Washington Post: Казахстан следующий после Украины

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Lukas 05 Мая 2015 в 16:31:04
Астана — Взрывоопасная демографическая смесь, постепенно образующаяся в Казахстане, содержит те же самые ингредиенты, которые в прошлом году спровоцировали конфликт на Украине: русскоязычное меньшинство опасается притеснений, растущих антироссийских настроений и давления на свой язык.



В прошлом году Россия использовала это взрывоопасное сочетание в качестве предлога для аннексии украинского Крымского полуострова. Теперь многие жители Астаны, города, расположенного среди степей, опасаются, что президентские выборы, состоявшиеся в минувшее воскресенье, вполне возможно, станут последними, которые прошли в мирной обстановке, и что эта бывшая советская республика может оказаться следующей мишенью Москвы. Президент Нурсултан Назарбаев получил 98% голосов, но 74-летний лидер, для которого этот президентский срок, скорее всего, станет последним, так и не выбрал преемника. Казахи и русские опасаются, что после его ухода может разыграться серьезная борьба.

Примерно четверть населения Казахстана — это этнические русские, и многие из них сталкиваются с теми же трудностями, с которыми столкнулись русские на Украине. По словам некоторых, их вынуждают говорить на казахском языке, сфера применения которого за последние годы существенно увеличилась. И лишь незначительное число русских занимают ведущие должности в политическом руководстве страны.

Некоторые представители русской общины уже напрямую призывают Кремль оказать им помощь, несмотря на то, что большинство из них поддерживают Назарбаева, бывшего советского аппаратчика. Между тем, казахский лидер пообещал пресекать любые попытки разжечь межэтнические конфликты.

«Мы будем жестко пресекать любые формы национального радикализма, с какой бы стороны они ни исходили», — сказал Назарбаев в четверг, 30 апреля, в ходе Ассамблеи народа Казахстана, направленной на укрепление межкультурного единства. За последний год он ужесточил наказание за пропаганду сепаратизма и продолжил предпринимать меры для переселения большего числа казахов в те районы страны, где проживает большинство русских, то есть на север Казахстана.

Президент России Владимир Путин вызвал беспокойство казахов, когда в прошлом году он сделал лидеру страны весьма неоднозначный комплимент: «Он [Назарбаев] совершил уникальную вещь, — сказал Путин, обращаясь к группе прокремлевских активистов. — Он создал государство на территории, на которой государства не было никогда».

Путин обещал защищать права русских, проживающих в разных странах по всему миру. Казахстан является крупнейшим в мире производителем урана. Кроме того, Россия считает этого своего соседа буфером между ней и укрепляющимся Китаем, который стремительно проникает в различные части Средней Азии, долгое время принадлежавшие Российской империи.

«После Назарбаева у нас начнется переходный период, очень опасный переходный период, — сказал Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков, добавив, что он опасается повторения украинского конфликта, в ходе которого пророссийские ополченцы захватили часть территорий Украины. — Разгорится ожесточенная борьба за будущее страны».

В Казахстане проживает масса этнических групп — это наследие эпохи массовых депортаций, когда советское правительство использовало продуваемые ветрами степи в качестве места ссылки для политических заключенных и тех этнических групп, которые казались Кремлю недостаточно лояльными. Назарбаев, единственный президент независимого Казахстана, использовал давление, принуждение и грамотную дипломатию, чтобы предотвратить этнические конфликты, когда его страна обрела независимость от Советского Союза в 1991 году.

Ему удалось построить относительно процветающее государство с мусульманским большинством в регионе, где нестабильность и репрессивные режимы стали нормой. Назарбаев тоже постоянно борется и устраняет своих оппонентов, несмотря на то, что он пытается наладить хорошие отношения с Западом, а также с двумя сильными соседями, Китаем и Россией. Американские нефтяные компании вложили миллиарды долларов в Казахстан. Руководство страны регулярно обещает провести демократические реформы, однако не торопится выполнять свои обещания, по словам критиков, а лидер Казахстана пользуется своим конституционным правом руководить страной столько, сколько ему заблагорассудится.

Такая диктатура приводит к тому, что некоторые проблемы в стране долгое время остаются незаметными, пока, наконец, не происходит какой-нибудь катаклизм и они не всплывают на поверхность. Именно так и случилось в декабре 2011 года в поселке нефтяников Жанаозене, где полицейские убили по крайней мере 17 бастующих рабочих, требовавших повышения зарплат и улучшения условий труда.

Отношения между различными этническими группами — это еще один потенциальный очаг возгорания, несмотря на то, что руководство страны сделало все возможное для того, чтобы наладить отношения между ними. Но, по мнению аналитиков, учитывая ситуацию, столкновения интересов неизбежны. В момент обретения Казахстаном независимости русские составляли 38% населения страны. Сегодня их осталось меньше одной пятой населения, общая численность которого достигает 17 миллионов человек, тогда как этнические казахи составляют 66%, и, по оценкам экспертов, их численность продолжает расти. Многие русские эмигрировали, а те, кто остался, признаются, что они уже думают, куда им ехать после ухода Назарбаева.

«Моя мама в панике. Она спрашивает, куда ей ехать, что делать, когда Назарбаев уйдет», — говорит 21-летняя Марина, которая работает в благотворительном приюте для сирот в Астане и которая отказалась назвать свою фамилию, опасаясь возможных преследований. Недавно она ходила на вечернюю службу в успенский собор в Астане, который построили пять лет назад и строительство которого частично финансировала российская энергетическая компания «Газпром». «Ни для кого не секрет, что в Астану приехало множество людей, которым русские не нравятся. Не думаю, что кто-нибудь будет защищать русских здесь».

Страхи русских подогревались еще и тем, как российское государственное телевидение освещало конфликт на Украине. Во время протестных демонстраций в Киеве российские телеканалы, как правило, выбирали националистов и позиционировали их как представителей нового руководства страны. Если верить российским СМИ, то Киев заполнили кровожадные националисты, готовые истребить всех русских.

За последний год российские телеканалы обращали довольно мало внимания на Казахстан, однако, по словам аналитиков, им удалось вызвать массу опасений у проживающих там этнических русских и продемонстрировать мощное влияние государственных СМИ в процессе мобилизации русскоязычного общества.

За последние несколько лет казахский язык прочно укрепился во всех сферах жизни общества, что объясняется изменением демографической ситуации, а также политикой правительства страны. Русский язык остается официально признанным языком в Казахстане, и в городах он является языком межнационального общения. Назарбаев говорит, что он хочет, чтобы молодое поколение говорило на казахском, русском и английском языках. Между тем, даже русскоязычные депутаты все чаще пользуются казахским языком.

«Мы живем в Казахстане. Мы должны учить казахский язык», — говорит Светлана Романовская, член парламента, у которой визитки напечатаны на трех языках и у которой в кабинете можно найти книги на английском и казахском языках.

Страхи русских за свое будущее настолько сильны, что некоторые лидеры русскоязычного сообщества решили обратиться к Москве за помощью.

«В деревнях и поселках есть множество молодых людей, которые не слишком хорошо образованы, поэтому их очень легко настроить против русских», — говорит Юрий Бунаков, лидер Русской общины при Ассамблее народов Казахстана, официальной палате представителей этнических групп, проживающих в этой стране. После аннексии Крыма, он, по его собственным словам, наблюдал подъем антироссийских настроений в сети.

В апреле, по словам Бунакова, русская община отправила Кремлю письмо с просьбой оказать помощь в финансировании пророссийских культурных проектов в Казахстане.

«Прогнозы того, что случится после ухода Назарбаева, чрезвычайно негативные, — сказал Бунаков. — Нам срочно нужна помощь».

По мнению некоторых аналитиков, в качестве рычага давления Россия может использовать угрозу вмешательства, чтобы гарантировать, что Казахстан не станет слишком тесно сближаться с Китаем или Западом. 1 января Казахстан вступил в Евразийский экономический союз, в состав которого также входят Россия, Белоруссия и Армения. Однако Назарбаев решительно противился попыткам России установить более тесные связи, в том числе попытке Путина ввести единую валюту.

В Казахстане боятся «не того, что к нам вторгнутся, а того, что они могут использовать против нас СМИ, если мы сделаем что-то такое, что не понравится России», как сказала Наргиз Кассенова, директор Центрально-Азиатских центра исследований Университета КИМЭП в Алматы. Но, по ее словам, Россия, по всей видимости, заинтересована в севере Казахстана в гораздо меньшей степени, чем в востоке Украины.

По словам чиновников, политика Казахстана в вопросе межэтнического сотрудничества после ухода Назарбаева не изменится.

«Это вопрос выживания. Ни одно государство, где проживает множество народностей, не застраховано от межэтнических и межрелигиозных конфликтов, — сказал министр иностранных дел страны Эрлан Идриссов. — Мы понимаем, что достаточно всего одной спички. Возможно, мы успешно решали этот вопрос в течение 10 лет. Но если однажды мы расслабимся и проигнорируем проблему, и в этот момент вспыхнет эта спичка, может случиться настоящий пожар».

http://inosmi.ru/world/20150504/227842497.html
Оригинал публикации: http://www.washingtonpost.com/world/europe/in-kazakhstan-fears-of-becoming-the-next-ukraine/2015/05/01/10f7e73c-e878-11e4-8581-633c536add4b_story.html
Комментарии, по рейтингу, по дате
  bozon house 05.05.2015 в 16:40:26   # 424828
Сколько же людей с неуравновешенной психикой и "церковно-приходским" образованием...
"Такая диктатура приводит к тому, что некоторые проблемы в стране долгое время остаются незаметными, пока, наконец, не происходит какой-нибудь катаклизм и они не всплывают на поверхность. Именно так и случилось в декабре 2011 года в поселке нефтяников Жанаозене, где полицейские убили по крайней мере 17 бастующих рабочих, требовавших повышения зарплат и улучшения условий труда." - это совсем из другой оперы... Автор статьи кучеролог.
  в формате 05.05.2015 в 16:53:18   # 424833
Не нужно нагнетать обстановку на ровном месте...
  DuMoH 05.05.2015 в 16:55:09   # 424834
я надеюсь, у нас это не прокатит...
  Epihot 05.05.2015 в 17:04:07   # 424836
Даже читать не стал. Гамно полное. У нас не будет Украины. Всегда в мире жили и жить также будем.
  Пастафариан 05.05.2015 в 17:04:17   # 424837
Да!!! пошел он на Хуй
  realistnk 05.05.2015 в 17:10:09   # 424839
мдее, много букв. В подмосковных школах пусть посчитают количество этнических русских учеников.
  sarmat 05.05.2015 в 17:11:44   # 424840
пи...дешь и провокация... Не надо раздувать огонь из ничего, лично меня никто здесь не притесняет и чувствую себя совершенно спокойно в этом плане.
Немного напрягают салафиты Уж больно много их стало в городе.
  Skype 05.05.2015 в 17:25:26   # 424843
Цитата: Epihot от 05.05.2015 17:04:07
Даже читать не стал. Гамно полное. У нас не будет Украины. Всегда в мире жили и жить также будем.


А за деньги очень может быть. На украину пиндосы воткнули 8 ярдов и получилось. Да и как ещо получилось. Рядом с нами нищие страны там и по 2 ярда хватит замутить

Я конечно не сторонник революций, но правительство должно оценивать все риски и делать выводы. Следовательно нужно иметь армию, милицию которую любит и уважает народ, а также наших чиновников. Тогда 90% гарантия что заебутся хоть за 10 хоть за 20ярдов повторить сюжет украины в казахстане
  Serg155 05.05.2015 в 17:51:44   # 424845
Сама статья является правокационной, подводящая к мышлению и саботажу. На КОЛ автора.
  Sr. Leonsio 05.05.2015 в 18:21:49   # 424848
КГ/АМ.
Живем в мире и согласии. А если мы, сами дураки, этот мир сломаем, то кто нам виноват? Хотя с высказыванием про малообразованную кучку идиотов-нациков, которым очень легко внушить любые дестабилизационные идеи под видом чистоты и возвышенности нации, за пИченьку - согласен. Везде они есть.
  bolatbol 05.05.2015 в 18:28:32   # 424849
Никто не предполагал, что в Ираке, Сирии, Йемене может вспыхнуть война. Украина тоже пример. Плохо, что у нас не контролируют СМИ, комментаторов, муссирующих антироссийские темы голодомора, антигептила, репрессий. До советской власти численность казахов даже при многодетности и многоженстве не превышала 5 млн. Джут,голод, войны, болезни выкашивали народ. А обвинять Сталина, когда сосед стучал на соседа и требовал его смерти, низость. Гнилые люди были и есть, они и сейчас предают народ и наживаются за его счет.
Смотреть надо и за мечетями. Там вбивают в головы молодежи ислам антирусского толка.
  332-712 05.05.2015 в 19:30:46   # 424852
а где наши "патриоты"?
  Ал 05.05.2015 в 19:52:20   # 424855
Цитата: 332-712 от 05.05.2015 19:30:46
а где наши "патриоты"?

Где портфил?
Где Лысый цЫник с очередным "шедевром"?
Где Алексий Второй с очередной проповедью?
  walker 05.05.2015 в 20:01:10   # 424860
Автору статьи хочется сказать: "Не каркай, американец".
  walker 05.05.2015 в 20:05:29   # 424862
Цитата: Serg155 от 05.05.2015 17:51:44
Сама статья является правокационной, подводящая к мышлению и саботажу. На КОЛ автора.

Четко сказал. Особенно про мышление. Мышление - явление асоциальное и вредное. Голова дана больше для того, чтоб в нее кушать-пить и говорить.
  walker 05.05.2015 в 20:12:26   # 424866
Цитата: bolatbol от 05.05.2015 18:28:32
...
Смотреть надо и за мечетями. Там вбивают в головы молодежи ислам антирусского толка.

Дайте подробную методичку, как распознать ислам антирусского толка. Вдруг среди читателей найдутся, как вы выразились, гнилые люди. Раньше их называли сознательными гражданами. У вас не хватает смелости настучать, может храбрее вас найдутся здесь.
  zalivalka123 05.05.2015 в 20:29:11   # 424874
Я Казах и если кто то пойдет против русских я сам встану на их защиту.Не важно будь то русский,узбек,татарин я буду их защищать потому что мы живем в одной стране и это Казахстан! И все мы едины и я уверен что я не один такой!
  332-712 05.05.2015 в 20:37:08   # 424876
уокер! откинулся?
  332-712 05.05.2015 в 20:39:38   # 424877
спокойствие в нашей стране зависит от нас самих. не будем идти на поводу у всяких радетелей за чистоту нации - всё будет в порядке...
  Софруджу 05.05.2015 в 20:50:25   # 424879
Цитата: zalivalka123 от 05.05.2015 20:29:11
Я Казах и если кто то пойдет против русских я сам встану на их защиту.Не важно будь то русский,узбек,татарин я буду их защищать потому что мы живем в одной стране и это Казахстан! И все мы едины и я уверен что я не один такой!

Молодец! Однако тут на сайте полно таких, из-за которых и возможны провокации. Вон очень разумные слова Болатбола покарали. И в жизни они нередки. Но будем надеяться, что таких как Вы больше! Миру-мир! И не дай бог украинского беспредела
  bozon house 05.05.2015 в 20:58:57   # 424881
Цитата: walker от 05.05.2015 20:05:29
Цитата: Serg155 от 05.05.2015 17:51:44
Сама статья является правокационной, подводящая к мышлению и саботажу. На КОЛ автора.

Четко сказал. Особенно про мышление. Мышление - явление асоциальное и вредное. Голова дана больше для того, чтоб в нее кушать-пить и говорить.

Кстати некоторые ученые биологи считают, что абстрактное мышление есть отклонение от нормы в природе...Впрочем - это заявление недалеко от истины, ибо катастрофические последствия данного явления мы наблюдаем воочию.
  Ал 05.05.2015 в 21:02:14   # 424882
  bozon house 05.05.2015 в 21:11:32   # 424883
  Ал 05.05.2015 в 21:15:06   # 424885
Цитата: 332-712 от 05.05.2015 20:37:08
уокер! откинулся?

Не появлялась идея это событие обмыть?
Кстати, до последнего времени не подозревал, что возможность поощрить комментарий walkera представится...
  Злой Дядя 05.05.2015 в 21:26:06   # 424887
Админ, почему пускаешь такое в эфир ? нехорошо.
  bozon house 05.05.2015 в 21:28:44   # 424888
Цитата: Злой Дядя от 05.05.2015 21:26:06
Админ, почему пускаешь такое в эфир ? нехорошо.

Вопрос от юзера: что именно имелось в виду?
  Ал 05.05.2015 в 21:32:15   # 424889
Цитата: Злой Дядя от 05.05.2015 21:26:06
Админ, почему пускаешь такое в эфир ? нехорошо.

В других СМИ подобные публикации найдут...
Даже на российском "мыле" перепечатывают "пророссийские" статьи западных СМИ...
  Ал 05.05.2015 в 21:33:11   # 424891
Цитата: bozon house от 05.05.2015 21:28:44
Цитата: Злой Дядя от 05.05.2015 21:26:06
Админ, почему пускаешь такое в эфир ? нехорошо.

Вопрос от юзера: что именно имелось в виду?

Видимо, провокационный характер статьи...
Констатирую, что у некоторых ценителей запада появился вопрос: Quote:
А нас то за шо?
  RedFlag 05.05.2015 в 21:33:35   # 424892
https://www.youtube.com/watch?v=hlV-im3_aQ0
  Лысый 05.05.2015 в 21:40:18   # 424895
Все зависит от внутренней ситуации в РК и РФ, от стабильности состояния в обществе. Пока с этим проблемы, что у нас что и в РФ. Безработица, отсутствие социальных гарантий, большое материальное неравенство, низкий уровень образования. Эти все факторы напрямую или косвенно влияют на социальный климат. Подмена здравого смысла на всяческие агитки, кричалки и внешние атрибуты причастности к эпохальным событиям прошлого оболванивали, оболванивают и будут оболванивать в дальнейшем не самых стойких в моральном плане представителей лоу мидл класса, маргиналов и использовать их в своих неправедных делах. Так что надыть о народе думать в первую очередь, а уж потом сакральные ценности и прочая шелуха.



В случае замеса всем пиздец, абсолютно!
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь