыч 06.05.2014 в 17:31:22   # 348776
332-712
Ты думаешь украинцы этого хотели? Я сильно сомневаюсь. Народ был разменной картой. Их не спросили, хотят ли они в РФ.
И потом, учитывая наше разделения на "юг, запад, север, восток" и "жузы" при наличии желания можно и по-круче бучу устроить...
  Эрик Картман 06.05.2014 в 17:42:11   # 348784
Максимыч жаль что можно поощрять один раз.
  332-712 06.05.2014 в 17:59:19   # 348790
Максимыч, а кто же голосовал? вроде, сами крымчане )))
и, это... насчет разделения. если мы сами вот так и будем нагнетать это самое разделение, то найдутся люди, которые воспользуются этим. мне, например, по барабану откуда ты, какого жуза и какого рода. посидеть за чашкой чая это не помешает. ведь так? да, я знаю свой род, жуз и тд. но только в силу традиций, в силу уважения предков. никого попрекать этим я не собираюсь )))
  Максимыч 06.05.2014 в 19:08:46   # 348808
332-712
Я о чем говорю? Я говорю о том что из-за пидаразов (Госдеп, Кремль) страдает народ, ради чужих амбиций люди погибают. Боюсь что вместо цельной Украины получим вторую Югославию (Косово, Сербия, Черногория, Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения, Македония).
Вероятность "арабской весны" есть и будет.
Не забудьте "адайцев" которые в открытую говорят что кормят весь РК, "бородачей" которые спят и видят создание халифата, мало ли подводных еще сект?
  Беня Ладен 06.05.2014 в 22:58:53   # 348837
В любой стране можно совершить революцию. У нас за 20 лет я считаю не была создана политическая система, где для любого человека есть возможность возглавить государство. Нашего президента действительно можно благодарить и уважать за 20 лет стабильности и лавирования между всеми соседями и далекими забугорными империями. Но чем дольше стабильность, тем потом сильнее буря. А проблемы как мне кажется в нашей стране только накапливаются. Это и состояние экономики, благосостояние граждан, увеличение малограмотности, а это и есть бомба. Когда человеку есть, что покушать, когда он знает, что он часть Вселенной, а не живущий на черепахе раб Божий, когда он смотрит действительно интересные передачи по телевидению, он не будет устраивать революции и его не обмануть. И самое главное он будет сражаться за такую страну если нападут из вне.
P.S. Недавно проходил возле здания ДВД и от туда вышли сержантики и или студенты-юристы, вообщем практиканты. Идут харкаются, матерятся, толкают друг друга. Вот иду я и думаю, а ведь они будут защищать мою безопасность, только ни хрена не верится, что если случится какая-то заварушка они будут держать честь мундира. В Одессе тоже была милиция, а как всё получилось.
  kanakan 07.05.2014 в 22:56:37   # 348942
всерьез эту тему обсуждать надо - страшно когда рядом у тебя сосед с больной головой размахивает топором, а у тебя голые руки ....
дурак тот кто смеется над этой темой !
  Современник 10.05.2014 в 13:01:20   # 349070
Не будет никакой ядерной бомбы в Казахстане, как ни хотелось бы...
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь