Конец истории дружбы. Россия и Китай.
KOKauH 23 Мая 2008 в 16:25:09
'Машину бы вы не стали красть!' - гласит надпись, всплывающая на экране почти каждый раз, когда вы ставите диск с фильмом на своем DVD-плейере. За этим обычно следует серия предупреждений о пагубности незаконного копирования фильмов, включая стандартное напоминание Федерального бюро расследований США о том, что видеопиратство карается тюремным заключением до 5 лет и/или штрафом в 250000 долларов.
Есть, однако, страна, где все эти предостережения лишены всякого воздействия - речь идет обо всей громадной территории Китайской Народной Республики. Путешествуя по различным регионам Китая, вы замечаете, что внешне их жители выглядят по-разному, что кухня различается, что путунхуа (мандаринский диалект), на котором говорят в Пекине, на севере и юго-западе Китая, сменяется гуандунхуа (стандартным кантонским) или другими местными диалектами.
В одном, однако, вы можете быть уверены: в любом городе почти в каждом магазине, где торгуют DVD и компакт-дисками, есть потайная комнатка, скрытая за стенной панелью или книжным шкафом, где вы обнаружите гигантский выбор пиратских фильмов и музыкальных записей - все эти копии, очевидно, сделаны незаконно. В такой комнатке, которую я посетил в прошлом месяце, мне предложили 10 DVD за 100 китайских юаней (жэньминьби) и еще один бесплатно - это составляет примерно доллар и 30 центов за диск. Возможно, такие магазины - одни из немногих мест на планете, где за американский доллар еще что-то можно купить. (В каком городе было дело, я говорить не стану, дабы у местной полиции не возникло соблазна сделать символический жест - закрыть эту лавочку, чтобы устроить стране 'позитивный пиар' накануне Пекинских Игр и отвлечь внимание от катастрофы с эстафетой Олимпийского факела или недавно появившейся информации о секретной базе китайских подводных лодок).
Впрочем, Голливуд или профсоюзы, представляющие знаменитых артистов, которые пытаются искоренить видео- и аудиопиратство покажутся чуть ли не счастливчиками, если сравнить их проблемы с ситуацией, в которой оказались российские предприятия, выпускающие военные самолеты. Как отметила российская газета 'Правда', 'китайские 'пираты' вышли на новый уровень'.
В начале 1980-х и накануне распада СССР советская авиационная промышленность приступила к выпуску двух чрезвычайно удачных типов истребителей - двухмоторных, двухкилевых МиГ-29 (разработанных КБ Микояна) и Су-27 (проекта КБ Сухого). Последний значительно превосходит по размерам небольшой, более маневренный МиГ-29. Он относится к тому же классу тяжелых истребителей, что и боинговский F-15, и, подобно своему американскому аналогу, представляет собой перехватчик дальнего действия, необходимый всем странам, которым приходится защищать обширное по площади воздушное пространство.
В начале 1990-х КНР отчаянно нуждалась именно в таком самолете. Китайская промышленность долго пыталась разработать его самостоятельно, но более десятка лет ее усилия на этом направлении оказывались безрезультатными. В то же время заказы и финансирование российских предприятий в интересах собственных вооруженных сил снизились до нуля. Единственным способом выжить для российских оборонщиков стал экспорт их продукции в Китай, Индию и другие страны.
Через несколько лет после закупки первой партии экспортного варианта истребителя Сухого - Су-27СК - Китай подписал с российским государственным ведомством 'Росвооружение', занимавшимся экспортом военной продукции, соглашение о лицензионном производстве на авиазаводе в Шеньяне 200 таких истребителей. Позднее поступили и заказы на двухместный вариант того же самолета - многоцелевой Су-30МКК. Российский военный авиапром вздохнул с облегчением - объем китайских заказов составил миллиарды долларов.
Однако в 2004 г. китайское военное ведомство заявило Москве, что больше не нуждается в самолетах, которые производились в стране по лицензии - по его версии 'боевые возможности истребителя оказались слишком ограниченными'. Лицензионное производство было прервано после выпуска 95 J-11 (такое обозначение получили Су-27СК, собиравшиеся в Шеньяне), и поставки 180 двигателей АЛ-31Ф для этих двухмоторных самолетов.
Тремя годами позже, в 2007 г., стало ясно, почему завод в Шеньяне прервал лицензионную сборку Су-27СК на половине партии. Китайские авиастроители уже получили всю информацию, необходимую, чтобы скопировать этот самолет и представить его как 'самостоятельно' сконструированный истребитель J-11B, внешне полностью напоминающий Су-27СК. Реакцию российских официальных кругов не назовешь дипломатичной. Другое московское издание, 'Независимая газета', сообщает, что по данным российских источников, 'J11B - это абсолютная имитация Су-27СК'.
Тот факт, что Пекин создал копию самолета 'Сухого', или 'Сушки', как его в просторечии называют в России, сильно встревожил Москву. Появление китайского аналога Су-27СК может обернуться для российского оборонного экспорта тем же, чем действия других отраслей китайской промышленности обернулись для американских предприятий, выпускающих бытовую электронику. Подобно тому, как в магазинах Wal-Mart отделы электроники предлагают покупателям почти исключительно китайскую продукцию, мировой рынок истребителей может оказаться завален дешевыми китайскими копиями Су-27. Самый мрачный из прогнозов российских специалистов выглядит так: Шеньянский завод сможет выпускать на экспорт до 5000 J-11B, и в результате полностью вытеснит с рынков многих стран, стремящихся модернизировать свои ВВС, не только западную, но и российскую продукцию.
Поэтому, сообщает 'Независимая газета', 'Россия официально уведомила Китай о том, что производство истребителей J11, копирующих российский Су-27СК, является нарушением межгосударственных договоренностей. Москва пообещала приступить к юридическим процедурам защиты интеллектуальной собственности'.
Впрочем, непонятно, какому правовому форуму Россия может адресовать свои претензии. Так, если Китай является членом Всемирной торговой организации (ВТО), то Россия в нее не входит. Но даже при наличии четкого правового пути для предъявления российского иска Пекину, его юридические основания будут весьма шаткими - в самой России пиратское копирование компьютерных программ и другой продукции, защищенной авторским правом, распространено не меньше, чем в других странах.
Впрочем, более серьезную проблему для Москвы представляет зависимость от китайских заказов на другие виды военной продукции. В настоящее время большинство реактивных двигателей военного назначения, изготовляемых в России, экспортируется в Китай. Пекин также является одним из потенциальных покупателей ряда российских систем вооружений нового поколения. Предъявление юридических претензий этому азиатскому 'попутчику' неизбежно приведет к тому, что сокращение российского военного экспорта в Китай, снизившегося за последние годы на 60 с лишним процентов, усугубится еще больше.
В ходе финансовых кризисов часто приходится слышать такую фразу: 'Если вы заняли у банка 5000 долларов, вы ему принадлежите с потрохами, но если вы заняли 5 миллионов, то уже банк с потрохами принадлежит вам'. Экстраполируя этот принцип на ситуацию, в которой оказалась российская оборонная промышленность, приходишь к выводу: Москва мало что может сделать, чтобы попытаться ее изменить. Она столько вложила в военный товарооборот с Китаем, что теперь оказалась практически не в состоянии прервать эти связи и полностью отказаться от китайского рынка.
В то же время оставаться на этом рынке - все равно что играть в покер с постоянно растущими ставками. Выйти из игры - значит потерять ставки, уже сделанные на то, что Пекин своими заказами профинансирует создание следующего поколения российской военной техники. Риски для российской оборонной промышленности очень высоки - и еще выше они для остального мира. И вопрос теперь стоит так: где пройдет граница между мировым рынком сбыта для российского оружия, и аналогичным рынком для китайской продукции (выпускаемой благодаря знаниям, полученным от России)? Ответ будет зависеть от того, какая из сторон - Россия или пираты - окажется хитроумнее в следующем раунде.
("The Weekly Standard", США Рейбен Ф. Джонсон (Reuben F. Johnson), 14 мая 2008)
Есть, однако, страна, где все эти предостережения лишены всякого воздействия - речь идет обо всей громадной территории Китайской Народной Республики. Путешествуя по различным регионам Китая, вы замечаете, что внешне их жители выглядят по-разному, что кухня различается, что путунхуа (мандаринский диалект), на котором говорят в Пекине, на севере и юго-западе Китая, сменяется гуандунхуа (стандартным кантонским) или другими местными диалектами.
В одном, однако, вы можете быть уверены: в любом городе почти в каждом магазине, где торгуют DVD и компакт-дисками, есть потайная комнатка, скрытая за стенной панелью или книжным шкафом, где вы обнаружите гигантский выбор пиратских фильмов и музыкальных записей - все эти копии, очевидно, сделаны незаконно. В такой комнатке, которую я посетил в прошлом месяце, мне предложили 10 DVD за 100 китайских юаней (жэньминьби) и еще один бесплатно - это составляет примерно доллар и 30 центов за диск. Возможно, такие магазины - одни из немногих мест на планете, где за американский доллар еще что-то можно купить. (В каком городе было дело, я говорить не стану, дабы у местной полиции не возникло соблазна сделать символический жест - закрыть эту лавочку, чтобы устроить стране 'позитивный пиар' накануне Пекинских Игр и отвлечь внимание от катастрофы с эстафетой Олимпийского факела или недавно появившейся информации о секретной базе китайских подводных лодок).
Впрочем, Голливуд или профсоюзы, представляющие знаменитых артистов, которые пытаются искоренить видео- и аудиопиратство покажутся чуть ли не счастливчиками, если сравнить их проблемы с ситуацией, в которой оказались российские предприятия, выпускающие военные самолеты. Как отметила российская газета 'Правда', 'китайские 'пираты' вышли на новый уровень'.
В начале 1980-х и накануне распада СССР советская авиационная промышленность приступила к выпуску двух чрезвычайно удачных типов истребителей - двухмоторных, двухкилевых МиГ-29 (разработанных КБ Микояна) и Су-27 (проекта КБ Сухого). Последний значительно превосходит по размерам небольшой, более маневренный МиГ-29. Он относится к тому же классу тяжелых истребителей, что и боинговский F-15, и, подобно своему американскому аналогу, представляет собой перехватчик дальнего действия, необходимый всем странам, которым приходится защищать обширное по площади воздушное пространство.
В начале 1990-х КНР отчаянно нуждалась именно в таком самолете. Китайская промышленность долго пыталась разработать его самостоятельно, но более десятка лет ее усилия на этом направлении оказывались безрезультатными. В то же время заказы и финансирование российских предприятий в интересах собственных вооруженных сил снизились до нуля. Единственным способом выжить для российских оборонщиков стал экспорт их продукции в Китай, Индию и другие страны.
Через несколько лет после закупки первой партии экспортного варианта истребителя Сухого - Су-27СК - Китай подписал с российским государственным ведомством 'Росвооружение', занимавшимся экспортом военной продукции, соглашение о лицензионном производстве на авиазаводе в Шеньяне 200 таких истребителей. Позднее поступили и заказы на двухместный вариант того же самолета - многоцелевой Су-30МКК. Российский военный авиапром вздохнул с облегчением - объем китайских заказов составил миллиарды долларов.
Однако в 2004 г. китайское военное ведомство заявило Москве, что больше не нуждается в самолетах, которые производились в стране по лицензии - по его версии 'боевые возможности истребителя оказались слишком ограниченными'. Лицензионное производство было прервано после выпуска 95 J-11 (такое обозначение получили Су-27СК, собиравшиеся в Шеньяне), и поставки 180 двигателей АЛ-31Ф для этих двухмоторных самолетов.
Тремя годами позже, в 2007 г., стало ясно, почему завод в Шеньяне прервал лицензионную сборку Су-27СК на половине партии. Китайские авиастроители уже получили всю информацию, необходимую, чтобы скопировать этот самолет и представить его как 'самостоятельно' сконструированный истребитель J-11B, внешне полностью напоминающий Су-27СК. Реакцию российских официальных кругов не назовешь дипломатичной. Другое московское издание, 'Независимая газета', сообщает, что по данным российских источников, 'J11B - это абсолютная имитация Су-27СК'.
Тот факт, что Пекин создал копию самолета 'Сухого', или 'Сушки', как его в просторечии называют в России, сильно встревожил Москву. Появление китайского аналога Су-27СК может обернуться для российского оборонного экспорта тем же, чем действия других отраслей китайской промышленности обернулись для американских предприятий, выпускающих бытовую электронику. Подобно тому, как в магазинах Wal-Mart отделы электроники предлагают покупателям почти исключительно китайскую продукцию, мировой рынок истребителей может оказаться завален дешевыми китайскими копиями Су-27. Самый мрачный из прогнозов российских специалистов выглядит так: Шеньянский завод сможет выпускать на экспорт до 5000 J-11B, и в результате полностью вытеснит с рынков многих стран, стремящихся модернизировать свои ВВС, не только западную, но и российскую продукцию.
Поэтому, сообщает 'Независимая газета', 'Россия официально уведомила Китай о том, что производство истребителей J11, копирующих российский Су-27СК, является нарушением межгосударственных договоренностей. Москва пообещала приступить к юридическим процедурам защиты интеллектуальной собственности'.
Впрочем, непонятно, какому правовому форуму Россия может адресовать свои претензии. Так, если Китай является членом Всемирной торговой организации (ВТО), то Россия в нее не входит. Но даже при наличии четкого правового пути для предъявления российского иска Пекину, его юридические основания будут весьма шаткими - в самой России пиратское копирование компьютерных программ и другой продукции, защищенной авторским правом, распространено не меньше, чем в других странах.
Впрочем, более серьезную проблему для Москвы представляет зависимость от китайских заказов на другие виды военной продукции. В настоящее время большинство реактивных двигателей военного назначения, изготовляемых в России, экспортируется в Китай. Пекин также является одним из потенциальных покупателей ряда российских систем вооружений нового поколения. Предъявление юридических претензий этому азиатскому 'попутчику' неизбежно приведет к тому, что сокращение российского военного экспорта в Китай, снизившегося за последние годы на 60 с лишним процентов, усугубится еще больше.
В ходе финансовых кризисов часто приходится слышать такую фразу: 'Если вы заняли у банка 5000 долларов, вы ему принадлежите с потрохами, но если вы заняли 5 миллионов, то уже банк с потрохами принадлежит вам'. Экстраполируя этот принцип на ситуацию, в которой оказалась российская оборонная промышленность, приходишь к выводу: Москва мало что может сделать, чтобы попытаться ее изменить. Она столько вложила в военный товарооборот с Китаем, что теперь оказалась практически не в состоянии прервать эти связи и полностью отказаться от китайского рынка.
В то же время оставаться на этом рынке - все равно что играть в покер с постоянно растущими ставками. Выйти из игры - значит потерять ставки, уже сделанные на то, что Пекин своими заказами профинансирует создание следующего поколения российской военной техники. Риски для российской оборонной промышленности очень высоки - и еще выше они для остального мира. И вопрос теперь стоит так: где пройдет граница между мировым рынком сбыта для российского оружия, и аналогичным рынком для китайской продукции (выпускаемой благодаря знаниям, полученным от России)? Ответ будет зависеть от того, какая из сторон - Россия или пираты - окажется хитроумнее в следующем раунде.
("The Weekly Standard", США Рейбен Ф. Джонсон (Reuben F. Johnson), 14 мая 2008)
|